Джаз не зная нот

Джазовые аккорды, цифровка

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.

Цифровка

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Читайте также:  Ноты лав ми эгейн

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Источник

6 советов от джазового пианиста для тех, кто хочет быстро научиться играть джаз на пианино.

6 советов от джазового пианиста для тех, кто хочет быстро научиться играть джаз на пианино.

1 совет: Забудьте о советских и русских учебниках. Это пустая трата времени, в них много ненужной, неправильно переведенной информации, а чаще всего и само оформление нот не соответствует джазовым стандартам. И это, не говоря о том, что некоторые ключевые понятия вообще не переводятся и не рассматриваются, к примеру – stride style. Одна из основных техник игры просто не рассматривается в большинстве из них. Помимо этого, если учебное пособие было написано до 2000-2005 года вы столкнетесь с очень кривым переводом обозначений и названий песен.

2 совет: Используйте сборники известных исполнителей . Например Bill Evans и его Fake Book, или Oscar Peterson Jazz exercises and pieces for the young pianist , помимо этого используйте сборники нот с большим количеством произведений ( The Standards Real Book; 100 best songs of 20 and 30) Это позволит вам ознакомиться с главными джазовыми песнями, если вы их не знаете, а также, когда вам будет не чего играть, вы можете тренироваться выбрав любую. (приведенные в пример сборники и пособия есть в открытом доступе в интернете, а также множество других)

3 совет: Смотрите YouTube каналы с тематикой джаза , например, канал Kent Hewitt и Aimee Nolte Music. В них не требуется глубокое познание английского языка, это поможет вам лучше прочувствовать методы исполнения джаз композиций, а также открыть для себя много новых вещей для исполнения песен.

4 совет: Не бойтесь ошибаться, это был моим главным страхом, когда я только начинал играть, думаю многие с этим сталкивались. Перестаньте бояться ошибиться, если у вас не получается исполнить какой-либо элемент – упростите его, либо сделайте упражнение, где будет этот элемент во всех гаммах, и тренируйте его каждый день по чуть-чуть, и вы сами не заметите, как научитесь.

5 совет: Слушайте jazz radio . Если вы часто сидите за компьютером, либо используете наушники в телефоне, то включайте любое jazz radio (предпочтительно с иностранными исполнителями), и пусть оно играет у вас фоном, важно, чтобы это было именно радио, а не ваш любимый плейлист, поскольку это разграничит и обогатит ваш внутренний музыкальный интеллект , что очень сильно поможет в следующем совете.

6 совет: Не бойтесь импровизировать. Как и в 4 совете, очень важно перестать бояться ошибаться, и говорить, что выйдет плохо или не получится, просто играйте. Начинайте с легких импровизаций, хоть по 1 ноте, главное играйте то, что вы чувствуете, и как вы это чувствуете, постарайтесь слиться с инструментом, и слиться с извлекаемой мелодией, после, вы научитесь интуитивно, на чувственном уровне исполнять произведени я, но очень важно начать. Начинайте с самых легких прогрессий I-V или II-V-I, главное, играйте и не бойтесь!

Источник

Хочу петь джаз. С чего начать? Советы от профи для начинающих.

Итак, вы решили попробовать себя в джазовой музыке. С чего нужно начать для того, чтобы максимально быстро добиться хороших результатов?

1. Слушайте много джазовой музыки.

Возможно, это звучит банально, но многие из тех, кто приходят на урок вокала с целью научиться петь джаз, никогда джазовую музыку не слушали и даже не могут назвать ни одного джазового исполнителя. А ведь все начинается именно с активного прослушивания любимой музыки. Где-то на подсознании откладываются фразы, которые вы потом сможете использовать в своих собственных импровизациях. И это далеко не вся польза, которую можно получить, просто слушая джазовые записи. Потихоньку вы начинаете знакомиться с фразировкой, ритмом, звукоизвлечением, динамикой и другими составляющими стиля, впитывая их в себя, как губка.

