Двойной концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для двух фортепиано с оркестром (Пуленк) — Concerto for Two Pianos and Orchestra (Poulenc)

Концерт для двух фортепиано
по Франсиса Пуленка
Ключ Ре минор
Каталог FP 61
Сочиненный 1932 г. ( 1932 )
Преданность Принцесса Эдмон де Полиньяк

Франсис Пуленк «s Концерт влить де фортепиано ( Концерт для двух фортепиано с оркестром ) в ре — минор , FP 61, был составлен за период трех месяцев летом 1932 г. Он часто описывается как кульминация раннего периода Пуленка. Композитор писал бельгийскому музыковеду Полю Коллаеру: «Вы сами убедитесь, насколько это огромный шаг вперед по сравнению с моими предыдущими работами, и что я действительно вступаю в свой великий период». Концерт был заказан и посвящен принцессе Эдмон де Полиньяк , меценату американского происхождения, которой посвящены многие шедевры начала 20 века, в том числе « Ренар» Стравинского , « Равель». «ы Павана налить ипе инфант défunte , Курт Вайль » s Вторая симфония и Сати «s Socrate . Ее парижский салон был местом сбора музыкального авангарда.

СОДЕРЖАНИЕ

Премьера

Премьера состоялась 5 сентября 1932 года в Венецианском Международном обществе современной музыки . Пуленк и его друг детства Жак Феврие были солистами концерта с оркестром Ла Скала под управлением Дезире Дефау (позже дирижер Чикагского симфонического оркестра ). Пуленк был удовлетворен теплой оценкой его работы, и позже он исполнил концерт с Бенджамином Бриттеном в Англии в 1945 году.

Читайте также:  Казачья колыбельная с нотами

Вдохновения

Повторяющиеся moto perpetuo, модально изменяемые фигурации концерта явно вдохновлены встречей Пуленка с балийским гамеланом на Парижской выставке 1931 года. Кроме того, инструменты и «джазовые» эффекты в произведении напоминают Концерт соль мажор Равеля , премьера которого состоялась в Париже в январе 1932 года. Неизбежно проводились сравнения с Концертом Моцарта ми-бемоль для двух фортепиано, K. 365 , но с Изящная, классически простая мелодия и нежный регулярный аккомпанемент Ларгетто напоминают романс из фортепианного концерта ре минор Моцарта, К. 466 . Композитор признал, что он выбрал в качестве вступительной темы Моцарта, потому что «я преклоняюсь перед мелодической линией и предпочитаю Моцарта всем другим композиторам». Пуленк написал в письме Игорю Маркевичу : «Хотите знать, что у меня было на моем пианино в течение двух месяцев до начала Концерта? Концерты Моцарта, Концерта Листа, Концерта Равеля и вашей Партиты».

Приборы

Концерт рассчитан для двух фортепиано и оркестра из флейты , пикколо , двух гобоев (второй сдвоенный английский рожок ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , двух тромбонов , тубы , малого барабана , малого малого барабана, большого барабана. , кастаньеты , треугольник , военный барабан, подвесная тарелка и струны .

Стиль и форма

Концерт содержит простую форму ABA в первой и второй частях, но предлагает более сложную форму рондо с промежуточными эпизодами в финале. Концерт состоит из трех частей:

  1. Allegro ma non troppo — ре минор. Пуленк предпочитает обходить условности сонатного аллегро во вступительной части в пользу троичной формы с более медленной средней частью. Если эта первая часть предназначена для пробуждения Моцарта , то это беспечный композитор восхитительных Дивертименти и Серенад. Общий эффект — «веселый и прямой», слова Пуленк часто использовал для описания своей собственной музыки.
  2. Ларгетто — си-бемоль мажор. В нежно раскачивающемся, сознательно наивном Ларгетто Пуленк вызывает в памяти знаменитого Анданте из Концерта ре минор Моцарта, К. 466. Все более звучная, стабильно выстраивающаяся средняя часть перекликается с духом Камиля Сен-Санса , который, хотя и неутомимо француз, мог в своем серьезные моменты быть среди самых моцартовских композиторов 19 века. Пуленк прокомментировал: «В Larghetto этого концерта я позволил себе, по первой теме, чтобы вернуться к Моцарту, потому что у меня пристрастие к мелодической линии , и я предпочитаю Моцарт для всех остальных музыкантов. Если движение начинается алл Моцарта, он у входа во второе пианино быстро расходится в сторону стиля, который был мне знаком в то время ».
  3. Allegro molto — ре минор. Финал Пуленка — синкретическое Рондо , в котором беззаботность парижского мюзик-холла сочетается с завораживающей звучностью оркестра гамелан. Его искрящаяся скороговорка и энергичные ритмы производят бодрый, искрящийся эффект. Как и его кумир Моцарт, Пуленк благоволит нам расточительным мелодическим изобретением, показывая новую тему почти для каждого последующего раздела. Его биограф Анри Ад заметил: «Финал заигрывает с одной из тех намеренно вульгарных тем, которые никогда не уходили от сердца композитора».
Читайте также:  Gary moore ноты табы

