Джазовая сюита для фортепиано с оркестром цфасмана

Александр Цфасман — Джазовая сюита

Александр Наумович Цфасман (1906, Александровск, Российская империя — 1971, Москва, СССР) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио (1939−1946). Заслуженный артист РСФСР (1957)

Джазовая сюита для фортепиано с оркестром, «Снежинки», 1945 . Александр Цфасман (1906-1971). Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы . Дирижер — Валентин Лященко. Солистка — Екатерина Муравьёва. Концертный зал Мариинского театра.

Послушайте. Хорошая музыка. 4 мин.40 сек

Источник

Джазовая сюита для фортепиано с оркестром цфасмана

(1906 — 1971)

Джаз Цфасмана

С именем Александра Цфасмана — пианиста, композитора, дирижера, аранжировщика и руководителя оркестра связан период советского джаза с середины 20-х и до конца 60-х годов.

Александр Наумович Цфасман родился 14 декабря 1906 года в городе Александровске (ныне Запорожье) в семье парикмахера.

С 7 лет Александр Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Продолжив обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении по классу профессора Ф.М.Блуменфельда, А.Цфасман знакомится с джазом. В 1924 году он пишет ряд танцевальных пьес, которые имеют большой успех: «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие.

В конце 1926 года Александр Цфасман создает первый профессиональный джазовый коллектив в Москве — «АМА-джаз». С этим оркестром Цфасман выступает в саду «Эрмитаж», а также на эстрадах больших ресторанов и в фойе крупнейших кинотеатров.

В конце 1927 года оркестр Александра Цфасмана исполнил джазовую музыку по радио. Это была первая джазовая радиопередача в СССР. Чуть позже его коллектив записывается на пластинки, которые являются одними из первых советских джазовых грамзаписей.

К сожалению, после этого оркестр Цфасмана не записывался на пластинки до 1937 года, несмотря на успешную творческую деятельность, примером которой может служить выступление коллектива Александра Цфасмана на показе джаз-оркестров, организованном московским Клубом мастеров искусств в конце 1936 года. По мнению Евгения Габриловича, оркестр Цфасмана выступил на этом смотре лучшим по всем показателям.

В 1937 году появилось на свет 4 записи в исполнении его коллектива. Это были цфасмановские «В дальний путь», «На берегу моря» и «Неудачное свидание», а также обработка известного польского танго «Последнее воскресенье», выпущенное под названием «Расставание» в обиходе более известное как «Утомленное солнце». На трех из этих пластинок вокальную партию исполнил постоянный солист цфасмановского джаза Павел Михайлов, певец тонкого лирического дарования, которое неизменно покоряло сердца слушателей. Вслед за этими записями появились пластинки с инструментальными пьесами: «Звуки джаза», «Фокс-краковяк», «О» кэй», «Веселая прогулка» «Последний летний день», «Мне грустно без тебя», «Я люблю танцевать» и лирическими песнями «Как же мне забыть», «Тебя здесь нет», «Я не прощаюсь», «Случайная встреча».

Несмотря на огромную занятость в своем коллективе Александр Цфасман продолжал концертировать с сольными программами как пианист. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович. Пианизм и композиторское творчество слиты в искусстве Александра Цфасмана воедино. Подавляющее число созданных им произведений предназначены для фортепиано, а затем аранжированы для джаз-оркестра. В основном это танцы, песни, фантазии и обработки популярных мелодий. Однако у Цфасмана есть и произведения крупной формы. Среди них балетная сюита «Рот-фронт» для оркестра (1931 год), концерт для фортепиано с джаз-оркестром (1941 год) и концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (1956 год). Александр Цфасман написал также немало музыки к театральным постановкам и кинофильмам.

В 1939 году оркестр Александра Цфасмана приглашается для работы на Всесоюзном радио, перенимая эстафету из рук Александра Варламова, чей коллектив пришел туда годом раньше. В этом же году коллектив Цфасмана записывает на пластинки такие миниатюры как «Я жду письма», «Никто Вас не заменит», «Анна», «Воспоминание», «Лодочка», «Возврата нет», «Парень с юга», «Лунный вечер», «Свидание с любимой», «Я в хорошем настроении». С этого момента и до 1946 года его коллектив становится штатным джазовым оркестром Всесоюзного радиокомитета (джаз-оркестр ВРК). Это является важной вехой в творческой биографии музыканта и его коллектива. С одной стороны, советская джазовая музыка начала регулярно звучать по радио, ее слышали во всех уголках страны, а с другой стороны, коллектив Александра Цфасмана как штатный джаз-оркестр ВРК стал приглашать к сотрудничеству многих солистов Всесоюзного радио, таких как А.Клещева, К.Новикова, К.Малахов, А.Погодин.

