Концерт для фортепиано с оркестром (Дворжак) — Piano Concerto (Dvořák)
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор , Op. 33 — единственный фортепианный концерт чешского композитора Антонина Дворжака . Написанный в 1876 году, это был первый из трех концертов Дворжака, за которым последовал Концерт для скрипки, соч. 53 из 1879 г. и Концерт для виолончели, соч. 104 , написано в 1894–1895 гг. Концерт для фортепиано, вероятно, наименее известный и наименее исполняемый из концертов Дворжака.
По словам выдающегося музыкального критика Гарольда К. Шенберга , Дворжак написал «привлекательный Концерт для фортепиано соль минор с довольно неэффективной фортепианной партией, прекрасный Концерт для скрипки ля минор и великолепный Концерт для виолончели си минор».
Содержание
Задний план
Концерт для фортепиано с оркестром Дворжак написал с конца августа по 14 сентября 1876 года. Его автографическая версия содержит множество исправлений, стираний, сокращений и дополнений, большая часть которых была сделана в фортепианной партии. Премьера произведения состоялась в Праге 24 марта 1878 года с оркестром Пражского временного театра под управлением Адольфа Чеха и пианиста Карла Славковского .
Работая над концертом, Дворжак сам осознал, что он не создал виртуозного произведения, в котором фортепиано борется с оркестром. Дворжак писал: «Я вижу, что не могу написать концерт для виртуоза, я должен думать о другом». Вместо этого Дворжак написал симфонический концерт, в котором фортепиано играет ведущую роль в оркестре, а не противостоит ему.
Стремясь смягчить неудобные отрывки и расширить диапазон звучности пианиста, чешский пианист и педагог Вилем Курц предпринял обширную переработку сольной партии; ревизия Курца сегодня часто проводится.
Концерт на протяжении многих лет поддерживал известный чешский пианист Рудольф Фиркушны , который до своей смерти в 1994 году играл его со многими разными дирижерами и оркестрами по всему миру. Когда-то ученик Курца, Фиркушны исполнял исправленную сольную партию большую часть своей жизни. , обращаясь к оригинальной партитуре Дворжака позже в своей концертной карьере.
Обсуждая фортепианную музыку Ференца Листа , пианист Лесли Ховард , записавший все это, отмечает: «. в Листе нет ничего, что было бы так сложно сыграть, как Концерт для фортепиано с оркестром Дворжака — великолепное произведение музыка, но одна из самых неуклюжих частей фортепианной письменности, когда-либо напечатанных «.
Форма
Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр и струнных . Он имеет три движения:
- Allegro agitato (около 18 минут)
- Анданте состенуто в ре мажоре (около 9 минут)
- Allegro con fuoco : соль минор → соль мажор (около 11 минут)
Типичное исполнение произведения длится 38–40 минут.
Источник
Антонин Дворжак. Концерт для фортепиано с оркестром
Трудно сказать, какому жанру музыкального искусства Дворжак отдавал предпочтение. Автор десяти опер, ряда кантат и ораторий, он с не меньшей, если не с большей активностью работал в области инструментальной музыки. В его наследии, если считать и ранние произведения, при жизни композитора не опубликованные, девять симфоний, три сольных инструментальных концерта (для фортепиано, скрипки, виолончели), ряд увертюр, рапсодий, танцев (в том числе два цикла «Славянских танцев»), пять симфонических поэм, четырнадцать струнных и фортепианных квартетов, пять квинтетов, шесть трио и других камерно-инструментальных сочинений; следует еще добавить множество фортепианных циклов и отдельных пьес.
Инструментальная музыка Дворжака отмечена глубиной содержания и художественным совершенством. Редкая мелодическая щедрость и эмоциональная непосредственность при строгой логичности в разработке музыкального образа и тщательной отделке деталей; огненный темперамент, зажигательные ритмы в сочетании с интимной задушевностью, ласковой сердечностью; чистота голосоведения с применением певучих подголосков, что так свойственно славянской музыке; тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование напевных свойств инструмента, оркестровое полнозвучие при разностороннем выявлении тембровых оттенков — таковы, в целом, особенности инструментального творчества Дворжака.
