Как рассказать детям о джазе? Пример музыкального занятия для самых маленьких
Опытного музыкального руководителя сложно удивить новой методикой. Но в музыкальном образовании дошкольников еще есть «белые пятна» — например джаз. Часто ли дети слушают такую музыку? Очевидный ответ — нет. А джаз имеет мощную историю, плеяду «титанов» и миллионы поклонников. Как лучше познакомить детей с джазом? О чем рассказать, чтобы возбудить интерес к этому необычному направлению?
Джаз — музыкальное направление с более чем вековой историей. Однако его почти не рассматривают даже в специальных образовательных музыкальных заведениях.
Такая несправедливость коснулась и дошкольников. Спросите малышей: «Что такое джаз?» Услышите ли в ответ имена известных в мире джазменов или рассказ о зажигательных ритмах? Возможно и так, но маловероятно.
Детям понятны и знакомы классическая, народная, популярная (современная) музыка. Первые два направления распространены в школе, а последнее звучит везде. Но вот как научить маленьких меломанов различать на слух и чувствовать особенности джаза? Что рассказать им вначале, чтобы они захотели узнать о джазе больше и еще и стремились сами научиться его играть/создавать?
Каждый из нас помнит волшебный период своего детства. Не смотря на то, что у всех оно проходило по-разному и есть то, что нас всех объединяет – это память о незабываемые моменты радости, когда ты смотришь своими маленькие глазками на родителей, которые рассказывают, как сильно тебя любят, поздравляют и дарят такие долгожданные подарки. Удачное проведение детского дня рождения способно дать ребенку большое количество приятных эмоций на следующий период, которые действительно трудно забыть. Студия https://elff.dp.ua/ предлагает для Вас широкий спект услуг на детский день рождения и не только. Именно здесь вы можете получить удачное детское день рождения по разумной цене.
Джазовая азбука
Ознакомить дошкольников с джазом сложнее, ведь эта музыка разноплановая, имеет множество стилевых ответвлений и постоянно эволюционирует. Даже само понятие «джаз» вряд ли кто-то охарактеризует однозначно. Однако попробовать стоит.
Если коротко, джаз — это музыка, возникшая на американском континенте, соединившая европейскую гармонию, европейсько-африканськую мелодиию и африканский ритм.
Главные черты джаза:
• основная роль отводится ритму; • импровизация; • ощущение ритмической свободы — свинг.
Музыкальная импровизация (от лат. improvisus — непредвиденный) — создание музыкального произведения без предварительной подготовки, экспромт. Импровизация является обязательным компонентом джаза, когда музыку формируют непосредственно в процессе выполнения. Возможны как сольные, так и совместные импровизации, от двух участников и более. Коллективные импровизации практикуют почти с начала джазовой истории — например так называемые «битвы» оркестров, когда музыканты каждого из них стремились превзойти своих коллег в ловкости.
«Импровизация должна базироваться на чем-то. Когда молодые журналистки спрашивают меня об импровизации, я сначала задаю вопрос им: „Вы бы хотели получить от мужа письменное признание в любви? (Ответ: „Да!».) А теперь представьте, каким оно будет, если этот человек прочел за жизнь две книги — телефонный справочник и расписание электричек. Так и с импровизацией»
В основе обычных музыкальных занятий с детьми — ритм. И об импровизации здесь говорится так же часто, как и в джазе. Вспомним хотя бы интонационно-импровизационные игры и музыкально-пластические импровизации. Также занятия музыкой непрерывно апеллируют к творчеству, помогают раскрыть личность, учат нестандартно мыслить, развивают воображение и креативность. .
Чтобы ребенок научился создавать музыку, нужна база. Это — воспроизведение ритмов, пение, музицирование на разных инструментах (сперва шумовых), анализирование звукового пространства.
Без такой основы невозможно сформировать что-то новое. Ведь как ребенок придумает интересную музыкальную историю, если он слышал звучание только одного инструмента?
Существуют «Джазовые программы для самых маленьких» — такими призывами пестрят заголовки публикаций в социальных сетях и реклама. Обычно это лишь приглашение мамам-папам вместе с малышами послушать джаз. Такой вид знакомства с джазом имеет самое важное преимущество-звуковой опыт. Однако комплексный подход не испортил еще ни одной образовательной методики. Только звукового опыта без разъяснений и практических упражнений мало. Поговаривают, что учить джазу малышей вообще невозможно, ведь эта музыка очень сложная и особая для детского уха. Однако, следует учесть следующие факты.
