Дюймовочка слонимского ноты для фортепиано

Обзор некоторых произведений С. Слонимского для фортепиано

специалист в области арт-терапии

Для знакомства учеников со стилистикой музыки XX века как нельзя лучше подойдут произведения, написанные всемирно известным композитором Сергеем Михайловичем Слонимским. Будучи пианистом, С. Слонимский много интересного пишет для фортепиано и многие сочинения для детей и юношества прочно вошли в педагогический репертуар. Его пьесы любят и пятилетние и зрелые музыканты, а также любители музыки всех возрастов. Они весьма разнообразят педагогический репертуар, знакомят с особенностями современного музыкального языка, расширяют кругозор, развивают основы пианизма – навыки и умения игры на инструменте.

Обращаясь к изучению произведений С. Слонимского, необходимо познакомить учеников с основными вехами жизненного и творческого пути композитора, раскрыть стилистические особенности его творчества. Сергей Михайлович Слонимский — российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Родился в 1932 г в Ленинграде в семье известного писателя М. Л. Слонимского. Учился в Ленинградской консерватории по классу композиции и фортепиано. Будущий композитор унаследовал духовные традиции русской демократической творческой интеллигенции. В доме бывали Е. Шварц, М. Зощенко, К. Федин. Будущий композитор рос в атмосфере художественных исканий. Важнейшей школой для Слонимского оказался русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций способствовали постижению народной песни, народного характера, уклада русской жизни. Композитор отчетливо понимал ценность самобытного в искусстве и стремился придать национальному началу свежее, неповторимое звучание.

Читайте также:  Celil refik kaya ноты

Слонимский не только композитор и пианист. Он крупный музыковед и педагог (профессор Ленинградской консерватории). Масштабы и многогранность творчества С.М. Слонимского поражают. Свыше трёхсот опусов произведений всех жанров: от опер ( «Виринея», «Мария Стюарт», «Мастер и Маргарита» и др., всего 8 ), балетов и симфоний (32) до разнообразных инструментальных, вокальных жанров; музыка к кинофильмам и театральным спектаклям.

Сочинения для фортепиано – это особенная область применения как творческих, так и педагогических устремлений композитора. Первые из них были написаны по просьбе его педагога А.Д. Артоболевской (цикл «Капельные пьески»). Большинство пьес, написанных в дальнейшем, включены в сборники «От 5 до 50». Их можно смело назвать своего рода оригинальной школой игры на фортепиано. В них композитор развивает идею универсальности воспитания музыканта. Можно сказать, что он продолжает в этом смысле традиции Баха, создавшего своеобразный микрокосмос детской музыки эпохи Барокко, Шумана – автора детской энциклопедии романтической музыки, Чайковского, детская музыка которого представляет собой некий сплав русского романтизма и реализма.

Само название сборников «От 5 до 50» уже предопределяет некую универсальность. К пьесам интересно обращаться музыкантам всех возрастов. Цель – разнообразить педагогический репертуар современными произведениями разной степени трудности. Для педагога здесь представлен большой выбор ярких концертных и кантиленных пьес, красочность, программность которых увлекает и развивает эмоциональную отзывчивость, а вместе с тем, овладение каждой из пьес позволяет подняться на новую ступеньку мастерства.

Пять тетрадей пьес «От 5 до 50» создавались на протяжении тридцати лет и включают в себя на сегодняшний день 52 пьесы. Слонимский располагает произведения по принципу постепенного усложнения. Лаконичные и развернутые пьесы помогают естественно приспособиться к инструменту, так как очень удобны в пианистическом отношении. Использование практически всей клавиатуры, регистровое многообразие расширяет слуховые представления ученика, помогает ему в овладении тембровым богатством рояля.

Читайте также:  Струны для гитары беляево

Для преподавателя очень важно, что каждая пьеса вписывается в круг различных педагогических задач. Композитор учитывает пианистические возможности начинающих исполнителей и, не перегружая фактуру, заботится о развитии фортепианной техники. Нередко для усиления выразительности композитор применяет такие привлекательные приемы игры, как игра на струнах, исполнение локтями, кулаком, ладонью, восходящие и нисходящие глиссандо. В лаконичных, незатейливых пьесах композитор широко использует остро-диссонирующие интервалы и терпкие созвучия, секундовые «кляксы», движение параллельными квинтами и квартами, сложносоставные аккорды – кластеры, нерегулярную ритмику, переменные размеры, обильные акценты и синкопы. Зато в лирических пьесах преобладает вокальное начало, распевность и выразительность мелодики. Медленные лирические пьесы полезны в работе над кантиленой, эмоциональной выразительностью и свободой исполнения.

