- Jim Stinnett. Шагающий бас в Ре-миноре
- Часть 1. Простые мелодии.
- Часть 2. Еще примеры однотактных мелодий.
- Музыкальные формы в джазовых стандартах
- Зачем нужно изучать джазовые формы?
- Мензура бас гитары. Полное руководство
- Что такое мензура?
- Как звучит короткомензурная бас гитара?
- В чем разница?
- Стандартные размеры мензур бас гитары
- Мензура и калибр струн
- Настройка мензуры бас гитары (настройка интонации)
- Бас гитары с короткой мензурой (30 дюймов и менее)
- Какая мензура лучше?
Jim Stinnett. Шагающий бас в Ре-миноре
Джим Стинет рассказывает как обыграть на бас гитаре статическую гармонию (когда один аккорд звучит более четырех тактов). Он показывает насколько важно мыслить мелодически при игре шагающего баса и как при этом развить фразировку в ваших линиях. Основа его упражнений — запоминание маленьких мелодий внутренним слухом.
В этом уроке я хотел бы поговорить об одной достаточно сложной для понимания концепции. Многие студенты спрашивают: «Как обыграть на бас гитаре один аккорд, например ре минор?» И очень часто слышат один и тот же неправильный ответ: просто импровизируй по ре дорийскому ладу!. Это очень плохое описание для хорошей модальной игры.
Играйте мелодии! Короткие однотактовые фразы, которые станут кирпичиками для построения хорошей линии являются ключом в данной ситуации. Вам не нужен для этого огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Очень важно затем транспонировать их в другие тональности и с практикой это даст вам больше свободы при игре по любой гармонии.
Часть 1. Простые мелодии.
Вот несколько типичных однотактовых мелодий. Играйте их вместе с аккомпанементом т.к. важно чтобы вы научились слышать их в контексте.
Пример 1. Однотактовые мелодии.
- Каждый такт отделен двойной чертой. Это показывает, что каждый из них — это одна фраза. Играйте каждый такт снова и снова чтобы запомнить звучание и аппликатуру фразы, прежде чем переходить к следующей.
- После того как запомните их все играйте такт 1-2 вместе, объединив их в одну фразу.
- Играйте вместе такты 2-3, 3-4 и т.д.
- Теперь играйте такты 1-3, 1-4 и т.д. Пробуйте использовать различные комбинации однотактовых фраз между собой.
- Сыграйте 4-х тактную фразу объединив такты 1, 2, 3 и 4 вместе. Далее играйте такты 2-3-4-5 и т.д. Обратите внимание как каждая комбинация создает новый контур вашей линии изменяя степень тяготения и разрешения нот.
- Теперь давайте создадим новые фразы. Играйте такты 1-1-1-2, 1-1-1-3 и т.д.
- Попробуйте также такие комбинации: 1-2-1-3, 1-2-1-4, 1-2-1-5 и т.д. До сих пор все упражнения игрались с сохранением 4-х и 8-ми тактовой фразировки. Давайте попробуем немного другой подход, думаю он вам понравится.
- Играйте такты 1-2-3 и повторяйте их снова и снова. Обязательно играйте это упражнение с аккомпанементом. Поскольку рояль и барабаны фразируют по 4 такта, ваша трехтактная фраза будет начинаться каждый раз в новом месте. Попробуйте этот подход с другими ранее выученными комбинациями фразируя по три поверх аккомпанемента.
Часть 2. Еще примеры однотактных мелодий.
Используйте тот же метод, что и в первой части для изучения следующих примеров.
Пример 2. Новые мелодии.
Пример 3. Новые мелодии.
Пример 4. Новые мелодии.
Очевидно, вы можете создать огромное количество 2-х, 4-х и 8-ми тактных мелодий используя различные комбинации однотактных фраз. Сфокусировав свои занятия на этих фразах вы быстро будете запоминать их звучание и аппликатуру. Ваша цель — выработать мышечную память в связке со слуховой памятью, что в дальнейшем поможет вам чувствовать себя более свободно. Вы просто будете использовать свою слуховую память для построения мелодичных длинных линий.
