Дворжак думка для фортепиано

Думка

Антонин Дворжак был прекраснейшим чешским композитором, дирижером и педагогом, а также весьма многосторонне развитой личностью. За всю свою жизнь Дворжак многое пробовал, узнавал и внёс своими произведениями значительный вклад в музыкальную культуру Чехии. Он играл на органе, альте, был замечательным церковным органистом и дирижером не только своих произведений, но и произведений своих предшественников. На его творчество немало повлияло общение с П.И.Чайковским и И.Брамсом, что прослеживается в сочинениях Дворжака отголосками чистой русской музыки. Некоторое время композитор жил и работал в США, что также отложило свой отпечаток на творческий стиль композитора. Но при таком большом многообразии музыкальных элементов разных стран и национальностей, в которых пребывал композитор, все же его музыка и стиль носят ни с чем не сравнимый чешский характер и насквозь пронизаны национальным колоритом. Активная деятельность и ограниченность свободного времени никоим образом не отразились на качестве и содержании произведения Дворжака. Творческое наследие композитора включает в себя различные жанры и формы музыкального искусства, но наиболее ярко представленными стали симфонии, оратории и оперы. В своих произведениях Антонин Дворжак соединяет элементы музыкальных культур разных народов. Так, например, в симфонии «Из Нового Света» воедино сплетены элементы американской музыкальной культуры с особенностями музыкального фольклора негров и индейцев. При этом каждое произведение не теряет индивидуальный стиль композитора и характер изложения музыкального материала.

Сочинения Антонина Дворжака наполнены богатством мелодий, безграничной палитрой гармоний, разнообразием ритмических соединений и сочетанием ритмических рисунков, фольклорными особенностями разных народов (чешского, моравского, американского, индейского и негритянского). Особенно предпочтительной тематикой в произведениях Дворжака была историческая тематика, на которую написан ряд произведений в различных жанрах, таких как оратория, опера и музыка к драматическому спектаклю. Все произведения композитора пронизаны легкостью, жизнерадостностью, оптимизмом, легким юмором, элегантностью и нежной лирикой, сказочностью с национальным колоритом.

Читайте также:  Ты гитара со мною пой

Антонин Дворжак был выдающейся личностью XIX века, оказавший своим творчеством огромное влияние на развитие чешской культуры своего времени.

Смотрите также ноты произведений композитора Антонин Дворжак:

Источник

Антонин Дворжак. Фортепианное трио № 4 «Думки»

В 1890 г. Антонин Дворжак посетил Франкфурт-на-Майне, где он был представлен Кларе Шуман. После возвращения в Прагу композитор приступил к работе над Фортепианным трио № 4. Однако композитор был очень занят в то время – он готовился к началу преподавания в консерватории, поэтому работа над произведением затянулась, и завершено оно было в феврале 1891 г. В одном из писем Дворжак охарактеризовал трио как «маленькую пьесу для скрипки, виолончели и фортепиано», которая будет одновременно «радостной и грустной»: в одних местах – «меланхолическая песня», в других – «веселый танец».

Из четырех фортепианных трио, созданных Антонином Дворжаком, самым необычным можно назвать Четвертое. Как правило, фортепианное трио имеет вид традиционного сонатного цикла, в котором каждая из трех или четырех частей отличается от других, причем одна или две части пишутся в сонатной форме (таковы и остальные фортепианные трио Антонина Дворжака). Четвертое трио совершенно иное – это поистине уникальное произведение, в котором жанр камерно-инструментального ансамбля сближается с сюитой. Трио состоит из шести частей – что само по себе необычно для камерно-инструментального ансамблевого сочинения, и все они имеют единую жанровую природу, причем вполне определенную – композитор дал этому фортепианному трио заглавие «Думки».

