Джазовое фортепиано что это

Фортепиано в джазе и его особенности

Такому музыкальному инструменту, как фортепиано, в музыке всегда относились особенно. А потому роль, которая ему отводилась, также же была весьма значительной. А все объясняется тем, что этот инструмент обладает множеством возможностей. К примеру, можно воспроизводить не один звук, а сразу несколько, что делает фортепиано похожим на целый оркестр.

Популярность фортепиано

Это качество делало инструмент привлекательным для музыкантов и композиторов еще с далеких времен. Именно поэтому для множества музыкальных произведений были написаны именно партитуры под фортепиано. История этого инструмента можно считать довольно длинной и интересной. Так, в послевоенные годы (имеется ввиду Первая Мировая война), многие люди хотели стать владельцами именно фортепиано. И это было весьма естественным желанием, которое можно сравнить с современной необходимостью каждой семьи в телевизоре или компьютере. Соответственно, хотя бы один из членов семьи был знаком с музыкальной грамотой и умел играть на фортепиано.

Что следует сказать о джазовом направлении, то музыканты имели свои преимущества, играя на этом инструменте. Но количество преимуществ равнялось количеству недостатков при использовании фортепиано. Этому инструменту в джазе может быть отведена сольная роль благодаря тому, воспроизводить звуки на нем можно и в две руки. Но вот недостатком является то неприятный факт, что если музыканту уже довелось взять один аккорд, то тембр его звучания уже изменить не получится. А именно эта особенность отличает джаз от других музыкальных направлений.

Читайте также:  Guerlain champs elysees ноты

Европейский и африканский варианты игры

То есть, пианисту в джазе отводится несколько иная позиция, чем, к примеру, в классическом варианте исполнения. Другие же позиции в джазе занимает фортепиано в сравнении с теми же духовыми музыкальными инструментами. Это и является основой причиной, почему джазовому пианисту необходимо быть в постоянном поиске новых приемов игры.
В основе данных приемов лежат такие принципы:
— страйд – блюзовый вариант исполнения;
— буги-вуги – вызвавший противоречия между белым и черным джазом.
История страйда начинается еще с того периода, когда южные регионы были охвачены гражданской войной. Блюз, зародившийся в то время, положил начало развитию африканской музыки. А джазовое направление в то время даже не возникло как таковое. Но после его представители переняли манеру исполнения блюзовых композиций. Из известных страйд-пианистов можно назвать Джона Смита. А вот буги-вуги связывают с именами Томми Дорси и Мика Лакса.

Источник

Джазовое фортепиано

Джазовое фортепиано — собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. Фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля. Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов. Наряду с гитарой, вибрафоном, другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.

Источники

  • Metaphors For The Musician от Randy Halberstadt: ознакомление с практически всеми аспектами джазового фортепиано

Примечания

Ссылки

  • Jazz on Piano — портал и блог посвящённый секретам джазового фортепиано
  • DailyImprov.net — примеры сольных джазовых импровизаций на фортепиано
Джаз
Topics «Джаз» • Jazz Age • Джаз бэнд • Jazz poetry • Jazz royalty • Джазовый стандарт • Биг-бэнд • Импровизация • Джем-сейшн • Скэт • Страйд • Swing performance
Инструменты Jazz bass • Jazz drumming • Гитара в джазе • Джазовое фортепиано • Jazz violin • Vocal jazz
Стили Asian American jazz • Cape jazz • Chamber jazz • Crossover jazz • Джаз-блюз • Jazzstep • Latin jazz • M-Base • Mainstream jazz • Neo-bop jazz • Orchestral jazz • Smooth jazz • Trad jazz • West Coast jazz • Авангардный джаз • Бибоп • Босанова • Джаз-мануш • Джаз-рэп • Джаз-фанк • Джаз-фьюжн • Диксиленд • Кул-джаз • Модальный джаз • Ню-джаз • Панк-джаз • Пост-боп • Свинг • Ска-джаз • Соул-джаз • Фри-джаз • Хард-боп • Эйсид-джаз • Новоорлеанский или традиционный джаз • Афро-кубинский джаз
Списки
Музыканты
по инструментам Bassists • Clarinetists • Drummers • Guitarists • Organists • Pianists • Saxophonists • Trombonists • Trumpeters • Violinists • Vocalists • Percussionists
по стилям Bebop • Chamber jazz • Cool jazz & West Coast jazz • Hard bop • Jazz blues • Jazz fusion • Scat • Smooth jazz • Soul jazz • Swing
Стандарты Pre-1920 • 1920s • 1930s • 1940s • post-1950
Альбомы • Клубы • Contrafacts • Фестивали • Genres • Institutions & Organizations
Года в джазе Pre-1920: • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 • 1920-е: • 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 • 1930-е: • 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 • 1940-е: • 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 • 1950-е: • 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 • 1960-е: • 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 • 1970-е: • 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980-е: • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990-е: • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000-е
Дискографии Blue Note • BYG Actuel • Cobblestone • CTI • ECM • ESP-Disk • Flying Dutchman • Freedom • Groove Merchant • Impulse! • India Navigation • Landmark • Mainstream • Milestone • MPS • Muse • Prestige • Riverside • Strata-East

