- Апгрейд гитары: замена потенциометров
- Что такое потенциометр и зачем он нужен?
- Как выбрать потенциометр для гитары?
- Типы гитарных потенциометров
- Выводы
- Апгрейд гитары: замена потенциометров
- Как выбрать потенциометр для гитары?
- Типы гитарных потенциометров
- Выводы
- Объясните по номиналу гитарных потенциометров. — equipment.beginner — Форумы для гитаристов
Апгрейд гитары: замена потенциометров
Мы продолжаем серию статей о гитарном апгрейде и сегодня поговорим о том элементе, на который большинство желающих усовершенствовать свое звучание обращают внимание, к сожалению, только в самый последний момент – речь пойдет о потенциометрах.
Что такое потенциометр и зачем он нужен?
Потенциометр – это часть гитарной электроники, благодаря которой мы можем плавно регулировать тон и громкость инструмента. С технической точки зрения потенциометры представляют собой резистор с переменным сопротивлением. Например, значение сопротивления в 250 кОм в технических характеристиках обозначает, что наш резистор сможет изменять его в диапазоне 0…250 000 Ом.
При монтаже электроники потенциометры располагаются в цепи между выходом гитары и заземлением. Соответственно, выкрученная наполовину ручка громкости урезает сигнал пополам: одна половина идет на выход, а вторая – на «землю».
Аналогичным образом функционирует и ручка тона – с тем лишь отличием, что урезается сигнал высоких частот благодаря установке дополнительного конденсатора. Помимо этого, регулятор тона не устанавливается напрямую между датчиками и выходом – он, скорее, представляет собой составную часть потенциометра громкости.
Как выбрать потенциометр для гитары?
Итак, углубимся в теорию. Когда ручка громкости выкручена на максимум, сопротивление в потенциометре составляет 0 Ом. Однако чисто технически он не исчезает из схемы и непрерывно функционирует, пропуская больше частот на выходной сигнал и практически нулевое количество сигнала в землю. На практике выходит, что чем большее сопротивление имеет потенциометр, тем меньшее количество частот он урезает и тем меньше влияет на тон гитары.
Первая аксиома, которую следует знать: потенциометры с большим сопротивлением звучат ярче. Это может быть практически незаметно, но это так.
Именно по причине возникновения подобных потерь большая часть крупных производителей, например, именитые CTS, начали выпускать потенциометры «без нагрузки». Их особенность состоит в том, что потенциометр выключается из схемы при выкручивании громкости на максимум – так сигнал со звукоснимателя идет напрямую на выход.
По той же причине большинство хамбакеров на гитару устанавливаются в сочетании с потенциометрами на 500 кОм, а синглы – с 250 кОм. Хамбакеры обычно имеют менее звонкий тон, и желательно, чтобы на выход попадал более яркий сигнал, что и обеспечивает наличие резистора с большим порогом сопротивления. Интересный факт: на винтажных Fender Telecaster устанавливались потенциометры на 1000 кОм, что делало их звучание максимально ярким и резким. Это нравилось далеко не всем гитаристам, но была придумана интересная фишка: если громкость прибрать на 5-10%, то гитара начинает звучать действительно необычно!
Типы гитарных потенциометров
С сопротивлением потенциометров картина относительно ясна, теперь поговорим о типах потенциометров. Существует их очень много, но в качестве гитарных нас будут интересовать только линейные и логарифмические. При повороте ручки громкости они работают по-разному:
- Линейные изменяют ее линейно и равномерно — обозначаются B, см. график ниже;
- Логарифмические меняют громкость менее равномерно: в средних значениях, при повороте ручки, громкость изменяется меньше, чем в крайних значениях (1-2 или 9-10) — обозначаются А, см. график ниже.
По сути, большинство специалистов сходятся во мнении, что логарифмические потенциометры лучше подходят для тех гитаристов, которым нужно часто управлять динамикой звука.
Для такого же тонкого управления динамикой линейный потенциометр потребует большего хода, его нужно будет больше крутить. Аналогична ситуация и с ручками тона.
Перед началом апгрейда изучите уже установленные потенциометры. Многие музыканты говорят, что разницы между маленькими и большими потенциметрами нету, однако мы рекомендуем заменить маленькие на полноразмерные – по опыту они более плавно управляются, служат дольше. Мини-модели устанавливаются обычно на недорогих серийных гитарах – заменив потенциометры, вы сразу ощутите разницу в звуке. В крайнем случае, на маленькую деку рекомендуем устанавливать маленькие потенциометры от CTS.