Опытные басисты обычно фразируют свои линии по 8, 16 и 32 такта. Снимая партии великих басистов, например Paul Chembers , Ron Carter и Ray Brown вы можете легко заметить как они развивают свои линии начиная с маленьких фраз и как они могут играть песню с фразировкой на различных уровнях.
Еще раз повторюсь: вам не нужен огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Остальное за вас сделают ваши уши!
UPDATE: Все упражнения и фразы Джим Стиннет показывает на своем YouTube канале Real Bass Lessons и я рекомендую на него подписаться, так как там публикуется очень полезный материал на мой взгляд. Данный урок освещен в двух частях, которые я публикую здесь.
Источник
Музыкальные формы в джазовых стандартах
Давайте поговорим о том, как можно ускорить изучение и запоминание джазовых стандартов. В абсолютном своем большинстве музыка, а тем более популярные песни и джазовые стандарты подчиняется определенной форме, которая повторяется в течение песни несколько раз. О таких закономерностях и будет эта статья.
Вы наверняка слышали про такую песенную форму как куплет-припев. Эта форма встречается в таких жанрах как поп, кантри, рок. Куплет и припев постоянно чередуются, причем припев часто короче самого куплета. В джазе, когда музыканты выбирают «тему» или мелодию для импровизации музыкальная форма также имеет важное значение и является скелетом, вокруг которого строится все что играется на сцене. Заметьте, что мы сейчас не говорим фри-джазе, для которого характерен отход всевозможных форм в сторону свободной импровизации.
Зачем нужно изучать джазовые формы?
Во-первых, понимание формы даст вам больше свободы при импровизации и построении линии аккомпанемента. Во-вторых, знание стандартных форм поможет вам лучше запоминать и «категоризировать» новые темы, а также те, которые вы уже знаете.
Некоторые стандарты полностью или частично заимствуют гармонические последовательности из других джазовых стандартов и соответственно имеют одинаковую форму. Если новая мелодия накладывается на гармонию уже существующего джазового стандарта, то это называется контрафактом. В качестве примера можно привести такие стандарты (в скобках указано название оригинальной песни):
- «Donna Lee» («Back Home Again in Indiana»)
- «Dear John» («Giant Steps»)
- «Half Nelson» («Lady Bird») и другие.
Давайте пройдемся по основным джазовым формам и выясним их особенности. Джазовый стандарт — это музыкальная композиция с достаточно коротким музыкальным периодом, обычно в 12, 16 или 32 такта. Его еще часто называют квадратом. 12 тактов чаще всего ассоциируются с блюзом, о котором мы поговорим подробнее ниже, а подавляющее большинство тем уложены в 32 такта, которые можно разделить на 4 секции по 8 или 2 по 16 тактов. В свою очередь, секция в 8 тактов часто может рассматриваться как две фразы по 4 такта.
Трудно переоценить значение блюзовой формы в формировании джаза и импровизации на всех инструментах. Классическая форма в 12 тактов идеально подходит для начала обучения импровизации — смена аккордов происходит не сильно часто. В простейшем варианте прогрессия состоит всего из трех малых мажорных септаккордов (например F7 , Bb7 , C7 в тональности F и др.), построенных от первой, четвертой и пятой ступеней тональности соотвественно. В более сложном джазовом варианте блюзовая прогрессия включает в себя гармонический ход II-V-I и другие регармонизации. Множество джазовых стандартов ранней эпохи построены на блюзовой форме и ее вариациях. Как правило они имеют движение от тонического аккорда в первом такте к субдоминанте в четвертом. Также важно знать о существовании 8-ми тактового блюза, о котором я уже писал ранее.
