Джаз на фортепиано: ноты
Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.
Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.
В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.
Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.
В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.
Источник
Ли Ивэнс — Ритмы джаза — ноты для фортепиано
Ноты, литература, пособия для джазовой игры на фортепиано
Ли Ивэнс
Ритмы джаза
в игре на фортепиано
основы синкопирования и полиритмии
«Музична Украiна», 1986г.
Ли Ивэнс родился в Нью-Йорке. Окончил среднюю школу музыки и искусства по классу фортепиано в своем родном городе, затем совершенствовал знания в Нью-Йоркском университете, который окончил со степенью бакалавра искусств, и в Колумбийском университете, где получил степени магистра искусств и доктора педагогических наук.
Ли Ивэнс имеет большой опыт педагогической работы в начальной и средней школах, в колледжах. Постоянно выступает в качестве солирующего пианиста в руководимом им инструментальном трио, а также в программах таких певцов, как Энгельберт Хампердинк, Том Джонс, Кэт Стивене, Кэрол Чэннинг, рок-группы «Эмерсон, Лейк и Палмер», и других исполнителей. Кроме того, Ли Ивэнс записал несколько дисков в известных западных фирмах звукозаписи.
В своей деятельности Ли Ивэнс удачно сочетает исполнение произведений классического репертуара и джаза. Его трактовка музыкальных сочинений и техника игры на фортепиано заслужили высокую оценку слушателей и специалистов.
Ли Ивэнс убежден, что джазовую технику игры на фортепиано нужно изучать аналогично классической. Образцами для американского музыканта послужили упражнения и этюды Ш. Ганона и К. Черни, построенные на последовательном развитии всех видов традиционной фортепианной техники. Исходя из этого, Ли Ивэнс написал ряд разработок по технике игры джазового пианиста, направленных на освоение различных элементов джаза, включающих синкопирование, опережение удара, блуждающий бас, «блюзовые тоны», штрих поп legato, риффы и т. д. («Элементы джаза»), совершенствование навыков импровизации («Импровизация в джазовом аккомпанементе»), исполнение произведений, написанных в стиле рок («Разновидности стиля рок в исполнении на фортепиано») и др. Эти работы пользуются популярностью в США, некоторые из них были изданы в других странах, в частности в Японии.
Ли Ивэнс считает, что подобные публикации помогут всем учащимся и преподавателям игры на фортепиано лучше понять и почувствовать джазовую музыку.
В 1985 году издательство «Музична Украiна» выпустило сборник Ли Ивэнса «Техника игры джазового пианиста», в котором были рассмотрены гаммы (в том числе блюзовая) и упражнения, наиболее часто встречающиеся в виде отдельных пассажей в джазовых пьесах.
В предлагаемом пособии изучаются различные виды синкопирования (от простейших до сложных), особенности полиритмии, триоли. Наряду с упражнениями автор приводит собственные оригинальные джазовые пьесы.
Издание предназначено для учащихся средних музыкальных заведений, широкого круга любителей джазовой и эстрадной музыки.
В. Сергеев
Практические рекомендации
Подготовительные ритмические упражнения
I. Простое синкопирование
По четыре
Возвращаешься или уходишь?
Тетушка Тисси
Трезвучие — тебе должно понравиться
Следим за исполнением
Начинаем чувствовать
Евангельская истина
Мелодия калипсо
Все то же, но иначе
И вновь по-другому
Проверь себя! (Дуэт)
Песня любви
Пусть так будет всегда
Не торопись
Игра в ожидание
Уступи место
Слабые обретают силу
Вниз и вокруг
Стомп
Гармонический акцент
II. Полиритмическое синкопирование
Соперники
Двигаясь кругами
Наперекор друг другу
Голова идет кругом от тебя
Закадычные враги
Другие примеры полиритмического синкопирования
Триоли
Джазовый марш
Скачать пособие
Ли Ивэнс
Техника игры джазового пианиста
Гаммы и упражнения
(DjVu 1.19 Мб)
Теоретические сведения о гаммах
Тональной основой западной музыки XVII —XVIII столетий и большого количества музыкальных сочинений XX века являлись диатонические лады. Эти лады используются в анализе гармонии (учения о функциональности и взаимосвязях аккордов) и служат основой для построения аккордов. Гаммообразные пассажи присутствуют почти во всех музыкальных жанрах, причем они встречаются настолько часто, что пианист должен владеть ими свободно. Кроме того, упражнения в игре гамм важны для развития самостоятельности пальцев и самоконтроля.
