И. Способин — Сольфеджио
Учебники, литература, пособия, ноты
И.В. Способин
Сольфеджио
Двухголосие. Трехголосие.
Выбор упражнений, вошедших з настоящий сборник, является результатом просмотра значительного количества учебников разных авторов. Конкретно в сборник включен материал, заимствованный из следующих учебников:
Арну. Сольфеджио, I и II ч., в сокращенном обозначении — AI и А И.
Вюльнер. Сборник хоровых упражнений, II ч., сокр. — В. Конконе. Ор. 13.25 дуэтов.
Ладухин. 60 двухголосных сольфеджио, сокр. — ЛIII.
Ладухин. Сборник двухголосных сольфеджио в ключах, сокр. — Л V.
Рубец. Сборник двухголосных сольфеджио, сокр.-Р VI.
Рубец. Сборник сольфеджио для трех однородных голосов, сокр. — РГ.
Рубец. Сборник трехголосных сольфеджио, сокр. — РП.
Саккетти. Сборник трехголосных сольфеджио в ключах, сокр. — СЗ.
В тексте сборника источник заимствования указан перед каждым упражнением справа, с добавлением порядкового номера, под которым он значится в источнике. Что же касается подлинного авторства, то в ряде случаев его нельзя было установить, так как многие составители учебников не считали нужным упоминать, откуда сделано то или иное заимствование. Во всех тех случаях, когда оказалось возможным установить подлинное происхождение произведений, перед сокращенным названием помещена фамилия автора.
В процессе обработки материала для данного сборника часть номеров была подвергнута сокращению, отчасти — перемонтировке, иногда — транспозиции.
Предварительный просмотр имеющегося в распоряжении составителя материала выявил значительное количество случаев заимствования и, тем самым, совпадения источников. Ряд учебников, изданных в дореволюционной России, несомненно, имел своим первоисточником соответствующие работы западноевропейских авторов, главным образом большую систематическую хоровую школу Вюльнера. Подобные совпадения в сборнике не отмечены, указан лишь какой-нибудь один из учебников, послуживших материалом для составителя.
Кроме перечисленных источников в сборник включен ряд экспозиций из фуг Баха (Das wohltemperierte Klavier, ч. I и И); эти отрывки, часть которых для приспособления к вокальному исполнению транспонирована, обозначены в сокращении так: Бах I или Бах II с прибавлением порядкового номера фуги данного тома.
* * *
Весь подобранный материал распределен на основе некоторых групповых признаков на ряд отделов, а именно:
Часть первая — Двухголосие
Отдел I. Консонансы и элементы доминатсепт-аккорда.
Отдел II. Паузы.
Отдел III. Консонансы на сильных долях. Проходящие и вспомогательные диссонансы. Отдел IV. Приготовленные задержания. Несложные виды синкоп. Неприготовленные задержания.
Отдел V. Мелодический хроматизм.
Отдел VI. Гармонический хроматизм. Отдел VII. Неприготовленные вступления голосов.
Отдел VIII. Некоторые метроритмические трудности.
Часть вторая -Трехголосие
Отдел I, Трехголосие гомофонно-гармонического склада.
Отдел II. Трехголосие полифоническое.
Это распределение по отделам имеет до некоторой степени условный характер, так как часть упражнений заключает в себе трудности различных видов и могла бы быть помещена в разные отделы. Таким образом, сам материал не допускает размещения, вполне удовлетворяющего строгим требованиям методики. Поскольку при этом в каждом отделе имеются номера различной степени трудности, постольку педагог может легко приспособить сборник к концентрическому методу прохождения курса, прорабатывая одновременно ряд отделов в порядке постепенно возрастающей общей трудности. Тем не менее распределение, принятое в этом сборнике, все же может облегчить на первых порах педагогу ориентировку в материале.