- C Jam Blues
- Blues In The Closet
Классическая американская песенная форма, из 32 тактов (8+8+8+8). Начинается с 8-тактовой части А, которая потом повторяется в точности или с небольшими вариациями. 8-тактовая часть В (бридж) — это тональный и мелодический контраст части А. Очень часто в этой части происходит отклонение в тональность субдоминанты или другую. Например, стандарт «Take the A Train», написанный в до-мажоре, в B части отклоняется в фа-мажор. Затем снова повторяется A часть уже в исходной тональности. Эта форма стала довольно популярной в 30-х годах прошлого века. Часто встречается в балладах.
- Somewhere Over the Rainbow
- Don’t Get Around Much Anymore
- Blue Moon
- Satin Doll
- Killer Joe
Эта форма напоминает по структуре AABA, и отличается лишь порядком чередования секций. Гармонически и мелодически мы имеем два идентичных повтора частей A и B по 8 тактов каждый. Повтор служит скорее для расширения пространства для слов песни. Отличным примером здесь будет стандарт «Fly me to the Moon».
Эта форма часто встречается в Бродвейских шоу и кино. К этому моменту вы уже поняли основной принцип строения музыкальных форм, делении на «участки» по 8 тактов и т.п. У этой формы также нет особых отличий от предыдущих, за исключением третьей секции C. C секция обычно начинается гармонически и мелодически подобно B, но затем уходит в другую сторону. Хорошим примером здесь будет стандарт «Moon River» Энди Уильямса.
- Someday My Prince Will Come
- Star Dust
- There Will Never Be Another You
В этой форме песня делится на две большие секции по 16 тактов каждая. Гармонически и мелодически эти секции могут иметь много общего, но могут быть и более контрастными. Вот несколько примеров стандартов, использующих эту форму:
- Donna Lee
- After You’ve Gone
- Autumn Leaves
Такая форма встречается реже, чем предыдущие, но, тем не менее, можно назвать несколько стандартов, в которых она применяется. Характерной чертой является то, что гармония и мелодия развивается от части к части, что создает ощущение «длинной истории». Обратите внимание на стандарт «No More Blues», чтобы понять эту форму лучше. Вот еще несколько важных примеров:
- April in Paris
- Autumn in New York
- No More Blues
- You’ll Never Walk Alone
Конечно же, не все популярные джазовые стандарты можно причислить к одной из этих форм. Как всегда, есть и исключения из правил. Некоторые стандарты имеют всего 10 тактов («Solar», «Blue in Green» Miles Davis). Некоторые 26 («Time Remembered» Bill Evans), в некоторых заключительная часть может быть расширена до 12 тактов вместо 8. Но деление на 8-тактовые периоды все же встречается гораздо чаще.
Надеюсь статья была для вас полезна и вы узнали для себя что-то новое. А для критики/благодарности/предложений есть секция комментариев ниже. Всем продуктивных занятий!
Источник
Мензура бас гитары. Полное руководство
Привет, читатель! В этой статье мы разберемся с мензурой бас гитары, научимся её настраивать, узнаем о различных длинах мензур, когда они используются, какие выбрать струны в зависимости от мензуры и еще много чего интересного. Поехали!
Что такое мензура?
Mensura — в переводе с латыни, означает мера, размер. Говоря о струнных инструментах, под мензурой (scale lenght) подразумевается рабочая длина струны от верхнего порожка, до седла на бридже или до подставки, если речь идет о смычковых инструментах.
Чаще всего можно встретить обозначение мензуры в дюймах (30″, 34″ и т.п.) иногда в миллиметрах или же словами short, medium, long и extra long. Чтобы найти мензуру своего инструмента просто найдите его спецификацию в интернете или измеряйте расстояние от порожка до 12 лада, а затем умножьте эту величину на 2.
Для инструментов, имеющих различную мензуру струн, таких как акустическая гитара, электрогитара, домра малая и т.п. термин мензура будет обозначать рабочую длину 1-й (самой тонкой) струны. Отклонения в мензурах отдельных струн этих инструментов, как правило, связаны с применением стальных струн, чья возрастающая жесткость с увеличением толщины требует коррекции длин для обеспечения их стройности по ладам. Больше интересной информации о стандартизации и методах вычисления мензур вы можете почитать тут.
