Движения с гитарой во время

Игра на гитаре боем правой рукой

Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока. Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.

Предисловие. Читать обязательно!

Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название «бой») изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.

Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про «бой» появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.

Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть «гитарный бой», зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.

Читайте также:  Колокольный звон ноты для гитары

Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами «с нуля», и все равно будут те, кто скажет: «Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так. «

Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры «боем» на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.

Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается.

Виды боя и их обозначения

Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – «разгеадо». Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.

Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!

Играет Вячеслав Шувалов:

Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!

Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.

Именно в любительской среде возник термин «игра боем», или «гитарный бой». Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом «ставит аккорды» на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же «бой», то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.

Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного «боя», один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.

Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)

Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:

— удар сверху вниз по струнам
— удар сверху вниз с глушением
— удар снизу вверх по струнам

Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в «перевернутом» виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) – сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть «перевернутых» струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие – внизу, высокие – вверху.

Удар по струнам сверху-вниз

Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после «удара» по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.

Удар по струнам сверху-вниз с глушением

Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:

Удар по струнам сниз-вверх

Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы «гладит» струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.

Пример игры боем и его запись

Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.

Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi . Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.

А вот как его играть:

На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. «тики», четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.

Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.

Дальше повторяем тот же ритм.

Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не «бить» по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.

Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.

Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.

Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.

Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного «боя» играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте «бой» с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству !

Источник

Как попадать в ритм, играя на гитаре

Одно из самых важных умений, помогающее правильно играть на гитаре — это четко попадать в ритм. Узнайте, как правильно его развивать в этой статье.

Одно из самых важных умений, помогающее правильно играть на гитаре — это четко попадать в ритм. Своей неровной игрой вы можете с легкостью сбить тех, кто поет под нее или играет вместе с вами. Чтобы избежать косых взглядов с их стороны, вам непременно стоит научиться играть ровно, четко попадая в каждый клик метронома. Ну а если вы уверены, что играете без неровностей, то я могу предложить вам записать свою игру под метроном, хотя бы на простой диктофон: уверен, вы удивитесь, услышав, как то отстаете, то спешите от заданного ритма. В этой статье я хочу рассказать вам про важность и эффективность переменного штриха, который позволит вам безошибочно попадать в ритм.

Итак, что такое переменный штрих? Переменный штрих (alternate picking) — это когда вы непрерывно двигаете рукой в ритм так, что удары вниз приходятся на сильные доли (собственно сам клик метронома), а удары вверх приходятся на слабые доли (ровно между кликами метронома). Например игра боем — это тоже переменный штрих, только по всем струнам сразу. Внизу приведена картинка с ритмическим рисунком боя. Красные полоски обозначают, куда приходятся удары метронома (ваше движение рукой с медиатором вниз).

Важно понимать, что рука должна двигаться непрерывно вверх и вниз, даже если вы не бьете по струнам.

Бой из вступления песни The Cranberries — Zombie

Обратите внимание, что на гитаре это играется без остановок руки:

То есть рука все время двигается вверх и вниз и какие-то из ударов просто пропускаются. Так и получается ритмический рисунок.

Зачем это нужно? Нужно это, как я уже говорил, для ровной игры. Непрерывным движением руки вы сами делаете из себя метроном. В таком случае, даже если вы не вовремя ударите по струне, то в любом случае попадете в ритм. Единственное, но самое важное, что нужно выработать — привычку играть переменным штрихом и точное, размеренное движение руки (то есть не ускорять и не замедлять ее). Как же это осуществить?

1) Для начала вам нужно начать играть под метроном. С этого момента, каждый раз, когда вы садитесь играть в учебных целях, не важно что — бой, фрагмент игры, упражнения — нужно сразу включать метроном. Чувство ритма вырабатывается со временем, так что играть под метроном нужно начинать прямо здесь и сейчас.

2) Далее вам нужно следить за тем, чтобы на сильные доли (клик метронома) удар руки приходился вниз, а на слабые доли (ровно между кликами) удар приходился вверх. Очень важно, чтобы рука двигалась плавно, вы не должны ускоряться или замедляться. Первое время идеально получаться не будет, так что нужно максимально следить за этим моментом.

3) Следующее, чему стоит уделить внимание — это постоянное движение руки. Как я уже говорил, даже когда вы не бьете по струнам, рука не должна останавливаться. Движения эти должны быть размеренные, плавные и без рывков, как игра боем.

А теперь пару практических упражнений для тренировки правильной игры переменным штрихом:

1) Помимо простой игры под метроном, вы можете (если у вас есть такая возможность) подключить свою электрогитару к компьютеру (если вы играете на акустике, то подключить микрофон с гитарой к компьютеру) запустить любой секвенсер (ableton live, cubase, pro tools, fl studio и пр.), установить нужный темп и нажать на запись. Во время игры вам нужно смотреть, чтобы ваши удары ложились ровно на сетку. [скриншот] Это максимально сильно выработает у вас умение попадать ровно в клик метронома. Если же у вас не таких возможностей, то просто старайтесь делать упражнения на ритмику под метроном максимально осознано, внимательно вслушиваясь: опережаете вы метроном или отстаете от него. Это очень проблематичный момент, тк часто ученики уже на 5 минуте занятия уплывают в свои мысли и забывают слушать метроном. Вы можете 10 минут играть мимо метронома, даже не замечая этого. Тут я могу посоветовать вам поставить таймер на 5 минут, чтобы он напоминал вам о том, чтó вы делаете и почему вообще у вас в руках гитара. Так же вы можете периодически записывать свою игру с метрономом на простой диктофон из телефона, так можно более точно услышать опережаете ли вы или отстаете.

2) Если же вы совсем «уплываете» с ритма, то тут поможет более простое упражнение: включите метроном и бейте по шестой струне (или просто хлопайте в ладоши), в начале на каждый первый клик метронома, далее на каждый второй и наконец-то просто на каждый клик метронома.

3) Продумывайте направление удара. Помните, что на сильную долю удар всегда вниз, на слабую — вверх. Если в быстром темпе направление игры у вас смещается — попробуйте сыграть этот же фрагмент в более медленном темпе, постепенно увеличивая его.

П — означает удар медиатором вниз

V — удар медиатором вверх

4) Отрабатывайте движение руки перед зеркалом — повторюсь, движение руки должно быть плавным, без ускорений, замедлений и любых остановок.

Вот и все, что вам нужно сделать, чтобы научиться играть переменным штрихом. Освоив эту технику, ваша игра станет более ровная и точная. В конце хотелось бы для закрепления информации повторить основные 4 пункта переменного штриха:

Источник

Оцените статью