Двухголосные диктанты по сольфеджио ноты

Двухголосные диктанты по сольфеджио ноты

Рецензент: канд. педагогических наук А. В. Пчелинцев

В сборник включены диктанты различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.

© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.

Настоящий сборник двухголосных диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных специальностей — на отделениях духовых, струнных и народных инструментов, но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном трудностей, представленных в данном пособии.
Российская школа сольфеджио представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой) разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того, следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями, возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов по сольфеджио данное пособие.
Оно составлено из диктантов собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны, такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью, отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального слуха учащихся.
Составляя настоящее пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные черты из музыки ХХ века.
В сборник включены диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры: за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные тональности.
Изучению полифонических приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия. Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы, двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция. Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены (особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено изучение курса полифонии).
В последнем разделе сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника дается краткий комментарий, касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей, которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального мышления учащихся.
Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки учащихся) для педагога не составит особого труда.
Хочется обратить внимание педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство, что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того же автора («Трехголосные диктанты» — М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты» — М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных структур (в частности, современной модальности и атональности).

Читайте также:  Скрябин ноты для детей

Ю. Бычков Март 1998

I. Диктанты гомофонно-гармонического склада
№№ 1-24
№№ 25-48
II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№ 89-110
№№ 111-131
IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153 )
Комментарий к диктантам 5-го раздела

Источник

Двухголосные диктанты по сольфеджио ноты

PIANOROOMS Садовая-Кудринская запись закреплена

СБОРНИКИ ДИКТАНТОВ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ДМШ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

1 — 3. Русяева И. «Одноголосные диктанты» Вып. 1, 2, «Двухголосные диктанты»
4. Вахромеева Т. «Музыкальные диктанты» 1 — 4 классы
5. Калинина Г. «Занимательные диктанты»
6. Резник М. «Музыкальные диктанты»
7. Новицкая Н. «Музыкальные диктанты»
8. Металлиди Ж. Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ»
9. Фрейндлинг Г. «Двухголосные диктанты»

Гнесинка. 98 одноголосных вступительных диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_2101

Лопатина И. 5 сборников диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_1673

Музыкальные классы с фортепиано в центре Москвы. vk.com/im?sel=-168881845
Sound Space — музыкальный репетиторий
Москва, Садовая-Кудринская 11, строение 5.
+79990019873
Soundspacerep.ru

Источник

Музыкальные диктанты

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Одноголосные диктанты

Первый класс (№№ 1-78) 3
Второй класс (№№ 79-157) 12
Третий класс (№№ 158-227) 22
Четвертый класс (№№ 228-288) 34
Пятый класс (№№ 289-371) 46
Шестой класс (№№ 372-454) 64
Седьмой класс (№№ 455-555) 84
Дополнение (№№ 556-608) 111

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Двух-и трехголосные диктанты

Раздел первый(№№1-57)125
Раздел второй(№№ 58-156) 135
Дополнение ко второму разделу(№№ 157-189) 159
Раздел третий(№№ 190-232) 168
Раздел четвертый(№№ 233-264) 181
Дополнение к четвертому разделу(№№ 265-289) 195

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подбирание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания их на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дирижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант, а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок), б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т. д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терцин или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных и модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

Источник

Аудио диктанты по сольфеджио

На этой странице представлены бесплатные музыкальные аудио диктанты по сольфеджио с ответами. Ответы выкладываются в виде нот. В основном в них испытывают необходимость в 1, 2, 3, 4 и 5 классе школы. Выложенные здесь аудио уроки музыки иногда оказываются востребованы и в 7 классе. Автор диктантов: Н. М. Ладухин. На сайт периодически добавляются новые аудиокурсы.

Раздел небольшой. Тем не менее, подобрать здесь себе подходящий музыкальный диктант вы сможете.

Аудио диктанты по сольфеджио вы можете скачать бесплатно и без регистрации в формате mp3 и слушать онлайн. Скачивание по прямой ссылке значительно удобнее скачивания через торрент. Все файлы прошли проверку перед загрузкой на сайт.

Аудиокурсы к школьным учебникам: аудио учебники.

Буду рад если вы порекомендуете своим знакомым мой сайт.

Источник

Двухголосные диктанты по сольфеджио ноты

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Выберите в меню (слева) нужные вам 1-, 2-, 3- или 4-х голосные диктанты для прослушивания. В открывшемся меню посередине кликните на нужный вам музыкальный диктант.

Нажмите на воспроизведение.

ДИКТАНТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки).

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и солъмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса (см. также Вокализ).

Источник

Оцените статью