Джазовая пентатоника для гитары

Что такое пентатоника на гитаре?

Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Читайте также:  Было бы лето минус гитара

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

  1. Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
  2. Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
  3. Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.

5 позиций пентатоники

Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.

Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.

Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.

Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.

Для мажорной композиции

Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.

Для исполнения в миноре

Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.

Советы

Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.

Источник

Импровизация на гитаре: пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 24.02.2015 · Обновлено 06.07.2019

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы. Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника», которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пентатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной, а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую «блюзовую пентатонику», которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники. Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

Советы

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля-минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: Музыкальные идеи

Источник

Как играется пентатоника на гитаре?

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре — была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок — сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро — тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror — один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару — пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника — это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) — до (III) — ре (IV) — ми (V) — G (bVII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре — как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) — II (ре) — III (ми) — V (соль) — VI (ля).

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

  • До мажор — Ля минор
  • Соль мажор — Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор — Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора ( С ) — шестая (6), неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) — это I ступень, тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно — ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am — тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней — в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

— для ознакомления с примерами;

Боксы пентатоники

Вариантов аппликатур пентатонического лада достаточно много, но наибольшее распространение получили 5 позиций в четырёх- и пятиладовых аппликатурах. Также их ещё называют стандартные боксы. Подробно разберём, где они расположены на грифе и как играть их.

Если вы плохо знаете ноты, не переживайте, в упражнениях, в помощь, указаны табы. Также, вы можете скачать нотные записи примеров в формате gtp (Guitar Pro); редактор поможет быстрей разобраться с материалом.

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту — по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра — она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд — Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля — тоника), III (до — малая терция), V (ми — квинта) — устойчивые тона; а вот IV (ре — кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо. Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем — как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения , также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂 )

Аппликатура (играется от ноты До):

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Далее, по грифу, боксы повторяются, но звучат они уже на октаву выше.

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд — С (скачать минусовку для занятия — ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I — II — III — V — VI (если в До мажоре, это ноты — до — ре — ми — соль — ля). Не забывайте, не путайте с минорной.

Источник

Оцените статью