Джазовые арпеджио для фортепиано

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Читайте также:  Гитара eleca dag 5 bk

Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.

Существуют следующие гаммы:

Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Источник

Джазовые арпеджио для фортепиано

Уроки

Джазовые гаммы

Данный урок посвящен этой теме именно благодаря многочисленным запросам пользователей, интересующихся именно гаммообразованием в джазе, а если точнее, джаз гаммами. Встречая ответ, подобный тому, что гамм джазовых, по сути, нет, и все можно найти в классике, некоторых авторитетных знатоков теории – хочу изложить свои наблюдения и соображения по данному конкретному вопросу. В этом имеет смысл разобраться. Данному предмету на нашем ресурсе посвящается достаточное количество материалов. И более того, скажем, в дальнейших планах имеются намерения осветить еще целый ряд джазовых ладов (гамм), в которых будем выделять звучащие, и в то же время конфликтные гаммы, ступени которых обходят основной тон и квинту, предполагающуюся в гармонии. Весь материал подразумевает только звучащие конструкции, логику которых следует изучать современным музыкантам. Обширная часть вопроса освящается в сервисе «Гармония сфер», где перечисляются звукоряды удаленных от лада аккордов.

1. Блюзовые ступени в гаммообразовании
2. Тейтумовские пассажи
3. Конструктивные гаммы
4. Гаммы, образующиеся из политональных аккордов (верхнего аккорда, на гармонии нижнего)
5. Кадансовый отыгрыш (риффо- органный пункт)
6. Проникновение мажора в минор
7. Нестандартная группировка шестнадцатых (32-х)
8. Принцип функциональной задержки

9. Доминантовые звукоряды джаза

Если я ушами и всем своим нутром отчетливо слышу характерные гаммообразования и осознанно отмечаю про себя, что эти гаммы встречаются именно в джазе (в классике их днем с огнем не сыщешь) – значит, они в джазе есть. И лично я с этим определился. А далее будем при помощи анализа определять их характерные свойства.

Сноска: под гаммой подразумевается поступенное движение в одном направлении с охватом обоих тетрахордов (верхнего и нижнего) функционального лада.

Блюзовые ступени в гаммообразовании.
Весьма распространенный вариант – гаммообразные построения с использованием блюзовых ступеней лада. Более широко это можно обозначить как использование минорного лада на мажорной функции (а в большинстве случаев на малом мажорном септаккорде). Конфликт альтерированных и натуральных ступеней и рождает яркий джазовый спектр. Используется на всех функциях лада.

Арт Тэйтум был выдающимся полуслепым пианистом, поражавшим своей неповторимой манерой игры, в которой особое место отводилось развернутым, отточенным пассажам, применявшимся, подчас, на новых для того времени гармониях, интересно противопоставлявшихся основному ладу. Пассажная техника его была настолько яркой и выразительной (а на мой взгляд – уж чересчур излишне), что ранний Питерсон долгое время болел тяготением к такой манере исполнения. К слову сказать (мое субъективное мнение), такого рода пассажность сильно разваливала форму, то и дело приводя к остановкам и дослушиванию, когда же все это доиграется; и как только начиналось движение вперед – вновь новый затяжной пассаж (часто при отсутствующей левой). И еще эти пассажи вываливались из времени (расширяли его), т.е. исполнялись в более медленном темпе. Тем не менее, все это звучало и звучит очень сочно, убедительно и виртуозно, говоря в пользу великого джазового музыканта. Общие же теденции сегодняшнего дня в музыке – говорят не в пользу виртуозности (и это хорошо).

Конструктивные гаммы. Встречаются нечасто. В большинстве случаев на доминантовой функции, часто на малом мажорном септаккорде (+ на блюзовой тонике= V7). Имеются случаи использования на тонической функции. В мировой практике данным приемом совершенно владело небольшое количество музыкантов. Отечественному джазу – несвойственно (рад буду ошибиться). Примеры: Колтрейн, Гарланд, Келли.

Гаммы от политональных аккордов. Скорее всего, именно это явление и лежит в основе поискового запроса пользователей «джазовые гаммы». Как я ранее говорил, нет четко выраженной грани между политональными и простыми или альтерированными септ- , нон- и т.п. аккордами. Так же можно сказать и о гаммах, использующих альтерированные (расщепленные) ступени, которые всегда можно осмыслить как политональные образования (и так для мышления удобнее, и тому есть отображение в цифровой записи, например A\G, C\E). Тональность нижнего аккорда дает здесь функцию, а движение гаммы по звукам, включающим основные ступени верхнего аккорда, дает дополнительные диссонирующие звуки. Здесь уместно использование пианистами просто арпеджио по звукам верхнего аккорда.