Как звучит короткомензурная бас гитара?
В качестве примера давайте послушаем композицию Havona из репертуара Weather Report, исполненную на бас гитаре Supro Huntington II с длиной мензуры 30″.
В чем разница?
Что же дает уменьшение длины струны и как это отражается на звуке? Во-первых, для настройки струны на нужную высоту требуется гораздо меньшее натяжение струны. Прямой аналогией здесь будет игра в пониженных строях на обычной бас гитаре. Струна становится «мягче», не такой жесткой, а звук становится более плотным, таким образом открываются новые звуковые горизонты, и вот почему: каждая нота на бас гитаре, да и вообще на любом музыкальном инструменте, включает в себя также гармоники, с определенными частотами колебаний. С частью из этих гармоник вы можете быть знакомы по флажолетам.
Так вот, соотношение громкостей этих гармоник между собой дает характерную окраску звуку инструмента или другими словами тембр. При изменении длины струны характеристики этих гармоник также изменяются, таким образом, что гармоники более высокого порядка теряют свою силу и становятся менее влиятельными. Таким образом, звук становится более плотным, темным и даже «мутным».
Также, уменьшенное натяжение струны влияет на атаку, сустейн и динамику. Все это станет для вас реальностью, если вы установите стандартный комплект струн (long scale) на инструмент с короткой мензурой. К счастью многие производители струн выпускают комплекты для короткомензурных инструментов, которые позволяют получить ощущения, схожие с игрой на обычных длинномензурных инструментах.
Стандартные размеры мензур бас гитары
Сегодня наибольшее распространение получили long scale бас гитары с длиной мензуры 34’’ (864 мм) благодаря бас гитаре Precision Лео Фендера, которую он представил миру в 1951. Тем не менее, на заре развития бас гитары другие компании, такие как Gibson, Hofner и другие делали бас гитары с мензурой 31’’ и менее, в основном для того, чтобы на инструменте было легче играть, т.к. гриф получался существенно короче. В 60-х годах бас гитары с короткой мензурой были более популярны, чем сейчас, но из-за того, что они позиционировались на рынке как учебные инструменты и звучали не очень хорошо, со временем о них сложилось плохое впечатление, и большинство музыкантов склонялись к выбору «профессионального инструмента» на подобии Fender.
Среди всего разнообразия мензур можно выделить четыре основных группы:
- Short scale — меньше или равно 30″ (762 мм);
- Medium scale — все что около 32″ (814 мм). Это деление достаточно условно и встречается не везде. По ощущениям, это как играть на обычном Fender с каподастром на первом ладу. Такая мензура используется на Fender Aerodyne MIJ 32″ и других гитарах;
- Long scale (стандарт) — 34″ (864 мм) для четырехструнных инструментов и 35» (889 мм) для пятиструнных и шестиструнных басов с низкой B;
- Extra long scale — 36″ (889 мм) и выше. Такая мензура, например, используется на именной модели Anthony Jackson Signature Fodera Presentation II.
Не стоит также забывать о мультимензурных инструментах (Ex. 1), которые находят все больше своих сторонников. В этой системе у каждой струны своя собственная мензура, что помогает найти оптимальное звучание (тональные характеристики) и добиться одинакового натяжения между всеми струнами.
Ex. 1 — Мультимензурная бас гитара
Несомненным новатором тут можно назвать систему веерных ладов Fanned Frets от Novax.
Мензура и калибр струн
Чем больше мензура у инструмента (т.е. струна более длинная), тем более тонкие струны вам нужны для достижения равного натяжения при настройке на определенную высоту звука. Другими словами, настраивая струну G на басу с мензурой 34″, вам подойдет струна калибра 0.045 . Но, чтобы получить то же самое натяжение струны G на басу с мензурой 30″, вам нужно будет взять струну по-толще, например калибра 0.050 .
При равной мензуре, большее натяжение будет испытывать более толстая струна. Если вы поставите на свой бас струну G калибра 0.045 , а затем поменяете её на калибр 0.050 , то натяжение второй будет чуть больше. Все это, а также строй в котором вы играете, нужно учитывать при покупке струн для своего инструмента.