Цикл «Капельные пьески» хорошо подходят начинающим ученикам, но они рассчитаны на маленьких детей. Их можно рекомендовать для знакомства с клавиатурой начинающих и для чтения нот с листа.

Фортепианный цикл «Детские пьесы» обычно входит в педагогический репертуар для средних и старших классов. Он состоит из семи разнохарактерных пьес, каждая из которых может быть исполнена отдельно. В цикле фигурируют пьесы лирического характера – образы, навеянные картинами природы.

Первая пьеса цикла – «Пасмурный вечер». Она поражает мечтательно-трогательной мелодией песенного характера. Красочный ладогармонический язык с мягко диссонирующими созвучиями, игрой мажора и минора воссоздаёт картину наступающей ночи с её светотенями и элегическим настроением. Средний раздел пьесы интересен различными изобразительными штрихами, которые напоминают отдалённые раскаты грома.

Музыка «Северной песни» уносит в лирический мир мечтаний, навеянный созерцанием северного пейзажа. В пьесе несколько контрастных разделов. После элегического первого раздела второй – более взволнованный, хотя с использованием тех же интонаций. Следующий раздел напоминает суровое хоровое звучание. Он построен на параллельных трезвучиях nоn legato. В репризе песенный начальный напев звучит широко, полноправно, выражая восхищение и радость от общения с природой.

Более подробно хочется остановиться на двух других пьесах, входящих в этот цикл. Это «Дюймовочка» и «Колокола».

«Дюймовочка» образно связана с одноимённой сказкой Г.Х. Андерсена. Ее можно рекомендовать продвинутым ученикам. Здесь есть и технические трудности, и тончайшая нюансировка, и особенности педализации. Создание поэтического нежного образа под силу не каждому.

Первая и третья части рисуют тонкий мир переживаний. В ритме вальса кружат хрупкие, невесомые мелодии. Они завораживают своей сказочностью, теплотой и светом:

При очень быстром темпе ( vivace ), мелодия не должна выглядеть суетливой. Допускается rubato , что придает мелодии естественность и выразительность.

Особого внимания требует исполнение триолей. Их сложно сыграть ровно, легко, на очень тихой звучности и в то же время как бы «пропевая». Поможет в преодолении трудностей и точный выбор аппликатуры, основанный на использовании двух позиций.

Невозможно добиться нужного звучания только работая над техникой. Обязательно необходим слуховой контроль. Особенно сложно оказывается соединение триолей и четверти в конце пассажа, которая часто играется раньше времени и маловыразительно.

В первой части необходимо рекомендовать использование левой педали, особенно вначале. Что касается правой педали, то композитор указывает сплошное ее использование в этой части. Но она должна быть подчинена строгому слуховому контролю и создавать легкие, слегка «дымчатые» созвучия.

В конце первой части необходимо обратить внимание на исполнение части пассажа правой рукой и уточнить аппликатуру.

В средней части сосредоточены образы «мрачных» сил. Небольшая связка с резким ritenuto меняет характер.

Властные, резкие аккорды с остинатным басом рисуют образ важный и непреклонный. Второе предложение отличается динамическим контрастом (рр), но производит не менее угрожающее впечатление. Длинные длительности создают определенную трудность в ведении фразы и тогда исполнение становится монотонным и невыразительным. Необходимо проанализировать движение мелодии и выявить кульминации, следить за непрерывностью музыкальной мысли. Тут уместно вспомнить, что сам Слонимский всегда ратовал за исполнение не по слогам, а за умение соединять воедино всю музыкальную ткань: «Хотелось бы, чтобы исполнялось по фразам, и чем по большим фразам, тем лучше».

Третья часть по характеру повторяет первый образ. В целом пьеса драматургически контрастна и требует при исполнении умения быстро переключаться в передаче художественных образов.

«Колокола» — заключительная пьеса цикла. Это эффектный, колоритный финал, в котором виртуозно использованы регистровые и динамические возможности фортепиано. Композитор вносит и необычные приёмы игры – удары рукой по произвольно взятым на педали комплексом басовых струн. Яркие звуковые находки имитируют то мощные удары больших колоколов, то перезвоны малых. Эта пьеса очень подходит для репертуара нашего училища, т.к. она апеллирует к знакомым образам и представлениям. Сквозная драматургия, яркие контрасты, тембровое разнообразие, непрекращающаяся энергия движения делают эту пьесу выигрышной для концертного исполнения.

