Эту статью и видео к ней гитарист и преподаватель музыки Джон Хьюзенстамм (John Heussenstamm) посвятил джазовой гитаре. Хьюзенстамм — автор и соавтор большого количества популярных книг и видеокурсов, вышедших в рамках крупных музыкальных издательств. Его ролики на YouTube набирают более 10 миллионов просмотров. Джон также дает уроки в режиме онлайн через сайт Lessonface.
Как вы думаете, сколько на свете пианино? Миллионы, так ведь?
И у любого из них гамма С мажор (или А минор) — это белые клавиши.
Видимо, она играет очень важную роль, иначе такой инструмент не существовал бы. Джазовому гитаристу нельзя забывать об этом. Обязательно нужно хорошенько разобраться с диатонической гаммой С мажор во всех возможных позициях и понять наконец, насколько она важна.
Я уже давно преподаю игру на гитаре и часто сталкиваюсь с тем, что начинающие гитаристы не уделяют этому моменту должного внимания, потому что считают, что это скучно и совсем не похоже на тот экстремальный джаз, который они так хотят играть.
Но ведь практически вся музыка этого мира основана на этой гамме! Все, что мы узнаем, изучая ее, применимо также и к нестандартному, альтернативному звучанию. Вам будет гораздо легче разобраться с более сложными гаммами, если вы поймете, как работают основополагающие гармонии.
В трех примерах на рисунке ниже я привел разные аппликатуры, позиции и варианты мелодии для гаммы С мажор. Знать и уметь играть гаммы в нескольких позициях очень полезно. Почему? Да потому что все мы — люди и, к сожалению, время от времени нам приходится сталкиваться с некоторыми физическими ограничениями.
Есть мелодии, которые — для удобства исполнения — требуют определенной позиции. Я — преподаватель, и моя задача не в том, чтобы показать вам, что играть, а в том, чтобы показать вам, как играть то, что Вы могли бы сыграть, если бы хорошо знали разные позиции одной и той же гаммы. Сначала досконально изучите расположение нот и лишь потом принимайтесь за сочинение фраз и мелодий! А знаете лучший способ выучить ноты на грифе? Это наклейки на лады грифа с названиями нот. Купить можно в магазине guitarsticker .
Джазовые гитаристы часто играют октавами. Послушайте, например, как это делает Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) или Джордж Бенсон (George Benson). Игра октавами — неотъемлемый атрибут их стиля и звучания.
К упражнению, приведенному ниже, я часто прибегаю, чтобы помочь своим ученикам научиться этой технике.
Расстояние между нотами с интервалом в октаву на пятой и шестой струнах составляет два лада. Расстояние между нотами с интервалом в октаву на третьей и четвертой струнах составляет три лада. В упражнении представлена восходящая последовательность нотных пар (октав) с интервалом в кварту. Например: A B C D = 1 2 3 4. Интервал от первой ноты (А) до четвертой ноты (D) — это и есть кварта.
Чтобы играть октавы на гитаре чисто, нужно глушить незадействованные струны пальцами. Для этого, когда вы зажимаете какую-либо ноту на грифе, одновременно слегка прикасайтесь тем же пальцем к следующей струне. Октавы часто играются большим и другими пальцами правой руки. Лучше, если преподаватель покажет наглядно, как это делается.
Играя октавами, вы дополнительно подчеркиваете звучание каждой ноты мелодии. Посмотрите на следующий пример. Это простая блюзовая мелодия басовыми нотами. Я добавил к каждой ноте октаву. Так можно поступить с любой мелодией, проблема лишь в скоростных джазовых фразах — играть их октавами практически невозможно. Ну, разве что кому-нибудь, вроде Скотти Андерсона (Scotty Anderson), может, и удастся.
Играя на трубе или саксофоне, мы можем извлекать только одну ноту за раз. А гитара позволяет нам играть интервалами и аккордами, состоящими из нескольких нот, звучащих одновременно. Я — большой поклонник джазовых аккордов на гитаре. Особенно мне нравится играть их пальцами правой руки. Именно пальцами, а не медиатором. Так мое звучание максимально приближается к звучанию клавишного инструмента или даже арфы. Наверное, поэтому Джордж Ван Эпс (George Van Eps) часто называл свою гитару lap piano («коленное пианино»).
* Обратите внимание: следующее упражнение нужно играть большим, указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Все, что нужно для такой игры, можно найти в блюзе и джазе. Я всегда говорю так: сначала разберитесь в музыкальной теории и основах гармонии с перспективы клавишного инструмента, ведь этот универсальный подход применим абсолютно ко всем инструментам. И только потом начинайте фантазировать, экспериментировать и искать новые решения. Чтобы нарушать закон, нужно его знать!
Нисходящий аккордовый каскад — это что-то потрясающее!
Большинство аккордов в примере выше построены только на нотах тональности С мажор. Но пару раз нам все же придется столкнуться с бемолем или диезом. В этих случаях можно сказать, что мы вышли за рамки тональности, либо это просто дополнительные ноты. Плавные переходы и смена тональностей — характерная черта джаза. Каждый музыкант, играющий джаз, просто обязан научиться реализовывать свои музыкальные идеи плавно, изящно и элегантно.
Последний пример нашего сегодняшнего урока касается аккордово-мелодической игры, то есть одновременной игры аккордов и мелодии. Вы можете аккомпанировать своим соло самостоятельно! Если вы научитесь это делать, вам больше не понадобятся другие музыканты — вы сможете все делать сами. Триумф для любого гитариста!
Пример гармонизованной мелодии.
На этом сегодня закончим, подписывайтесь на Гитаршколу, чтобы получать ежедневные уроки гитары. Только занимаясь каждый день, Вы научитесь играть на гитаре.