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Джазовое фортепиано» в других словарях:

Детская музыкальная школа № 1 (Обнинск) — Детская музыкальная школа № 1 города Обнинска (МОУ ДОД «ДМШ № 1») Основана 1956 Директор Николай Константинович Салтыков Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 3 … Википедия

Детская школа искусств № 1 (Обнинск) — МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» Основана 1956 Директор Наталья Анатольевна Полякова Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 35 10 … Википедия

Свинг (жанр) — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с www.e reading.org.ua практически бе … Википедия

Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия

Tesla Boy — Тэсла Бой Основная информация … Википедия

Новоорлеанский или традиционный джаз — Возможно, эта статья скопирована здесь и … Википедия

Биг-бэнд — Направление: джаз Истоки: свинг Место и время возникновения: 1920 е, США Годы расцвета: начало 1930 х конец 1940 х … Википедия

Хард-боп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Страйд — Страйд, полное название англ. Harlem Stride (Piano), буквально «Гарлемский шагающий» джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки арпеджио,… … Википедия

Бибоп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Источник

Сергей Булатнов | Линди Хоп в Москве

Обучение танцам, музыка в стиле свинг

Интересное, История джаза, Очерки о музыке

Джазовое фортепиано

25.04.2011

Место фортепиано в музыке
Фортепиано всегда занимало в музыке особое место. Оно предоставляет возможность воспроизвести несколько звуков одновременно и может быть приравнено к целому ансамблю. Это свойство издавна привлекало композиторов, поэтому для фортепиано (и вообще для клавишных) было создано значительно больше произведений, чем для других инструментов. То, что на фортепиано можно играть сразу и мелодию и аккомпанемент, сделало его самым распространенным в быту инструментом, особенно при исполнении популярной музыки.
В годы, предшествовавшие первой мировой войне, многие даже небогатые семьи стремились приобрести фортепиано так же, как в наше время такие семьи стремятся купить телевизор и радиоприемник. Люди, умевшие играть на фортепиано, всюду были желанными гостями. Их обычно просили исполнить последние популярные мелодии или сопровождать коллективное пение духовных гимнов.
Но фортепиано имело важное значение не только в семейном кругу. Оно было главным инструментом в кабаре, клубах, ресторанах и даже в небольших театрах. В период между Гражданской и первой мировой войнами вокруг фортепиано выросла целая индустрия: бизнесом стало создание популярных песен, организация платных школ и курсов по обучению игре на фортепиано, производство специальных лент (так называемых нотных роликов) для пианол и, конечно, торговля самими инструментами.

Особенности джазовой игры на фортепиано
Для джазового музыканта у фортепиано есть свои преимущества и свои недостатки. Пианист играет двумя руками, которые могут действовать достаточно независимо друг от друга, что позволяет левой рукой поддерживать граунд-бит, а правой вести мелодию с ее контрритмами. Таким образом, фортепиано может служить сольным инструментом. Однако, взяв звук или аккорд, пианист не может варьировать изменение его тембра, высоты или громкости. А ведь именно это составляет важную особенность исполнения в джазе. Таким образом, джазовый пианист находится в других условиях по сравнению с исполнителями на духовых инструментах и поэтому вынужден искать другие приемы создания джазовых эффектов. Эти приемы основаны на двух различных принципах, источник которых кроется в двух самостоятельных традициях джазового фортепиано.
Первая традиция называется страйд, или Гарлeм-страйд-пиано. Важно отметить, что она возникла не на Юге, а в городах Северо-Востока, которые разрослись и обогатились после Гражданской войны, а также в курортных местечках, расположенных вокруг них.