Наконец, поговорим о том, какие бренды предлагают купить потенциометры и какие из них имеют наиболее высокое качество.
Качественные потенциометры с невысокой ценой – успешно конкурируют с продукцией от DiMarzio и CTS. Обычно используется в гитарном оборудовании (кабинеты, процессоры, педали эффектов и т.д.), но в последние годы стали популярны и среди гитарных мастеров и любителей апгрейда. Рекомендуем как один из бюджетных вариантов апгрейда электроники и поиска «своего звука».
Одни из признанных лидеров рынка – имеют более высокую цену, но и, соответственно, более высокое качество. Надежные, имеют плавный ход, не шуршат даже после нескольких лет активной игры. Устанавливаются на большинство серийных инструментов ценовой категории выше среднего – Fender, Gibson, Jackson и т.д.
Один из самых главных конкурентов CTS – продукция высокого качество и с высокой долговечностью. В ассортименте различные конструкции потенциометров, сама электроника быстро и комфортно устанавливается, максимально удобна для пайки.
Достаточно молодой и набирающий обороты бренд предлагающий потенциометры мини- и полноразмерные потенциометры, а также модели пуш-пул. При достаточно высокой цене предлагает истинное японское качество электроники и невероятно легкий ход. Используются во многих современных кастом-мастерских.
Выводы
Итак, основные моменты, которые следует учитывать при замене потенциометров:
- Разница между дешевыми китайскими потенциометрами и дорогими моделями от известных брендов есть: и в звуке, и в удобстве пользования, и в долговечности. Стоит лишь помнить, что разницу эту заметят далеко не все.
- Замена потенциометра может кардинально изменить возможности гитары – достаточно вспомнить хотя бы концентрические потенциометры (смешивают звучание двух датчиков) или пуш-пулл переключатели (делают отсечку катушке в датчиках). При этом замена потенциометра займет даже у новичка не более 10 минут, а стоимость комплектующих – не сильно ударит по карману.
- Большинство серийных гитар ценовой категории «ниже среднего» оснащены очень плохими потенциометрами – с ними вы не получите плавного хода, будете терять частоты, а через полгода-год использования с большой вероятность услышите шуршание и треск при регулировке звука.
Источник
Апгрейд гитары: замена потенциометров
Мы продолжаем серию статей о гитарном апгрейде и сегодня поговорим о том элементе, на который большинство желающих усовершенствовать свое звучание обращают внимание, к сожалению, только в самый последний момент – речь пойдет о потенциометрах.
Что такое потенциометр и зачем он нужен?
Потенциометр – это часть гитарной электроники, благодаря которой мы можем плавно регулировать тон и громкость инструмента. С технической точки зрения потенциометры представляют собой резистор с переменным сопротивлением. Например, значение сопротивления в 250 кОм в технических характеристиках обозначает, что наш резистор сможет изменять его в диапазоне 0…250 000 Ом.
При монтаже электроники потенциометры располагаются в цепи между выходом гитары и заземлением. Соответственно, выкрученная наполовину ручка громкости урезает сигнал пополам: одна половина идет на выход, а вторая – на «землю».
Аналогичным образом функционирует и ручка тона – с тем лишь отличием, что урезается сигнал высоких частот благодаря установке дополнительного конденсатора. Помимо этого, регулятор тона не устанавливается напрямую между датчиками и выходом – он, скорее, представляет собой составную часть потенциометра громкости.
Как выбрать потенциометр для гитары?
Итак, углубимся в теорию. Когда ручка громкости выкручена на максимум, сопротивление в потенциометре составляет 0 Ом. Однако чисто технически он не исчезает из схемы и непрерывно функционирует, пропуская больше частот на выходной сигнал и практически нулевое количество сигнала в землю. На практике выходит, что чем большее сопротивление имеет потенциометр, тем меньшее количество частот он урезает и тем меньше влияет на тон гитары.
Первая аксиома, которую следует знать: потенциометры с большим сопротивлением звучат ярче . Это может быть практически незаметно, но это так.
