Джазовое пианино что это

Джазовое фортепиано

Джазовое фортепиано — собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. Фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля. Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов. Наряду с гитарой, вибрафоном, другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.

Источники

  • Metaphors For The Musician от Randy Halberstadt: ознакомление с практически всеми аспектами джазового фортепиано

Примечания

Ссылки

  • Jazz on Piano — портал и блог посвящённый секретам джазового фортепиано
  • DailyImprov.net — примеры сольных джазовых импровизаций на фортепиано
Джаз
Topics «Джаз» • Jazz Age • Джаз бэнд • Jazz poetry • Jazz royalty • Джазовый стандарт • Биг-бэнд • Импровизация • Джем-сейшн • Скэт • Страйд • Swing performance
Инструменты Jazz bass • Jazz drumming • Гитара в джазе • Джазовое фортепиано • Jazz violin • Vocal jazz
Стили Asian American jazz • Cape jazz • Chamber jazz • Crossover jazz • Джаз-блюз • Jazzstep • Latin jazz • M-Base • Mainstream jazz • Neo-bop jazz • Orchestral jazz • Smooth jazz • Trad jazz • West Coast jazz • Авангардный джаз • Бибоп • Босанова • Джаз-мануш • Джаз-рэп • Джаз-фанк • Джаз-фьюжн • Диксиленд • Кул-джаз • Модальный джаз • Ню-джаз • Панк-джаз • Пост-боп • Свинг • Ска-джаз • Соул-джаз • Фри-джаз • Хард-боп • Эйсид-джаз • Новоорлеанский или традиционный джаз • Афро-кубинский джаз
Списки
Музыканты
по инструментам Bassists • Clarinetists • Drummers • Guitarists • Organists • Pianists • Saxophonists • Trombonists • Trumpeters • Violinists • Vocalists • Percussionists
по стилям Bebop • Chamber jazz • Cool jazz & West Coast jazz • Hard bop • Jazz blues • Jazz fusion • Scat • Smooth jazz • Soul jazz • Swing
Стандарты Pre-1920 • 1920s • 1930s • 1940s • post-1950
Альбомы • Клубы • Contrafacts • Фестивали • Genres • Institutions & Organizations
Года в джазе Pre-1920: • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 • 1920-е: • 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 • 1930-е: • 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 • 1940-е: • 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 • 1950-е: • 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 • 1960-е: • 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 • 1970-е: • 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980-е: • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990-е: • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000-е
Дискографии Blue Note • BYG Actuel • Cobblestone • CTI • ECM • ESP-Disk • Flying Dutchman • Freedom • Groove Merchant • Impulse! • India Navigation • Landmark • Mainstream • Milestone • MPS • Muse • Prestige • Riverside • Strata-East
Читайте также:  Все устойчивые ноты до мажор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Джазовое фортепиано» в других словарях:

Детская музыкальная школа № 1 (Обнинск) — Детская музыкальная школа № 1 города Обнинска (МОУ ДОД «ДМШ № 1») Основана 1956 Директор Николай Константинович Салтыков Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 3 … Википедия

Детская школа искусств № 1 (Обнинск) — МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» Основана 1956 Директор Наталья Анатольевна Полякова Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 35 10 … Википедия

Свинг (жанр) — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с www.e reading.org.ua практически бе … Википедия

Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия

Tesla Boy — Тэсла Бой Основная информация … Википедия

Новоорлеанский или традиционный джаз — Возможно, эта статья скопирована здесь и … Википедия

Биг-бэнд — Направление: джаз Истоки: свинг Место и время возникновения: 1920 е, США Годы расцвета: начало 1930 х конец 1940 х … Википедия

Хард-боп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Страйд — Страйд, полное название англ. Harlem Stride (Piano), буквально «Гарлемский шагающий» джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки арпеджио,… … Википедия

Бибоп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Источник

Этот нестареющий джаз

Джазовая музыка – особый пласт культуры со своей историей и своими особенностями. Он ни на что не похож, самобытен и не подчиняется никаким классическим законам. А джаз на фортепиано изначально не исполнялся вовсе. Впрочем, все по порядку.

