Двойные ноты по классу фортепиано

Игра двойных нот в младших классах на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке на тему

В данной работе рассказывается о том, как научить детей младших классов играть двойные ноты разными штрихами и некоторые особенности применения изобразительной деятельности на уроках фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
metod_doklad_dvoynye_noty.docx 831.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игра двойных нот на начальном периоде обучения

Хорошая, уверенная и разносторонняя техника опирается на три ясно определенные основы: форму пальцев и рук, форму движения пальцев и руки и форму мускульного напряжения в пальцах и руке.

Форма пальцев руки:

Первое общее правило – все суставы пальцев никогда не должны быть вдавлены внутрь. У большого пальца 2 сустава – 1-й ногтевой и 2-й в месте его соединения с ладонью. Часто встречающийся недостаток – вдавленность второго сустава в месте соединения его с ладонью. Из-за этого недостатка1-й палец лишается устойчивости, его трудно выровнять по звуку с остальными пальцами. Такой же недостаток встречается и в остальных пальцах. Вдавленность часто зависит от слабости пальцев, вследствие невыработанности силы и крепости суставов и именно в тех случаях, когда таким невыработанным слабым пальцем хотят произвести сильный звук – палец не в всостоянии выдержать сильного удара, не имея в себе достаточно упругости для сопротивления, и сламывается. Получающаяся при этом форма производит впечатление «калеки».

Не годится слишком загнутая, закругленная форма. Ногтевой сустав не должен быть загнут, так сказать, под себя. Иногда он может быть под прямым углом к поверхности клавиатуры, чаще же всего он незначительно вытянут, то есть образует с клавиатурой к играющему слегка острый угол, а к крышке клавиатуры – слегка тупой угол. Такая форма дает возможность положить на клавишу часть всей мякоти конца пальца, поэтому дает больше устойчивости и больше уверенности в исполнении.

В хорошо выработанной руке очень ярко очерчены все суставы и мускулатура.

Большое значение для игры имеет самая подробная работа над мускулатурным напряжением пальцев, кисти и всей руки. Существует ошибочное мнение, что в руке и пальцах никогда не должно быть напряжения, что рука и пальцы должны всегда быть в состоянии пассивной расслабленности. Обратный недостаток – постоянная напряженность, она вызывает в руках быстрое утомление. Пианист должен научиться пользоваться всеми видами мускульного напряжения, от полнейшей расслабленности до самой предельной силы напряженности рук и пальцев.

При игре интервалов, аккордов присутствует мускулатурное напряжение и расслабление. При нажатии происходит напряжение мышц, после того как звуки сиграны, происходит расслабление мышц и беззвучная перестановка на следующие звуки, пальцы при этом ощущают клавиши которые нужно взять. После этого происходит мягкое погружение в клавишу.

Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребенка. Постепенное освоение интервалов от секунды до квинты, начиная с уже привычных 2-го, 3-го и 4-го пальцев, плавно подводит к удобной игре 1-м и 5-м пальцами. Использование 1-го и 5-го пальцевтсначала только в двойных нотах помогает их естественно организовать, исходя из анатомо-физиологических особенностей руки каждого ученика.

Постоянно следует напоминать о правильном положениии локтя — «пружинки» при игре квинт. Благодаря этому укрепляется 5-ый палец ( он ни в коем случае не должен «лежать» на клавише), а также обеспечивается правильная постановка 1-го пальца, что крайне важно для дальнейшего развития технического аппарата ученика.

Предлагаемые упражнения рекомендуется разучивать вместе с педагогом, все внимание направляя на качество выполнения заданий.

Начнем с игры секунд 2и3 пальцами, на примере упражнения «Лягушки».

При работе с маленькими детьми нужно учитывать, что дети в их возрасте воспринимают все образно. Поэтому я считаю необходимым сравнение с «толстыми лягушками» из м/ф. «Дюймовочка». Ощущение в руках тяжести, нет резких движений, мягкое погружение в клавишу. При игре терций в конце произведения возникает трудность при игре правой и левой рук в разных октавах. Рука очень часто зависает в воздухе, чтобы этого не произошло, необходимо вначале увидеть звуки глазами, а потом уже перенести руку на нужные звуки.