Как бы блестяще это ни звучало, Концерт Пуленка для двух фортепиано требует от солистов-пианистов больше навыков ансамбля, чем техники. Хотя пианино перемежает разговорные интермедии, традиционные каденции отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный, но очаровательный диалог между двумя клавишными и ансамблем второго оркестра. Как ни странно, его оркестровка ставит на передний план деревянные духовые, медные и ударные, отводя струнным на незнакомую второстепенную роль.

Кавычки

В целом легкий стиль Пуленка отмечен рядом черт: простые, мелодичные мелодические идеи узкого диапазона и короткой продолжительности; живое ритмичное содержание, часто использующее остинато и плавность смены метра; четкие, прозрачные текстуры с небольшим контрапунктом; диатонический тональный язык, приправленный некоторым диссонансом; и четкие формы, иногда с циклическим повторением тематического материала.

В открытии есть сонатная экспозиция и перепросмотр, а также фрагменты некогда популярных шансонов (например, гренки в салате), которые дополняют веселые первые и вторые сюжеты композитора. Медленная, вздыхающая центральная секция заменяет группу разработчиков, прежде чем Пуленк вернется на бульвары и бойцы.

Ларгетто отдает дань уважения Моцарту . в какой-то момент Фортепиано I фактически ведет мюзет, как на игрушечном пианино. Средняя часть становится более страстной, приближаясь к звучной кульминации, прежде чем восстанавливается спокойствие.

Возвращаясь к настроению первой части, финал начинается с ударных завихрений, прежде чем он взлетит, как Альфа-Ромео на Гран-при, через проспекты и аллеи дневного и ночного Парижа, мимо марширующих оркестров и концертных залов. Однако есть интерлюдия lyrique et romantique, когда Alfa останавливается для свидания в спальне, где духи и пот смешиваются с дымом от Gauloises, после чего гонка возобновляется, еще более азартно.

Источник

Двойной концерт — Double concerto

Двойной концерт (итал Doppio концерт , немецкий: Doppelkonzert ) представляет собой концерт с участием двух исполнителей-в отличие от обычного одного исполнителя, в сольной роли. Двух исполнителей инструменты могут быть того же типа, как и в Bach «s Двойной концерт для скрипки , или разные, как и в Брамс » ы Концерт для скрипки, виолончели и оркестра .

Этот термин может также относиться к использованию двойного оркестрового тела, когда произведение находится в форме концерто гроссо ; например, Мартину «s Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр обычно известен под названием„Двойной концерт“ , где слово„двойной“относится к двум строковых тела , а не на фортепиано и литавр , которые являются не солисты в общепринятом понимании.

СОДЕРЖАНИЕ

Тройные и четверные концерты

Концертов с более чем две части персональных могут быть известны термины « Тройной концерт », «четверка» концерта, и т.д., но обычно не тогда , когда приборы того же типа (например, Вивальди «ы Концерт для четырех скрипок в B минор , каталогизированный как RV 580 и переписанный Бахом для четырех клавесинов как BWV 1065).

Одна общая компоновка для тройного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано, как Бетховен «s Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра .

Одно из последних произведений Оливье Мессиана , Concert à quatre , — это четверной концерт.

Источник

Концерт для фортепиано № 2 (Шостакович) — Piano Concerto No. 2 (Shostakovich)

Концерт для фортепиано № 2 фа мажор , соч. 102, Дмитрия Шостаковича, была написана в 1957 году к 19-летию со дня рождения его сына Максима . Премьера произведения состоялась во время учебы в Московской консерватории . Этот фортепианный концерт должен был стать последним сочинением для фортепиано, написанным им. Он содержит много элементов, похожих на его другое сочинение, Концертино для двух фортепиано. Оба они были написаны, чтобы быть доступными для молодых пианистов. Это нехарактерно веселое произведение, гораздо более веселое, чем большинство произведений Шостаковича.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Произведение озвучено для фортепиано соло , трех флейт (третье удвоение пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , литавр , малого барабана и струнных .