Немного истории

Ни один музыкальный жанр не вызывает столько разногласий сколько джаз. Родившись в негритянских кварталах Нового Орлеана в начале 20 века, очень скоро неугомонный и скандальный джаз распространился по всему миру. У одних он вызывал восхищение, у других – поклонение, а у третьих – бурное негодование и раздражение. Но, несмотря на скандальное происхождение, джазовая музыка сумела покорить сердца людей и прочно завоевать свои позиции в мире музыки. Уличные джаз-банды постепенно перерастали в профессиональные оркестры и ансамбли, а к традиционным саксофонам, трубам и ударным подсоединились гитары, пианино, контрабасы. Родившись как уличный оркестровый жанр, он развивался и совершенствовался, и сегодня множество композиторов пишут пьесы не только для ансамблевого исполнения, но и для одного инструмента. Так, джаз на фортепиано стал не менее популярен, чем для группы медных духовых. А еще очень популярен джаз в вокальной музыке.

А что же, собственно, такое – джаз?

Если кратко – импровизация, основанная на угловатых синкопированных ритмах, своеобразных мелодических оборотах и диковинной, по сравнению с классикой, гармонией. Помните, как в русских народных танцах часто идет соревнование – кто во что горазд – этот вприсядку, а этот вприпрыжку, а девочка-то как сальто накручивает, и как только голова не закружится. Так же и в джазовом ансамбле – задана тема и ритм и вот выходит трубач и выдает нечто, что восхищает публику. А потом пианист джаз на фортепиано сыграет, да так, что слушатель впадает в экстаз и уже с нетерпением ждет – а какое же соло будет у следующего исполнителя.

Джазовую музыку не спутаешь ни с чем. Даже несведущий в музыке человек, услышав буги-вуги или регтайм, сразу скажет – звучит джаз. В СССР он был запрещен только потому, что считался «чужой» музыкой, «буржуазной».

Не стареет джаз. Сегодня это уже не уличные оркестры негритянской молодежи. Сегодня это целые отделения в колледжах искусств и консерваториях. Научиться играть джаз на фортепиано или любом другом инструменте довольно непросто – ведь для этого надо быть чуть-чуть бесшабашным, немного раскованным и очень творческим человеком.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть совершенно потрясающее выступление Сергея Жилина и джаз-банды “Фонограф”. Звучит обработка песни Исаака Дунаевского «Стрелки». Обратите внимание, как инструменты по очереди солируют, демонстрируя свое мастерство, и насколько зажигательная музыка. Пианист просто чудо, впрочем, как и весь коллектив.

Источник

Джазовое пианино что это

Вопрос о звуке и технике на фортепиано в джазе всегда стоял и стоит остро – именно потому, что этот инструмент вообще не был создан для исполнения джаза. Его огромное преимущество перед другими клавишными инструментами начала 18-го века, которые были фактически щипковыми с клавиатурой, заключалось в том, что на ф-но можно извлекать певучий звук; а поскольку изобретатель Бартоломео Кристофори – итальянец, то подход к певучести тесно связан с вокальной школой бельканто, возникшей также в 18 веке.

Об этой фортепианной шизофрении очень хорошо пишет один из важнейших джазовых критиков Йоахим Берендт в своей фундаментальной книге «Das Jazzbuch»:

С одной стороны: поскольку история джаза берет начала с рэгтайма, который явился вначале чисто пианистическим типом музыки, постольку джаз начинается с рояля.

С другой стороны: в первых оркестрах, шествовавших по улицам Нью Орлеана, рояля не было. Возможно, вследствие только того, что невозможно было тащить за оркестром рояль; но, прежде всего, из-за того, что игра на нем не допускала джазового звукоизвлечения, которое могло бы заменить ранних Hot- Horns (духовики в раннем хот-джазе – Н.П.).

Вся история ф-но в джазе крутиться вокруг этого: «С одной стороны- с другой стороны».

С одной стороны: чем более используются пианистические возможности ф-но, тем менее инструмент способен выразить интенсивную горячую фразировку джазовых Hot- Horns.

С другой стороны: чем больше пианист перенимает джазовую фразировку, тем более явственно отбрасывает подлинные пианистические возможности своего инструмента – до такой степени, что для любого знающего, что означает пианистическая виртуозность в европейской музыке, это может выглядеть «пианистическим самоубийством».

