Джазовая гамма для бас гитары

Джазовая гамма для бас гитары

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-. отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

До-Ре-Ми на A

Риф

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами «учить» и «практиковаться». Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы — нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат «Wild World» и «Lucky Man» где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени «Moondance». Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное — уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

Источник

Джазовая гамма для бас гитары

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

Джазовые фразы для гитары

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио – важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 – это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза – это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона , но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Доминантовые джазовые фразы

Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.

В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.

Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.

Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Далее в примере у нас имеется проходящая нота Gb, которая придает фразе нотки бибопа. Септима над G7 разрешается в аккорд Cmaj7 во втором такте.

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.

Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.

В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.

Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза – это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.

Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.

Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.

Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.

При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.

Джазовые фразы для полу-уменьшенных аккордов

Далее мы поговорим о гитарных паттернах, которые хорошо звучат в полу-уменьшенных аккордах (m7b5). Как всегда, пробуйте эти шаблоны в разных тональностях.

В первом примере используются звуки аккорда Fm над Dm7b5.

В этом шаблоне используется два разных арпеджио над аккордом Dm7b5:

В первой половине такта используется арпеджио Fm7, во второй половине такта есть арпеджио Bb7, который затем разрешается в ноту G (11 – й).

Следующая фраза имеет хроматический проходящий тонмежду 3-й и 4-ой ступенью (Gb), в данном случае эта линия начинает звучать в стиле Bebop.

Добавление хроматических нот в m7b5 может быть сложной задачей, но поняв принцип,это можно делать, и ниже показан пример фразы в импровизированной линии.

И в заключительной фразе имеется триольный ритм. Такой прием используют все джазовые гитаристы, так как он звучит довольно эффектно и красиво. Изменение ритмических фигураций вдохнет свежую жизнь в ваши импровизационные линии.

Источник

Джазовая гамма — Jazz scale

Джаз шкала любая музыкальная гамма используется в джазе . Многие «джаз» весы общие весы нарисованных от западноевропейской классической музыки , в том числе диатонического , всего-тон , octatonic (или уменьшались), и режимы восходящего мелодического минора . Все эти гаммы обычно использовались композиторами конца девятнадцатого и начала двадцатого века, такими как Римский-Корсаков , Дебюсси , Равель и Стравинский , часто таким образом, который прямо предвосхищал джазовую практику. Некоторые джазовые гаммы, такие как бибоп , добавляют дополнительные хроматические проходящие тона к знакомым диатоническим гаммам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория

Одной из важных особенностей джаза является то, что теоретики называют «принципами совместимости аккордов и гамм»: идея о том, что последовательность аккордов порождает последовательность совместимых гамм. В классической гармонии мажорного режима аккорды обычно принадлежат одной и той же гамме. Например, прогрессия II-VI до мажор обычно использует только ноты диатонической коллекции C. В джазе четырехаккордовая прогрессия может использовать четыре разных гаммы, часто в результате аккордовых изменений.

Например, до мажор джазовый музыкант может изменить аккорд V, G 7 (G – B – D – F), на сглаженную квинту , создав аккорд G 7 ♭ 5 (G – B – D ♭ –F). . Импровизатор может затем выбрать шкалу , содержащую эти четыре ноты, например, весь тон шкалы G, лада G, либо в режиме либо D или А ♭ мелодического несовершеннолетнего по возрастанию. В каждом случае шкала содержит аккорд тона G-B-D ♭ -F и , как говорят , чтобы быть совместимым с ним. Это понятие «совместимости аккордов» отмечает фундаментальное различие между джазовой гармонией и традиционной классической практикой.

Избежать примечания записки в джазовом масштабе , который считается, в теории и практике джаза, слишком диссонирует , чтобы играть против базового аккорда, и поэтому либо избежать или хроматического изменен. Например, в гармонии мажорной тональности 4-я, а значит, и 11-я нота — это нота избегания и поэтому либо обрабатывается как проходящий тон, либо увеличивается (повышается на полутон). Избегайте нот, часто на второстепенную секунду (или минорную девятку) выше тон аккорда или на чистую четверть выше основного тона аккорда.

[Можно] понять разницу между классической и неклассической гармонией, посмотрев, как они справляются с диссонансами. Классика рассматривает все ноты, которые не принадлежат аккорду (т. Е. Трезвучию), как потенциальные диссонансы, которые необходимо разрешить. . Неклассическая гармония просто говорит вам, какую ноту в гамме следует избегать [«то, что иногда называют нотой избегания»] (потому что это действительно диссонанс), что означает, что все остальные в порядке.

Режимы большого масштаба

Количество гамм, доступных музыкантам-импровизаторам, продолжает расширяться. По мере появления современных техник и музыкальных конструкций джазовые исполнители находят те, которые они могут использовать в композициях или использовать в качестве материала для исследования мелодии. Яркие примеры являются семью режимами этих диатонических основного масштаба и добавленной нота шкал.

Режимы большого масштаба

Режим Имя Масштаб по C Связанный аккорд
я Ионический C – D – E – F – G – A – B – C До мажор 7 (9, 13)
II Дориан C – D – E ♭ –F – G – A – B ♭ –C До минор 6 или до минор 7 (9, 11, 13)
III Фригийский C – D ♭ –E ♭ –F – G – A ♭ –B ♭ –C C7sus (b9)
IV Лидийский C – D – E – F ♯ –G – A – B – C До мажор 7 # 11 (9, 13)
V Миксолидийский C – D – E – F – G – A – B ♭ –C C7 (9, 13)
VI Эолийский C – D – E ♭ –F – G – A ♭ –B ♭ –C До минор 7 (9, 11)
VII Локрийский C – D ♭ –E ♭ –F – G ♭ –A ♭ –B ♭ –C Минор 7 ♭ 5 или С ø 7 (11, ♭ 13)

Сравните каждый из режимов с основной шкалой, чтобы понять тонкие различия между ними. Ионический язык основан на 1-й ступени мажорной гаммы, дорийский — на 2-й, фригийский — на 3-й и т. Д.

Режимы гаммы до мажор (гаммы белых нот)

Имя Шкала Связанный аккорд
C Ионический C – D – E – F – G – A – B – C До мажор 7 (9, 13)
Д Дориан D – E – F – G – A – B – C – D Ре минор 6 или Ре минор 7 (9, 11, 13)
E фригийский E – F – G – A – B – C – D – E E7sus (b9)
F Lydian F – G – A – B – C – D – E – F Фа мажор 7 # 11 (9, 13)
G миксолидийский G – A – B – C – D – E – F – G G7 (9, 13)
Эолийский A – B – C – D – E – F – G – A Ля минор 7 (9, 11)
B Локрийский B – C – D – E – F – G – A – B Си минор 7 ♭ 5 или Б ø 7 (11, ♭ 13)

Весы бибопа

Весы бибопа добавляют один проходящий хроматический тон к семи нотам мажорной гаммы (ионический и миксолидийский режимы). Добавленный проходящий тон создает восьми нотную шкалу, которая ритмически равномерно вписывается в 4
4 такт 8 восьмых нот, что делает его полезным в практике. Когда восьмая нота Bebop шкала пробег начинается на такт от хорды тона (то есть корень , третий , пятый или седьмой ) остальные ноты аккорда будет также падать на такт. В результате все неаккордовые тона попадут на оптимистичные доли .

Обычно используются два типа гамм бибопа:

    Доминирующая гамма бибопа, которая добавляет хроматический проходящий тон между седьмой и основной тональностью .

Источник

Читайте также:  Into you ноты для фортепиано
Оцените статью