Джазовая месса глория боб чилкотт ноты

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Чилкотт

Перевод: Иисус, Иисус, положить вашу голову. Боб Чилкотт . Хор ноты. Колокольчик ноты. Арфа ноты. Ударные ноты. Сопровождением органа ноты.

Перевод: Вифлеемская звезда. Боб Чилкотт . Вифлеемская звезда состоит из Боб Чилкотт . Хор ноты. Сопровождением органа ноты. Главная Key.

Перевод: МЛК. Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. МЛК расположены Боб Chilcott. Для хорового. Хоровая короля певицы. 4 страницы.

Перевод: Боб Чилкотт . Глазного Omnium. Ноты. Певцы Короля. Oculi Omnium was composed by Bob Chilcott for The King’s Singers in 2010.

Перевод: Святки. Боб Чилкотт . Святки состоит из Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Сопровождением органа ноты. Начало.

Перевод: Ирландский Благословение. Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало. Для SATB хора и фортепиано.

Перевод: Ибо так возлюбил Бог мир. Боб Чилкотт . A Cappella ноты. Сопрано Голос ноты. Голос Соло ноты. Начало. Смешанные Голоса.

Перевод: Для него все звезды сияли. Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало. Для верхней. унисон.

Перевод: Вифлеемская звезда. Боб Чилкотт . Вифлеемская звезда состоит из Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Начало. Для SATB хора.

Перевод: Незаметно ускользнуть. Боб Чилкотт . Украсть состоит из Боб Чилкотт . Голос: ноты. A Cappella ноты. Начало. Смешанные Голоса.

Перевод: Вы были там. Боб Чилкотт . Голос: ноты. A Cappella ноты. Начало. Вы были там. состоит Боб Chilcott. Для SATB хора, а капелла.

Перевод: Боб Чилкотт . Боб Чилкотт . Ирландский Благословение. Ноты. SATB, Фортепиано или органа Сопровождение.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Чилкотт Джазовая Месса

Перевод: Боб Чилкотт . Боб Чилкотт . Нидарос Джаз Масса . Бас, Drum Kit и дополнительные партии гитары. Ноты. Контрабас. Барабаны.

Перевод: Нидарос Джаз Масса . Боб Чилкотт . Хор ноты. Барабаны ноты. Электрогитары ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты.

Перевод: Нидарос Джаз Масса . Боб Чилкотт . Хор ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало. Для SATB.

Перевод: Нидарос Джаз Масса . Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало.

Перевод: Нидарос Джаз Масса . Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало.

Перевод: Боб Чилкотт . Боб Чилкотт . Нидарос Джаз Масса . Ноты. Сопровождении фортепиано.

Перевод: Боб Чилкотт . Боб Чилкотт . Нидарос Джаз Масса . Ноты. Сопровождении фортепиано. Контрабас. Барабаны.

Перевод: Немного Джаз Масса . Боб Чилкотт . Хор ноты. Барабаны ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. необязательный.

Перевод: Немного Джаз Масса . Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Барабаны ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало.

Перевод: Немного Джаз Масса . Боб Чилкотт . Голос: ноты. Хор ноты. Ударные ноты. Аккомпанемент фортепиано ноты. Начало.

Источник

Английская хоровая музыка

20 ноября 2018 года в аудитории 411 (корпус 2) в исполнении Камерного хора (женская группа хора «Русский канон») будут звучать английские рождественские песнопения Бенджамина Бриттена, Боба Чилкотта, Джона Раттера.
Дирижируют 2 курса студенты кафедры хорового дирижирования.

Боб Чилкотт «A Little Jazz Mass» («Маленькая джазовая месса»)

1. Kyrie 2. Gloria 3. Sanctus 4.Benedictus 5.Agnus Dei

Бенджамин Бриттен «A Ceremonyof Carols» («Рождественский песнопения»)

10. Deo gracias №45. There is no rose

Джон Раттер «I will sing with the spirit» (Рождественский гимн)

В вошедших в программу концерта сочинениях объединяется прошлое и настоящее. Современный английский язык сочетается со староанглийским и латинским. Канонический текст мессы — с джазовой музыкальной тканью. Внимательное отношение к традициям и смелое новаторство нашли воплощение в каждой из представленных композиций.