Rent Party и пианисты
Особое распространение получили так называемые «рент-парти» (арендные вечеринки). Сначала это были добропорядочные приемы с целью сбора денег для арендной платы. Квартиросъемщик обеспечивал дешевые напитки и закуску и приглашал пианиста. Плата за вход составляла 25—50 центов. Вечеринки стали популярными и постепенно превратились в кабаре с продажей спиртного, музыкой, азартными играми, проститутками, стриптизом. Арендные вечеринки составляли для пианистов важную, но не единственную статью дохода.

Особенности джазовой игры на фортепиано-2, буги-вуги

И вновь перед нами старое противоречие джаза: разрыв между составляющими его европейскими и африканскими элементами. С одной стороны — пианисты стиля страйд, использующие европейскую гармонию и традиционные танцевальные и песенные формы, звучащие в регтаймах Джоплина и его последователей. С другой — блюзовые пианисты-любители с примитивным понятием о гармонии и форме, которым фортепиано заменяло барабан. Такие страйд-пианисты, как Смит и особенно Джонсон, познакомились с европейской классической музыкой задолго до того, как впервые услышали джаз. Многие из них лелеяли честолюбивые планы отдать себя полностью европейской музыке. Они пришли в джаз уже после его зарождения. Что касается примитивных пианистов, то они играли блюз еще до рождения джаза. Эта музыка легла в его основу. Их фортепианный стиль соответствовал негритянской народной музыкальной традиции, из которой возник джаз, и не исключено, что так или почти так его играли задолго до конца XIX столетия. Однако это противопоставление, как и всякое иное, яснее очерчивается на бумаге, чем в действительности. Следует учитывать, что примитивные пианисты были отнюдь не одинаковы по уровню мастерства. Были среди них и такие, которые интересовались регтаймом в большей степени, чем блюзом, их манера была близкой к стилю страйд. Но несмотря на это исключение, существует реальное несходство традиций. Первая из них — европейская, наполненная африканскими ритмами; вторая — ритмическая по духу, но содержащая лишь зачатки гармонических и формальных элементов, свойственных европейской практике.
Так как пианистов-любителей прежде всего заботил ритм, а не гармония и мелодическая линия, их стиль основывался на технических возможностях игры, а не на музыкальной теории. Как правило, в басу они часто играли определенную повторяющуюся фигуру, легко воспроизводимую и не требующую от исполнителя особого внимания; следовало лишь совершать одно и то же движение на разных отрезках клавиатуры, чтобы добиться некоторого гармонического разнообразия. Правая рука также брала лишь отдельные звуки, набрасывая мелодический фрагмент, или же, как и левая, повторяла простые фигуры в соответствии с переменой гармонии. Один из самых распространенных приемов заключался в простом соскальзывании пальца с черной клавиши на соседнюю белую на каждой доле такта. При правильном подборе звуков такое повторение не только придавало звучанию напряженность, но и имитировало блюзовые тоны.
Легко догадаться, что эта музыка очень близка к более позднему стилю, названному буги-вуги. И это действительно так. Буги-вуги — умеренный или быстрый блюз с повторяющимися фигурами из восьмых или шестнадцатых в басовом регистре, которые изредка чередуются с пассажами из отдельных звуков в верхнем регистре. Басовые фигуры в этом случае традиционно играются более отчетливо, чем в других видах джаза, а именно: восьмые звучат ровно, а восьмые с точкой и шестнадцатые исполняются примерно в пропорции 3:1, что свойственно европейской музыке, а не 3:2, как обычно принято в джазе. Единственное, пожалуй, отличие буги-вуги от простейшего блюза заключено в движении восьмых в басу. Но и оно не всегда сохраняется, так как порой исполнитель вопреки размеру на 4/4 в басовом регистре задает в правой руке размер на 8/8 (как, например, в пьесе «Big Bear Train» Джимми Янси).
Эти пианисты-любители работали в США везде, где были негритянские общины: сначала на Юге, а позже, когда началась миграция негров, и на Севере. Их было меньше на Северо-Востоке, поскольку там доминировали пианисты стиля страйд. Лишь немногие пианисты-любители были записаны на пластинки в 20—30-е годы, и произошло это в связи с возникшим интересом к кантри-блюзу. Эти пианисты днем, как правило, занимались основной работой, а выступали по вечерам или в воскресенье. Наиболее известный из них, Джимми Янси, тридцать лет служил дворником в Чикаго. Сохранились также имена таких представителей этой школы, как Рузвельт Сайкс, Пайн Топ Смит, Монтана Тэйлор, Kay Kay Давенпорт и Руфус Перримен, по прозвищу „Спеклд Ред” („Рябой”).
В начале 30-х годов, однако, среди пианистов была принята строгая блюзовая форма, а темп исполнения ускорился. Около 1940 года примитивный блюз типа буги-вуги стал всеобщим увлечением. Это отчасти было обусловлено интересом Джона Хэммонда к исполнителям буги-вуги, особенно к Миду Лаксу Льюису, которого он нашел в Чикаго. Льюис и еще несколько близких ему музыкантов стали работать в Нью-Йорке в «Кафе Сесайэти», а выход в свет их пластинок положил начало буму буги-вуги. Подростки на вечеринках играли буги-вуги на фортепиано, а со временем и большие свинговые оркестры включили эту музыку в свой репертуар. Так, «Boogie-Woogie» Томми Дорси (инструментовка оригинальной композиции Пайна Топа Смита) и «Beat Me Daddy Eight to the Bar» Уилла Брэдли имели колоссальный успех.
Из исполнителей буги-вуги, получивших известность в те годы, выделяются трое: Мид Лакс Льюис, Альберт Аммонс и Пит Джонсон. Они выступали и записывались вместе — в дуэте и в трио. Изредка они аккомпанировали исполнителям блюзов. Их игра отличалась четкостью, энергией и — в пределах формы — выразительностью. Пожалуй, самые известные их пластинки — это «Boogie-Woogie Prayer» и «Shout for Joy» Альберта Аммонса.