Поэтическое претворение народно-музыкальных образов находит яркое отражение в симфонических сочинениях Дворжака. Здесь эти образы приобретают более интимную, душевную либо, наоборот, драматическую или героическую трактовку: все окрашено в тона взволнованного личного высказывания, на всем лежит отпечаток неповторимой индивидуальности художника. Среди таких произведений фортепианный концерт g-moll (1876).
Дворжак писал свой фортепианный концерт с конца августа по начало сентября 1876 года. Он стал первым произведением композитора в концертном жанре, не считая неоркестрованого Первого виолончельного концерта. Но Дворжак не был виртуозным пианистом, и он прекрасно это понимал. Скорее всего, он выбрал именно фортепиано в качестве сольного инструмента потому, что возлагал надежды на молодого пианиста Карела Славковского, который интересовался новыми произведениями чешских композиторов того времени и весьма успешно исполнил некоторые из камерных сочинений композитора.
Фортепианная партия не отличалась особой виртуозностью, поскольку Дворжак создавал такое произведение, где фортепиано играет ведущую роль в оркестре, а не противостоит ему.
Итоговая версия содержит много исправлений и дополнений, большая часть которых были сделаны в фортепианной партии. Премьера концерта состоялась в Праге 24 марта 1878 года с оркестром под управлением Адольфа Чеха и пианистом Карелом Славковским. Концерт был опубликован лишь в 1883 году; за это время произведение оценили многие издательства и пианисты и композитор внёс туда множество исправлений. После его публикации ещё при жизни композитора концерт исполнялся в Лондоне, Праге, Берлине.
Низкая популярность произведения среди пианистов того времени связана со сложностью фортепианной партии концерта. Несмотря на её «невиртуозность», она требовала больших усилий по её изучению и исполнению, в то время как обычные слушатели не отмечали особой виртуозности в произведении. Чешский пианист и музыкальный педагог Вилем Курц пересмотрел фортепианную партию с целью её упрощения для игры. В некоторых местах он упростил отрывки, которые были технически слишком сложными; в других случаях он наоборот повысил октаву или добавил аккорды для того, чтобы солирующий инструмент был услышан на фоне оркестра.
Адаптированный таким образом, концерт был впервые исполнен в Праге в 1919 году дочерью Курца Илоной Курцовой и Чешским филармоническим оркестром под руководством Вацлава Талиха. Версия Курца вскоре стала весьма популярной, в том числе и благодаря ученику Курца, пианисту Рудольфу Фиркушному, который с успехом исполнял её по всему миру (хотя позже Фиркушный вернулся к оригинальной партитуре Дворжака).
На протяжении многих лет редакция Курца была основной. Первым известным пианистом, вернувшимся к оригиналу Дворжака, был Святослав Рихтер. Именно Рихтер реабилитировал концерт в своем первоначальном виде, а его запись этого концерта в первоначальном варианте вместе с Баварским государственным оркестром под управлением Карлоса Кляйбера 1976 года считается одним из лучших исполнений этого произведения.