Именно по причине возникновения подобных потерь б о льшая часть крупных производителей, например, именитые CTS, начали выпускать потенциометры «без нагрузки». Их особенность состоит в том, что потенциометр выключается из схемы при выкручивании громкости на максимум – так сигнал со звукоснимателя идет напрямую на выход.
По той же причине большинство хамбакеров на гитару устанавливаются в сочетании с потенциометрами на 500 кОм, а синглы – с 250 кОм. Хамбакеры обычно имеют менее звонкий тон, и желательно, чтобы на выход попадал более яркий сигнал, что и обеспечивает наличие резистора с большим порогом сопротивления. Интересный факт: на винтажных Fender Telecaster устанавливались потенциометры на 1000 кОм, что делало их звучание максимально ярким и резким. Это нравилось далеко не всем гитаристам, но была придумана интересная фишка: если громкость прибрать на 5-10%, то гитара начинает звучать действительно необычно!
Типы гитарных потенциометров
С сопротивлением потенциометров картина относительно ясна, теперь поговорим о типах потенциометров. Существует их очень много, но в качестве гитарных нас будут интересовать только линейные и логарифмические. При повороте ручки громкости они работают по-разному:
- Линейные изменяют ее линейно и равномерно — обозначаются B, см. график ниже;
- Логарифмические меняют громкость менее равномерно: в средних значениях, при повороте ручки, громкость изменяется меньше, чем в крайних значениях (1-2 или 9-10) — обозначаются А, см. график ниже.
По сути, большинство специалистов сходятся во мнении, что логарифмические потенциометры лучше подходят для тех гитаристов, которым нужно часто управлять динамикой звука .
Для такого же тонкого управления динамикой линейный потенциометр потребует большего хода, его нужно будет больше крутить. Аналогична ситуация и с ручками тона.
Перед началом апгрейда изучите уже установленные потенциометры. Многие музыканты говорят, что разницы между маленькими и большими потенциметрами нету, однако мы рекомендуем заменить маленькие на полноразмерные – по опыту они более плавно управляются, служат дольше. Мини-модели устанавливаются обычно на недорогих серийных гитарах – заменив потенциометры, вы сразу ощутите разницу в звуке. В крайнем случае, на маленькую деку рекомендуем устанавливать маленькие потенциометры от CTS.
Наконец, поговорим о том, какие бренды предлагают купить потенциометры и какие из них имеют наиболее высокое качество.
Качественные потенциометры с невысокой ценой – успешно конкурируют с продукцией от DiMarzio и CTS. Обычно используется в гитарном оборудовании (кабинеты, процессоры, педали эффектов и т.д.), но в последние годы стали популярны и среди гитарных мастеров и любителей апгрейда. Рекомендуем как один из бюджетных вариантов апгрейда электроники и поиска «своего звука».
Одни из признанных лидеров рынка – имеют более высокую цену, но и, соответственно, более высокое качество. Надежные, имеют плавный ход, не шуршат даже после нескольких лет активной игры. Устанавливаются на большинство серийных инструментов ценовой категории выше среднего – Fender, Gibson, Jackson и т.д.
Один из самых главных конкурентов CTS – продукция высокого качество и с высокой долговечностью. В ассортименте различные конструкции потенциометров, сама электроника быстро и комфортно устанавливается, максимально удобна для пайки.
Достаточно молодой и набирающий обороты бренд предлагающий потенциометры мини- и полноразмерные потенциометры, а также модели пуш-пул. При достаточно высокой цене предлагает истинное японское качество электроники и невероятно легкий ход. Используются во многих современных кастом-мастерских.
Выводы
Итак, основные моменты, которые следует учитывать при замене потенциометров:
- Разница между дешевыми китайскими потенциометрами и дорогими моделями от известных брендов есть: и в звуке, и в удобстве пользования, и в долговечности. Стоит лишь помнить, что разницу эту заметят далеко не все.
- Замена потенциометра может кардинально изменить возможности гитары – достаточно вспомнить хотя бы концентрические потенциометры (смешивают звучание двух датчиков) или пуш-пулл переключатели (делают отсечку катушке в датчиках). При этом замена потенциометра займет даже у новичка не более 10 минут, а стоимость комплектующих – не сильно ударит по карману.
- Большинство серийных гитар ценовой категории «ниже среднего» оснащены очень плохими потенциометрами – с ними вы не получите плавного хода, будете терять частоты, а через полгода-год использования с большой вероятность услышите шуршание и треск при регулировке звука.