Настройка мензуры бас гитары (настройка интонации)
Это один из ключевых моментов при настройке бас гитары. Мензуру следует настраивать после настройки прогиба грифа и высоты струн, а также всегда после установки нового комплекта струн.
Настройка мензуры или по другому настройка интонации — это процесс корректировки длины струны позволяющий добиться идеального (или близкого к нему) строя на каждом ладу.
С возрастанием толщины струны её эластичность уменьшается, она становится жестче, а это приводит к тому, что вибрирующая часть струны становится короче, т.е. мензура уменьшается и ей необходима компенсация. На каждой более толстой струне нам необходимо отодвинуть седло дальше чем на предыдущей, делая тем самым струну длиннее и уходя от «теоретической» мензуры инструмента. Поэтому седла на бридже бас гитары часто настроены «лесенкой».
Для настройки вам понадобится тюнер и крестовая ответка. Процедура настройки очень простая — нужно добиться одинакового звучания ноты на 12-м ладу и флажолета на этом же ладу. В этом нам поможет тюнер, а компенсировать длину струны мы будем поворотом винта на бридже (Ex. 2).
Ex. 2 — Схема настройки мензуры бас гитары
- Настройте открытые струны и начинайте настройку интонации с самой тонкой струны.
- Извлеките флажолет ровно над 12 ладом. Для этого слегка коснитесь струну пальцем левой руки, как будто хотите остановить вибрацию, а пальцем правой руки извлеките звук.
- Когда флажолет зазвучит, подстройте его если необходимо до нужной ноты.
- Теперь извлеките ноту (не флажолет) на 12 ладу обычным способом.
- Если нота высит как в Ex. 2 — A, тогда вам нужно сдвинуть седло от звукоснимателей, закручивая регулировочный винт по часовой стрелке. Таким образом струна станет длиннее.
- Если нота низит как в Ex. 2 — B, тогда вам нужно сдвинуть седло к звукоснимателю, закручивая регулировочный винт против часовой стрелке. Таким образом струна станет короче.
- Повторяя пункты 1 — 6, добейтесь идеальной высоты флажолета и ноты на 12 ладу.
- Настройте таким образом все струны.
Бас гитары с короткой мензурой (30 дюймов и менее)
Вот небольшой список гитар с короткой мензурой из Википедии:
Название гитары | Длина мензуры (inches) |
---|---|
Ashbory Bass | 18 |
Kala U-Bass | 21 |
Marleaux Consat Soprano | 22.44 |
Gold Tone Micro-Electric Bass | 23 |
Greg Bennett Guitars: Samick Corsair MCR 1 | 24.75 |
Airline Supro pocket Bass | 25 |
Fender Jaguar Bass VI Custom | 28.5 |
Ibanez miKro basses | 28.6 |
Danelectro 6-string bass, Fender Mustang Bass, Bronco Bass, Fender Musicmaster Bass, Bass VI, Ibanez SRC6 | 30 |
Hofner 500 Beatle Bass, Mosrite basses | 30.25 |
Gibson EB-1, EB-0, EB-2, EB-3 and SG basses, Hamer B8S 8-string bass, Epiphone Rivoli | 30.5 |
Какая мензура лучше?
На этот вопрос каждый из вас должен найти ответ самостоятельно. Важен ли этот фактор при выборе инструмента? Безусловно! Выбор в пользу инструмента с короткой мензурой может быть обоснованным если у вас, например, маленькие руки, и играть на стандартном Jazz Bass для вас неудобно, не говоря уже об пяти/шести-струнных инструментах, как Yamaha TRB 6-II. Или же вы хотите более компактный инструмент с меньшим расстоянием между ладами. Также важным фактором могут стать именно звуковые характеристики, которые могут склонить вас либо в одну либо в другую сторону от стандартных 34 дюймов. Надеюсь, эта статья помогла вам сделать определенные выводы о мензуре бас гитары!
Источник