Джаз-это музыка фигур. Именно такой принцип можно выбрать, рассказывая детям о джазе. В качестве примера возьмем книги в картинках для детей от зарубежных авторов: они построены на историях реальных джазовых музыкантов, имеют интересный ритмичный текст и яркое динамичное оформление. Чтобы ознакомиться с этой литературой, введите онлайн в строку поиска Jazz Picture Books for Kids.
На англоязычных интернет-ресурсах можно найти готовые расписаны музыкальные занятия, посвященные джазу. Так, в частности, особенно привлекательными являются разработки преподавателя Бекки из Соединенных Штатов (город Саванна, штат Джорджия). Посетите сайт в Becca’s Music Room. Она рассказывает о собственном опыте, когда она знакомила детей с джазом применяя понятное для оборудование и побуждая их к творчеству.
Джазовое занятие для детей «A Train Jazz Lesson»
Музыкальный материал: песня «Take the «A» Train» —
оркестровая версия Дюка Эллингтона (Duke Ellington);
вокальная версия Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald).
Материалы:
фото барабанщика, трубача, пианиста во время игры;
видеопроектор;
белая доска;
маркеры;
бумага;
простые карандаши;
разноцветный мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Расскажите детям, что они сегодня будут слушать песню, и песня эта необычная. Она — джазовая. Джазовая музыка родилась в Соединенных Штатах Америки, когда люди разных культур «смешивали» свои мелодии. Предложите детям закрыть глаза и внимательно прислушаться к началу звучания песни «Take the» A Train». Сначала включите инструментальную версию композиции. Важно закрыть глаза — так дети не будут отвлекаться друг на друга. Но будьте готовы: кое-кто начнет смеяться, потому что забавное звучание непременно вызывает улыбку.
Спросите детей: «Что вы слышите?». Не спешите, пока не получите в ответ: «Поезд!». Да, это звучит, как поезд! Барабан воспроизводит звучание стука колес о рельсы, а труба имитирует свисток.
Пусть дети расскажут вам свои предположения: где сейчас едет поезд, куда он направляется? Затем предложите представить, что мы все вместе едем в поезде: дети садятся на стульчики и имитируют его движение — представляют себя машинистами или двигают ножками и ручками, воспроизводя стук и вращение колес. В это время включите видеопроектор с записью живого исполнения композиции, где дети будут видеть музыкантов за инструментами и фрагменты движения поезда.
Расскажите детям содержание песни: новый поезд курсирует до Гарлема, района Нью-Йорка, известного как место поселение афроамериканцев и тесно связанного с джазом.
Гарлем — район в северной части округа Манхэттен, Нью-Йорк. Крупнейшее известен благодаря подъему негритянской музыки в начале ХХ века. Ранее имел славу бедного и опасного; улица Мартина Лютера Кинга (имеет второе название: 125 Street) — центральная в Гарлеме, здесь сосредоточена культурная жизнь района.
Следующую часть занятия сделайте групповой или индивидуальной, по собственному усмотрению. Послушайте вокально-инструментальную версию песни «Take the A Train» в записи Эллы Фицджеральд. Пофантазируйте вместе с детьми: предложите представить, что эта песня похожа на карту. Она показывает, как проехать до Гарлема. Пускай дети придумают два направления, чтобы добраться до Гарлема. Разместите на доске варианты начала «карты», а двое детей во время звучания песни будут заполнять пробелы — будут рисовать свои версии карты проезда в город. Остальным детям раздайте бумагу и карандаши: они создадут бумажные карты, а потом покажут их. В завершение предложите детям рассказать, какую музыку они слушали, какие инструменты слышали и о чем рассказала им песня.
Источник
Уроки джаза
В этой категории собраны гитарные уроки джаза и интересные публикации на тему джаза. Лучшие джазовые гитаристы поделятся с Вами советами, рекомендациями и гитарными уроками в стиле джаз. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле джаз, подписывайтесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.
Три основных аккордовых линии соло в джаз-гитаре
Сегодня мы разберем особенности солирования на фоне трех основных джазовых прогрессий. Так вы сможете, наконец, разобраться, как применять теоретические знания об аккордах на практике.
4 698
1
Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов
Урок для электрогитары. Ноты и табулатура соло на фоне джазово-блюзовых аккордов.
3 338
0
Ральф Таунер и двенадцать нейлоновых струн
В этом уроке разберем 5 джазовых упражнений для двенадцатиструнной гитары от гитариста Ральфа Таунера.
1 022
0
Соло в стиле СРВ, Беттса и Пейджа – отличное дополнение к классике джаза шестидесятых годов — видео
В этом уроке представлены несколько первоклассных фраз, которые можно играть на фоне аккордовой последовательности классической джазовой композиции шестидесятых годов “Song for My Father” Хораса Сильвера.