Боб Чилкотт «A Little Jazz Mass»

Kyrie− Начальный раздел мессы, представляющий собой молитвенное призывание на греческом языке. Написанная в джазовом стиле, музыка Kyrie является легкой и непринужденной.

Kyrie eleison, Christe eleison.

Gloria– второй номер мессы – представляет собой яркое сочинение, построенное на противопоставлении частей и джазовых стилей, в которых они написаны (I и III – свинг, II – блюз) с движущимися, оптимистичными внешними секциями, охватывающими лирический центральный раздел. I и III части написаны в очень подвижном темпе и воплощают в себе радостный, ликующий характер восхваления Христа. II часть звучит более сокровенно, композитор использует спокойный темп и распевные мелодии. В целом, использование джазовой стилистики позволяет взглянуть на канонический текст другим, иным образом.

Gloria in excélsis Deo et in terra pax homínibus bonae voluntátis.
Laudámus te. Benedícimus te. Adorámus te. Glorificámus te.

Grátias ágimus tibi propter magnam glóriam tuam,
Dómine Deus, Rex cæléstis, Deus Pater omnípotens.
Dómine Fili unigénite, Jesu Christe.
Dómine Deus, Agnus Dei, Fílius Patris.

Qui tollis peccáta mundi, miserére nobis.
Qui tollis peccáta mundi, súscipe deprecatiónem nostram.
Qui sedes ad déxteram Patris, miserére nobis.

Quóniam tu solus Sanctus. Tu solus Dóminus,
Tu solus Altíssimus, Jesu Christe.
Cum Sancto Spíritu in glória Dei Patris. Amen.

Sanctus, Benedictus − Мелодическую фактуру «Sanctus» можно описать как «джазовую колыбельную»; «Benedictus» — повторяется 3 раза. Это можно объяснить тем, что в этом произведении все партии вступают последовательно. Композитор как бы дает возможность каждой партии произнести эти священные слова. «Benedictus», в более быстром темпе, приводит к кульминации хора на слова «Hosanna in excelsis»

Sanctus, Sanctus, Sanctus
Dominus Deus Sabaoth.
Pleni sunt caeli et terra gloria tua.
Hosanna in excelsis.
Benedictus qui venit in nomine Domini.
Hosanna in excelsis.

Agnus Dei − Явно вдохновленный блюзом, постепенно достигает мощной гармонической и ритмической кульминации в подголосках темы у хора к словам «Dona nobis pacem», прежде умиротворенных заключительных тактов мессы.

Agnus dei, qui tollis peccata mundi.
Miserere nobis.
Agnus dei, qui tollis peccata mundi.
Miserere nobis.
Agnus dei, qui tollis peccata mundi.
Dona nobis pacem.

Бенджамин Бриттен «A Ceremony of Carols»

There is no rose (АнонимXIVвека) − радостный гимн в честь прекрасной Марии и рождения Христа. Сочетание в песне стихотворения анонима XV века с латинскими словами создаёт фантастический образ. В завершении композиции слова «Alleluia, Res miranda, Pares forma, Gaudeamus, Transeamus» напоминают восхищенные возгласы свидетелей чудесного Рождения.

There is no rose of such vertu
As is the rose that bare Jesu.
Alleluia.

For in this rose conteinèd was
Heaven and earth in litel space,
Res miranda.

By that rose we may well see
There be one God in persons three,
Pares forma.

The aungels sungen the shepherds to:
Gloria in excelsis Deo.
Gaudeamus.

Leave we all this werldly mirth,
And follow we this joyful birth.
Transeamus.