Слияние блюза и страйда в фортепианном джазовом стиле
Ранняя музыка была блюзом по сути и по форме. Она сообщила джазу почти мистический импульс, позволивший сохранить равновесие между африканскими и европейскими элементами. Неудивительно, что блюзовый фортепианный стиль и стиль страйд слились, образовав единое целое, что впоследствии легло в основу развития джазового фортепианного стиля.
Наиболее очевидно это слияние проявилось в творчестве Эрла „Фаты” Хайнса.

Мэйнстримовое фортепиано
Ширинг, Питерсон и Гарнер составляют группу менее значительных представителей современной фортепианной школы джаза. Все трое стали сложившимися музыкантами еще до того, как Монк или Пауэлл начали записываться на пластинки. Таким образом, они сформировались как пианисты под влиянием Хайнса, Уилсона и неизбежно Тейтума задолго до возникновения стиля боп. Все они, в той или иной степени, уделили внимание новой музыке, но никто из них не связал себя с ней полностью. Самым существенным элементом их исполнения остался свинг. Будучи очень сильны в ритмическом плане, они предпочитали импровизировать на основе известных джазовых тем, редко сочиняя собственные композиции и обычно отказываясь от более сложных мелодий бопа. Сочетание относительно простого и динамичного ритма со знакомыми мелодиями, преподносимыми на языке свинга, сделало их музыку значительно более доступной для широкой публики, чем пьесы Монка, Пауэлла и других боперов. У Ширинга, Питерсона и Гарнера есть множество последователей, и, взятые вместе, они представляют целое направление легкого фортепианного джаза, ныне являющегося частью современной популярной музыки. Повсюду в Соединенных Штатах, да и во всем мире, в тысячах баров и ночных клубов, в тысячах радиопередач пианисты исполняют музыку в манере, созданной этими тремя музыкантами.

Недостатки манеры
С точки зрения джаза у этого стиля есть существенные недостатки. Главный из них — приверженность музыкантов к повторяющимся фигурам, которые могут занимать чуть ли не половину хоруса. Эти фигуры могут хорошо выполнять ритмическую функцию, но в мелодическом плане они дают очень мало. Причина тому — недостаток фантазии и мелодической изобретательности. Нас редко завораживает их мелодическая линия (чем прежде всего отличаются работы великих музыкантов джаза). Тем не менее эти пианисты играют настоящий джаз. Благодаря своей доступности он помог расширить джазовую аудиторию. В области легкого джаза работают и другие, менее известные пианисты: Эл Хэйг, Ред Гарланд, Додо Мармароза, Элмо Хоуп и Аргонн Торнтон. Будучи на несколько лет моложе Ширинга, Питерсона и Гарнера, они унаследовали исполнительский стиль бопа, выработанный главным образом Бадом Пауэллом.
Но несмотря на доминирующую роль Пауэлла и его школы в 40— 50-х годах, широчайшее признание в джазе примерно с 1960 года получил пианист Билл Эванс, который не был бопером. Конечно, стиль Бада Пауэлла не мог не сказаться в игре Эванса, который, разумеется, использует все сложные аккорды, типичные для бопа. Но его фразировка явно отличается от того, что делали боперы.

Источник

Оцените статью