- Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре
- Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
- Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
- Простые уроки для новичков
- Без знания гамм и нот
- Небольшой экскурс в теорию.
- Пентатоника – это просто!
- Гамма До-мажор
- Гамма Ля-минор
- Пентатоника До-мажор
- Пентатоника Ля-минор
- Джазовая импровизация на гитаре
- Блюзовая импровизация на гитаре
- Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
- Играйте больше, учите больше
- Разбирайте каждую композицию
- Начинайте с простого
- Больше слушайте
- Чаще подбирайте песни на слух
- Учите теорию
- Dindi — джазовая импровизация на гитаре
- Использование упражнений
Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре
От автора: За последнее время у профессионалов и любителей музыки в нашей стране существенно возрос интерес к джазу: резко увеличился его»удельный вес» в общем музыкальном потоке, расширилась слушательская аудитория, заметна даже некоторая переоценка взглядов в пользу джаза среди поклонников рока. Все это делает ненужными оправдания актуальности и своевременности изданий всевозможных теоретических трудов по джазу.
Предлагаемая работа посвящена вопросам джазовой импровизации, поскольку именно ей в джазе принадлежит особая роль как одному из структурных компонентов.
Еще для гитаристов и гитаристок на ИнфаНата:
Учись аккомпанировать на гитаре
Аранжировка
Самоучитель игры на гитаре
Руководство по игре на электрогитаре
Техника игры медиатором
Легкие пьесы для гитары
Сборник для бас-гитаристов. Часть 1
Сборник для бас-гитаристов. Часть 2
Слэп-техника
Рок-импровизация
Музыкальный компьютер для гитариста
Источник
Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.
Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.
И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!
Простые уроки для новичков
Без знания гамм и нот
Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .
Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука, терция (малая или большая) и квинта. Это третья и пятая ступень от ноты Ля, но даже эта терминология вам не понадобится.
Небольшой экскурс в теорию.
Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.
Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.
Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.
И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.
Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.
Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.
Пентатоника – это просто!
А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.
Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.
Гамма До-мажор
Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
То есть мажорная гамма До выглядит вот так:
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Гамма Ля-минор
Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
В этом случае возьмем минорную гамму Ля:
Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.
Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.
Пентатоника До-мажор
То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.
В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:
До – ре – ми – соль – ля – до
Пентатоника Ля-минор
От Ля-минора так:
Ля – до – ре – ми – соль – ля.
Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.
Джазовая импровизация на гитаре
А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.
Блюзовая импровизация на гитаре
По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.
Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.
Играйте больше, учите больше
Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.
Разбирайте каждую композицию
Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.
Начинайте с простого
Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.
Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.
Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.
Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.
Больше слушайте
Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.
Чаще подбирайте песни на слух
Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.
Учите теорию
Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.
Источник
Dindi — джазовая импровизация на гитаре
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы вновь попытаемся понять, что такое джазовая импровизация на гитаре, приведём парочку фраз к композиции под названием Dindi и не только.
Dindi — красивая тема, относящаяся к джазовым стандартам. В ней есть очень интересный приём, совмещающий в себе целых два понятия: модуляция и секвенция — это модулирующая секвенция. Мы об этом недавно писали.
В этой статье мы будем импровизировать в этой теме. На самом деле это достаточно весело.
Ну и перед прослушиванием самой нашей импровизации давайте приведём некоторые фразы, которые можно сыграть на аккорды темы.
Аккорды Dbmaj7 и Ebmaj7
На эти два аккорда можно сыграть следующую фразу:
рис. 1
Тут используется просто ионийский лад (для Dbmaj). В котором «мелькает» девятая повышенная ступень (у нас она обозначена как фа бемоль).
Заканчиваем же мы фразу на устойчивой ступени (3-ей) аккорда Ebmaj7.
Давайте послушаем как это звучит:
Аккорд Ebmaj7
А вот например что можно сыграть на Ebmaj7:
рис. 2
Тут у нас просто ионийский лад, вообще без дополнительных альтерированных нот. И опять же мы заканчиваем фразу на аккордовом звуке (снова на третьей ступени, но уже аккорда Dbmaj7), а неустойчивые ступени используем как проходящие.
Послушаем как звучит эта фраза:
Аккорды Eb7 и Abmaj7
А на эти аккорды можем сыграть так:
рис. 3
Здесь мы играли миксолидийский лад на аккорд Eb7 и в итоге перешли в ноту ми бемоль, которая уже играется на аккорд Abmaj7. Да, это кстати у нас разрешение доминанты (Eb7) в новую тонику (Abmaj7). То есть отклонение в другую тональность ненадолго происходит.
Теперь сыграем третью фразу и послушаем.
Использование упражнений
Вообще можно просто использовать специальные упражнения для того чтобы обыграть тот или иной аккорд или целую цепочку аккордов.
Ведь джаз это импровизация и соло на джазовые темы всегда по-хорошему должно звучать всегда по-новому. Это здорово, так как наша музыка, что бы мы ни играли будет звучать каждый раз по-особенному, отражать именно текущий момент нашей жизни и наше текущее состояние.
Использование упражнений помогает не задумываясь особо строить фразы. Мы, кстати, уже это делали здесь.
В нашей теме мы это также можем сделать, например в моменте, когда идут аккорды секвенции (начиная с Gm). Но тут у нас лады будут сменять друг друга и звучание за счёт этого будет уже интереснее.
рис. 4
Тут мы играли просто упражнения в основном, обыгрывали нужный лад терциями, к примеру. На рисунке 4 мы видим, как эолийский лад (для аккорда Gm7) переходит в мелодический минор (для аккорда Ebm6).
Послушаем как это звучит:
Ну и напоследок послушаем какая импровизация у нас может получится из всего того, что мы выше написали.
Источник