Deo gracias (Аноним XIV века) − песнопение, текст которого сочетает радостное каноническое благодарение Христа «Deo gracias» и староанглийский текст, повествующий о грехопадении первых людей. Сочетание двух текстов подчеркивается контрастным музыкальным материалом, обостряя драматургию композиции.

Deo gracias! Deo gracias!
Adam lay ibounden, bounden in a bond;
For thousand winter, thought he not too long.

Deo gracias! Deo gracias!
And all was for an appil, and appeil that he tok,
As clerkès finden weitten in their book.

Deo gracias! Deo gracias!
Ne had the appil takè ben, the appil takè ben,
Ne haddè never our lady, a ben hevenè quene.

Blessèd be the time that appil takè was.
Therefore we moun singen.
Deo gracias! Deo gracias!

Джон Раттер «I will sing with the Spirit»

хоровой гимн, в переложении для женского хора в сопровождении фортепиано, написанный в 1994 году для Королевской школы церковной музыки в Англии. Раттер использует Библейский текст из 1-го Послания Коринфянам 14:15, что в переводится как «Я буду петь с Духом», добавляя во вторую половину стиха повторяющиеся «Alleluia».

I will sing with the Spirit, I will sing with the Spirit. Alleluia, alleluia.

And I will sing with the understanding also, alleluia, alleluia.

БОБ ЧИЛКОТТ − родился в 1955 году в Англии, в хоре пел с детства, а композиторской деятельностью занялся в 1997 году. Его многолетний опыт, знания в области музыки нашли отражение в произведениях, в основе которых лежат английские хоровые традиции, мотивы народных песен, григорианский хорал, английские гимны, спиричуэлы.

Одним из самых удивительных и ярких сочинений, принадлежащих Р. Чилкотту, является «A Little Jazz Mass».

«Маленькая джазовая месса» не канонизирована и имеет большую свободу в выборе музыкального материала и форм его исполнения. Состоит из пяти традиционных частей: Kyrie, Gloria, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei.

Говоря о мастерстве Чилкотта, можно сказать, что он успешно объединяет две разные традиции — католической мессы и джазовой идиомы- выразительным и совершенно незабываемым образом, достижение которого обычно ускользало от других композиторов, пытавшихся объединить джазовую фактуру с католической мессой. Слова на латыни в джазовом обрамлении звучат остро, сильно и даже величественно. Джаз привносит сюда драйв и напор, позволяя взглянуть на текстовый материал под другим углом.

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (1913-1976) −дирижёр, пианист и композитор, наиболее известный как автор вокальных и хоровых сочинений.

В марте 1942 года Бенджамин Бриттен, пересекая Атлантику на шведском грузовом корабле, возвращался в домой Англию. Во время Второй Мировой войны нацистские подводные лодки наполняли Атлантический океан. В такой опасной обстановке композитор написал два хоровых сочинения: гимн Святой Софии и цикл«A Ceremony of Carols»

Будучи впервые услышанными, «Кэролы» Бриттена полюбились слушателям и уже более полувека являются неотъемлемой частью празднования Рождества в англоязычных странах.

Кантата состоит из 11 номеров: 10 из них исполняются с хором и один номер написан для арфы соло. Изначально сочинение предназначалось для хора мальчиков с солисткой и аккомпанемент арфы, однако часто «Кэролы» исполняются женским хором в сопровождении фортепиано. Часть песнопений написаны на латыни, другие − на староанглийском языке на стихи неизвестных авторов XV-XVI веков.

ДЖОН РАТТЕР − Английский композитор, дирижер, редактор, аранжировщик и продюсер в основном хоровой музыки.

Родился в сентябре 1945 года в Лондоне. В качестве хориста принимал участие в первой (1963) записи Военного реквиема Бриттена. Еще будучи студентом он опубликовал свои первые сочинения, такие как: «Пастушья трубка Кэрол», написанная им в возрасте 18 лет.