Принцип функциональной задержки. Относится, скорее, к современному свингу, чем к данному разделу. Первая доля (или даже две) такта исполняется в старой функции, и гамма, соответственно, тоже, а уже на последующие доли вступает следующая функция (с задержкой). Прием крайне редок, выразителен, сбивает с толку, звучит современно и очень авторитетно. Пример из произведений Билла Эванса (Келли – тоже владел). Хотя это можно отнести и не к гаммам, вообще, а к сдвигам или синкопам.

Кадансовый отыгрыш. Если брать чисто джазовые темы, во многих из них смысловая (поэтическая, вокальная) строка заканчивается на несколько тактов раньше квадрата, где уместен кадансовый инструментальный отыгрыш (брэйк). Здесь можно смело употреблять пассаж (гамму) по тонической гармонии (либо блюзовой или другие варианты тонических ладов, например дорийский). Функциональная (гармоническая) подкладка будет, в большинстве случаев, состоять из нескольких аккордов, движущихся в тонику. И наша гамма очень неплохо заперечит с некоторыми функциями этого отыгрыша, вдобавок к тому, что будет создаваться множество диатонических напряжений в обычном порядке.

При проникновении мажора в минор происходит следующее: гамма движется по ладу, содержащему натуральные ступени, а подкладка (партия левой руки) использует альтерированные. Здесь лучше заранее почитать о «Проникновении мажора в минор и наоборот».

Доминантовые звукоряды джаза. Взгляд на нетрадиционное гаммообразование применительно только к доминантам джаза. Тема широкая, поэтому освещается отдельно, хотя имеет точки пересечения с темами «проникновения мажора в минор и наоборот», «блюзовыми ступенями», «конструктивными звукорядами» и даже «политональными аккордами».

Написал, конечно, не все. Продолжение следует…

Источник

Джаз на фортепиано: ноты

Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.

Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.

В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.

Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.

В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.

Источник

Джазовые аккорды для фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Строение джазовых аккордов заимствовано из профессиональной музыки. Они тесно переплетены с ритмом, мелодией и гармонией. Джаз представляет собой синтез музыкальных элементов американской, африканской и европейской культур. Он характеризуется сложнейшим способом передачи изолированных ритмических линейных отрезков и своей неповторимостью.

Мелодия джаза очень многогранна. Джазовая гармония отличается своей тональностью и функциональностью. Гармоническая цепочка музыкальных фрагментов выстраивается с помощью аккордов.

Основные типы

В отличие от некоторых других инструментов джазового оркестра, ограничивающихся лишь воспроизведением отдельных нот, на пианино можно исполнять самые разнообразные аккорды. Их звуковой состав создаёт неповторимую атмосферу.

Джазовые аккорды для фортепиано представляют собой сложнейшую систему. Помимо классического трезвучия, в джазе широко распространены сложные созвучия.

Рассмотрим последовательность их образования.

  • При добавлении дополнительной терции к трезвучию получается септаккорд. В классической музыке он воспринимается как неустойчивый. В джазе септаккорд принимает устойчивость. Другие аккорды созданы на его базе с применением надстроек.
  • Добавление последующей терции превращает септаккорд в нонаккорд. Он содержит 4 терции, 3 квинты, 2 септимы, 3 трезвучия, 2 септаккорда и нону. Большой нонаккорд производит акустически правильное диссонирование. По этой причине его почти не применяют в классической школе.
  • Наложение сверху на нонаккорд ещё одной терции образует ундецимаккорд. Этот шеститонное созвучие построено из 5 терций.
  • Усложнить ундецимаккорд можно до терцдецимаккорда. Он состоит из 7 звуков. К нонаккорду добавляется сверху 2 терции. Самая верхняя нота отходит от основного тона на терцдециму, а предыдущая – на ундециму. Зачастую они сильно диссонируют.

На гармонической аккордовой последовательности строятся ритмические рисунки и мелодия. Трёхаккордовой прогрессии характерна задержка мелодии на любой ноте гаммы. Совпадение 2 из 4 аккордов создаёт гармонический ритм. Обычно аккордовые прогрессии выбирают для осуществления задуманной мелодии. Они присущи популярной африканской музыке.

Традиционно аккордовая последовательность обозначается римскими цифрами. Прогрессия II-V-I является часто используемым гармоническим оборотом в джазе.

При невозможности отобразить всю гармоническую структуру музыкального произведения его легко расширяют.

Источник

Оцените статью