Диатоническая гамма представляет собой серию из пяти целых тонов и двух полутонов, которые располагаются на нотном стане в восходящем или нисходящем порядке и пишутся как на линейках, так и между ними. Диатоническая гамма не имеет хроматических звуков, то есть ни одна буква музыкального алфавита (а, Ь, с, d, е, /, g) * не повторяется и не опускается в последовательности. Мажорные и минорные гаммы являются диатоническими.
В зависимости от гаммы, лежащей в основе лада, он может быть мажорным или минорным.
Приведенные в данной работе упражнения построены на гаммах мажора, гармонического и мелодического минора. Натуральные минорные гаммы, которые являются модальными, обычно не практикуются пианистами во время обучения и поэтому не включены в данный курс. Тем не менее, они здесь упоминаются, поскольку важны для понимания самой теории. В каждом упражнении гамма дается в несколько замаскированном виде.
Коротко о джазе. Практические рекомендации Гаммы и джазовые упражнения
До мажор.
До минор
Соль мажор
Соль минор
Ре мажор
Ре минор.
Ля мажор
Ля минор.
Блюзовая гамма.
Ми мажор
Ми минор
Си мажор
Си минор
Фа-диез мажор
Фа-диез минор
До-диез мажор
До-диез минор
Ля-бемоль мажор
Ля-бемоль минор
Ми-бемоль мажор
Ми-бемоль минор
Си-бемоль мажор
Си-бемоль минор
Фа мажор
Фа минор.
Скачать пособие
Источник
Джазовые аккорды для фортепиано
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Строение джазовых аккордов заимствовано из профессиональной музыки. Они тесно переплетены с ритмом, мелодией и гармонией. Джаз представляет собой синтез музыкальных элементов американской, африканской и европейской культур. Он характеризуется сложнейшим способом передачи изолированных ритмических линейных отрезков и своей неповторимостью.
Мелодия джаза очень многогранна. Джазовая гармония отличается своей тональностью и функциональностью. Гармоническая цепочка музыкальных фрагментов выстраивается с помощью аккордов.
Основные типы
В отличие от некоторых других инструментов джазового оркестра, ограничивающихся лишь воспроизведением отдельных нот, на пианино можно исполнять самые разнообразные аккорды. Их звуковой состав создаёт неповторимую атмосферу.
Джазовые аккорды для фортепиано представляют собой сложнейшую систему. Помимо классического трезвучия, в джазе широко распространены сложные созвучия.
Рассмотрим последовательность их образования.
- При добавлении дополнительной терции к трезвучию получается септаккорд. В классической музыке он воспринимается как неустойчивый. В джазе септаккорд принимает устойчивость. Другие аккорды созданы на его базе с применением надстроек.
- Добавление последующей терции превращает септаккорд в нонаккорд. Он содержит 4 терции, 3 квинты, 2 септимы, 3 трезвучия, 2 септаккорда и нону. Большой нонаккорд производит акустически правильное диссонирование. По этой причине его почти не применяют в классической школе.
- Наложение сверху на нонаккорд ещё одной терции образует ундецимаккорд. Этот шеститонное созвучие построено из 5 терций.
- Усложнить ундецимаккорд можно до терцдецимаккорда. Он состоит из 7 звуков. К нонаккорду добавляется сверху 2 терции. Самая верхняя нота отходит от основного тона на терцдециму, а предыдущая – на ундециму. Зачастую они сильно диссонируют.
На гармонической аккордовой последовательности строятся ритмические рисунки и мелодия. Трёхаккордовой прогрессии характерна задержка мелодии на любой ноте гаммы. Совпадение 2 из 4 аккордов создаёт гармонический ритм. Обычно аккордовые прогрессии выбирают для осуществления задуманной мелодии. Они присущи популярной африканской музыке.