Пьеса начинается с ударов левой руки по басовым струнам, взятыми произвольно. Для этого необходимо вначале игры снять с рояля пюпитр. Удары звучат тихо, приглушенно, как бы «вдалеке». В такой динамике до струн лучше дотрагиваться пальцами. В третьем такте наслаиваются аккорды в правой руке.

Далее к этому затаенному разговору больших колоколов присоединяется печальная ( mesto – по указанию автора) мелодия. Созданию образа помогает и использование педали. Она создает наслаивающийся звуковой поток, имитирующий летящий звук колоколов.

Мрачное вступление сменяется веселым бегом маленьких колокольчиков. Легкое staccato , угловатые синкопы, непрерывное crescendo , перебиваемое s Р, приводит к первой кульминации. Она звучит тяжело, настойчиво, но быстро сдает позиции, и начинается новый подъем. Автор не перестает напоминать, что все исполняется marcato и pesante . В этом восхождении слышится и волнение, и даже временами отчаяние.

И вот наступает кульминация, которая звучит как победа – сдержанно и величественно. Темп немного замедляется. Педаль помогает объединить движение по две четверти

В заключение хочется сказать, что все эти пьесы представляются ценным инструктивным материалом для развития творческого воображения, а также пианистических, ритмических навыков, гармонического и мелодического слуха. Музыка Слонимского отличается специфическим творческим темпераментом, непредсказуемым, иногда приводящим к неожиданным и необъяснимым поворотам. Больше всего в музыке Слонимского привлекает искренность и неподдельность эмоций, а также такое ценное качество как чувство юмора, и неистощимая фантазия. Использование Слонимским различных приемов выразительных средств делают его музыку привлекательной для детского восприятия и ярко-образной, пианистически удобной в исполнении. Слонимскому удалось в своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством создать собственный тонкий, содержательный и яркий мир детской музыки.

Источник

Дюймовочка слонимского ноты для фортепиано

Содержание:
Е. Веврик. ГУСИ, ГУСИ, ГА-ГА-ГА!
В. Сапожников. НА ВЕСЁЛЫХ ОСТРОВАХ ХОДЯТ ВСЕ НА ГОЛОВАХ
В. Цытович. ЧИПОЛЛИНО
В. Цытович. СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА
Ю. Фалик. ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
Ю. Фалик. ПЕСЕНКА МАЛЬВИНЫ
Ю. Корнаков. МАЛЬВИНА
В. Витлин. СТРАШИЛИЩЕ
Б. Кравченко. БЛОХА ХОДИЛА НА БАЗАР
Ю. Фалик. ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
Ю. Фалик. ЗАГОРЕЛСЯ КОШКИН ДОМ
В. Цытович. ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ
В. Цытович. СТУЧИТ, БРЕНЧИТ НА УЛИЦЕ — ФОМА ЕДЕТ НА КУРИЦЕ
В. Цытович. МАРШ КОТА В САПОГАХ
Д. Прицкер. СКАЗКА
С. Слонимский. ДЮЙМОВОЧКА
С. Слонимский. МАРШ БАРМАЛЕЯ
Ю. Фалик. ВЕСЁЛЫЙ ПИФ
В. Гаврилин. ГЕНЕРАЛ ИДЁТ. Картинка из старой книги

Новости сайта!

Здравствуйте, Дорогие читатели и посетители сайта! Сегодня вашему внимаю представляем отличный книжный сайт http://basebooks.ru, на сайте можно скачать бесплатно книги без регистрации, что очень удобно! Всем советуем!

Концертные пьесы для маленьких виртуозов.Фортепиано.

Новости нашего сайта!

И снова хочу Вас познакомить с фантастическим фильмом «Шепот». Посмотрела я его вот здесь, всем советую! И немного о фильме:

История о полицейских, которые работают под прикрытием, пытаясь выследить Чарльза Мэнсона и его секту под названием «Семья» до того, как они совершат ряд жестоких преступлений.

Заколдованный лес. Пьесы и ансамбли для фортепиано.

Джазбука. Джазовые пьесы для маленьких детей для ансамбля пианистов

Новости нашего сайта!

Дорогие посетители! Наткнулась я тут на отличный сериал «Друзья». Всем советую его посмотреть! Подробности на сайте www.friendstv.in

Дюжина джазовых крохотулечек. Легкие джазовые пьесы для начинающих пианистов.

Новости!