Термином «дума» или «думка» исследователи славянского фольклора в XIX столетии обозначали печальную, медленную лирическую песню с протяжной мелодией. Этот жанр славянского фольклора пришел в профессиональную музыку в эпоху романтизма, и одним из первых обратился к нему Ференц Лист, побывав в имении Каролины Витгенштейн. Но наиболее полное претворение получил этот фольклорный жанр в творчестве Антонина Дворжака. Для него жанр думки стал средством воплощения как лирических образов, так и эпических. Он появляется в качестве медленной части в различных циклических произведениях Дворжака – например, в Фортепианном квинтете № 2 ля мажор, в Струнном секстете, в Струнном квартете № 10 ми-бемоль мажор, известном как «Славянский», но в Четвертом фортепианном трио думками являются все шесть частей. Это поистине кульминация претворения и жанра думки, и славянского фольклорного элемента в целом, который всегда играл важную роль в музыкальном языке Дворжака. В этом смысле можно сопоставить трио «Думка» со «Славянскими танцами», но это произведение отличается большей внутренней цельностью и глубиной.

Читайте также:  Работа для настройщика фортепиано

Цельности цикла способствуют многие его особенности. В структуре произведения принципы сюитности и вариационности сочетаются с чертами сонатного цикла. Первые три части, исполняемые без перерыва, можно сопоставить с традиционной первой частью, четвертую часть – с медленной, пятую – со скерцо, шестую – с финалом. Первая и заключительная части, имеющие один и тот же темп – Lento maestoso – играют роль «пролога и эпилога», обрамляя цикл и придавая его структуре черты репризности. Тональный план произведения основывается на типичных для творчества Дворжака сопоставлениях одноименных тональностей, а также терцовых соотношениях и плагальности: ми минор и ми мажор в первой части, до-диез минор во второй, ля мажор в третьей, ре минор и ре мажор в четвертой, ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор в пятой, до минор и до мажор в шестой.

Образный строй произведения развивается от напряженных и тревожных размышлений через множество разнообразных образов – лирических, драматических, пасторальных, жанрово-танцевальных – к успокоению и просветлению.

Первая часть – Lento maestoso – основана на одной теме, которая появляется в разных обличьях, будучи то меланхолической, то страстной, то бодрой. Во второй части – Poco adagio – элегическую первую тему, перекликающуюся с вокальной лирикой Роберта Шумана, излагает виолончель – этот инструмент играет в «Думках» весьма важную роль. Этой мелодии противопоставляется возбужденный ритм второй темы. Третья часть – Andante – подобно первой части, строится на одной теме, но она более светла и радостна. Четвертая – Andante moderato – имеет черты рондо с маршеобразным рефреном. Пятая часть – единственная в цикле, имеющая быстрый темп – Allegro, тем не менее, в ней ощущается меланхолическое настроение. Шестая, заключительная часть – Lento maestoso – построена на развитии двух контрастных тем.

Первое исполнение Фортепианного трио № 4 «Думки» состоялось в апреле 1891 г. в рамках торжественного вечера, посвященного присуждению Дворжаку почетной степени в Пражском университете. Фортепианную партию исполнил сам композитор. Трио имело большой успех и сразу после премьеры стало популярным произведением. Впоследствии Дворжак участвовал в исполнении своего Четвертого фортепианного трио более четырех десятков раз – в частности, оно вошло в программу большого прощального гастрольного турне по городам Чехии и Моравии, которое Дворжак предпринял перед отъездом в Америку.

Источник

Фортепианное трио № 4 (Дворжак) — Piano Trio No. 4 (Dvořák)

Фортепианное трио ми минор
№4, Думки
по Антонин Дворжак
Сочиненный 1891 г. ( 1891 ) Движения 6 Премьера Дата 11 апреля 1891 г. ( 1891-04-11 ) Место расположения Прага

Фортепианное трио № 4 ми минор , соч . 90, B. 166, (также называемое трио Думки из подзаголовка Думки ) — это произведение Антонина Дворжака для фортепиано , скрипки и виолончели . Это одно из самых известных произведений композитора.

В то же время это яркий пример камерного музыкального произведения, сильно отличающегося от общепринятой формы классической камерной музыки — как по количеству движений, так и по их формальному построению.