Движения

Концерт длится около 20 минут , и имеет три движения , со вторым движением играл attacca , тем самым перемещая непосредственно в третий (хотя второе движение приходит до приемлемого разрешения до минор, таким образом, что третье движение не является полностью необходимым довести музыку к заключению):

  1. Аллегро Первая часть в сонатной форме. Веселая главная тема первой части исполняется сначала фаготом, а затем в сопровождении кларнетов и гобоев. Фортепиано вступает ненавязчиво с ответной темой, сыгранной отдельными нотами обеими руками на октаву друг от друга. Это перерастает в маршеобразную тему. Затем вводится новая мелодическая тема ре минор с унисонами на фортепьяно на две октавы, сведенными к нулю. Затем резкий звук оркестра переходит в шумные и прыгающие октавы нижнего фортепиано, в то время как оркестр играет вариацию на оригинальную фортепианную мелодию фортиссимо . Фортепиано строится по схеме триоли, чтобы ввести тему ре минор (теперь в си-бемоль мажор) в дополнении к торжествующему тутти . В кульминации все приходит в безмолвную паузу, и фортепиано вступает в соло контрапункта, похожего на фугу. Спустя минуту фуги оркестр возвращается, играя мелодию в порыве ветра. Оркестр строится на основной мелодии, в то время как фортепиано играет гаммы и тремоло, которые переходят в несколько веселых строк аккордов и октав, исполняемых фортепиано, а основная тема, наконец, всплывает на поверхность и завершает движение.
  2. Анданте Вторая часть приглушена и романтична. Он представляет две разные темы, которые находятся в вариативной форме. Настроение можно считать нежным с оттенком меланхолии. Струнные начинаются мягко до минор, с коротким вступлением перед тем, как фортепиано вступает в нежную тему триоли до мажор. Этот тип ритма также присутствует в других его сочинениях, таких как Прелюдия до мажор, соч. 87 No. 1. Хотя он остается медленным на всем протяжении и работает в сравнительно небольшом диапазоне, он отмечен повторением ритмов два или четыре на три.
  3. Аллегро Финал — это живой танец в двойном ритме с большим использованием пентатонических гамм и ладов. Вскоре появляется вторая тема, в 7
    8 время, с фортепиано в сопровождении струн пиццикато, напоминающих балалайку . Создается впечатление, какими были парады и шествия в советское время. Это продолжается некоторое время, прежде чем появляется новый мотив в режиме упражнений « Ханон », с гаммами в шестых долях и полуколебаниями, что является шуткой для выпуска Максима. Затем эти три темы развиваются и переплетаются до окончательного утверждения 7
    8 тема и, наконец, виртуозная кода фа мажор.

Прием

Этот концерт иногда называют одним из менее значимых произведений композитора, особенно по сравнению с некоторыми симфониями и струнными квартетами. В письме Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, всего через неделю после того, как он закончил работу над ним, сам композитор написал, что произведение «не имеет выдающихся художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив саму работу (неоднократно подвергаясь официальной цензуре), и что этот комментарий на самом деле был насмешливым. В апреле 1957 года он и его сын исполнили переложение произведения для двух фортепиано из произведения для Министерства культуры, которое позже было представлено публике в Московской консерватории.

Несмотря на кажущуюся упрощенность этого концерта, публика всегда тепло относилась к нему, и он является одним из самых популярных произведений Шостаковича. В 2017 году концерт занял 19-е место в Зале славы Classic FM .

Записи

Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записывал вместе со своим первым концертом. Оба играют в быстром темпе, который редко встречается в современных записях. На третьей записи можно услышать, что некоторые отрывки, сыгранные Шостаковичем, были не такими чистыми, и это было признаком того, что его рука пошла в упадок. В своих записях второй части Шостакович вносит небольшие вариации в некоторые отрывки, не записанные в партитуре. Некоторые примеры включают в себя повторяющийся аккорд, который Шостакович играет в такте 33, который из первой доли такта 34 записывается как ничья в партитуре.

Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу, а его отец дирижировал I Musici de Montreal . Идентично своему знаменитому деду, Дмитрий младший также очень близко соответствует неистовой скорости и выражению лица своего деда.

Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера для Columbia Records , Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрия Алексеева с Ежи Максимюком, дирижирующим Английским камерным оркестром . Была сделана запись этого концерта оркестром Мариинского театра с солистом Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым в качестве дирижера.

В Фантазии 2000 , Ефим Бронфман играет первое движение концерта в (Allegro) в качестве рассказчика из « Стойкий оловянный солдатик » по Андерсена . Бронфман также записал оба концерта с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Эсы-Пекки Салонена .

Балет

Концерт используется в двух разных балетах. Кеннет Макмиллан «s Концерт Премьера 30 ноября 1966 года в Deutsche Oper Berlin , затем стал Королевский балет репертуар. Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet , премьера которого состоялась в 2008 году.

Источник

Оцените статью