Дорогие посетители сайта, советуем посмотреть отличный сериал «Американская семейка». Посмотреть и узнать все подробности можно на сайте http://www.modernfamilytv.ru/ . Приятного просмотра!

Бахвалова Т. ( Презентация к уроку )Гимнастика-упражнения для малышей — на разные виды техники pril

Цель урока : развитие в гармоническом единстве музыкантских и пианистических качеств ученика.

1. Помочь ученику индивидуально приспособиться к инструменту, через поэтический образ найти свои удобные ощущения.

2. Поддержание интереса, желания трудиться для достижения цели.

Как обычно полезная ссылочка: http://vizit31.ru/dostavka доставка суши белгород

Крылова М. Мои первые нотки.Учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств.

Задача данного сборника состоит в том, чтобы возбудить интерес малыша к музыке, помочь преподавателям в подборе материала, родителям — в домашних занятиях с ребенком.

Музыкальный материал пособия располагается по принципу постепенного усложнения интонаций, от малой терции до гексахорда. Малышам нужны яркие наглядные зрительные представления. Поэтому рядом с крупной нотной записью изображаются соответствующие клавиши, а также определенное количество ступенек, использующихся в песенке. Графический рисунок для раскрашивания поможет детям в создании музыкального образа.

Учебное пособие для учащихся подготовительных отделений детских музыкальных школ, педагогов и родителей.

НОВОСТИ САЙТА!

Не скучай Москвич! Зайди на сайт http://site-znakomstv.com/ знакомство в Москве. Приятного общения!

Содержание:
1. Слон. Детская песня
2. Солнышко
3. У медведя во бору. Белорусская народная песня
4. Пошёл кот. Детская прибаутка
5. Поросёнок
6. Верблюд. Сл. С. Маршака, муз. М. Андреевой
7. М. Крылова. Ночь пришла
8. Улита. Прибаутка
9. Теремок
10. М. Крылова. Часы
11. Сорока. Русская народная песня
12. Наберу мучицы. Прибаутка
13. Комар баню топил. Белорусская народная песня
14. Лиса. Русская народная песня
15. Выйди, солнце. Прибаутка
16. Дождь. Румынская народная песня
17. У кота. Русская народная песня
18. Ходит зайка. Русская народная песня
19. Белые гуси
20. Дождик
21. Бай-бай. Русская народная песня
22. Нина, нанна. Итальянская народная песня
23. Коза
24. Н. Леви. Пароходик
25. Утром. Болгарская народная песня
26. Матрёшка
27. В. Игнатьев. Тихо-тихо
28. М. Крылова. Медведь
29. М. Крылова. Загадка
30. Е. Туманян. Варись, кашка
31. Ли-ли, ли-ли, мой малыш. Литовская колыбельная
32. М. Ройтерштейн. Спят осёл и соловей
33. Гуси летят. Русская народная песня
34. Зайчик. Русская народная песня
35. Пчёлка. Сербская народная песня
36. Весна-красна. Украинская народная песня
37. Петушок. Русская прибаутка
38. Три-та-та. Русская народная песня
39. М. Крылова. Кузнечик
40. Курочка. Сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
41. Соловей. Русская народная песня
42. М. Анцева. Василёк
43. Ладушки
44. Куры, гуси да индюшки. Русская народная песня
45. Ухти-тухти. Сл. Э. Шима, муз. Г. Портнова
46. Серенькая кошечка. Сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина
47. На лодочке. Башкирская народная песня
48. Федорок с вершок. Русская народная песня
49. Пчёлка
50. Мой гусёнок. Венгерская народная песня
51. На зелёном лугу. Русская народная песня
52. Соловейко. Сл. Г. Бойко, муз. А. Филиппенко
53. Серый волк
54. Белка. Словацкая народная песня
55. Утёнок
56. Ёлочка. Сл. М. Булатова, муз. Е. Тиличеевой
57. Паровоз. Сл. и муз. Г. Эрнесакса. Пер. В. Татаринова
58. К нам гости пришли. Сл. М. Ивенсен, муз. А. Александрова
59. Как за синею рекой. Русская народная песня
60. Сенокос
61. Ехали медведи. Сл. К. Чуковского, муз. М. Андреева
62. М. Крылова. Серый кот
63. Матрёшки. Сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова
64. Конь. Сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой
65. Теремок. Русская народная песня
66. Новогодняя. Сл. Г. Бойко, муз. А. Филиппенко
67. Маленькая ёлочка. Сл. З. Александровой, муз. М. Красева
68. Я играю
69. Список использованной литературы

Источник

Оцените статью