Источник
Уроки джаза
В этой категории собраны гитарные уроки джаза и интересные публикации на тему джаза. Лучшие джазовые гитаристы поделятся с Вами советами, рекомендациями и гитарными уроками в стиле джаз. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле джаз, подписывайтесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.
Три основных аккордовых линии соло в джаз-гитаре
Сегодня мы разберем особенности солирования на фоне трех основных джазовых прогрессий. Так вы сможете, наконец, разобраться, как применять теоретические знания об аккордах на практике.
4 696
1
Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов
Урок для электрогитары. Ноты и табулатура соло на фоне джазово-блюзовых аккордов.
3 336
0
Ральф Таунер и двенадцать нейлоновых струн
В этом уроке разберем 5 джазовых упражнений для двенадцатиструнной гитары от гитариста Ральфа Таунера.
1 022
0
Соло в стиле СРВ, Беттса и Пейджа – отличное дополнение к классике джаза шестидесятых годов — видео
В этом уроке представлены несколько первоклассных фраз, которые можно играть на фоне аккордовой последовательности классической джазовой композиции шестидесятых годов “Song for My Father” Хораса Сильвера.
1 314
0
Джазовые трюки: Как играть «Honeysuckle Rose»
Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды.
2 073
3
О джазовых «хендриксовских» аккордах
Сегодня мы поговорим о том, как аккорд Хендрикса применить в джазовом контексте. При этом будем менять его форму, чтобы сделать его звучание более джазовым.
23 904
3
Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг.
85 344
26
Как внести разнообразие в джазово-блюзовые соло
Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять аккорды, построенные на квартах, в блюзовую прогрессию. Это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.
3 469
2
Как победить прогрессию ii-V с помощью гаммы из девяти нот
Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне – обязательный навык. В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.
9 754
1
Знакомство с джазовой гитарой
Урок джазовой гитары от Джона Хьюзенстамма. Он предлагает нам построение различных вариаций мелодий на основе С мажора.
7 860
0
Уроки джаза: как играть аккорды 7#11
Один из наиболее распространенных аккордов в джазе, который встречается новичкам – это аккорд 7#11. В этом уроке мы рассмотрим основные примеры его использования.
2 117
1
Импровизация и соло
Несколько важных моментов для тех, кто хочет научиться импровизировать при исполнении соло-партий.
1 912
0
Тритоновая замена
Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента.
10 516
1
Играем «Grace Under Pressure»
«You Bet» — это первая композиция с альбома «Grace Under Pressure», который Джон Скофилд записал вместе с гитаристом Биллом Фризеллом, басистом Чарли Хейденом и барабанщиком Джои Бэроном. В Ех.1 представлена тема композиции.
849
0
Хроматическое сумасшествие Скофилда
Хочу познакомить Вас со Скофилдом. Скофилд сочинил эту тему на гиперфанковый ритм композиции «What It Is». Она повторяется 6 раз, причем в большинстве случаев дублируется флейтой.
2 514
0
Урок Майка Стерна
С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием «Блюз-роковый Бибоп». В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.
1 307
0
Блюз-роковый бибоп
Участие Майкла Стерна в триумфальном возвращении на сцену состава Майлса Дэвиса в начале 80-х вызвало восторг музыкантов и полное непонимание джазовых критиков.
1 656
1
Боп-энд-ролл
В сегодняшнем уроке хотелось бы поговорить о таком малоизвестном направлении как боп-энд-ролл. Основоположником этого стиля по праву можно считать Майка Стерна. Элементы фанка, рока и блюза свидетельствуют о том, что Хендрикс, Бек и Стиви Рэй Воэн оказали на Стерна не меньшее влияние, чем Колтрейн и Монтгомери.
782
0
Уроки от Эла Ди Меолы
Мы продолжаем изучение уроков Эла Ди Меолы. Чик Кориа дал старт карьере Ди Меолы, когда пригласил совсем молодого гитариста в свой состав «Return To Forever».
1 049
0
Уроки Эла Ди Меолы
Гитарист-виртуоз Эл Ди Меола и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке.
1 538
2
Путешествие по струне
Основные аспекты музыкальности. Развитие музыкального, а не сухого и пресного исполнения произведений. Советы и рекомендации.
1 180
3
Импровизация Пэта Метини
Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини. Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством.
2 255
0
Уроки Джона Маклафлина
В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством.
2 371
0
Мир вдохновения Джона Маклафлина
Уроки и упражнения Джона Маклафлина. Он одинаково уверенно чувствует себя как в акустической, так и в электрической музыкальной обстановке.
1 514
2
Легенды Джаз-рока
Мы продолжаем знакомиться с джазом и вспомним еще несколько легенд Джаз-рока. А именно такого гитариста, как Джефф Бек.
1 269
3
Про джаз-рок
Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. О появлении нового стиля в музыки мы и поговорим в данной статье.
1 686
3
Музыка ночи
Интересная статья на тему появления, становления и нынешнего состояния джаза.
814
3
По ноткам джаза
Джаз — это уникальное музыкальное направление. Если Вы только знакомитесь с джазом, почитайте эту статью.
1 219
3
Электрогитара в джазе
Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью.
3 033
2
В ритме босанова
Босанова – наиболее сложная и рафинированная интерпретация самбы, бальзам для ушей и ритм, который каждого заставить поднять свой зад с удобного кресла и выбежать на танцпол.
3 042
3
Acid Jazz
Впервые слышите про Acid Jazz? Тогда эта статья для Вас. Это особая разновидность джаза, более подробно читайте в этом уроке.
1 056
2
Введение в джаз
В этом разделе представлены уроки Джаза. Вступительный урок для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре в стиле джаз.