Игра стаккато и легато на примере упражнения «Шаги»:

Начнем с игры легато. И грая легато, на самом деле соединяем только верхние звуки. Крайние пальцы мягко перешагивают с одной ноты на другую. Локоть пружинит, он помогает пальчикам мягко шагать по клавишам.

Игра двойных нот на стаккато. Легкое цепкие пальцы. Особенно 5 палец, он часто лежит на клавише. Работает кончик, прежде чем съиграть верхний звук в интервале, пальчики должны ощутить клавишу пальцем , а потом съиграть её.

Учащимся , особенно первоклассникам, бывает сложно играть кончиком пальцев, т.е. они кладут прямой палец на клавишу, либо играют прямым пальцем, либо проламывают палец в фалангах. Чтобы это доступно им объяснить, как должен стоять палец на клавише, я применяю на уроках рисование пальцами.

Источник

О работе над двойными нотами

О работе над двойными нотами

Этюды на двойные ноты обычно появляются в репертуаре учащихся старших классов. Успешное овладение ими возможно лишь на базе значительно развитой пальцевой техники. Специфика исполнения двойных нот заключается в одновременности игры двух пальцев. Заменить работу пальцевых мышц какими-либо другими действиями в данном случае не представляется возможным. Следовательно, мышечная нагрузка, например, при исполнении терций, по меньшей мере удваивается. Кроме того, и это самое трудное, налаживание синхронной работы двух не соседних пальцев – например- 2-4, 3-5, это требует специального внимания и работы. Играя двойные ноты, пианист должен с одной стороны ощущать полную самостоятельность, свободу пальцев, а с другой уметь эту свободу привести к одновременным, синхронным действиям двух пальцев в самых разнообразных комбинациях. В работе над терциями надо пользоваться многими способами обычной пальцевой работы. Но прежде всего необходимо разобрать мелодический рисунок двойных нот по позициям. Признаком позиции является «несменяемое» положение I -го пальца.

Двойные ноты, аккорды, октавы ставят перед пианистами сложные технические задачи. Приспосабливаться к такой фактуре гораздо труднее. Обычно хорошие руки и выработанные пальцы сами по себе не обеспечивают овладение сложной фактурой. Мало кому удается справляться с ней без размышлений и поисков, основываясь только на музыкальном и техническом инстинкте. Счастливые исключения, когда руки сами «знают» что делать, встречаются чрезвычайно редко. Значение позиционной игры для современного пианизма трудно переоценить. Позиция помогает найти порядок в сложном, запутанном, «свести» сложное к простому. Решив позиционные проблемы, мы решаем и аппликатурные проблемы одновременно.

Редко кому удается сыграть все ровно и непринужденно, используя одну лишь механическую развитость пальцев. Да это и не нужно. Гораздо разумнее мысленно разбить пассаж на ряд групп. Каждая из этих групп проста и исполняется на одном «дыхании» руки с единым центром тяжести. На стыках групп необходима концентрация внимания, которая своевременно направляет руку пианиста на следующую группу. Центр тяжести руки каждый раз приходится на начало группы. В таких случаях на подобных стыках весьма уместна работа различными ритмическими вариантами, а так же проигрывание в медленном темпе, глубоким, певучим, по возможности выровненным звуком. При этом легато сохраняется в одном из голосов, а неудобный переход исполняется плавным переносом пальца или его скольжением.

Следующий этап работы — это работа над легато верхнего голоса в отдельности, затем одновременно 2х звуков вместе. Легато — это ощущение власти над своей физической природой, над своими пальцами, чувство умения играть. Это такое ощущение, как будто клавиши и есть звук; как будто это звук непосредственно передается из пальца в палец, как будто сами пальцы звучат. Кистевое объединяющее движение играет первостепенную роль. И так проработав отдельно каждый голос в медленном темпе, начинаем работу над легато двойными нотами тоже в медленном темпе.

Играя медленно двойными нотами стараемся отдать предпочтение все-таки верхним звукам. На данном этапе весьма полезным считается следующий вид проучивания двойных нот:

— играть попеременно каждый голос piano и forte

— играть попеременно legato и staccato .