В 1939 году состоялась первая советская джазовая телепередача. В ней выступал оркестр Цфасмана.

В годы Второй мировой войны коллектив Александра Цфасмана обращается к военной тематике, внося свой вклад в борьбу с врагом с помощью своего искусства. Так, уже первый военный номер газеты «Советское искусство» сообщал, что «для джаз-оркестров в ближайшее время будут изданы ноты антифашистских песен Д.Кабалевского и А.Цфасмана». Весной 1942 года джаз-оркестр ВРК в полном составе выехал на Центральный фронт. Цфасманом как композитором были написаны такие замечательные песни на военные темы как «Все равно», «Моя любовь», «Веселый танкист», «Молодые моряки». После открытия второго фронта в репертуаре оркестра все чаще начинают появляться произведения английских и американских авторов. Примером этого может служить великолепное исполнение «Лирического фокстрота» Д.Керна из американского кинофильма «Песнь о России».

В 1946 году Цфасман был приглашен работать музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», где собрал симфоджаз. Этот год также примечателен выпуском пластинки, на которой Александр Цфасман аккомпанирует на фортепиано Леониду Утесову («Когда проходит молодость», «Домик на Лесной»).

Дальнейшая творческая судьба Цфасмана была также неразрывно связана с джазом. Несмотря на то, что стиль джазовой музыки после войны в корне изменился, Цфасман оставался, верен себе и его произведения послевоенного периода также покоряли сердца слушателей. Так, композитор Андрей Эшпай говорил о Цфасмане: «Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности. Причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, и блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!), и увлеченность искусством». В 1951 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович, сам неоднократно выступавший в концертных залах в качестве пианиста, писал Цфасману: «Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Я написал для картины «Незабываемый 1919 год» нечто вроде фортепианного концерта. Для Вас он не представляет трудностей. Сам же я его сыграть не могу. Очень просим Вас не отказаться и сыграть его. Повторяю: для Вас это будет не трудно». И, наконец, примером тому также может служить и небывалый успех юбилейного концерта Александра Цфасмана, состоявшегося в декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов, где музыкант в который раз продемонстрировал талант композитора, пианиста и дирижера.

В 1998 году на «Площади звезд» в Москве установлен памятный знак Александру Цфасману за большие заслуги перед отечественной культурой.

Скончался А.Н. Цфасман 20 февраля 1971 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источник

Джазовая сюита для фортепиано с оркестром цфасмана

Мы в социальных сетях

Говорили «Цфасман» – подразумевали «джаз»

Пятьдесят лет назад ушел из жизни замечательный пианист и композитор Александр Цфасман. Талантливейший музыкант, автор и исполнитель жизнерадостной и блестящей «легкой» музыки, Цфасман стал знаковой фигурой своего непростого времени.

Александр Цфасман

Поскольку современная молодежь, с удовольствием слушая сегодня записи «Голубой рапсодии» Гершвина в исполнении Цфасмана или его собственные блестящие оркестровые миниатюры, ничего не знает о самом авторе, кумире молодежи 30-60 гг., самое время рассказать об этом талантливом человеке, чьи концерты собирали по всей стране полные залы, а за грампластинками с песенками и очаровательными танцевальными номерами, на которых стояло: «Исполняет джаз-оркестр п/у Александра Цфасмана», повсеместно выстраивались громадные очереди, и спекулянты продавали их из-под полы…

Родился Александр в украинском штетеле Александровск (ныне это большой город Запорожье) в семье цирюльника Наума Цфасмана. Имеются сведения, что фамилия эта происходит от ашкеназского названия святого города в Святой земле Цфата, того самого, о котором рабби Шимон бар Йохаи сказал, что Мессия придет в Иерусалим именно из Цфата.