Музыка Раттера эклектична, сочетает влияния французских и английских хоровых традиций начала ⅩⅩ-го века, а также черты американского классического написания песен. Почти у каждого хорового гимна, который он пишет, есть последующее оркестровое сопровождение в дополнение к стандартному сопровождению фортепьяно/органа, используя всевозможные инструментовки.

Источник

Содержание:

Общие сведения о произведении и его авторах …………………………3

Анализ литературного текста ……………………………………………12

Музыкально-теоретический анализ……………………………………. 15

Вокально-хоровой анализ………………………………………………. 23

Список использованных источников……………………………………39

I Общие сведения о произведении и его авторах.

Роберт Чилкотт — английский композитор, дирижер, родился 9 апреля 1955 года.

С детских лет Чилкотт пел в хоре Королевского колледжа в Кембридже, известного своей хоровой традицией. Хор, созданный королем Генрихом VI , основавшим колледж в 1441 году, должен был обеспечивать церковную службу в часовне.Это является главной задачей хора и по сей день. Свою композиторскую карьеру Чилкотт начал, будучи певцом этого хора в 80-х годахXXстолетия. С 2000 года Роберт Чилкотт – дирижер хора Королевского колледжа музыки в Лондоне, одновременно являясь главным приглашенным дирижером хора БИ-БИ-си.

Его многолетний опыт, знания в области музыки нашли отражение в произведениях, в основе которых лежат английские хоровые традиции, мотивы народных песен, григорианский хорал, английские гимны, спиричуэлы. А работа с такими джазовыми музыкантами, как Джордж Шеринг, Ричарда Родни Беннет и Джон Дэнкворт, не могли не повлиять на композиторское письмо Роберта Чилкотта.

Роберт Чилкотт – автор многочисленных сочинении для детского хора. Особенно известны его «Can You Hear Me?» («Вы Меня слышите?»), «Jazz Mass»(«Джазовая месса»), «Happy Land» («Счастливая земля»), «This Day»(«Этот день»), Be Simple Little Children» («Быть простыми маленькими детьми»). Композитор работает и в крупных жанрах. Ему принадлежат:

кантата для хора и ударных «The Making of the Drum» («Изготовление барабана»)

концерты «Canticles of Light» («Песни Света»), Jubilate(«Ликовать»)

Среди камерных сочинений особую популярность среди исполнителей завоевали «Aesop’s Fables»(«Басни Эзопа») для сопрано, альта, тенора, баса и фортепиано («Заяц и Черепаха»; «Горе, в Труде»; «Лиса и Виноград»; «Северный Ветер и Солнце», «Гусь и Лебедь»).

Одним из самых удивительных и ярких сочинений, принадлежащих Р. Чилкотту является «A Little Jazz Mass»(«Маленькая джазовая месса»), которая впервые прозвучала на хоровом фестивале в Новый Орлеане в 2004.

Месса состоит из 5 частей:

Музыка Kyrie непринужденная, легкая, за ней следуетGloriaс оптимистическими крайними частями и лирической серединой. Музыку Sanctus можно охарактиризовать как «джаз-колыбельная», Benedictus –непрерывный источник движения с кульминацией на слова «Hosanna». Явно, вдохновленный блюзом, Agnus Dei достигает мощной кульминации в»Dona nobis pacem».

Если говорить о мастерстве Чилкотта, то можно сказать, что он успешно объединяет две разные традиции — латинской мессы и джаза.

Слово «месса» происходит от позднелатинского missa, от латинскогоmitto– посылаю, отпускаю (итальянское –messa; французское –messe; немецкое –Messe; английское –mass). Месса использовалась в церковном обиходе с 4 века, означая отпущение грехов. С конца 6 века она стала применяться в качестве названия культового ритуала, римской католической службы. Само слово взято из заключительной фразы богослужения – «Ite,missaest» — «идите, отпущено» или «собрание распущено», которое составляет текст последней части ранней мессы. Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание. В церкви после этого могли оставаться только принятые в общину.

