Дворжак сонатина для скрипки с фортепиано

Антонин Дворжак. Сонатина для скрипки и фортепиано соль мажор

В ноябре 1893 г. Антонин Дворжак находился в Америке, шел второй год его педагогической деятельности в нью-йоркской Национальной консерватории. Пребывание в Новом свете оказалось плодотворным – в частности, были написаны фа-мажорный Струнный квартет и ми-бемоль-мажорный Струнный квинтет. Произведения Дворжака пользовались успехом у американской публики. Композитор получил немало новых впечатлений, познакомившись не только с американским музыкальным фольклором, но и с природой Нового Света, особенно потрясло его посещение Ниагарского водопада. Немало радостных минут доставляли ему встречи с чехами, жившими в Америке.

И все же тоска по родине не оставляла композитора – однажды он признался, что готов отправиться в Чехию хоть в трюме корабля… В чем же мог найти утешение композитор? Конечно же, в создании музыки! Впрочем, осенью 1993 г. консерваторские дела не позволяли ему вплотную заняться сочинением, но в записной книжке композитора один за другим появлялись наброски нового сочинения. Задуманное произведение должно было стать для композитора своеобразным «юбилеем» – ведь это был его сотый опус. Наконец, в конце ноября Дворжаку удалось сосредоточиться на сочинении музыки – и в первых числах декабря он завершил Сонатину для скрипки и фортепиано соль мажор.

«Моим детям» – такое посвящение предпослал композитор своему «юбилейному» сочинению. К тому времени у Дворжака было шестеро детей (из девяти родившихся трое умерли в раннем детстве), но подразумевал он тех двоих, которые вместе с ним находились в Нью-Йорке – Отилию и Антонина. Оба проявляли музыкальную одаренность – пятнадцатилетняя Отилия обучалась искусству игры на фортепиано у профессора консерватории Адели Маргулис (той самой, по чьей рекомендации Дворжак был приглашен в консерваторию), а десятилетний Антонин осваивал скрипку под руководством Йозефа Коваржика, друга Дворжака.

Читайте также:  Топ акустических гитар до 5000

Сонатина соль мажор вошла в число наиболее часто исполняемых произведений Дворжака, опередив другие его сочинения для скрипки и фортепиано, в частности, скрипичную Сонату фа-мажор. Сущность этого произведения яснее всего сформулировал сам Дворжак в письме к издателю Зимроку: «Она предназначена для молодежи, но и взрослые позабавятся ею, как сумеют». Сочинение, адресованное в первую очередь юным исполнителям, не могло содержать особых технических сложностей, и обе партии Сонатины – и скрипичная, и фортепианная – сравнительно просты. Однако нельзя сказать, что композитор совсем уж упростил задачу: не требуя особой виртуозности, Сонатина требует выразительного звука, тонкости фразировки и нюансировки, вдумчивого выстраивания драматургической линии музыкального развития. Что в особенности связывает произведение с миром юности, так это ее образно-эмоциональный строй – это удивительно светлое произведение, исполненное искренних душевных порывов, а печальные размышления во второй части лишь оттеняют жизнерадостность других частей. Подобно другим произведениям, созданным Дворжаком в период работы в Америке, в Сонатине отразились черты музыкального фольклора Нового Света – синкопированные ритмы, пентатоника.

По своей структуре Сонатина представляет собой классический четырехчастный цикл с быстрыми крайними частями, лирической второй и скерциозной третьей.

Первая часть – Allegro risoluto – представляет собой сонатное allegro, которому задает тон энергичный четырехтактовый мотив, открывающий Сонатину. Он играет особенно важную роль в разработке. Кода, завершающая первую часть, представляется неожиданно спокойной и мягкой.

Во второй части – Larghetto – в наибольшей степени проявился американский колорит. По воспоминаниям Йозефа Коваржика, Антонин Дворжак сочинил ее основную тему под впечатлением водопада Миннегага, расположенного недалеко от Миннеаполиса. Эта меланхолическая, эмоционально насыщенная мелодия интонационно родственна образцам индейского песенного фольклора. Вторая часть Сонатины соль-мажор неоднократно публиковалось отдельно под такими названиями, как «Индейская колыбельная», «Индейский плач».

Читайте также:  Вот идет караван по зыбучим пескам под гитару

Третья часть – Scherzo. Molto vivace – небольшое скерцо с энергичным ритмом в крайних разделах. В трио более мягкая, но тоже танцевальная мелодия сопоставляется с решительными и даже суровыми интонациями, излагаемыми в октаву обоими инструментами.

Четвертая часть – Finale. Allegro – имеет сонатную форму. В одной из тем очевиден американский колорит, проявляющийся в ритмических фигурах, которые напоминают барабанные ритмы индейского фольклора.

Первыми интерпретаторами Сонаты стали, конечно же, те, кому она посвящалась – Антонин Дворжак-младший и Отилия Дворжак. Дети исполнили произведение отца в декабре 1893 г. в Нью-Йорке, но исполнение состоялось в приватной обстановке. Публичная премьера Сонатины состоялась три года спустя, уже после возвращения композитора на родину. В 1896 г. произведение прозвучало в городе Брно, солировал чешский скрипач Рудольф Рейссиг.

Источник

Антонин Дворжак. Соната для скрипки и фортепиано фа мажор

В 1880 г. – после успеха «Славянских танцев» – Фриц Зимрок требовал, чтобы Антонин Дворжак продолжил работу над ними, создав новую серию. Однако мысли композитора были заняты другим, и он просил издателя повременить со «Славянскими танцами»: «Сейчас я чувствую потребность написать что-нибудь серьезное – трио или скрипичную сонату, – признавался Дворжак. – Это сохранило бы мне теперь хорошее настроение». Замысел был осуществлен – в марте 1880 г. родилась Соната для скрипки и фортепиано фа мажор.