Источник
Объясните по номиналу гитарных потенциометров. — equipment.beginner — Форумы для гитаристов
Вот я так это себе соображаю.
и как эта часть определяется сопротивлением, а не, как и положено, емкостью?
Ну объясните мне на пальцах, блин.
В некоторых старых гитарах и 1 мегаом стояли. Почему?
Эмпирически подобрали что ли? Как догма?
Пот стоит ПАРАЛЛЕЛЬНО звукоснимателю. И он всегда своим сопротивлением присутствует в цепи. Там нет никакого НУЛЯ. Есть минимальное, максимальное или промежуточное сопротивление.
Само сопротивление да, подобрано эмпирически по требуемому итоговому звучанию. В итоге и звукосниматели разрабатываются с учетом этого сопротивления.
Пот стоит ПАРАЛЛЕЛЬНО звукоснимателю. И он всегда своим сопротивлением присутствует в цепи. Там нет никакого НУЛЯ. Есть минимальное, максимальное или промежуточное сопротивление.
Само сопротивление да, подобрано эмпирически по требуемому итоговому звучанию. В итоге и звукосниматели разрабатываются с учетом этого сопротивления.
Хорошо, не ноль
Минимальное сопротивление у резисторов 250 и 500 разное что ли?
Начинаю что то понимать..
проясните мне неграмотному ситуацию — номинал потенциометра (громкости/тона) влияет на частотную характеристику сигнала при разных положениях ручки или нет?
Хорошо, не ноль
Минимальное сопротивление у резисторов 250 и 500 разное что ли?
Максимальное разное
Ты просто пойми, что у тебя потенциометр стоит не последовательно в цепи и «ослабляет» сигнал, а параллельно датчику, и «сливает» часть сигнала на землю
проясните мне неграмотному ситуацию — номинал потенциометра (громкости/тона) влияет на частотную характеристику сигнала при разных положениях ручки или нет?
Влияет на частотную характеристику: чем ниже сопротивление, тем ниже частота среза высоких частот
и как эта часть определяется сопротивлением, а не, как и положено, емкостью?
Ну объясните мне на пальцах, блин.
В некоторых старых гитарах и 1 мегаом стояли.
При чём тут ёмкость?
В некоторых старых гитарах ставили потенциометры громкости номиналом 100 кОм — в отечественных такое любили.
1 МОм — и сейчас ставят, если хочется «чуть ярче»
«Максимальное разное
Ты просто пойми, что у тебя потенциометр стоит не последовательно в цепи и «ослабляет» сигнал, а параллельно датчику, и «сливает» часть сигнала на землю»
фейспальм то зачем? я ж просил в рамках школьной физике
я уже понял что параллельно и сливает часть сигнала
На максимуме громкости поц 250 и 500 почему имеет разные характеристики? Они же оба «выключены», так?
что будет если я в схему вместо 1Мом, родных, поставлю 2,5Мом?
Для того чтобы разобраться нужно запостить конкретную схему. Они могут стоять как угодно и делать всё что угодно.
Конструктивно потенциометр это просто 3-ёх выводной элемент где 2 крайних вывода это просто резистор с постоянным сопротивлением, а по центру ползунок, который относительно крайних выводов может иметь любое сопротивление от номинала.
Поэтому потенциометр не может быть закрытым или открытым.
верно. Но для датчика в стандартной распайке будут те-же 500К например, а вот вход усилителя шунтируется через малое сопротивление пота.
Берем два потенциометра — 250 и 500
ручку выворачиваем до упора влево. У обоих же будет сопротивление 0? Или не будет?
Дальше выворачиваем вправо до упора — будет 250 и 500 соответственно.
Но если, допустим первый покажет «промежуточное» в 100 ом на 11ти часах — второй покажет теже сто ом на, допустим, на 13ти часах.
Верно?
При полностью убранной громкости весь сигнал с датчиков уйдёт на землю, и при 250 кОм и при 500
А про промежуточные положения — где будет, скажем, 100 кОм — зависит не только от номинала потенциометра, но и от характеристики регулирования — линейная она там или логарифмическая (самые часто встречающиеся в гитарной электронике), или ещё какая
На максимуме громкости поц 250 и 500 почему имеет разные характеристики? Они же оба «выключены», так?
Источник