Месса – это воспоминание о страстях, крестной смерти и воскресение Сына Божьего. Во время мессы совершается одно из христианских таинств – евхаристия (греческого – «благодарение»): хлеб и вино превращается в Тело и Кровь Христа. Таинство евхаристии установил сам Иисус Христос на Тайной вечере (трапеза Христа и 12 апостолов в ночь накануне иудейского праздника Пасхи) и заповедовал его в церкви.

Музыка вначале сопровождала лишь вечерние и утренние службы, но вскоре стала вводиться и при обеднях. Окончательный вариант ритуала установился при Папе Григории (6 век) – создателе церковного ритуала мессы и певческого обихода (мелодии, сочинённые самим Папой позже получили название григорианских хоралов).

В соответствии с культово-обиходной предназначенностью, музыкальная часть мессы подразделяется на циклы Ординария и Проприя. MessaProprium(особая месса) – песнопения, посвящённые определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется.MessaOrdinarium(обычная месса) включала 5 неизменных текстов:Kyrie,Gloria,Credo,Sanctus,AgnusDei.

Характер пения в обеих мессах теснейшим образом зависел от содержания разделов, их назначения. В противоположность частям Проприя, связанным с выражением конкретного смысла того или иного церковного события, содержание 5 частей Ординария имело более обобщённый характер. В крайних частях мессы – KyrieиAgnusDeiвыражались просьба, заклинание, мольба о прощении, в двух других –GloriaиSanctus– хвала и благодарность; в центральной –Credo– исповедание веры. Именно эта обобщённость содержания позволила впоследствии композиторам, минуя условности, свободно подходить к воздвижению её музыкальной архитектоники и сделала мессу в 15 веке, как справедливо отмечают многие исследователи, таким же опытом музыкального творчества, каким была симфония в 19 веке.

Состав и текст частей обычной мессы складывался на протяжении нескольких веков и в окончательном варианте утвердился в начале 11 столетия. К числу наиболее старых форм богослужения относится часть Kyrieeleison(«Господи, помилуй»), известная ещё с античных времён, поэтому она поётся не на латинском, а на греческом языке. Её центральный раздел –Christeeleison(«Христос, помилуй») – вошёл в римскую мессу намного позднее. Следующий номер – «GloriainexcelsisDeo» («Слава в вышних Богу») – это гимн, прославляющий святую троицу (больше известен по сокращённому названию «Слава» — «Gloria»). Латинский текст гимна складывался очень долго – начиная с 6 века до 11, а первые его строки взяты из Евангелия от Луки (хор ангелов, возвещающих рождение Христа). Древнее происхождение имеют текстыCredoиSanctus: первый начал разрабатываться на Никейском Соборе (325 год), второй формировался в течение 2-5 веков.

В песнопении Credoвсе молящиеся торжественно исполняют Символ Веры. Значение этого песнопения особенно велико. Следуя за чтением Евангелия, оно, во-первых, завершает первую часть мессы (литургию слова), а во-вторых, «Верую» — ответ общины Христу, который обращался к прихожанам через текст Священного Писания и проповедь священника.

Следующий гимн Sanctus(«Свят») посвящён Богу Отцу. За гимном следует песнопение «Benedictus» («Благословен»). Его основой стали возгласы людей, радостно встречающих въезжавшего в Иерусалим Христа: «Благословен грядущий во имя Господне» (Евангелие от Иоанна). Так перед молящимися происходит ещё одно событие из жизни Иисуса – вход в Иерусалим, ставший началом его крестного пути. Именно поэтому «Benedictus» звучит или непосредственно перед евхаристией, или сразу после неё. Совершая чудо евхаристии, Христос снова жертвует Собой для спасения людей, и музыка напоминает об этой жертве.

