Дьявольский рэг ноты для саксофона

Аппликатура саксофона

Аппликатура саксофона. Долгожданная и самая приятная часть обучения — реальная игра на саксофоне. Сначала общая информация:

Аппликатура, это порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатура саксофона обозначает какие клавиши (кнопки) на инструменте следует нажимать, чтобы прозвучала та или другая нота.

Некоторые ноты на саксофоне можно извлечь применяя разные сочетания клавиш. В таком случае говорят об основной (часто употребляемой) и альтернативной аппликатуре.

На рисунке ниже представлены основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер изображения):

Аппликатура саксофонов сопрано, альт, тенор, баритон

Начнем изучение аппликатуры саксофона с отдельных нот. Разучим какие клавиши для какой ноты надо нажимать.

С этого урока играйте на саксофоне ежедневно. Перерыв в занятиях (выходной) не чаще одного дня в неделю. Длительность занятий вначале до получаса. Не перегружайтесь. Дайте мышцам, участвующим в игре окрепнуть.
На занятиях отрабатывайте упражнения из Школы игры на саксофоне. В течение нескольких месяцев доведите время занятий до часа и более — сколько позволят ваши возможности.
Каждую репетицию начинайте с длинных нот (объяснения в ходе уроков).
Читайте также:  Вот кто с горочки спускается ноты

К этому уроку вы должны уметь:

  • выставить трость, собрать мундштук и подготовить саксофон для игры (урок 1);
  • дышать животом — быстрый вдох в живот и плавный выдох с прессом (урок 2);
  • правильно держать саксофон во время игры (урок 3);
  • управлять губами, языком и лицевыми мышцами (амбушюр) (урок 4);
  • извлекать звук из собранного мундштука и эски (урок 5);
  • и понимать, что саксофон транспонирующий инструмент — играют одни ноты, звучат другие (урок 6).

Если вы успешно прошли предыдущие 6 уроков, приступайте к освоению аппликатуры саксофона. Если вы не прошли или не усвоили предыдущие уроки, лучше вернитесь к ним.
Потому что не освоив азы наделаете ошибок, которые позже трудно будет исправить.

Раздел 2. Аппликатура саксофона

Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.

Ноты для саксофонов от сопрано до баритона записываются в скрипичном ключе и имеют одинаковый диапазон — от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы.

Взять ноту ниже си-бемоль малой октавы на саксофоне не возможно.

Взять ноту выше фа-диез третьей октавы можно вполне. Диапазон выше фа-диез третьей октавы называется диапазоном флажолетов.

Флажолет — приём игры на музыкальных инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон.

Этот диапазон становится доступным через несколько лет игры на саксофоне. Неподготовленный музыкант взять их не сможет даже зная аппликатуру этих нот.

Таким образом, верхняя граница диапазона саксофона ничем не ограничена, кроме умения исполнителя. На саксофоне можно играть ноты ре, ми и, даже, соль четвертой октавы. Бывают мастера играющие до пятой октавы! Правда, это звучит уже как крик чайки и не известно, есть ли в такой игре практический смысл.

Но в будущем, хотя бы ноту ре четвертой октавы играть надо уметь.

Аппликатура саксофона. С чего начать?

Как правило, нотную запись начинают изучать с ноты до. Это базовая нота для тональности до-мажор, в которой нет диезов и бемолей. Поэтому с этой тональности очень удобно начинать изучение нот.

Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать.
Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом.

У духовых инструментов есть особенность — самые низкие ноты на них берутся труднее, чем ноты повыше.

На саксофоне нота до первой октавы находится очень низко и не всегда берется начинающими музыкантами. У новичков эта нота может «хрипеть» и «булькать». Поэтому начинать изучение аппликатуры саксофона с ноты до первой октавы не будем.

С ноты до второй октавы начинать тоже не удобно. Она входит во вторую октаву, а это уже другой диапазон. Впрочем, до второй октавы разучивается уже на этом уроке. Только в конце урока.

Начнем с самой легкой ноты на саксофоне.

Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.