Так это или не так, но Саша Цфасман в 11 лет получил первую премию на областной олимпиаде в Нижнем Новгороде за исполнение 11-й рапсодии Листа, в 17 лет стал заведующим музыкальной частью Московской драмстудии им. Грибоедова, а в 20 лет организовал первый в стране профессиональный джазовый коллектив – «АМА-джаз». Это звучное название означало Ассоциация московских авторов, спонсировавшая молодых музыкантов. После четырех месяцев репетиций в марте 1927 г. состоялась премьера нового и диковинного для Москвы оркестра, да еще перед такой взыскательной публикой, как завсегдатаи Артистического клуба в Леонтьевском переулке. Успех был полный и безусловный. Так начался славный путь Александра Цфасмана, руководителя первого отечественного джаз-оркестра.

Я знаю, что насчет того, кто был первый, существуют разные точки зрения. Многие утверждают, что первым был ансамбль поэта Валентина Парнаха. В Париже он услышал американские джазовые записи, загорелся новой музыкой и приобрел комплект инструментов (правда, в большинстве – ударных).

В 1922 г. Парнах привез эти инструменты в Москву и собрал ансамбль, который именовался «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Вал. Парнаха». Первое выступление состоялось в зале Центрального техникума театрального искусства (ныне ГИТИС) в Кисловском переулке и, как рассказывал впоследствии будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, игравший в ансамбле Парнаха на рояле, вызвало некоторое недоумение составом «шумовых» инструментов. Говорят, что язвительные Ильф и Петров описали этот оркестрик, «игравший на кружках Эсмарха», в своих «Двенадцати стульях».

Оркестр Александра Цфасмана был полной противоположностью «шумовому джаз-банду» Парнаха: хотя он также состоял поначалу из восьми музыкантов, но все они были профессионалами высокого уровня с музыкальным образованием. Новый коллектив сразу же пригласили играть на эстраде в саду «Эрмитаж», что считалось у музыкантов высшим знаком признания. Репертуар был почти полностью танцевальным, однако американские новинки, звучавшие в обработке Цфасмана, все чаще стали сменяться собственными его композициями, среди них особенно популярными стали «Скайтрот», «Джимми», «Эксцентрический танец».

Оркестр был, что называется, нарасхват; его приглашали в крупнейшие кинотеатры и рестораны Москвы, но самым большим свидетельством успеха стала первая советская джазовая грампластинка под названием «Аллилуйя», записанная Цфасманом и его товарищами на студии Музтреста. В 1928 г. концерт «АМА-джаза» в прямом эфире в студии Радиокомитета на Никольской улице транслировали на всю страну, и это тоже было впервые – радиопередача джаза!

Здесь нужно сказать, что всю эту бурную деятельность Цфасман развивал, будучи студентом московской Консерватории. Его принял к себе на фортепианный факультет знаменитый Феликс Блюменфельд, учитель Владимира Горовица, Марии Гринберг, Александра Гаука и многих других прославленных пианистов и музыкантов. «Без отрыва от производства» Цфасман в 1930 г. с золотой медалью оканчивает консерваторию, не прекращая активного концертирования и сочиняя все новые композиции.Один за другим появляются, как теперь бы сказали, «шлягеры» в исполнении оркестра, который назывался сперва «Moscow boys», а затем стал знаменитыми «Веселыми ребятами».

Невероятную популярность завоевали записанные на грампластинки «Звуки джаза», «Я сегодня в хорошем настроении», «Счастливый дождик» и особенно «Неудачное свидание». Вся Москва, а за ней и вся страна распевали: «Так значит завтра! На том же месте в тот же час. »

А одна запись оркестра Цфасмана вообще стала легендарной и чуть ли не знаком эпохи: «Утомленное солнце». Это танго польского композитора Ежи Петербургского ранее исполнялось в самых разных инструментовках, но аранжировка Цфасмана была настолько выразительной и красивой, что ему даже приписывали ее авторство…

Еще во время своей работы концертмейстером в Хореографическом училище Большого театра (был и такой эпизод в юности Цфасмана) он подружился с Игорем Моисеевым и со своим соседом Асафом Мессерером. По просьбе Моисеева композитор написал несколько вставных номеров для постановки балета Арендса «Саламбо». Особенно удачным оказался «Танец фанатика» с эффектным соло ударника. А для Мессерера Цфасман написал «Футболиста», которого знаменитый танцовщик танцевал лет тридцать… (Сравнительно недавно этот блестящий номер исполнил Владимир Васильев на вечере памяти Асафа Мессерера). Написал Цфасман и балетную сюиту для оркестра под актуальным тогда названием «Рот-Фронт». Кроме балета, его увлекает ритмическое искусство «степистов», или попросту чечеточников, и в его оркестре постоянно работают танцовщики этого направления, сначала знаменитый негр Генри Скотт, а потом Эмиль Глед.

