Двухэтажное пианино как называется

Все, что нужно знать о рояле

Рояль представляет собой сложный музыкальный инструмент, в составе которого имеется большое число взаимозависимых элементов. Благодаря слаженной работе всех составных фортепиано, внутри корпуса образуется и распространяется звук.

История появления инструмента

Как и другие сложноустроенные механизмы, рояль – это результат упорного труда большого количества мастеров. Помимо этого, его возникновение связано с неожиданными изобретениями, а также с новыми материалами и уникальностью подхода к конструктивной работе. Первый рояль появился еще в XVIII веке, а вернее в его начале. Инструмент представлял собой неусовершенствованный клавесин, который издавал кантиленные звуки, нравящиеся публике.

Приспособление представил народу Бартоломео Кристофори. Этот человек смог сконструировать механизм, что управлял молоточком, оснащенным войлочным окончанием. Он и бил по струнам. Изобретение Кристофори вызвало большой интерес у мастеров из Европы, но так как устройство было довольно дорогим и сложным в создании, оно не изготавливалось большими партиями. Уже в XIX веке начали появляться компании, которые производили фортепиано массово.

В связи с расширением темпов производства роялей, а также усовершенствованием механики, они начали широко использоваться в регионах Германии, Италии, Франции, а также России и Америки.

Устройство

Дека считается «сердцем» рояля, так как в ее функции входит образование и воспроизведение звуков. Однако, по мнению специалистов, особенности механизма клавиш обеспечивают фотепиано уникальным свойством передачи динамических оттенков, что плавно переходят от forte к piano. Благодаря данному нововведению данный музыкальный инструмент превосходит все остальные.

В клавишном механизме находятся клавиши, количество которых равняется 88. Помимо этого, в нем присутствуют молоточки, демпфера, а также система передаточных рычагов. В узловой механике располагаются узлы и детали из древесины, кожи, металла, войлока.

Читайте также:  Annie lennox why ноты

Основные части механики и их функции.

  • Молоточек с головкой, которая обтянута упругой тканью, например, лосиной кожей. В случае подскакивания вверх он производит удар по струне. Молоточки располагаются под струнами.
  • Шультер – это выступ, который сосредоточен на основе молотка и приводит его в движение.
  • Шпиллер представлен рычагом с особой формой. Его конструкция направлена на то, что после удара молотка о струну последний отводится в сторону. В ходе такой манипуляции образуется место для падения молотка без каких-либо препятствий. Все это обеспечивает свободу колебания струн.
  • Мягкая подложка для молотка.
  • Глушитель. Данный элемент освобождает струну при нажатии клавиши. Он же глушит струны все остальное время.

Дека рояля производится из древесины высокого качества. Она имеет вид щита, расположенного снизу струн и зафиксированного во внутренней части корпуса. Струны на фортепиано – это основной источник звука, они производятся из прочной стальной проволоки. Этот элемент должен быть чистым, упругим и однородным. Чугунная рама – это важная часть фортепиано, в ее функции входит принятие на себя суммарного натяжения струн. Последние в музыкальном инструменте могут весить 20 тыс. кг.

В некоторых случаях для уменьшения массы оборудования рамы производят из алюминия. В деревянном корпусе рояля располагаются все детали, которые были перечислены выше. Педали – это «душа» рояля, навыки их использования определяют возможность пианистического искусства. Этим элементам характерен рычажный тип, управляют им при помощи ног.

Функции рояля с 2-мя педалями:

  • левая формирует тихое звучание;
  • правая необходима для продолжения звучания струн, их резонирования и более полного звучания.

Музыкальный инструмент с 3-мя педалями способен выполнить все вышеперечисленные задачи. В этом случае средний элемент необходим для продолжения звучания или басового регистра. В настоящее время некоторые производители использую 4-ю педаль с названием harmonic.

Чем отличается от пианино?

Термином «фортепиано» определяют как рояль, так и пианино. То есть все они обозначают механизм, с помощью которого извлекаются звуки. Одним из отличий рояля и пианино являются размеры. Второй намного меньше, его можно расположить в небольшой комнате. Помимо этого, у пианино отсутствует репетиционный механизм, который важен при создании трелей, а также скоростной игры.

Рояль от пианино отличает еще и горизонтальное расположение струн, насыщенность звука и чувствительность клавиатуры.

Фортепиано – это распространенный музыкальный инструмент, на нем учатся играть в музыкальной школе. Он представлен в широком разнообразии, поэтому каждый желающий может выбрать для себя оптимальный вариант. Типы данного музыкального инструмента – это широкий ассортимент приспособлений с полной клавиатурой. Нередко музыкантами используются черный и белый рояль.

По размеру

Вес и габариты музыкального инструмента бывают различными, согласно этим критериям выделяют такие типы фортепиано:

  • малый имеет длину от 120 до 150 см;
  • детский – 150-160 см;
  • средний – 160-170 см;
  • для гостиной – 170-180 см;
  • профессиональный – 180 см;
  • для зала – 190 см;
  • для большого зала – 200 см;
  • небольшой концертный – 220 см;
  • концертный – 270 см.

Вес рояля также может быть разным:

  • электронный – до 150 кг;
  • кабинетный – 250-300 кг;
  • домашний – до 350 кг;
  • салонный – 300-330 кг;
  • концертный – от 500 до 1000 кг.

По назначению

Согласно назначению фортепиано бывает таких типов:

  • профессиональные – эти музыкальные инструменты часто используются музыкантами-профессионалами;
  • любительские нашли свое применение в домашнем музицировании;
  • обучающие акустические рояли используют при обучении музыкальному искусству;
  • интерьерные кабинетные фортепиано способны оригинально украсить помещение;
  • статусные инструменты создаю имидж своему владельцу;
  • антуражные концертные рояли – достойный вариант для шоу, представлений, инсталляций;
  • самоиграющие приспособления нужны исключительно для развлечений;
  • аутентичные музыкальные инструменты помогают с особой точностью исполнить музыку определенного исторического периода;
  • универсальные – это фортепиано, в которых сосредоточены несколько функций.