Из всех методик обучения игры на каком-либо музыкальном инструменте фортепианная методика наиболее обширна и разработана. Существуют различные подходы к пианизму, связанные с традициями пианизма в разных странах – немецкая школа, французская, русская, английская. Американская фортепианная школа — если судить по контингенту выдающихся педагогов в истории школы Джульярд – наполовину русская, наполовину немецкая.

В тоже время невозможно практически говорить о какой-то специфической джазовой пианистической школе; чтобы ее создать, требуются исторические педагогические и методические обобщения, требуется обмен информацией по вопросам пианизма – точно таким же образом, как это делалось и делается до сих пор в области академического пианизма; в области джазового пианизма это не имеет место.

Таким образом, можно говорить только о практике самих исполнителей или педагогов, или учеников; зачастую, получая основу классического пианизма (что вне всякого сомнения, должно иметь место — и тут не должно быть исключений!), желающий играть джаз самостоятельно — ломает голову над тем, как приспособить приобретенный классический пианизм к исполнению джаза – и не менее часто не находит правильных решений, в которых академический педагог просто не способен помочь. Плохой результат как правило сопровождается плохим стучащим звукам и зажатыми руками, что имеет место даже у известных джазовых пианистов; примеры:

Первая и главная проблема джазового пианизма: как создать именно джазовый звук, не переступая той грани, за которой находится по определению Г. Нейгауза «уже не звук».
Дело в том,что исторически рояль в джазе был первым инструментом, но никогда не был ведущим ни в стиле, ни в манере, ни в звукообразовании; ведущими джазовыми инструментами в период собственно классического джазы были духовики. Не случайно, трое признанных джазовых гигантов, повлиявших сильнее всего на джаз, духовики – трубач, альтист и тенорист: Л.Армстронг, Ч.Паркер и Дж.Колтрейн.

Значит, в джазовом пианизме изначально был замешан перкуссивный подход (пианисты рэгтайма и страйда), соединившийся затем со стилем трубного звука Л. Армстронга (Эрл Хайнс; позже Т.Монк, также игравший на трубе). В период бибопа фортепианная игра испытала влияние Паркера (Б. Пауэлл); в период хардбопа и модального джаза влияние саксофона стало сильнее, а в период кула было и влияние Майлса (Джон Луис). Разумеется, с появлением электронных клавишных инструментов все меняется неузнаваемо; к примеру Чик Кория извлекал из своего синтезатора «ARP Odyssey» звук, составленный из трубного и саксофонного звучаний вместе.

Джазовая практика отказалась от использования легато как начального и основного типа артикуляции, связанной в классическом пианизме с пением бельканто .Если уж говорить о связях с языком, то правильней следует указать на английский язык в его афро-американской версии как основу звукоизвлечения.

Но это касается только первичного пианистического импульса, который неизбежно связан с родным языком играющего, вносящего свой вклад в звукообразование.

Кроме этого существует перкуссивность- то что довлеет в той или иной мере над всеми джазовыми инструментами, и без чего джазового звука быть не может. Вместе с тем нельзя дать перкуссивности на ф-но перейти в простое стучание, и это связанно с пропорциями в составных звукоизвлечения на клавиатуре.

Как известно, в ф-но существуют 3 главных источника звука: удар молоточка по струне, удар пальца по клавише, удар клавиши по поддерживающей доске. Именно эта третья составная считается паразитической для классической музыки (не для современной), которую надо всячески избегать, чтобы создать эффект «чистого» звука; т.с. «дойти до струны».

Однако, в джазе повышенная ударность отличала уже рэгтайм от всех других фортепианных жанров в период возникновения; и лучший способ этого достичь без дополнительных усилий – отказаться от легато вообще, включая применение правой педали.
Таким образом, высвобождается естественная перкуссивность атаки каждого звука, придающего джазовое звучание даже в исполнении джазовых баллад. Многие пианисты, изучающие или пытающиеся играть джазовые баллады, этого просто не знают; и используют элементарный триольный ритм свинга в цепочках восьмушек, что в медленном темпе создает эффект «усталого» ритма.

Баллады Шопена, к примеру, построены, прежде всего, на легато; если их играть нарочито нон легато и рубато – появится джазовая манера, КОТОРАЯ ШОПЕНУ ПРОТИВОПОКАЗАНА!

Источник

Оцените статью