С 1939 г. начинается самый плодотворный период в жизни Александра Наумовича и его коллектива. Их приглашают в штат Всесоюзного радиокомитета, и Цфасман на семь лет становится руководителем джаз-оркестра на радио. Джазовая музыка регулярно начинает звучать везде, где есть радиоточки, у всех владельцев патефонов имеются пластинки с любимыми записями: «Мне бесконечно жаль», «В дальний путь», «Счастливый дождик», «Мерцающие звезды», «Я сегодня грущу»…Чтобы перечислить цфасмановские шлягеры не хватит газетной страницы. В основном это танцевальные миниатюры, песни, обработки популярных мелодий, попурри, фантазии, все с большим вкусом и неистощимой изобретательностью. Без преувеличения можно сказать, что джаз Цфасмана «овладел массами», вошел в довоенный быт большинства советских семей.

В войну оркестр Цфасмана вместе с Радиокомитетом вначале эвакуируется в Куйбышев, но вскоре, разбившись на небольшие группы, выезжает на Центральный фронт. О рояле, конечно, и речи нет, так что Цфасман за месяц овладевает аккордеоном и со своей бригадой, в которую входит и певица Вера Красовицкая, дают свыше 90 концертов на передовой под Смоленском, Вязьмой, Калугой. Вернувшись в Москву, он пишет песни на военную тему: «Все равно», «Моя любовь», «Веселый танкист», «Молодые моряки», – продолжаются концерты по радио, но теперь и на заграницу – Англию, США. В 1944 г. Цфасман создает одно из лучших своих произведений: «Интермеццо для кларнета с оркестром» – и посылает ноты тому, кому посвятил эту композицию, – знаменитому американскому кларнетисту Бенни Гудмену (см. «ЕС» № 46) и тот с громадным успехом ее неоднократно играет.

В свою очередь, Александр Наумович получает ноты «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина и в 1945 г. исполняет ее в Колонном зале Дома союзов с симфоническим оркестром под управлением Н. Голованова. Публика приняла концерт с небывалым воодушевлением. «Рапсодия» стала самым любимым концертным номером для Цфасмана-пианиста, и он неоднократно играл ее с оркестрами Н. Рахлина, А. Гаука, А. Аносова. Исполнение гершвиновского шедевра Александром Цфасманом стало эталонным.

«Кто слышал игру Цфасмана, – писал журналист А. Медведев, – навсегда сохранит в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессивность и изящество, действовал на слушателей магнетически».

И действительно, его стиль можно было узнать сразу: мужественная энергия, упругий ритм, филигранная техника, тщательная отделка фактуры. Недаром его игрой восхищались Нейгауз, Игумнов, Гольденвейзер. В свою очередь, когда Цфасману доводилось играть перед различными худсоветами, куда непременно входили эти или другие выдающиеся музыканты, он, по его собственным словам, трепетал, хотя они и ставили ему высшие оценки.

После войны для джазовых оркестров наступают мрачные дни. Их вытесняют, переименовывают в «эстрадные», запрещают западный репертуар – «музыку духовной нищеты», как написал некий рептильный музыковед… Утесов грустно острил: «Пришло время разгибания саксофонов…» Развернулась борьба с космополитизмом. Тяжелое время пришло и для Цфасмана: как «инвалида пятого пункта» его освободили от работы в Радиокомитете, оркестр распустили…

Снова, как в молодости, Цфасман идет работать в сад «Эрмитаж», собирает новый небольшой инструментальный ансамбль (в основном, из своих старых сотоварищей:

М. Фрумкина, И Ключинского, А. Ривчуна, Т. Кохонена, М. Ланцмана и, конечно, верного друга, ударника Лацци Олаха) для новых гастролей и новых записей. В это мрачное безвременье он пишет новые пьесы, названия которых говорят сами за себя: «Радостный день», «Веселый вечер». Преодолевая запреты и придирки, он несет слушателям радость, исполняя свою искрящуюся, жизнерадостную музыку.