Традиционно аккордовая последовательность обозначается римскими цифрами. Прогрессия II-V-I является часто используемым гармоническим оборотом в джазе.
При невозможности отобразить всю гармоническую структуру музыкального произведения его легко расширяют.
Источник
Джазовые рифы для фортепиано
Уроки
Разговор о рифе в джазе необходим, полезен и актуален
Предпосылками устойчивого успеха рифа являются универсальные свойства нашей психики, сводящиеся, буквально, к следующему. Мозг приучен систематизировать все, с чем сталкивается и создать в своем хранилище образ. Мы распознаем предметы и явления с позиций хранилища образов.
Основные свойства рифа — повторность и узнаваемость. Риф как молекула ДНК закручивается из звеньев с одинаковым кодом. Звено его — устойчивая ритмически и интонационно небольшая мелодическая попевка, постоянно узнаваемая и ожидаемая нами и все-таки изменяющаяся в высоте и во времени (четвертое измерение пространства).
Учитывая степень значимости рифа в джазе, разговор о нем следовало бы начать с самых первых уроков. Для знакомых с базовой теорией музыки следует отметить, что понятие рифа наиболее всего родственно понятию секвенция. Однако, имеется ряд конструктивных ветвей развития рифа, что делает его несколько иным явлением.
Во-первых, риф может быть и не секвенцией, а просто повторяющимся мотивом, либо мелодическим звеном.
Во-вторых, в джазе риф весьма часто строится с применением блюзовых ступеней.
В-третьих, в джазе риф наиболее ярко отражает моменты полиметрии. Позволю себе некоторым образом процитировать некоторых известных теоретиков джаза из области полиметрии.
Производный метр весьма употребим в джазе. Он получается из главного путем перемены акцентов (не мое мнение).
Акценты – это хорошо, но стоит учитывать, что проставив в нотном тексте самые хитро-выдуманные акценты, сложно добиться нормальной синкопы, тем более звучащей полиритмии. Рельеф мелодии, напротив, сам даже без всяких знаков обозначений акцентов и залиговываний дает необходимое смысловое выделение. И наиболее яркие сопоставления метров достигаются путем удачного рифования. В таких случаях звено рифа должно быть больше или меньше (чаще меньше) кратной единицы метра.
Пройдя ознакомление с рифами по нашим двум урокам, вы научитесь распознавать и самостоятельно строить рифы любой степени сложности вне зависимости от инструмента, будь то гитара, саксофон, скрипка, аккордеон или фортепиано.
Занятие по рифу, занятие по полиметрическому рифу.
Мелодических рифов все же намного больше, чем оркестровых. В большей степени рифы обитают в джазовой и рок музыке. Приведу ряд примеров из джаза.
Пример1. Мелодия. (садись в поезд, девушка из ипанемы – 2рифа)
Практически во всех произведениях в нашей антологии можно обнаружить рифы.
Риф не появился случайно, он был присущ джазу изначально с момента появления блюза. Блюз в простонародье основывался на пентатонике. А пентатоника в силу своей уникальности (созвучности с , IV, V, VI, VI низкой и II ступенями) дала толчок развитию рифа не в композиторской (академической), а в народной (уличные музыканты) среде. Повторная форма блюза к этому весьма располагает. Вы и сами можете построить риф, используя блюзовую пентатонику.
Пробуем. Берем обычную цифровку
Пример2.
Чтобы создать риф, нужно иметь
1) ритмическую фигуру
2) ноты (ступени).
Нужно учитывать таблицу и возможную альтернативу блюзового лада. Это и будет условием благозвучности звучания рифа в пределах всей полутоновой системы. Здесь допускается момент разрешения хроматического звука (на 0,5 тона)
Пример3. (хроматизм). Здесь звук C# будет хроматический по отношению к блюзовой пентатонике.
Пример3a. Здесь все понятно.
Урок посвящается рифу, необходимо учиться самостоятельно строить риф. Оставим досужие разговоры о гениальности и божественно недосягаемом таланте звезд джаза для прессы и телевидения в силу пагубного их воздействия на ученика. Начнем пробовать самостоятельно и по возможности в самых широких рамках.