* * *
В отношении пользования сборником необходимо добавить следующие замечания:
1. Во время исполнения учащийся должен следить за остальными партиями. Для контроля и одновременного углубления навыков в общей ориентировке полезно предлагать учащимся по заранее намеченному плану (а иногда и в порядке экспромта) взаимно обменяться партиями в процессе исполнения данного упражнения. Наряду с этим возможно и следующее упражнение. Один учащийся (или целая группа) по заданию педагога поет одну из партий данного упражнения, в то время как педагог играет остальные голоса; по указанию педагога учащийся переключается на другую партию данного упражнения, которую педагог тут же перестает играть, дополняя ее всеми остальными голосами.
2. Тем же целям углубления навыков общей ориентировки служит допущенное в сборнике частичное отступление от традиции обязательного партитурного изложения. Это отступление, выразившееся в помещении двухголосных номеров на одной строке и трехголосных — на двух, имеет целью не столько экономию места, сколько усиление внимания учащегося к сочетанию своей и чужой партий и ко всем деталям, связанным с таким изложением (направление штилей, расположение пауз, унисоны, перекрещивание голосов-одним словом, все те особенности, которые столь свойственны оркестровым и хоровым divisi).
3. Каждый учащийся должен прорабатывать в двухголосных упражнениях обе партии, а в трехголосных все три (разумеется, когда это позволяет объем голоса). При самостоятельной домашней проработке учащийся должен при пении одной партии играть остальные голоса на фортепиано.
4. Проработка материала должна, как правило, происходить a cappella (без сопровождения), за исключением номеров, в которых имеется фортепианная партия; во всех же остальных случаях поддержка фортепиано может быть допущена лишь для проверки чистоты строя, а также для кратковременной помощи в отдельных трудных местах, подлежащих затем дополнительной проработке без фортепиано.
5. Пение сольфеджио должно всегда сопровождаться дирижированием, дисциплинирующее значение которого в деле развития и укрепления метроритмической точности часто недооценивается не только учащимися, но и отдельными педагогами. При этом следует обращать внимание на то, чтобы взмахи руки не влекли за собой, при исполнении крупных длительностей и синкоп, неровного по силе звучания, бессознательно отражающего метрическую пульсацию.
6. Как показывает практика, педагог должен требовать исполнения упражнений как хором (всем составом группы), так и маленькими ансамблями (дуэт, трио).
7. Работа по сольфеджированию мыслится в двух планах: наряду с однократным пропеванием с листа ряда номеров, необходимо з же время подвергнуть значительную часть материала основательной проработке (и даже разучиванию), которая должна иметь своей целью преодоление всех трудностей до полной отчетливости воспроизведения. Такой комбинированный метод работы дает в конечном результате определенную сумму навыков в пении с листа и развивает чувство ансамбля, включая и умение найти ладотональную временную и мелодико-тематическую опору и ориентировку в партиях исполнителей.
8. Отдельные интонационные, а иногда и ансамблевые трудности отмечены заключением соответствующих нот в пунктирный четырехугольник; такие места могут потребовать отдельной проработки или даже составления педагогом специальных вспомогательных упражнений. Кроме того, в сборник помещен ряд методических примечаний к отдельным моментам номеров, к целым номерам и, наконец, к целым группам номеров.
9. Применяемые в сборнике двухсторонние стрелки указывают голосу, вступающему после паузы, какой из звуков голоса, вступившего раньше, наиболее пригоден в качестве опоры, — конечно, при наличии предварительной ладовой настройки. При пении имитаций в унисон ориентировкой для вступления должно служить прежде всего запоминание начала мелодии голоса, вступившего ранее.
10. Метрономные указания, данные для каждого номера, указывают приблизительно желательную быстроту исполнения; однако первоначальное ознакомление, а также проработка и разучивание должны зачастую происходить в более медленном
темпе, с постепенным доведением его до указанного обозначения.
11. Помещенные посреди нотного текста запятые имеют целью указать наиболее удобные моменты для смены дыхания. При движении однородными длительностями такие моменты иногда могут быть определены произвольно, по-разному. Кроме того, напомним, что при хоровом исполнении иногда допускается выбор момента для смены дыхания, не вполне соответствующий правильной фразировке, — с тем непременным условием, чтобы такая неправильная смена дыхания происходила не у всех исполнителей данной партии одновременно.
