- Джазовые аккорды, цифровка
- Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
- Цифровка
- Обозначения возле основной буквы
- Обозначения без дополнительных уточнений
- Трезвучия
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Другие аккорды:
- Обращения
- Джазовые аккорды для фортепиано
- Основные типы
- Джазовые квадраты для фортепиано
- Про джазовые аккорды, ритм и многое другое
- Мелодия и гармония
- Джазовое фортепиано
Джазовые аккорды, цифровка
Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:
- C-до
- D-ре
- E-ми
- F-фа
- G-соль
- A-ля
- B-си
Эти обозначения следует сразу запомнить!
Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.
Цифровка
В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.
В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)
Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.
Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.
- M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
- m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
- °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
- Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
- aug — увеличенный
- 7, х — малый мажорный (доминантовый)
- add — добавленная ступень
- sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
- omit — пропуск ступени
- — , ♭- понижение ступени аккорда
- +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)
Обозначения возле основной буквы
Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.
Обозначения без дополнительных уточнений
Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Трезвучия
- C — мажорное трезвучие
- Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
- Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
- С+, Caug — увеличенное трезвучие
Септаккорды
Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:
- Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
- Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
- Малый мажорный — C7
- Малый минорный — Cm7
- Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
- Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
- Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
- *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
- *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5
Нонаккорды
Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.
- C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
- С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
- CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
- Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
- C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона
Другие аккорды:
- C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
- Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
- С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
- Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
- Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
- C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты
Обращения
- C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
- Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
- C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»
С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.
Источник
Джазовые аккорды для фортепиано
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Строение джазовых аккордов заимствовано из профессиональной музыки. Они тесно переплетены с ритмом, мелодией и гармонией. Джаз представляет собой синтез музыкальных элементов американской, африканской и европейской культур. Он характеризуется сложнейшим способом передачи изолированных ритмических линейных отрезков и своей неповторимостью.
Мелодия джаза очень многогранна. Джазовая гармония отличается своей тональностью и функциональностью. Гармоническая цепочка музыкальных фрагментов выстраивается с помощью аккордов.
Основные типы
В отличие от некоторых других инструментов джазового оркестра, ограничивающихся лишь воспроизведением отдельных нот, на пианино можно исполнять самые разнообразные аккорды. Их звуковой состав создаёт неповторимую атмосферу.
Джазовые аккорды для фортепиано представляют собой сложнейшую систему. Помимо классического трезвучия, в джазе широко распространены сложные созвучия.
Рассмотрим последовательность их образования.
- При добавлении дополнительной терции к трезвучию получается септаккорд. В классической музыке он воспринимается как неустойчивый. В джазе септаккорд принимает устойчивость. Другие аккорды созданы на его базе с применением надстроек.
- Добавление последующей терции превращает септаккорд в нонаккорд. Он содержит 4 терции, 3 квинты, 2 септимы, 3 трезвучия, 2 септаккорда и нону. Большой нонаккорд производит акустически правильное диссонирование. По этой причине его почти не применяют в классической школе.
- Наложение сверху на нонаккорд ещё одной терции образует ундецимаккорд. Этот шеститонное созвучие построено из 5 терций.
- Усложнить ундецимаккорд можно до терцдецимаккорда. Он состоит из 7 звуков. К нонаккорду добавляется сверху 2 терции. Самая верхняя нота отходит от основного тона на терцдециму, а предыдущая – на ундециму. Зачастую они сильно диссонируют.
На гармонической аккордовой последовательности строятся ритмические рисунки и мелодия. Трёхаккордовой прогрессии характерна задержка мелодии на любой ноте гаммы. Совпадение 2 из 4 аккордов создаёт гармонический ритм. Обычно аккордовые прогрессии выбирают для осуществления задуманной мелодии. Они присущи популярной африканской музыке.
Традиционно аккордовая последовательность обозначается римскими цифрами. Прогрессия II-V-I является часто используемым гармоническим оборотом в джазе.
При невозможности отобразить всю гармоническую структуру музыкального произведения его легко расширяют.
Источник
Джазовые квадраты для фортепиано
Вам наверняка уже встречались «загадочные» обозначения аккордов в нотах и табулатурах, например: Am Em Dm? Эти обозначения нужны для удобства, наглядности и большей скорости чтения, особенно когда играешь «с листа». Согласитесь, гораздо быстрее прочитать и осмыслить обозначение Am, чем, если бы было написано просто «ля-минор». Но, человеку неподготовленному будет конечно трудно понять, что значат все эти буквы и цифры, поэтому предлагаю вашему вниманию небольшую памятку по этим обозначениям. На самом деле всё очень просто!