Нам понадобятся некоторые предварительные ориентиры,ответы на простые вопросы:
I. ВОПРОС. Сколько звуков требуется для создания рифа (хороший вопрос)
Пример4. (Тин-тин део)
Теоретически риф может состоять
Примеры5.ab
блю тромбон тема
Me And My Baby
Еще один пример из импровизации Джанго Рейнхарда
Swing Quitars гитара
Просто для памяти,- иногда риф можно построить и из одного звука.
Пример6. (Саммертайм) Два рифа 1) на одной ноте (красным), 2) на четырех звуках (зеленым)
Риф может быть построен и с участием интервалов
Пример7.
II. ВОПРОС. Какие из звуков используются в рифе
1. натуральные ступени
2. блюзовые ступени
3. хроматические звуки
4. политональная надстройка (лучше целиком). Чаще это верхушки доминантсептаккордов. Используется редко.
Какие виды рифов
1. статичный
2. динамичный (один из вариантов секвенция)
По времени
1. квадратный
2. полиметричный
Какие из звуков используется в рифе
1. Натуральные ступени
Пример8. (Ли Кониц)
2. Блюзовые ступени
Пример9. 9а он сани оф стрит перекличка саксов
3. Хроматические звуки используются как разрешающиеся в натуральную или блюзовую ступень.
Пример10. 009-саксы в терцию в конце
4. Здесь исполняется ряд звуков из верхней политональной надстройки, как правило, по звукам арпеджио. Насчет политональных аккордов см. в предыдущих материалах.
Пример11. блю тромбон
Теперь о сочетаниях
Теперь примеры сочетания натурального и блюзового ладов
Пример12.
Пример, когда блюзовый лад становится натуральным (Келли Улица…)
Пример13. на блюзовую и натуральную (Келли Улица…)
Здесь все будет зависеть от функции. Т.к. ступень может стать блюзовой или натуральной, все зависит от цифровки.
Пример, когда натуральный звук становится хроматическим (напоминание: блюзовая ступень – ступень натурального звукоряда)
Пример14. 1, 2
Виды рифов
Статичный – это риф, все время повторяющийся на одной высоте
Пример14.a (поезд а DEbA)
Бывает, когда применяется блюзовое зеркало, но все равно это будем считать статичным рифом
Пример15.
Динамичный – здесь может быть как прямая аналогия с секвенцией, так и скрытый параллелизм и двухголосия на бурдоне
Примеры16. 1, 2 ,3, 4 скрапл фром эпл пиано
По времени
По времени рифы бывают двух видов.
Второй вид рифа – это когда структура рифа не кратна единице метра и для завершения рифа с условием возврата снова в сильную долю потребуется несколько тактов, иначе говоря, риф имеет свойство навязывать нашей психике другой метр.
Эта тема обширная и мы ее выносим на следующий урок.
Теперь же пробуем создать риф на участок цифровки
Статичный риф
Придумываем несколько условных схем для рифа (2, 3, 4, 5 звуков) так, чтобы не выходить за рамки метра (ссылка на метр приведена в подробном уроке)
Пример17
В схеме должно лишь условно отображаться положение нот относительно друг друга. Какие это будут ноты, будем думать дальше.
Берем фрагмент темы (—————-). Два варианта, сначала и с середины.
Пример18
Условно прикидываем, сколько тактов нам нужно для рифования
Для наглядности сделаем отрывок из 8-и тактов (возможно, будут исправления)
Выбираем фрагмент цифровки. В нашем случае это будут две последовательности (Am7BSD———-)
Далее определяемся, какие из 4-х видов нот подойдут под всю цифровку. Следует учитывать в рамках какого общего тонального центра находится эта цифровка (это будет влиять на некоторые встречные знаки альтерации)
Насчет подбора блюзовых нот существуют два варианта, первый- сразу их учитывать, второй- подставлять потом вместо натуральных. Здесь пока будем использовать второй вариант.