Записывается нота соль первой октавы на второй линейке нотного стана:

Возьмите саксофон для игры как рассказано на уроке 3.
Пальцы рук расположите на соответствующих кнопках инструмента. Пока никакие кнопки не нажимайте.

На этом уроке работаем пальцами только левой руки.

Нажмите тремя пальцами левой руки — указательным, средним и безымянным — три кнопки, которые лежат под ними. Это аппликатура ноты соль первой октавы:

Техника извлечения звука разучивается на уроке 5. Извлеките звук. Должно получиться так:

Кто интересовался транспортом нот, тот обратит внимание, что когда на саксофоне альт играют ноту соль первой октавы, звучит нота си-бемоль малой октавы.

В связи с тем, что начинается практика игры на саксофоне, позвольте рекомендовать обучающую компьютерную программу «Свирелька».
Программа показывает ноты мелодии и аппликатуру для каждой ноты, а также проигрывает мелодию. Особенностью «Свирельки» является то, что темп мелодии можно изменять. Обучаемый сам устанавливает удобный для разучивания мелодии темп — сначала медленный, затем побыстрее.

Возьмите ознакомительную версию программы:

По функционалу полная и ознакомительная версии одинаковы. В полной версии добавлена возможность загружать новые ноты, а в ознакомительной мелодий для разучивания только три.

Стоимость полной версии Свирельки — не дороже одного единственного занятия с преподавателем, а программа будет вам служить все время обучения и даже после.

Кроме того, Свирелька здорово развивает чувство ритма, а это основа всей музыки.

Совет: попробуйте как удобно пользоваться программой и насколько быстрее пойдет саксофон для начинающих.

Продолжаем разучивать аппликатуру саксофона.

Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.

Следующая нота ля первой октавы.
Место этой ноты на нотном стане между второй и третьей линейками:

Положение пальцев как для предыдущей ноты, но теперь нажаты только две кнопки — указательным и средним пальцами левой руки. Безымянный палец отпускаем. Аппликатура ля первой октавы на саксофоне:

Внимание! Палец, который не нажимает кнопку остается вблизи кнопки. Пальцы не топырить!

Звучит ля первой октавы:

Аппликатура саксофона для ноты ля первой октавы на Свирельке:

Переходим к следующей ноте.

Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.

Нота си первой октавы записывается на третьей линейке нотоносца (нотного стана).

Аппликатура ноты: отпускаем из положения как для предыдущей ноты средний палец. Нажимает свою кнопку только указательный.

Звучит си первой октавы:

Ещё раз обратим внимание — пальцы, которые не нажимают следует держать вблизи от кнопок. Не следует их подымать или убирать со своих мест. Это относится к работе пальцев обеих рук. Нормальное положение пальцев во время игры на саксофоне — лежать как можно ближе к своих кнопкам.

Аппликатура саксофона для ноты си первой октавы. Разучиваем на Свирельке:

И обещанная в начале урока нота:

Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.

Записывается до второй октавы между третьей и четвертой линейкой.

Играем ноту до второй октавы. Нажимает на кнопку только средний палец левой руки. Аппликатура саксофона:

Звучит нота до второй октавы:

На Свирельке нота до второй октавы саксофона:


до второй октавы Режим сакфофон на Свирельке

Обратите внимание, что на «Свирельке» показана и основная и дополнительная (альтернативная) аппликатура саксофона.
При обучении рекомендуем пользоваться основной аппликатурой. В дальнейшем альтернативная аппликатура пригодиться для быстрого перехода между нотами.
При разработке «Свирелька» имелись разные мнения по поводу транспонирования нот. Было учтено, что со «Свирелькой» будут заниматься начинающие музыканты, возможно, даже не знающие нот. Поэтому было сделано так, что программа читает ноты натурального ряда. Такие как для флейты и фортепиано.
Все ноты для саксофона на этом сайте сделаны под «Свирельку». Поэтому ноты с сайта не придется переделывать под саксофон.
Для продвинутых музыкантов, которые пользуются нотами переделанными для саксофона, в Свирельке есть режим транспонирования нот. Так что и опытные саксофонисты могут воспользоваться программой.