СОДЕРЖАНИЕ

Заголовок

Думки , форма множественного числа думка , это термин, введенный в славянские языки с украинского. Первоначально это уменьшительная форма термина « Дума» , множественное число dumy , которое относится к эпическим балладам, в частности к песням или стенаниям пленников. В течение девятнадцатого века композиторы из других славянских стран начали использовать дум как классическую форму, которая использовалась для обозначения задумчивой, интроспективной композиции с вкраплениями веселых частей. Дворжак использовал форму думки в нескольких других сочинениях, в том числе в своей «Думке для фортепиано соло», соч. 35; Славянский танец №2 ; Струнный секстет ; и его фортепианный квинтет, соч. 81 год

История

Дворжак завершил трио 12 февраля 1891 года. Премьера состоялась в Праге 11 апреля 1891 года со скрипачом Фердинандом Лахнером, виолончелистом Ханушем Виханом и самим Дворжаком на фортепиано. В тот же вечер Карлов университет в Праге присвоил композитору звание почетного доктора. Работа была так хорошо принята, что Дворжак исполнил ее в своем прощальном турне из сорока концертов по Моравии и Богемии, незадолго до отъезда в Соединенные Штаты, чтобы возглавить Национальную консерваторию Америки в Нью-Йорке. Трио было опубликовано, когда Дворжак был в Америке, и его вычитал его друг Иоганнес Брамс .

Состав

Произведение состоит из шести частей:

  1. Lento maestoso — Allegro quasi doppio movimento (ми минор — ми мажор)
  2. Poco adagio — Vivace non troppo — Vivace (C ♯ минор)
  3. Анданте — Vivace non troppo — Аллегретто (Ля мажор — Ля минор — Ля мажор)
  4. Анданте модерато — Allegretto scherzando — Quasi tempo di marcia (Ре минор — Ре мажор)
  5. Аллегро (E ♭ мажор — E ♭ минор)
  6. Lento maestoso (до минор — до мажор)

В композицию вошли шесть корявых эпизодов. Первые три манекена соединены вместе без перерыва в гармонически дополняющих клавишах, приведенных выше, по сути, образуя длинную первую часть. Последние три манекена представлены в разных тональностях, что создает общее впечатление четырехчастной конструкции.

Музыкальный критик Даниэль Фельзенфельд описывает эту форму следующим образом:

Форма произведения проста в структурном отношении, но эмоционально сложна и представляет собой раскованное богемское причитание . Считается по существу бесформенным, по крайней мере, по классическим стандартам, это больше похоже на темную фантазию в шести частях — полностью оригинальную и успешную, эталонную пьесу для композитора. Полное отсутствие суровости сонатной формы дало Дворжаку право переносить движения в головокружительные, тяжелые места , будучи одновременно задумчивым и, тем не менее, каким-то образом, несмотря на все это, немного беззаботным .

Музыковеды Дерек Кац и Майкл Beckerman наблюдать, « В то время как в квинтет [Op. 81] он позаимствовал план из Шуманом формовать его Думка в квази-традиционные рамки, здесь он позволяет каждому из шести dumky стоять полностью реализованы на его собственный.»

Источник

Дворжак думка для фортепиано

Op. 96. Струнный квартет фа мажор. 1893.

Op. 97. Квинтет (ми-бемоль мажор) для двух скрипок, двух альтов и виолончели.

Op. 105. Струнный квартет ля-бемоль мажор. 1895.

Op. 106. Струнный квартет соль мажор. 1895.

Op. 57. Соната (фа мажор) для скрипки и фортепиано. 1880.

Op. 75. Романтические пьесы (№№ 1–4) для скрипки и фортепиано. 1887.

Op. 100. Сонатина’ (соль мажор) для скрипки и фортепиано. 1893.

Op. 8. Силуэты. 12 пьес. 1879.

Op. 12. Думка и фуриант. 1884.

Op. 35. Думка. 1876.

Op. 36. Тема с вариациями. 1876.

Op. 41. Шотландские танцы. 1877.

Op. 42. Два фурианта. 1877.

Op. 53. Полька и галоп. 1861–1862.

Op. 54. Восемь вальсов. 1879–1880.

Op. 56. Шесть мазурок. 1880.

Op. 85. Поэтические картины. 13 пьес. 1889.

Op. 101. Восемь юморесок. 1894.

Op. 46. Славянские танцы (№№ 1–8). 1878.

Op. 59. Легенды (№№ 1—10). 1881.

Op. 68. Из чешского леса. Шесть пьес. 1883–1884.

Op. 72. Славянские танцы (№№ 9—16). 1886.

Кипарисы. Восемнадцать песен на тексты Г. Пфлегер-Моравского. 1885.