Баварский государственный оркестр
Святослав Рихтер (фортепиано)
Карлос Клайбер (дирижер)
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
- Анекдоты (51)
- Афоризмы, умные мысли, цитаты.. (452)
- Биографии, интересные люди (555)
- Будем помним. (139)
- женщины века (181)
- Вдохновение (13)
- Вечное (80)
- житейские истории (21)
- Видео (77)
- Виртуальные прогулки (839)
- Вокруг света (259)
- Красоты Земли (308)
- музеи (137)
- Все для компа любимого. (208)
- в дневник музыка (12)
- все для дневника (116)
- картинки (27)
- уроки фто (6)
- Все для Нового года. (186)
- заговоры, приметы (16)
- стихи, пожелания (114)
- Генеология (13)
- Государство, общество (16)
- Дети. детство (417)
- игры, хобби, игрушки (23)
- куклы для детей и взрослых, авторские (41)
- Для друзей, друзья, (1084)
- добрый. день, вечер, утро. (251)
- поздравления, приветствия (157)
- праздники интересные. (334)
- Для души. для настроения.. (71)
- Для родных. (155)
- Женщины — о нас и для нас. (267)
- мода. (196)
- заговоры (12)
- Здоровье (1357)
- болезни и их лечение (108)
- гимнастика, массаж (205)
- диеты (28)
- ежедневно (6)
- заговоры (34)
- здоровье и красота (19)
- здоровье-клипы. (10)
- лечебные мази (18)
- лечебные травы (72)
- народные рецепты (124)
- продукты и здоровье (100)
- рецепты здоровья (27)
- скорая помощь (69)
- советы, рецепты (207)
- цветотерапия и музыка (106)
- я- женщина (99)
- Интересно (497)
- самое, самое (83)
- Цвет и его влияние. (16)
- Искусство (6742)
- анимализм (153)
- антиквариат, драгоценности (101)
- дети (153)
- Живопись (2266)
- иллюстрации (11)
- история картины и о художниках (478)
- КОЛЛЕКЦИЯ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ (9)
- Народные промыслы (230)
- Натюрморты, пейзажи (1290)
- портрет (113)
- презентации (304)
- Прикладное искусстсво (940)
- Резьба (28)
- Романтический образ женщины (393)
- Скульптура, памятники (300)
- История вещей (259)
- история открытий (25)
- История. (183)
- история России (95)
- Как они любили. (202)
- Календарь (10)
- Камни, минералы (298)
- Самоцветы, драгоценности (96)
- Кино, театр, спектакли (141)
- Книги, проза (224)
- КРАСОТА ПРИРОДЫ (1053)
- весна (53)
- зима (170)
- лето (135)
- осень (229)
- пейзажи (231)
- Приметы (12)
- Кулинария (1000)
- «еда знаменитостей»: (62)
- блюда из овощей (40)
- второе (105)
- выпечка (218)
- заготовки на зиму-овощи, мясо, рыба (53)
- заготовки на зиму-фрукты (21)
- Каши (9)
- кулинарные истории, традиции (84)
- мой старый кулинарный блокнот (4)
- мультиварка (16)
- мясо (31)
- посуда и все о ней. (23)
- продукты питания (56)
- рецепты-сайты (8)
- салаты (75)
- советы домохозяек (29)
- соки, напитки (94)
- супы. бульоны (21)
- Легенды, мифы, притчи сказания (433)
- Мантры,медитация, магия (294)
- «Йога, Цигун, Рейки»: (8)
- медитация (61)
- мудры (37)
- симорон (12)
- Мир- Земля и плпнеты (28)
- Мой дом (174)
- рукоделие (11)
- Самоделки (14)
- советы домохозяек (49)
- уборка (43)
- химчистка на дом (2)
- Молитвы. храм, православие (800)
- Библия и священные писания (9)
- день рождения (4)
- еда православная (7)
- ежедневные, важные (55)
- заговоры (24)
- Иконы (50)
- молитвы (72)
- молитвы о детях , семье, близких, (41)
- молитвы- стихи (16)
- музыка духовная (31)
- Пасха, вербное (84)
- Православие- храмы (44)
- праздники православные (186)
- сборники молитв (2)
- святые (6)
- секреты целителей, заговоры (16)
- советы, поучения (68)
- Часовня (3)
- Мудрость (93)
- МУЗЫКА (7032)
- из к/фильмов (75)
- классика (296)
- «голос» конкурсы, концерты. (182)
- — духовой оркестр и трба (27)
- — народная (78)
- — оперетта, опера (55)
- — ретро (287)
- -аккордион (50)
- -зарубежная эстрада (220)
- -рок-н-ролл (14)
- авторская (36)
- балет и танцы (171)
- блюзы и джаз (91)