Разучили четыре ноты. Что теперь?

Мы прошли первые четыре ноты на саксофоне. Теперь, используя разученные ноты, перейдем к «длинным нотам». Напомним, что длинные ноты это ноты на протяжении всего выдоха. Упражнение на длинные ноты выполняют ежедневно перед игрой на саксофоне.

Во время упражнений на длинные ноты необходимо контролировать насколько ровный тон длинных нот на всем протяжении звучания.

Продолжайте выполнять упражнение на длинные ноты ежедневно. Только теперь играйте не на эске с мундштуком, как на уроке 5, а на собранном саксофоне, проигрывая четыре разученных ноты в виде следующих упражнений:

Первое упражнение: вытягиваете длинную ноту на полное дыхание сначала соль, затем ля, затем си и до.

Второе упражнение: повторяете те же ноты теперь с атакой.
С атакой должно звучать примерно так:

Ошибки начинающих саксофонистов.

  1. Незадействованные в игре пальцы непроизвольно прогибаются, скрючиваются, а мизинцы опускаются под педали клапанов. Контролируйте положение пальцев на кнопках. Держите их как можно ближе к своим кнопкам, даже когда пальцы не нажимают кнопки. Это приходится повторять снова и снова, потому что положение пальцев влияет на качество игры. Недостатки в постановке пальцев должны устраняться сразу. Так как закрепление этих недостатков потребует для исправления много усилий и времени.
  2. Неправильная атака языка. Контролируйте качество атаки. Если атака делается под трость или атака длится очень долго, получается что-то вроде этого:

плохое исполнение нот с атакой

В таком случае при атаке следует переместить язык ближе к кончику трости и двигать языком быстрее.

Язык должен находиться у самых зубов, очень близко к кончику мундштука. Язык не должен двигаться откуда-то из горла.

Делать атаки следует настолько быстро, чтобы поток воздуха не успел остановиться. Движение должно быть быстрым и точным в кончик трости.

В следующих уроках разучим разные типы атак: маркато, деташе, легато, а пока научитесь правильно быстро и точно проводить атаку на первых нотах при игре на саксофоне.

На этом урок Аппликатура саксофона завершен. Были разучены первые четыре ноты: соль, ля, си первой и до второй октавы.

Выполните упражнения из сборника Школа игры на саксофоне Александра Ривчуна.
Упражнения здесь:

Упражнения Школы на разученные ноты

Бонус тем, кто прошел урок и освоил первые ноты на саксофоне:
в конце видео-ролика Николай Годына сыграл небольшую композицию. У обучаемых всегда есть желание как только разучены первые ноты, начать играть мелодии. И это правильно.
Кто хочет повторить за Николаем вот ноты первой композиции в формате Свирельки. Загружайте их в программу и разучивайте эту простую мелодию.
Темп для разучивания установите сами. Выглядеть это будет так:

После того как отработаете упражнения из школы саксофона переходите к следующему уроку по разучиванию аппликатуры саксофона:

Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы

Если остались невыясненные вопросы или пожелания, пишите в комментариях:

Саксофон для начинающих

Аппликатура саксофона : 3 комментария

Страничка *класс*. Свирельку получил спасибо. Установил. Правда ещё не разбирался. в вопрос у меня: Где можно посмотреть урок до и ре первой октавы? Спасибо.