Начнём с того, что в европейской традиции, ноты принято называть буквами латинского алфавита, а не знакомыми нам с детства «до, ре, ми». Ниже соответствия нот латинским буквам:
До — C
Ре — D
Ми — E
Фа — F
Соль — G
Ля — A
Си — B
Си бемоль – B♭
Реже бывает иначе
Си — H (характерно для советской школы)
Си бемоль – B (характерно для советской школы)
В современной музыке, в джазе очень часто встречается так называемая игра по «цифровкам». Выглядит эта цифровка следующим образом – обычный нотный лист, разделенный на такты, и в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Таким образом, перед музыкантом написана гармоническая последовательность исполняемой песни, на которую он либо импровизирует, либо аккомпанирует. Такая запись весьма удобна, особенно если Вы сессионный музыкант и нужно сыграть целый концерт и в распоряжении всего одна или две репетиции.
Итак, вернемся к обозначениям.
— Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой. До-мажор будет обозначен как C, ре-мажор – D и т.д.
— В обозначениях минорных аккордов добавляется маленькая буква m (реже mi, min). До-минор – Cm, ре-минор – Dm и т.д.
— Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (что кстати является сокращением слова diminished)
— Увеличенный аккорд, обозначается aug (от полного слова augmented).
— Прочие аккорды. Семерка означает септиму, пятерка — квинту. Вообще любая цифра обозначает ступень лада, знак + или — рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.
M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
°, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
aug — увеличенный
х — малый мажорный (доминантовый)
add — добавленная ступень
sus — задержание (замена ступени)
omit — пропуск ступени
— , ♭- понижение ступени аккорда
+, ♯ — повышение ступени аккорда
Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, постоенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Источник
Про джазовые аккорды, ритм и многое другое
Как любая музыка, джаз базируется на трех основополагающих вещах, эдаких “трех китах” музыкального мироздания – ритме, мелодии и гармонии. И, чтобы понять такую форму музыкального жанра как jazz, необходимо разобраться в оригинальных природных характеристиках каждого из его “базовых китообразных” – понять ритмические структуры, научиться играть джазовые аккорды на фортепиано и услышать мелодию.
Прежде всего, конечно, ритм. Про различные виды ритмических структур мы уже говорили в этой статье. В джазе, в этом музыкальном синтезе африканской и европейских культур именно ритм является тем основополагающим моментом, который делает джаз джазом. В музыкальном мире существует несколько теорий о корнях джазового ритма, но самая популярная и распространенная утверждает, что он зародился в недрах африканских культурных традиций.
Эта простая по своей сути музыка рождалась с использованием самых примитивных инструментов и предназначалась для традиционных несложных танцев. Со временем инструментальный ассортимент был расширен, а примитивный музыкальный рисунок трансформировался в неповторимый джазовый ритм с его сложнейшей системой изолированных ритмических линейных отрезков.
Мелодия и гармония
Мелодия – это, конечно, самая очевидная составляющая любой музыки. Слушатель запоминает именно ее. В джазе мелодия сложна и многогранна. И она немыслима без Ее Величества Импровизации! Однако мелодическая джазовая импровизация не должна выходить за рамки гармонии, ведь джазовые аккорды для фортепиано имеют свою природу и свои законы.
Гармонической цепочкой любого музыкального произведения является определенная система аккордов. Что же касается джаза, то в нем такие цепочки обычно зацикливаются, а каждый цикл совпадает с так называемым “джазовым квадратом” – крупной музыкальной единицей, полностью умещающей в себе музыкальную тему. И, несмотря на то, что импровизация – это джазовое “все”, она надежно покоится на вполне определенной гармонической структуре. Если речь идет о джазовом ансамбле, то гармонический каркас поддерживает ритм-секция: гитара, контрабас и фортепиано.
Джазовое фортепиано
Именно фортепиано является неотъемлемой частью стиля с того самого момента, когда джаз с улицы перебрался на концертные эстрады. Роль этого инструмента многогранна, поскольку его природа объединяет и мелодическую, и гармоническую джазовую составляющую.
На фортепиано, как, впрочем, на всех клавишных, так и на гитаре, можно исполнять аккорды. Тогда как другие инструменты в классическом джазовом ансамбле «умеют» играть лишь отдельные ноты. Именно поэтому джазовые аккорды для фортепиано – это отдельная дисциплина в музыкальных образовательных учреждениях.
Без фортепиано немыслим архаический блюз – одно из величайших явлений афроамериканской культуры, родившееся в дельте Миссисипи и сегодня практически исчезнувшее, разделившееся и растворившееся в своих электрических, блюз-роковых, буги-вуги и прочих детях-ветвях.
По прогнозам некоторых «специалистов-музыковедов», синтезатор скоро вытеснит фортепиано из блюзового комбо. Но думается, что джазовые музыканты в большинстве своем посмеются над такими прогнозами. Ведь им, профессионалам, и их слушателям хорошо известны совершенно роскошные музыкальные возможности этого уникального инструмента.
Зажигательное, яркое, ритмичное неповторимое выступление двух джазовых пианистов, наполненное потрясающей энергией, драйвом и просто отличным настроением.
Источник