- для любимыхи родных (6)
- духовые -саксафон (69)
- Жизнь композиторов (157)
- застольные (8)
- история музыкальных шедевров (280)
- кантри и шаманская (63)
- композиции со стихами (1346)
- любимое (254)
- муз инструменты и их история (97)
- музальбомы (291)
- музоткрытки (17)
- музыка камерная, романсы (285)
- музыка природы (3)
- неоклассика и «Нью Эйдж» (30)
- О музыке и исполнителях (1048)
- Певцы и певицы (309)
- песни военных лет (38)
- песни любви (25)
- Песни народные (12)
- песни-клипы (700)
- плейкаст (34)
- Радио, муыка-поиск (6)
- Релакс (49)
- романтика и инструментальная (115)
- сборники (56)
- спектакли (16)
- старая пластинка (5)
- струнные-гитара. балалайка, гусли (47)
- шансон (109)
- Народы мира (209)
- Люди (жизнь, обычаи, традиции) (173)
- Натюрморты (1162)
- Наш язык (101)
- Неопознанное..Загадочное (14)
- Нумерология, гороскопы, хиромантия (152)
- Поздравления (99)
- на день рождения (14)
- поздравлялки (16)
- Познавательно (256)
- мистика, сверхестественное (7)
- Полезное. (32)
- Полезные советы (5)
- ПОЭЗИЯ (7226)
- Шерше ля фам (1152)
- авторская (245)
- биографии, жизнь поэтов, писателей (163)
- гражданская лирика (86)
- жизненные.душевные (672)
- И.Самарина-Лабиринт» (285)
- к праздникам (69)
- любовная, отношения. (647)
- настроение (1412)
- о природе (720)
- Стихи на утро, день и вечер. (18)
- стихи-открытки (53)
- Уже классика (345)
- Праздники (134)
- Новый год, Рождество (65)
- ПАМЯТНЫЕ ДНИ (4)
- предания старины (6)
- Приметы (7)
- ПРИРОДА (1419)
- голоса, пение птиц (8)
- домашние питомцы (104)
- животный мир (225)
- насекомые (53)
- подводные. (43)
- птицы (224)
- растительный мир (144)
- фото (209)
- Цветы (473)
- Прочесть. (27)
- психология (235)
- Размышления . (9)
- Релакс (72)
- Религии мира . храмы (57)
- Сад- огород (293)
- борьба с вредителями (38)
- Капуста (6)
- овощи (17)
- огород (43)
- огурцы (40)
- сад (7)
- советы по уходу (80)
- томаты, перец (37)
- Танцы (329)
- Ах.эти танцы. (156)
- танцы народов мира (33)
- танцы прошлых веков. (10)
- Тесты (58)
- Фото, открытки (573)
- старые фото (38)
- Энциклопедии, справочники, словари (26)
- Юмор, смешно, (371)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Антонин Дворжак. Концерт для фортепиано с оркестром
Воскресенье, 12 Февраля 2017 г. 16:06 + в цитатник
Антонин Дворжак. Концерт для фортепиано с оркестром
Трудно сказать, какому жанру музыкального искусства Дворжак отдавал предпочтение. Автор десяти опер, ряда кантат и ораторий, он с не меньшей, если не с большей активностью работал в области инструментальной музыки. В его наследии, если считать и ранние произведения, при жизни композитора не опубликованные, девять симфоний, три сольных инструментальных концерта (для фортепиано, скрипки, виолончели), ряд увертюр, рапсодий, танцев (в том числе два цикла «Славянских танцев»), пять симфонических поэм, четырнадцать струнных и фортепианных квартетов, пять квинтетов, шесть трио и других камерно-инструментальных сочинений; следует еще добавить множество фортепианных циклов и отдельных пьес.
Инструментальная музыка Дворжака отмечена глубиной содержания и художественным совершенством. Редкая мелодическая щедрость и эмоциональная непосредственность при строгой логичности в разработке музыкального образа и тщательной отделке деталей; огненный темперамент, зажигательные ритмы в сочетании с интимной задушевностью, ласковой сердечностью; чистота голосоведения с применением певучих подголосков, что так свойственно славянской музыке; тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование напевных свойств инструмента, оркестровое полнозвучие при разностороннем выявлении тембровых оттенков — таковы, в целом, особенности инструментального творчества Дворжака.