12. Тематическое единство содержания голосов в номерах полифонно-имитационного склада обозначено горизонтальными квадратными скобками, с целью соответствующего выделения имитации при исполнении. При имитации, продолжающейся с начала до конца, квадратные скобки заменены названием такой длительной имитации, то есть словом «канон».
13. В ряде номеров не удалось избежать неудобных по тесситуре мест. Некоторые из них обозначены для исполнения октавой ниже или выше, в остальных номерах перенесение отдельных отрывков в более удобную для исполнения октаву представляется на усмотрение педагога.
За товарищескую помощь, оказанную мне в работе над этим сборником, выражаю благодарность И. Дубовскому
Скачать пособие
Источник
Памятка по сольфеджио «Как разучить двухголосный номер»
специалист в области арт-терапии
Как разучить двухголосный номер по сольфеджио
Зачем нужно петь номера из учебника Сольфеджио, да ещё и нотами?
Чтобы развить умение петь и дать базу для музыкального слуха. Научиться петь можно, только слушая музыку. Базу для музыкального слуха можно получить, только зная основные мелодические обороты и соответствующие им ноты.
Откройте номер в учебнике Сольфеджио.
Сыграйте каждый его голос несколько раз на фортепиано (или другом инструменте).
Попробуйте спеть один из голосов вместе с исполнением на инструменте.
Спойте один из голосов номера такое количество раз, чтобы знать его достаточно уверенно (обычно хватает 12-разового пения).
Спойте один из голосов, играя другой на инструменте.
Повторите тоже самое с другим голосом.
Отдохните в течение часа.
Повторите каждый голос разучиваемого номера, играя другой на инструменте ещё раз.
Если у Вас это не вызвало никаких затруднений, то
Вы выучили номер!
Номер материала: ДБ-435625
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Двухголосные номера по сольфеджио ноты
PIANOROOMS Садовая-Кудринская запись закреплена
СБОРНИКИ ДИКТАНТОВ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ДМШ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
1 — 3. Русяева И. «Одноголосные диктанты» Вып. 1, 2, «Двухголосные диктанты»
4. Вахромеева Т. «Музыкальные диктанты» 1 — 4 классы
5. Калинина Г. «Занимательные диктанты»
6. Резник М. «Музыкальные диктанты»
7. Новицкая Н. «Музыкальные диктанты»
8. Металлиди Ж. Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ»
9. Фрейндлинг Г. «Двухголосные диктанты»
Гнесинка. 98 одноголосных вступительных диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_2101
Лопатина И. 5 сборников диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_1673
Музыкальные классы с фортепиано в центре Москвы. vk.com/im?sel=-168881845
Sound Space — музыкальный репетиторий
Москва, Садовая-Кудринская 11, строение 5.
+79990019873
Soundspacerep.ru
Источник
Двухголосные номера по сольфеджио ноты
Рецензент: канд. педагогических наук А. В. Пчелинцев
В сборник включены диктанты различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.
© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.
Настоящий сборник двухголосных диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных специальностей — на отделениях духовых, струнных и народных инструментов, но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном трудностей, представленных в данном пособии.
Российская школа сольфеджио представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой) разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того, следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями, возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов по сольфеджио данное пособие.
Оно составлено из диктантов собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны, такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью, отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального слуха учащихся.
Составляя настоящее пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные черты из музыки ХХ века.
В сборник включены диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры: за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные тональности.
Изучению полифонических приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия. Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы, двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция. Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены (особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено изучение курса полифонии).
В последнем разделе сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника дается краткий комментарий, касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей, которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального мышления учащихся.
Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки учащихся) для педагога не составит особого труда.
Хочется обратить внимание педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство, что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того же автора («Трехголосные диктанты» — М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты» — М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных структур (в частности, современной модальности и атональности).
Ю. Бычков Март 1998
I. Диктанты гомофонно-гармонического склада
№№ 1-24
№№ 25-48
II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№ 89-110
№№ 111-131
IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153 )
Комментарий к диктантам 5-го раздела
Источник