Это произведение примечательно как единственный известный ныне образец сонаты для солирующего инструмента с фортепиано в творчестве Антонина Дворжака. В действительности соната была не единственной и даже не первой – в 1869 г. композитор работал над виолончельной сонатой, но от нее сохранилась лишь партия виолончели (позднее Дворжак переработал медленную часть в Романс для виолончели). В 1873 г. композитор написал сонату для скрипки и фортепиано – она была исполнена и имела успех у публики, о ней благосклонно отзывались критики, но, к сожалению, впоследствии произведение было утрачено. Таким образом, из трех созданных Дворжаком сонат сегодня исполняется только скрипичная Соната фа мажор. Ее создание непосредственно предшествовало работе над второй редакцией Концерта для скрипки, и между двумя произведениями ощущается близость и в образном строе, и в структуре формы.

Скрипка в оркестровых и ансамблевых сочинениях Антонина Дворжака чаще всего выступает как носитель мелодического начала, как «поющий» инструмент. В таком же духе интерпретирует ее композитор и в фа-мажорной Сонате, подчеркивая кантиленные свойства скрипичного звука. Этим обусловлен характер образного строя произведения, в котором преобладает утонченная лирика, лишь время от времени прерываемая «вспышками» страстного чувства. Особенно очевидно это в первой части – Allegro, ma non troppo. Она имеет вид двухтемного сонатного аллегро с терцовым соотношением тональностей главной и побочной партий (фа мажор и ре мажор), но преобладает в ней не драматизм, присущий многим сочинениям в сонатной форме, а спокойствие лирического высказывания.

Лирическая атмосфера царит и в ля-мажорной второй части – Poco sostenuto. Развитие ее двух основных тем поровну распределяется между двумя инструментальными партиями – фортепиано играет в нем не менее важную роль, чем скрипка. Первоначально вторая часть скрипичной Сонаты была иной – фа-мажорное Adagio, но в конечном итоге Дворжак написал для сонаты новую вторую часть, а музыкальный материал прежней второй части впоследствии был использован композитором в до-мажорном Струнном квартете.

В заключительной части – Allegro molto – сходство со скрипичным Концертом становится особенно очевидным. В обоих произведениях финалы по образному строю контрастируют двум первых частям с их погруженностью во внутренний мир, раскрытием богатой палитры душевных переживаний. Если в первой и второй частях царила непосредственность и глубина лирических высказываний, то в третьей части разворачивается яркая картина народного веселья. Ее создают ритмоинтонации чешских народных танцев (в основном – польки), которые активно использует композитор. По форме финал представляет собой рондо, но с некоторыми чертами сонатности.

Дворжак, как всегда, работал быстро – Соната для скрипки и фортепиано фа-минор была написана в течение пятнадцати дней. Фриц Зимрок в том году так и не получил желаемой второй тетради «Славянских танцев» (она была написана только в 1886 г.), зато издал скрипичную Сонату. Тогда же – в 1880 г. – произведение впервые прозвучало в чешском городе Хрудиме.

Источник

Сонатина для скрипки (Дворжак) — Violin Sonatina (Dvořák)

Сонатина соль мажор для скрипки и фортепиано ( Чехия : Сонатина G дурь про housle klavír ), Op. 100, B. 183, была написана Антонином Дворжаком в период с 19 ноября по 3 декабря 1893 года в Нью-Йорке . Это была последняя камерная композиция, которую он написал за время пребывания в США . Дворжак создал сонатину с учетом постепенно развивающихся музыкальных способностей своих детей, особенно его 15-летней дочери Отилие и 10-летнего сына Тоника, которые играли на фортепиано и скрипке соответственно. В письме Фрицу Симроку от 2 января 1894 года Дворжак задумал произведение следующим образом: «Оно предназначено для молодежи (посвящено двум моим детям), но даже взрослые, взрослые, должны иметь возможность разговаривать с ним. . » Сонатина была издана Симроком в Берлине в 1894 году. Существует также версия для виолончели и фортепиано.

СОДЕРЖАНИЕ

Структура

  1. Аллегро рисолуто , 3
    4 , Соль мажор
  2. Ларгетто , 2
    4 , Соль минор
  3. Molto vivace , 3
    4 , Соль мажор
  4. Аллегро , 2
    4 , Соль мажор

Четыре короткие движения по сонатина каждый экспонат простой и ясной, формальная структура (отсюда уменьшительное, ср сонатная ). Они все содержат темы, которые, как и те , которые уже находятся в его других американских камерных произведений (в Струнный квартет F и струнного квинтета в E ♭ ), обуславливающие их вдохновение индийских мелодий и негритянские спиричуэлс , которые характеризуются пентатонику и синкопированных ритм , среди других черт. Настроение композиции свежее и радостное. Только вторая часть и часть последней части вызывают ностальгию; они вдохновлены тоской композитора по родной стране.

Медленное движение Ларгетто было поспешно отмечено на рукаве рубашки Дворжака во время его посещения водопада Миннехаха в Миннеаполисе, штат Миннесота . Симрок продавал этот механизм отдельно, без разрешения композитора, и Фриц Крейслер часто исполнял его как Indian Lament . Он также появился как Indian Canzonetta ; такие романтические названия принадлежали не композитору, а впоследствии были добавлены издателями.

Источник

Оцените статью