1 314
0
Джазовые трюки: Как играть «Honeysuckle Rose»
Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды.
2 074
3
О джазовых «хендриксовских» аккордах
Сегодня мы поговорим о том, как аккорд Хендрикса применить в джазовом контексте. При этом будем менять его форму, чтобы сделать его звучание более джазовым.
23 935
3
Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг.
85 391
26
Как внести разнообразие в джазово-блюзовые соло
Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять аккорды, построенные на квартах, в блюзовую прогрессию. Это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.
3 469
2
Как победить прогрессию ii-V с помощью гаммы из девяти нот
Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне – обязательный навык. В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.
9 758
1
Знакомство с джазовой гитарой
Урок джазовой гитары от Джона Хьюзенстамма. Он предлагает нам построение различных вариаций мелодий на основе С мажора.
7 866
0
Уроки джаза: как играть аккорды 7#11
Один из наиболее распространенных аккордов в джазе, который встречается новичкам – это аккорд 7#11. В этом уроке мы рассмотрим основные примеры его использования.
2 118
1
Импровизация и соло
Несколько важных моментов для тех, кто хочет научиться импровизировать при исполнении соло-партий.
1 913
0
Тритоновая замена
Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента.
10 534
1
Играем «Grace Under Pressure»
«You Bet» — это первая композиция с альбома «Grace Under Pressure», который Джон Скофилд записал вместе с гитаристом Биллом Фризеллом, басистом Чарли Хейденом и барабанщиком Джои Бэроном. В Ех.1 представлена тема композиции.
849
0
Хроматическое сумасшествие Скофилда
Хочу познакомить Вас со Скофилдом. Скофилд сочинил эту тему на гиперфанковый ритм композиции «What It Is». Она повторяется 6 раз, причем в большинстве случаев дублируется флейтой.
2 522
0
Урок Майка Стерна
С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием «Блюз-роковый Бибоп». В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.
1 307
0
Блюз-роковый бибоп
Участие Майкла Стерна в триумфальном возвращении на сцену состава Майлса Дэвиса в начале 80-х вызвало восторг музыкантов и полное непонимание джазовых критиков.
1 656
1
Боп-энд-ролл
В сегодняшнем уроке хотелось бы поговорить о таком малоизвестном направлении как боп-энд-ролл. Основоположником этого стиля по праву можно считать Майка Стерна. Элементы фанка, рока и блюза свидетельствуют о том, что Хендрикс, Бек и Стиви Рэй Воэн оказали на Стерна не меньшее влияние, чем Колтрейн и Монтгомери.
782
0
Уроки от Эла Ди Меолы
Мы продолжаем изучение уроков Эла Ди Меолы. Чик Кориа дал старт карьере Ди Меолы, когда пригласил совсем молодого гитариста в свой состав «Return To Forever».
1 050
0
Уроки Эла Ди Меолы
Гитарист-виртуоз Эл Ди Меола и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке.
1 538
2
Путешествие по струне
Основные аспекты музыкальности. Развитие музыкального, а не сухого и пресного исполнения произведений. Советы и рекомендации.
1 180
3
Импровизация Пэта Метини
Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини. Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством.
2 256
0
Уроки Джона Маклафлина
В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством.
2 372
0
Мир вдохновения Джона Маклафлина
Уроки и упражнения Джона Маклафлина. Он одинаково уверенно чувствует себя как в акустической, так и в электрической музыкальной обстановке.
1 514
2
Легенды Джаз-рока
Мы продолжаем знакомиться с джазом и вспомним еще несколько легенд Джаз-рока. А именно такого гитариста, как Джефф Бек.
1 269
3
Про джаз-рок
Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. О появлении нового стиля в музыки мы и поговорим в данной статье.
1 687
3
Музыка ночи
Интересная статья на тему появления, становления и нынешнего состояния джаза.
814
3
По ноткам джаза
Джаз — это уникальное музыкальное направление. Если Вы только знакомитесь с джазом, почитайте эту статью.
1 219
3
Электрогитара в джазе
Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью.
3 066
2
В ритме босанова
Босанова – наиболее сложная и рафинированная интерпретация самбы, бальзам для ушей и ритм, который каждого заставить поднять свой зад с удобного кресла и выбежать на танцпол.
3 044
3
Acid Jazz
Впервые слышите про Acid Jazz? Тогда эта статья для Вас. Это особая разновидность джаза, более подробно читайте в этом уроке.
1 056
2
Введение в джаз
В этом разделе представлены уроки Джаза. Вступительный урок для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре в стиле джаз.