Поэтическое претворение народно-музыкальных образов находит яркое отражение в симфонических сочинениях Дворжака. Здесь эти образы приобретают более интимную, душевную либо, наоборот, драматическую или героическую трактовку: все окрашено в тона взволнованного личного высказывания, на всем лежит отпечаток неповторимой индивидуальности художника. Среди таких произведений фортепианный концерт g-moll (1876).
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, op. 33
Концерт состоит из 3 частей:
1. Allegro agitato
2. Andante sostenuto
3. Finale. Allegro con fuoco
Дворжак был очень скромным по натуре человеком, чрезвычайно набожным, любил природу (его пристрастием были голуби, которых он держал в своем летнем доме), но при этом ценил прогресс цивилизации. Он восторгался локомотивами и пароходами, ритмом жизни больших городов, хотя часто сбегал из них в деревенскую глушь. Но прежде всего он был композитором. В каком бы жанре Дворжак ни пробовал себя, везде он был индивидуален. Он — один из наиболее часто звучащих и самый известный чешский композитор в мире, его изобретательность в музыке очень велика, а красота мелодий — неповторима.
Дворжак писал свой фортепианный концерт с конца августа по начало сентября 1876 года. Он стал первым произведением композитора в концертном жанре, не считая неоркестрованого Первого виолончельного концерта. Но Дворжак не был виртуозным пианистом, и он прекрасно это понимал. Скорее всего, он выбрал именно фортепиано в качестве сольного инструмента потому, что возлагал надежды на молодого пианиста Карела Славковского, который интересовался новыми произведениями чешских композиторов того времени и весьма успешно исполнил некоторые из камерных сочинений композитора.
Фортепианная партия не отличалась особой виртуозностью, поскольку Дворжак создавал такое произведение, где фортепиано играет ведущую роль в оркестре, а не противостоит ему.
Итоговая версия содержит много исправлений и дополнений, большая часть которых были сделаны в фортепианной партии. Премьера концерта состоялась в Праге 24 марта 1878 года с оркестром под управлением Адольфа Чеха и пианистом Карелом Славковским. Концерт был опубликован лишь в 1883 году; за это время произведение оценили многие издательства и пианисты и композитор внёс туда множество исправлений. После его публикации ещё при жизни композитора концерт исполнялся в Лондоне, Праге, Берлине.
Низкая популярность произведения среди пианистов того времени связана со сложностью фортепианной партии концерта. Несмотря на её «невиртуозность», она требовала больших усилий по её изучению и исполнению, в то время как обычные слушатели не отмечали особой виртуозности в произведении. Чешский пианист и музыкальный педагог Вилем Курц пересмотрел фортепианную партию с целью её упрощения для игры. В некоторых местах он упростил отрывки, которые были технически слишком сложными; в других случаях он наоборот повысил октаву или добавил аккорды для того, чтобы солирующий инструмент был услышан на фоне оркестра.
Адаптированный таким образом, концерт был впервые исполнен в Праге в 1919 году дочерью Курца Илоной Курцовой и Чешским филармоническим оркестром под руководством Вацлава Талиха. Версия Курца вскоре стала весьма популярной, в том числе и благодаря ученику Курца, пианисту Рудольфу Фиркушному, который с успехом исполнял её по всему миру (хотя позже Фиркушный вернулся к оригинальной партитуре Дворжака).
На протяжении многих лет редакция Курца была основной. Первым известным пианистом, вернувшимся к оригиналу Дворжака, был Святослав Рихтер. Именно Рихтер реабилитировал концерт в своем первоначальном виде, а его запись этого концерта в первоначальном варианте вместе с Баварским государственным оркестром под управлением Карлоса Кляйбера 1976 года считается одним из лучших исполнений этого произведения.
Баварский государственный оркестр
Святослав Рихтер (фортепиано)
Карлос Клайбер (дирижер)
В наше время концерт исполняют в различных редакциях; иногда в некоторых изданиях концерта обе редакции печатаются вместе, чтобы солист мог выбрать сам ту или иную версию.
Источник