Завершает цикл обязательных песнопений покаянная молитва – «AgnusDei» («Агнец Божий»), она была введена в мессу в 7-8 веках. Цель молитвы – вызвать раскаяние, подготовить человека к внутреннему преображению, которое происходит во время причастия. Обращение «AgnusDei» восходит к иудейской традиции резать ягнят накануне Пасхи (пасхальная трапеза обязательно включала мясо ягнёнка) и напоминает людям о том, что перед ними Христос, уже принёсший себя в жертву.

Столь же длительным был процесс становления мессы в музыкальном отношении. Ранний её вид – одноголосная григорианская месса. Пение в данной мессе было двух типов: псалмодическое (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличающееся мелодически-распевным характером. Основой музыки в мессе в средние века был григорианский хорал. В гимнические разделы нередко проникали и народно-песенные интонации. Песенное начало более всего сказывалось в мессе Ordinarium, так как первоначально (до 9 века) её исполняла община верующих.

Первые образцы многоголосных обработок частей Ординария представлены в 19 веке. Но лучшие образцы многоголосия появляются в 14 веке и связаны они с традициями парижской школы Нотр – Дам (12 -13 века), мастера которой внесли много нового в технику многоголосного письма, в освоение модальной ритмики и строгой метризации вертикали в трёх – четырёх голосии. Первым ярким произведением данного жанра является Месса Нотр-Дам Гийомо де Машо (1385 год). В данной мессе, как и в других, использовалась мелодия, служившая cantusfirmus(любая тема григорианского хорала) и помещавшаяся чаще всего в основном голосе произведения – теноре (отсюда название — теноровая месса), но также возможно и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в других голосах. Отдельные части месс создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургической мелодии или без неё). Нередко единыйcantusfirmusсвязывал все части мессы. Именно в это время происходит окончательное объединение всех частей мессы в единый цикл.

В 15 веке жанр полифонической мессы достигает блестящего расцвета. Всё большее значение в мессе приобретает имитация, так что интонации cantusfirmus’aначинают пронизывать все голоса. В качестве мелодической основы всё реже употребляются григорианские напевы. Композиторы обращаются к мелодиям светских и даже народных песен, названия которых нередко становятся «заголовками» месс. Таковы многие мессы мастеров нидерландской школы: «Бледно личико твоё» Г.Дюфаи, «Поведай, язык мой» и «Вооружённый человек» Ж.Депре и другие. В этом жанре наиболее полно выявились специфические особенности музыки как искусства поэтически возвышенного, строгого и вместе с тем эмоционально яркого. Правда, подобная практика включения светских текстов была запрещена после постановления Тридентского Собора (1550).

В 16 веке появились мессы — пародии (П.Сертон, О.Лассо), когда в мессу переносилась целиком музыка светских вокальных произведений, приспособленных к каноническому тексту частей мессы (то есть приложение к уже существующим мелодиям).

В эпоху Возрождения месса являлась наиболее крупным и монументальным жанром музыкального искусства. Видные композиторы разных национальных школ – английской (Данстейбл), нидерландской (Г.Дюфаи, И.Окегем, Я.Обрехт, О.Лассо, Ж. де Пре), римской (Палестрина), венецианской (Дж.Габриэли), испанской (Т.Л. де Виктория) – создавали хоры acapellaс использованием приёмов имитации, выражая глубокий мир человеческих переживаний. Таким образом, музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургического текста.

На рубеже 17 века, с развитием профессиональной светской музыки, месса уступила ведущее положение опере, оратории и кантате. На мессу стали оказывать влияние оперные и концертные стили – последний в связи с развитием различных жанров инструментальной музыки. Всё большее значение в мессе приобретает сольное начало (сольные вокальные партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекалось инструментальное сопровождение (оркестр, орган). Наряду с полифоническими частями появлялись и выдержанные в гомофонно-гармоническом складе. Такого рода мессы, несмотря на литургический текст, больше соответствуют обстановке концертного зала, чем церкви. Одним из самых знаменитых композиторов этого времени являлся К.Монтеверди (пользовалась известностью его месса «In illo tempore»).

