- Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
- Гитара в джазе. Общая информация
- Как играть джаз на гитаре
- Как научиться играть джаз
- Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
- Джазовая последовательность аккордов
- Джазовые аккорды на гитаре
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Пример 4
- Пример 5
- Пример 6
- Джазовые обозначения
- Таблица джазовых аккордов
- Советы и заключение
- Основные джазовые аккорды для начинающих гитаристов
- 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий
Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
Гитара в джазе. Общая информация
В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.
Как играть джаз на гитаре
На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.
Как научиться играть джаз
Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.
Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.
Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.
Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.
Джазовая последовательность аккордов
В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.
Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.
Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:
Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7
Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:
Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре
Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре
Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады
Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:
Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:
Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:
Помимо синкопы, многие джазисты пользуются задержками – когда даже внутри синкопы аккорды играются только на 2 и 4 удар метронома – также в слабую долю, но уже со смещением:
Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:
Джазовые аккорды на гитаре
В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.
Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.
Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.
Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.
Пример 1
Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:
Пример 2
Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:
Пример 3
Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:
Пример 4
Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:
Пример 5
Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:
Пример 6
Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:
Джазовые обозначения
Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.
Знак | Что означает |
Δ, maj, ma | Большая септима в септаккорде |
M, min | Минор |
°, dim | Уменьшенный аккорд |
Ø | Малый уменьшенный аккорд |
Aug | Увеличенный аккорд |
7 | Доминантовый септаккорд |
Add | Добавление ступени |
Sus | Замена ступени |
Omit | Пропуск ступени |
-, бемоль | Понижение ноты |
+, диез | Повышение ноты |
Таблица джазовых аккордов
Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.
Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)
Советы и заключение
Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.
Источник
Основные джазовые аккорды для начинающих гитаристов
Исполнение джазовых аккордов на гитаре гитаре может оказаться непростой задачей, и для новичка может быть трудно понять, с чего начинать. Данный урок будет хорошим началом обучения игре на джазовой гитаре.
Аккордовые последовательности, показанные в уроке, являются основой джазовой гитары, поэтому важно запомнить их .
Аккорды от 6-ой струны
Аккорды от 5-ой струны
Аккорды от 4-ой струны
В упражнении, показанном ниже мы будем играть прогрессию II V I.
Прослушайте упражнение
Аудио без гитары
Следующее упражнение сочетает в себе аккорды с шагающей басовой линией.
Аккорды с шагающей басовой линией
Партия ударных без гитары
Следующее упражнение включает в себя уменьшенные аккорды.
Источник
10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий
Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.
В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.
Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!
1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор
| iim7 | V7 | Imaj7 | %
Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.
Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.
Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .
2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»
| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7
| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7
Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I’ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.
Список стандартов, которые используют данную прогрессию.
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
Cheek to Cheek George Van Eps
Mean to Me Barney Kessel
Isn’t It Romantic Tal Farlow
Long Ago and Far Away Earl Klugh
Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.
Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.
3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия
| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7
| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7
Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.
How High the Moon Joe Pass
Tune Up Wes Montgomery
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
One Note Sambe Charlie Byrd
Solar Pat Metheny
Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.
Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.
Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.
4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7
| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7
| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7
Cherokee Tal Farlow
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
Joy Spring Joe Pass
But Beautiful Lenny Breau
Ain’t Misbehavin’ Django Reinhardt
Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.
Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.
Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.
5. Прогрессия «Take the A Train»
| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %
| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %
Take the ‘A’ Train George Benson
The Girl from Ipanema Charlie Byrd
Desafinado Charlie Byrd
Mood Indigo Kenny Burrell
Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.
Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.
Ниже приведены два примера данной прогрессии.
6. Прогрессия от I к IV
| Imaj 7 | ( iim 7 V 7) | IVmaj 7
| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7
Satin Doll Tal Farlow
Cherokee Tal Farlow
Joy Spring Joe Pass
Have You Met Miss Jones Kenny Burrell
There Will Never Be Another You George Benson
Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.
Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.
7. Прогрессия от IV к iv
| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7
| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7
Moose the Mooche Pat Metheny
Shaw Nuff Barney Kessel
All of Me George Benson
All the Things You Are Pat Metheny
There Will Never Be Another You George Benson
Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.
Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.
Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.
8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)
Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.
Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.
9. Минорная прогрессия ii V I
Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.
Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.
Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.
10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»
Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.
Как обычно, два примера.
Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.
Источник