Спасибо! Хорошая страничка. Сергей

Добавить комментарий Отменить ответ

Школа игры на саксофоне

Обучающая программа Свирелька

Научиться играть на саксофоне
поможет простая обучающая программа:


Ознакомительная версия бесплатно.
Включены три мелодии для разучивания.
Другие мелодии после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Оставьте комментарий внизу страницы

Источник

Дьявольский рэг ноты для саксофона

Alain Riou-10 этюдов-дуэтов.pdf
Albenis_asturia.pdf
Albeniz Op165 No2 Tango Alto Sax.pdf
Albeniz_Tango Alto Sax.pdf
Albinoni_Adagio.pdf
Alexandra-liana-pastorale-9387.pdf
Alexandre Tcherepnine — Sonatine Sportive pour Saxophone et Piano.pdf
Altmanis_expromt.pdf
Antonini_divertisment.pdf
Bach_Air.pdf
Bach_Andante&Allegro.pdf
Bach_Sicilienne&Allegro.pdf
Bach_Sicilliane.pdf
Bach_sonata6 Ipart.pdf
Bach_sonata_6alto.pdf
Beltran_Aria.pdf
Bizet_arlesianka_intermezzo.pdf
Bizet_arlezianka_prel1.pdf
Bizet_toreador.pdf
Bonneau_Suite.pdf

Botri_divertisment.pdf
Bozza_aria2.pdf
Bozza_aria.pdf
Bozza_Impromtu_et_Dance.pdf
Chanson et Passepied.pdf
Charpentier_Prelude.pdf
Chopin Op10 No3 Etude Alto Sax.pdf
Chopin_Nocturne.pdf
Claude Debussy — Rapsodie pour Orchestrt et Saxophone (Sax-Alto & Piano).pdf
Corelli_Adagio&Giga.pdf
Corelli_Adagio.pdf
Couperin_Musette_de_Taverny.pdf
Crepin_A_Tribute_to_SAX2.pdf
Crepin_A_Tribute_to_Sax.pdf
Creston — Sonata for Alto Saxophone Op. 19.pdf
Creston -Suite Per Saxofon.pdf
Cui_AllegroScherzoso.pdf
Damase_Vacances.pdf
D’Ambrosio_Canzonetta.pdf
Demerseman_Fantazy.pdf

Denisoff — Sonata For Alto Saxophone And Piano (Sax).pdf
Desanklo_prel_cad_f.pdf
Dubois_A_la_parisienne.pdf
Dvorjak_Larghetto.pdf
Dvorjak_Romantic_Piece.pdf
Ferran_Baghira.pdf
Gabriel Grovlez — Sarabande Et Allegro Pour Saxophone Alto Et Piano.pdf
Gershvin_Etude_in_Swing.pdf
Gioia_suite.pdf
Glazunov_Concerto.pdf
Glinka_Javoronok.pdf
Gluck_Scene.pdf
Granados_Intermezzo.pdf
Great_Adagio_Allegro.pdf
Grieg_Album_Leaf.pdf
Haendel_Allegro.pdf
Haendel_AllegroLargo&Final.pdf
Haendel_Andante&Burre.pdf
Haendel_Bourree.pdf
Haendel_Largo.pdf

Haendel_Pastorale.pdf
Haydn_Gypsy_Rondo.pdf
Haydn_Minuet.pdf
Hector Villa-Lobos — Fantasia for Saxophone and Small Orchestra (Sax-Alto & Piano).pdf
Hemn — Deek the halls.pdf
Hendel Joy to the world.pdf
Ibert_Concertino_da_Camera1.pdf
Ibert_Concertino_da_Camera.pdf
Iturralde_SuiteHellenique.pdf
James Rae — Good Morning,Vienna.pdf
Jindrich_Feld_Elegie_Sax_and_Piano.pdf
Kalinkovich_Tarantela.pdf
Koncert_Binga.pdf
krepen_0.pdf
Krepin_celine.pdf
Krepin_Panda.pdf
Krol_Sonate.pdf
Leclair_Adagio_Allemande_Gigue.pdf
Leclair_Aria.pdf
Lully_Menuet.pdf

lund_sonata.pdf
Martini_Romance.pdf
Mijo_0.pdf
mijo_Маленький концерт 2,3ч.pdf
Milhaud_Scaramouche_Brazileira.pdf
Monsigny_Gavotte.pdf
Moris_provanse_1.pdf
Moris_provanse_2.pdf
Moris_provanse_3.pdf
Moris_provanse_4.pdf
Moris_provanse_5.pdf
Mozart_Ballet_des_Petits_Riens.pdf
Mozart_Minuet.pdf
Mozart_Rondo_in_D.pdf
Mushinskiy_Sonate.pdf
Mussorgsky_The_Old_Castle.pdf
Najsoo.pdf
NAULAIS_Jerome_Petite_Suite_Latine.pdf
Ornstein_Ballade.pdf
Ostrikov_Посвящение для саксофона и струнного ансамбля и фортепиано.pdf