Важный совет: вокалистам стоит слушать не только вокальную, но и инструментальную музыку. Не забывайте, что многие великие джазовые певицы учились импровизировать, копируя именно инструментальные соло. Например, королева джаза Элла Фитцджеральд перепевала скэтом соло известного трубача Диззи Гиллеспи.

2. Ходите на живые концерты, наблюдайте за исполнителями, задавайте им вопросы.

Многому можно научиться, просто посмотрев, как это делают профессионалы. Например, наблюдая за игрой барабанщика, можно лучше понять и прочувствовать ритм. Присутствуя на живом выступлении, вы сможете увидеть своими глазами, как происходит общение между музыкантами на сцене, и это очень здорово поможет вам, когда вы сами впервые выйдете на сцену исполнять джаз. Не стесняйтесь подходить к музыкантам после концерта, благодарить их за хорошую игру, выражать свое восхищение и спрашивать у них советов. Поверьте, большинству музыкантов это будет приятно, и они с радостью поделятся с вами своим опытом, порекомендуют хороший учебник, пособие, школу и расскажут про своих любимых исполнителей, повлиявших на их творчество.

3. Найдите хорошего преподавателя.

Если вам хочется научиться петь джаз, важно, чтобы преподаватель, к которому вы попадете хорошо знал и любил джазовую музыку. Здорово, если у этого преподавателя еще имеется сценический опыт в этом стиле, пусть даже в прошлом. Хороший наставник может не только обучить вас, но и заставить поверить в собственные силы. Ищите человека, который будет лично вам симпатичен. Сейчас это стало еще проще, потому что можно заниматься дистанционно с любым преподавателем из любой страны мира. Помните, что иногда всего один урок с хорошим педагогом может очень круто изменить вашу жизнь в лучшую сторону, став отправной точкой в вашей творческой карьере. У многих известных исполнителей бывали такие роковые-встречи знакомства.

4. Уделите время освоению музыкальной теории.

Канули в лету времена, когда джаз исполняли люди, не знающие нот. Сейчас сложно себе представить, чтобы джазовый музыкант хотя бы в какой-то мере не был знаком с музыкальной теорией. От вокалистов так же, как и от инструменталистов, ожидается хотя бы базовое понимание мелодии, ритма и гармонии – основных составляющих музыки. Также любому человеку, который мечтает исполнять джаз, необходимо начать заниматься джазовой импровизацией. Не думайте, что это что-то запредельно сложное. На самом деле, это очень здорово и интересно, тем более, что множество полезных и прикольных материалов можно найти сейчас прямо в Интернете. Также существует огромное количество замечательных приложений для мобильников и планшетов, многие из которых к тому же бесплатные. Так что главное – это желание начать заниматься.

5. Принимайте участие в джемах.

Джем-сейшн – это такой особенный вид общения джазовых музыкантов. На джеме можно без репетиции исполнить любимую композицию в компании других музыкантов. Однако перед тем, как прийти на свой первый джем, нужно тщательно приготовиться. Необходимо знать стиль, мелодию, гармонию, тональность и музыкальную форму своей песни. Также не помешало бы знать, в каком темпе удобнее всего петь, и уметь этот темп давать музыкантам в начале композиции. Если пока страшно выходить на сцену и исполнять песни в компании незнакомых музыкантов, можно просто прийти на джем, чтобы послушать других музыкантов и пообщаться с ними. Очень многие начинали свой джазовый путь именно с участия в джем-сейшнах. Там можно не только развить свои навыки пения в живом ансамбле, но и познакомиться с огромным количеством музыкантов. Возможно, с кем-то из них у вас сложится в последствии дуэт, трио, а то и большой оркестр.

Вот, пожалуй, пять основных моментов, с которых стоит начать свой путь в джазовую музыку. Но важнее всего – полюбить этот стиль, и тогда все занятия будут казаться вам захватывающей игрой.

Источник

Оцените статью