Для более эффективного прослушивания верхних нот, полезно поиграть их отдельно с басом или аккомпанементом. Этот этап работы требует к себе особого внимания и уважения. Поэтому возникает необходимость разбора гармонической структуры левой руки. Разбор мелодического рисунка баса в отдельности, а поскольку в данном построении бас связан единой гармонией с аккомпанирующим аккордом, необходима отдельная работа над этим. В таком аккомпанементе бас берется сверху, рука при этом движется в сторону аккорда, движение очень быстрое, по прямой линии, то есть по клавиатуре, а потом от аккорда рука «отталкивается» в направлении баса. Подобная работа хорошо прослеживается на примере этюда К. Черни №15 (под ред. Г.Гермера).

Еще один важный этап — это переход к быстрому темпу. Благодаря медленной игре пальцы учащегося приобрели уже известную уверенность. Текст этюда выучен наизусть. Настало время переходить к быстрому темпу. Попробовав несколько раз исполнить этюд более подвижно, ученик замечает, что многое звучит неровно, а к концу этюда устает правая рука. И все это после добросовестной работы в медленном темпе! Становится очевидным, что ошибка играющего заключается в том, что ни сознание его, ни руки не приспособились к условиям быстрого темпа. Навыки медленного темпа, высокий подъем пальца и сильный удар, были механически перенесены в быстрый темп. Играющий тратил гораздо больше энергии, чем требуется для достижения довольно «легкого» звучания этого этюда, и результат оказался неудовлетворительным. Иными словами, коэффициент полезного действия пианистической работы был низок.

Способы игры в быстром темпе должны претерпеть существенные видоизменения по сравнению с предыдущим — более медленным темпом. Это вызвано простыми соображениями; для того, чтобы играть быстро, надо играть «близко, для того, чтобы рука не уставала, нужно научиться отдыхать, во время игры. В быстром темпе преодолеть неравенство наших пальцев целесообразнее всего при помощи всей руки. К быстрому темпу надо переходить постепенно. Если в медленном темпе наше сознание может руководить взятием каждого звука, то в быстром это невозможно, сознание управляет взятием целых звучащих комплексов, групп звуков. Поэтому следует учить этюд небольшими отрывками в подвижных, но не слишком быстрых темпах. По мере выучивания увеличивается продолжительность отрывков, а так же темпа. Именно в это время нужно приспосабливаться к «рельефу» этюда, позаботиться об экономности в движениях пальцев, без потерь в четкости и звонкости, осознавать «кто» и «где» нуждается в помощи, научиться помогать этим пальцам легкими нажимами руки. Очень важна предусмотрительность: рука, кисть, локоть, должна «заранее» оказываться в таком положении, при котором пальцам будет удобно играть. Жизненный лозунг «слабым» надо помогать становится и пианистическим лозунгом. В любой музыкальной фразе или медленной или быстрой есть свой динамический центр, более или менее возвышающейся по динамическому уровню над остальной частью фразы. Чрезвычайно важно так же найти стержень необходимых нажимов на том или ином пассаже. Как и повсеместно, при исполнении двойных нот мера физических действий корректируется. Прежде всего это связано со слуховой сферой , а так же с мышечным ощущением удобства. При всем многообразии быстрых последовательностей можно сказать, что степень нажимов обратно пропорциональна темпу: чем быстрее движения, тем облегчены будут вспомогательные нажимы. Преувеличение нажима может привести к потере подвижности пальцев.

Итак, играя в быстром темпе и облегчив руку, надо сбалансировать нагрузку в руках. Поскольку в правой руке нагрузка максимальная, а левая рука нагружена гораздо меньше, то сбалансировав нагрузку и уменьшив нажим в правой руке, надо увеличить нагрузку на левой руке.

Список используемой литературы:

А.Д.Алексеев Методика обучения игре на фортепиано М. 1971

Л.А. Баренбойм Фортепианная педагогика М. 2007

Й. Гат Техника фортепианной игры Москва – Будапешт. 1967

Е.Ф. Гнесина Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (пособие для педагогв и учащихся) М.-Л. 1940

Н. Любомудрова Методика обучения игре на фортепиано М. 1982

К.А. Мартинсен Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано М. 2003

Источник

Ноты на фортепиано для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Источник

Читайте также:  Название всех нот с картинками
Оцените статью