Petite Fleur (Sax & Piano).pdf
Piazzolla_Ave Maria (Piano.Solista).pdf
Piazzolla_Tango_Etudes.pdf
Planel_Prelude_et_Saltarelle.pdf
Podgaits_Элегия.pdf
Rachmaninov_Vocalise.pdf
Rameau_Castor_et_Pollux.pdf
Rameau_Tambourin.pdf
Ravel_Sonatine.pdf
Rivchun Koncert.etud.pdf
Saint Saens Carnaval 13 Cygne Alto Sax.pdf
Schubert_Serenade.pdf
Schuman_Fantasy_Piece.pdf
Schuman_Scene_D’Enfants.pdf
Shubert_Ave_Maria.pdf
solo-945-p.pdf
Tartini_Grave.pdf
Vilarroig_Sonata_para_Piano_y_Saxo_alto.pdf
Vinchi_Sonate.pdf
Yuyama_Divertimento.pdf

Аве Мария Вавилов-Качинни.pdf
Артёмов Осенняя сонатина.pdf
Бах Ария.pdf
Бах хорал.pdf
Бетховен адажио.pdf
Бизе Цыганский напев.pdf
Бозза Итальянская фантазия.pdf
Бонно концерт.pdf
Бутри дивертисмент.pdf
Вейнер Этюд-vainer_etud.pdf
Вивальди Концерт.pdf
Вивальди Концерт+.pdf
Видофт восточный танец.pdf
Вууд -vud_sax.pdf
Гейден — Соната.pdf
Гершвин A Foggy day.pdf
Гершвин Колыбельная Клары.pdf
Глинка Жаворонок.pdf
Глиэр Романс.pdf
Глюк мелодия.pdf

Гровле Сарабанда и аллегро.pdf
Гурбелошвили Грусть лета.pdf
Далла Памяти Карузо.pdf
Дебюсси Маленький негритёнок.pdf
Дейнтри Саксофон думает -Thoughts.pdf
Делиб Коппелия.pdf
Демерсмен Фантазия op 32.pdf
Дескампс-J.H. Descamps Сонатина для 2 сакс.pdf
Джойс Осенний сон.pdf
Джоплин-джаз-саксофон -Joplin Maple Leaf Rag.pdf
Дриго серенада .pdf
Жоли Ария и танец.pdf
Ибер Ария.pdf
Йетл Стаккатиссимо.pdf
Калинкович Юмореска.pdf
Капырин,Осенняя песня,саксофон соло.pdf
Куперен дилижанс.pdf
Лансен — Саксофониана.zip
Левенберг В джазовом ритме.pdf
Легран Шербургские зонтики.pdf

Лесьер Прелюдия и рондо.pdf
Маккартни — Вчера.pdf
Марчелло.zip
Мийо Бразильера.pdf
Мийо Модера.pdf
Мусоргский старый замок.pdf
Наулейс Маленькая сюита-naulais_petit_suite_latine_sax.pdf
Невин-nevin_narcissus.pdf
Паскуале соната-pasaqual_sonata.pdf
Пиацолла танго Нью-Йорк.pdf
Планель Романтическая сюита-planel_rogdestvenskaya.pdf
Планель итальянская серенада.pdf
Рамо тамбурин.pdf
РОлланд Токката.pdf
Сингеле Каприс-J.B.Singelee CAPRICE inB.pdf
Уоррен Чатанога-чу-ча.pdf
Форе павана.pdf
Черепнин Спортивная сонатина.pdf
Шайдулова Пять настроений.pdf
Эллингтон Караван.pdf

Ссылка на весь архив нот для саксофона

Источник

Оцените статью