В это же время зарождаются новые разновидности жанра, например, коронационная месса и заупокойная месса – реквием.

На рубеже 17 -18 веков наибольшее внимание мессе уделяют внимание итальянские мастера — А.Скарлатти (автор более 200 месс), Ф.Дуранте («Месса в стиле Палестрины»), Л.Лео, А. Лотти.

Первая половина 18 века наряду с общей тенденцией к выдвижению на первый план инструментальной музыки и некоторым спадом интереса к церковным жанрам приносит такой шедевр, как h-mollмесса И.С.Баха. С конца 18 века многие мессы приобретают концертный характер, сближаясь с ораторией, а в некоторых случаях и перенимая черты оперного стиля.

В творчестве композиторов венской классической школы жанр мессы играл особую роль. С развитием симфонии происходит драматизация и симфонизация церковных жанров. Особенно значительны последние мессы Й.Гайдна, Реквием В.А.Моцарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена.

Эпоха романтизма также породила целый ряд месс – различного характера и направления (Ф.Шуберт – месса As-durиEs-dur). Месса всё больше и больше выходит из литургических богословских рамок, григорианский хорал почти не используется, зато используется народная музыка (Ф.Лист «Гранская» месса) и собственные мелодии.

Реакцией на засилье оперно-концертного стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии acapellaэпохи Палестрина и римского хорала («Объединение Святой Цецилии» в Германии, «Схола канторум» во Франции). Эти тенденции проявились в поздних произведениях Листа, в том числе в его Реквиеме.

Именно в эпоху романтизма композиторы начинают вычленять слова, тексты из месс и создавать отдельные хоровые сочинения (Etresurrexit– и воскрес;Osanna- спаси;Crucifixus- распят;Etincarnatusest– и воплотился).

В 20 веке к жанру мессы обращались П.Хиндемит, Б.Бриттен, Ф.Пуленк, И.Стравинский, Л.Яначек.

Таким образом, месса претерпела эволюцию, в эпоху Барокко — в сторону концертности, во второй половине 18 , начале 19 – в сторону симфонизации жанра.

В композиторском творчестве с давних пор различают короткую мессу (Messabrevis), состоящую из двух – трёх начальных частей или включающую весь Ординарий, характерны для лютеранской церкви, которая не приняла «полной» католической мессы и торжественная месса (Messasolemnis), все части которой, обычно, подразделяются на несколько самостоятельных фрагментов.

Месса как единое по замыслу циклическое музыкальное произведение сформировалась в XIV в. В ней постоянно выдерживался официальный ординарий — строгая последовательность пяти традиционных частей (иногда Sanctus и Benedictus представляли собой самостоятельные фрагменты), и соответственно культовому тексту менялось образное содержание музыки.

Данную мессу можно отнести к протестантской. Структура богослужения протес­тантских церквей, в отличие от като­лической мессы или православной литургии, не канонизирована и име­ет большую свободу в выборе музы­кального материала и форм его ис­полнения. Пение хора, солистов или общецерковное пение, а также ор­ганная или другая инструментальная музыка призваны содействовать главной цели — подготовить прихо­жан к молитве и восприятию пропо­веди, а также посредством участия в общем пении вовлечь в богослуже­ние. И здесь для церковных музы­кантов и певцов открывается воз­можность творчества, главный кри­терий которого — пение и музыка должны находиться в русле темы богослужения, излагаемой пастором в проповеди.

Как мы можем увидеть в названии – это не просто месса, а джазовая месса. Джаз — это форма музыкального искусства, возникшая в конце 19 – начале 20 вв. в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерными чертами музыкального языка джаза являются импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, диссонирующие интервалы, параллельные квинты и октавы. Самыми используемыми аккордами в джазе являются септаккорды и нонаккорды.

Источник

Читайте также:  Метод чтения нот с листа
Оцените статью