Лучшие бренды

Популярными производителями роялей можно назвать следующие бренды.

  • Petrof. Музыкальные инструменты этой компании характеризуются уникальностью дизайна, а также ручным изготовлением деталей.
  • Weber. Фирма предлагает бюджетные варианты фортепиано. Компактные рояли данного бренда пользуются большим спросом в настоящее время.
  • Samick. Молодая компания-изготовитель роялей, производство сосредоточено в Южной Корее. Реализуемые инструменты характеризуются чистотой звука, глубоким звучанием, а также точной клавишной механикой.
  • Yamaha. Наиболее известный бренд из всех существующих. Японские инструменты имеют выразительное звучание и хороший резонанс. Помимо этого, данные рояли характеризуются чувствительностью клавиш, а также глубоким и насыщенным звуком. Недостатком изделий можно назвать их крупные габариты.
  • Bechstein. Рояли этого бренда производят из прочных и высококачественных материалов. Недостатком продукции принято считать их высокую стоимость.

Настройка

Для того чтобы настроить фортепиано, потребуется подготовить:

  • клин для заглушки;
  • темперационную ленту;
  • настроечный ключ;
  • тюнер электронного типа.

Процедура настройки музыкального инструмента состоит из таких этапов.

  • Изначально следует настроить первую октаву, а именно ноту «ля». Для этого выбирают одну струну, остальные стоит зажать резиновым клином путем его фиксации между струнами. После определения вирбеля нужно поворачивать колок ключом до того момента, пока не будет зафиксирована нужная вибрация. Последняя обозначается на тюнере. Струны должны натягиваться аккуратно и без спешки.
  • Когда хоровая струна будет настроена, потребуется переставить клин, чтобы 1-я и 2-я струны были освобождены. 3-ю стоит глушить. Ключ переставляется на колок 2-й хоровой струны. Второй колок должен поворачиваться до того момента, пока не будет услышано звучание нескольких струн в унисон. Лучше настраивать струны при помощи электронного тюнера, однако на слух процедура проводится быстрее.
  • Мастеру потребуется повторить два вышеописанных пункта для каждого хора 1-1 октавы. После этого она должна использоваться в качестве эталонной, и по ее примеру стоит настраивать на слух остальные.

Как играть?

Научиться играть на рояле сможет каждый человек в любом возрасте. Для того чтобы занять правильное положение за инструментом, стоит учесть такие моменты:

  • высоту стула и посадки – локти должны размещаться на уровне клавиатуры либо немного выше нее;
  • участок стула, который может быть занят – не стоит располагаться на всей площади сиденья, человек должен занимать третью часть стула;
  • дистанцию между клавишами и корпусом, которая у взрослого человека должна составлять 0, 3 метра;
  • расположение ног должно быть таким, чтобы человек опирался на полную стопу;
  • осанку.

Даже без знания нот желающий способен научиться играть на рояле. В первую очередь потребуется попробовать извлечь аккорды, далее связать их созвучиями, а уже после этого построить музыкальные отрывки. Специалисты советуют сесть за фортепиано, нажав его правую педаль, после этого поочередно нужно жать исключительно на черные клавиши при помощи левой и правой кисти. Не рекомендуется жать на несколько клавиш одновременно.

Если знакомство с клавишами уже произошло, то можно попробовать сыграть мелодию из 3-х нот, а именно «до», «фа», «соль». Чтобы самому научиться играть на музыкальном инструменте, понадобится поставить себе цель и идти к ней.

Чтобы рояль прослужил как можно дольше, владельцу стоит правильно за ним ухаживать. Внешнюю поверхность инструмента следует вытирать сухой мягкой тканью, при этом не прижимая тряпочку. Специалисты не рекомендуют натирать фортепиано жирным мебельным полиролем. Ухаживать за приспособлением лучше с помощью специальных средств, как вариант можно использовать Pronto. При уходе за пианино не стоит ограничиваться исключительно протиранием внешней поверхности. Так как внутри рояля может накапливаться пыль, рекомендуется чистить его изнутри. Схема выполнения процедуры следующая:

  • рояль отодвигается от стены;
  • его задняя стенка пылесосится, протирается слегка увлажненной тканью;
  • фортепиано разбирается, из него извлекают механику;
  • пылесосится внутренняя часть инструмента;
  • все поверхности вытираются куском мягкого сухого материала;
  • снимаются клавиши, после чего их чистят от жира и пыли;
  • инструмент собирается.

Слишком сухой и достаточно влажный воздух в помещении может негативно сказаться на состоянии рояля. Это часто становится причиной деформации деревянных частей инструмента. Помимо этого, высокая влажность может повлечь коррозию металлических элементов изделия.

Оптимальной температурой для хранения фортепиано считается 12-25 градусов тепла. Влажность воздуха в помещении должна находиться в диапазоне от 40 до 60%. Устанавливать фортепиано стоит на расстоянии полутора метров от окна и батареи.

После транспортировки музыкальный инструмент необходимо настроить, а также заняться регулировкой его механизмов.

Источник

Небольшой обзор *родственников пианино*.

Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.

Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):

Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.

Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.

Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).

В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».

Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.

В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.

Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.

Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.

Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.

Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.

Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.

Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.

«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.

Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).

Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.

Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.

Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).

В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.

Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.

В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».

Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).

Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.

Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.

Орфотонофониум Артура фон Эттингена.

Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета

Индийская фисгармония (Гармоника).

Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.

Источник

Оцените статью