Очень обрадовало Александра Наумовича письмо Шостаковича:

«Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Я написал для картины «Незабываемый 1919-й г.» нечто вроде фортепианного концерта. Для Вас он не представляет трудностей. Сам же я его сыграть не могу. Очень просим вас не отказаться и сыграть его. Повторяю: для Вас это не будет трудно. Шостакович».

Надо ли говорить, что просьба великого композитора была выполнена. Цфасман сыграл этот большой эпизод великолепно, и Шостакович был очень доволен. Это сотрудничество принесло обоим большое удовлетворение и получило дальнейшее развитие. Вскоре Дмитрий Дмитриевич, который писал музыку к фильму Г. Александрова «Встреча на Эльбе», попросил джазового маэстро сочинить ряд эстрадных номеров для соответствующих эпизодов картины. Цфасман с энтузиазмом откликнулся на просьбу Шостаковича, в короткий срок все выполнил, и Дмитрий Дмитриевич включил номера в фонограмму.

Наступившая в стране оттепель открыла у Цфасмана «второе дыхание». Он пишет новые инструментальные и песенные опусы, записывает пластинки, его приглашают создавать музыку к мультипликационным, а затем и к полнометражным художественным фильмам. Одна за другой выходят картины с его музыкой: «Веселые звезды» (1954), «Секрет красоты» (1955), наконец, «За витриной универмага» (1956).

Старый друг Сергей Образцов ставит с его музыкой нашумевший спектакль «Под шорох твоих ресниц», другой друг – Игорь Моисеев – предлагает стать дирижером его Ансамбля танца с перспективой ездить по всему миру. Цфасман отказывается. Это его не прельщает. Ему интереснее писать музыку к мультфильмам, как, например, «Шумное плаванье», где он с большим юмором создает прелестные музыкальные характеры рисованных героев. Пишет он музыку и к ряду других «мультяшек», разделяя большой успех их создателей. А в 1957 г. он создает и с блеском исполняет одно из самых серьезных своих произведений крупной формы – Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром.

Александр Цфасман с сыном Робертом у рояля

Каким он был, Александр Цфасман? Его сын, журналист Роберт Цфасман, характеризует отца, как человека импульсивного, с часто меняющимся настроением, иногда погружающегося в себя даже в обществе. Его оркестранты боготворили своего руководителя. «Каждая репетиция Цфасмана была как праздник!», – восклицает Борис Колотухин. «Волевой, строгий, предельно взыскательный в работе. Знал джаз досконально!», – дополняет Александр Нестеров. «Музыканты тянулись к нему. Он был примером для всех и в отношении к делу, к людям, в суждениях о музыке, театре, литературе,– говорит Эмиль Гейгнер, – даже в одежде стремились походить на него, всегда подтянутого, элегантного».

«В последние годы жизни, – рассказывает Роберт Цфасман, – отец практически отошел от дел, хотя и заседал в каких-то жюри («какие-то жюри» – это про фестиваль в Сопоте, где Цфасман присудил первую премию Тамаре Миансаровой за исполнение песни Аркадия Островского «Пусть всегда будет солнце»). Может быть, это была усталость или творческий кризис, а возможно, стал ощущать, что перерос рамки жанра. Садясь к роялю, играл больше Рахманинова, чем джаз, а лежа в постели, читал, напевая, партитуру Малера».

Изредка у Цфасмана собирался «квартет преферансистов»: Игорь Моисеев, Сергей Образцов, кинорежиссер Иван Пырьев и хозяин дома.

Жил, в основном, на даче, играл в теннис, по-настоящему увлекся разведением роз, – ездил в Ботанический сад за какими-то редкими сортами, консультировался со специалистами, все заносил в дневник. По периметру дачи посадил сто кустов роз, все сто – разных сортов…

Прожил Александр Цфасман всего 65 лет, снискав громкую славу руководителя блестящих джазовых оркестров, пианиста-виртуоза, яркого самобытного композитора. И по сей день звучат и доставляют удовольствие его жизнерадостные песенки, танцы и музыкальные миниатюры. А уж «Голубая рапсодия» в его исполнении или «Интермеццо для кларнета» вполне тянут на классику!

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №320)

Источник

Читайте также:  Вывоз пианино с разбором
Оцените статью