Op. 2. Четыре песни (из «Кипарисов» в новой редакции). 1882.

Op. 3. Четыре песни на тексты В. Галека. 1876.

Op. 5. Сирота. Баллада на текст К. Эрбена. 1871.

Op. 6. Четыре песни на сербские народные тексты. 1872.

Op. 7. Шесть песен на тексты из «Краледворской рукописи». 1872.

Op. 9. Четыре песни на тексты Э. Красногорской (№№ 1–2) и В. Галека (№№ 3–4). 1871, 1876.

Op. 31. Пять «Вечерних песен» на тексты В. Галека. 1876.

Op. 50. Три песни на новогреческие тексты (В. Небески) 1878.

Op. 55. «Цыганские мелодии». Семь песен на тексты А. Гейдыка. 1880.

Op. 73. «В народном духе». Четыре песни на тексты чешских народных песен. 1886.

Op. 83. «Песни любви» (Новая редакция восьми песен из «Кипарисов»). 1888.

Op. 99. Десять песен на тексты из «Кралицкой Библии». 1894.

Op. 20. Четыре дуэта на моравские народные тексты. 1875.

Op. 32. Тринадцать дуэтов на тексты моравских народных песен. 1876.

Op. 38. Четыре дуэта на моравские народные тексты. 1877.

Op. 27. Пять хоров для мужских голосов на тексты литовских народных песен. 1878.

Op. 28. Гимн чешских крестьян для смешанного хора и оркестра. Текст К. Пиппих. 1885.

Op. 29. Четыре песни для смешанного хора. Тексты А. Гейдыка и народные. 1876.

Op. 43. Три словацкие народные песни для мужского хора и фортепиано в четыре руки. 1877.

Op. 63. Среди природы. Пять смешанных хоров. Тексты В. Галека. 1882.

Чешские и моравские народные песни для мужского хора. Тексты А. Гейдыка. 1877.

Op. 58. Stabat mater для солистов, хора и оркестра. 1876–1877.

Op. 79. Псалом 149 для хора и оркестра. 1879 (вариант для мужского хора), 1887 (вариант для смешанного хора).

Op. 86. Месса (ре мажор) для солистов, хора и оркестра. 1887 (инструм. 1892).

Op. 89. Реквием для солистов, хора и оркестра. 1890.

Список литературы о Дворжаке

Бэлза И. Антонин Дворжак. М.—Л., Музгиз, 1949.

Бэлза И. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.—Л., Музгиз, 1951.

Бэлза И. Чешская оперная классика. М., «Искусство», 1951.

Бэлза И. Пятая симфония Дворжака. М., Музгиз, 1950.

Бэлза И. Антонин Дворжак. Лекция. М., Музгиз, 1954.

Бэлза И. Фортепианная музыка Дворжака. «Советская музыка», 1961, № 5.

Бэлза И. Роль Дворжака и его школы в развитии русско-чешских культурных связей. «Ученые записки Института Славяноведения АН СССР», том 26. АН СССР, М. 1963.

Бэлза И. Вступительные статьи к советским изданиям следующих произведений Дворжака: симфония «Из Нового Света» (партитура), М., 1954; «Песни любви», М., 1954; «Славянские танцы» (партитура в двух томах), М., 1956; «Черт и Кача» (клавир), М., 1956; «Моравские дуэты», М., 1958; Шесть песен на тексты «Краледворской рукописи», М., 1959.

Бэлза И. Последняя симфония Дворжака. «Музыкальная жизнь», 1969, № 6.

Бернандт Г. Пятая симфония Антонина Дворжака. М.,1954.

Антонин Дворжак. Сборник статей. Составление и общая редакция Л. С. Гинзбурга. Вступ. статья И. Ф. Бэлзы. М., «Музыка», 1967.

«Дворжак в письмах и воспоминаниях». Перевод с чешского Л. А. Александровой. Общая редакция и вступ. статья И. Ф. Бэлзы. М., «Музыка», 1964.

Переписка А. Дворжака с В. И. Сафоновым (1889–1890). Публикация В. А. Киселева. «Краткие сообщения Института Славяноведения АН СССР», вып. 17. АН СССР, М., 1955.

Источник

Оцените статью