В первом отрезке подошли ноты ХХХХХХХ. Как мы их получили? – все из тех же таблиц «занятия-8» (ссылка вверху). Выписали все ноты для каждого аккорда и взяли те, что подходят всем (т.е. каждому). Поясняю, в нашем случае это ХХХХХ, УУУУ, ЕЕЕЕЕ, а общими для всех будут ЛЛЛЛЛ. Это не все, также сюда можно приплюсовать хроматический звук, лучше, если это будет один звук, правильно разрешающийся. В наших случаях это к примеру Х (верхний для 1 отрезка) и У (нижний для 2 отрезка).
И в результате можно получить такие два рифа без хроматизма:
Пример19
Такие два рифа с блюзовыми ступениями:
Пример20
Такие два рифа с хроматическими ступенями.
Что здесь будет важным. В аккордах, близких к тоническому, много общих звуков и для рифа будет более широкий выбор. В цифровках с применением далеких аккордов общих звуков будет меньше и меньше будет вариантов для построения рифа, поэтому участок для статичного рифа нужно предполагать заранее, исходя из цифровки. Это можно предвидеть, и джазовые музыканты осваивают технику рифования.
Про себя помним, если использовать блюзовую пентатонику, то в простой и даже слегка расширенной блюзовой цифровке можно не напрягаясь рифовать от любой ноты (это самый простой метод).
Пример21
Что еще можно добавить насчет рифов. Часто в джазе случается использование рифа периодически, фрагментами, которые могут заполняться другим музыкальным материалом.
Пример21а
Б Ли кониц 21b
Динамичный риф
Ноты для предполагаемого отрезка динамичного рифа отобрать сложнее, Но и в этом случае можно задействовать всю систему таблиц, чтобы выяснить, какие ноты использовать для повышающегося или понижающегося звена рифа. В рамках простых функций для рифования годятся не менее 6-и звуков.
Схема для динамичного рифа может выглядеть как секвенция
Пример22 схема голыми нотами
А может выглядеть как скрытое двухголосие ли кониц, 22а поезд а
Пример 23 схема голыми нотами
А вот так будут выглядеть наши два отрезка, зарифованные динамичным рифом
Пример 24
Строить динамичный риф, с усложнением цифровки далекими аккордами, либо модуляцией – будет сложнее. И лучше на начальном этапе особо в эти дебри не влезать. Здесь уже простыми рекомендациями не обойтись. Не хватит примеров на все случаи.
Пример25 тема девушки из ипанемы 2-я часть.
Вот ряд некоторых наших рекомендаций звуков для рифа на следующие цифровки
Полиметрия рифа
Не побоюсь привести некоторое сравнение для того, чтобы сориентировать ученика в методах построения занятий и приемов манипуляций с материалами. В большинстве пособий по джазу (включая и ряд наших уроков) по каждому тезису приводится пример или несколько примеров. И беда в том, что это все отрывки из разных композиций (импровизаций). Поясню, о чем это я. Когда в свое время мне приходилось заниматься сведением и мастерингом фонограмм, под руками имелась масса литературы по данной теме. Но никакие наставления и инструкции не дали такого результата как обычное вращение ручек всевозможных аналоговых и софтовых приборов по обработке звука. Здесь четко можно было проследить и запомнить после многочисленных осознанных манипуляций, что происходит с сигналом. Крутишь ручку – и ощущаешь изменение параметра. В дальнейшем имеешь четкое представление о том, чего можно добиться в результате использования того или иного прибора для изменения того или иного параметра звука. Прелесть вся в том, что, работая над одним сигналом, четко ощущаешь только сами изменения. Этого нет у разных отрывков, представленных в качестве примеров. Посему, лучше взять нечто исходное и опробовать его на различные ситуации. В этом случае риф идеально подходит для исследования не только самих принципов рифования, но в данном случае и для изучения принципов полиметрии. Изначальный метр дан нам в ощущениях предшествующим преобладающим материалом (чаще полиритмия используется фрагментарно).
Простой метод осознанной пробы даст представление и интонационное ощущение.
Отсюда рекомендации.
Чтобы понять, как трансформируется риф в метре, можно с ним поэкспериментировать. Сразу будем исходить из джазового универсального двух-трех- дольного метра (ссылка).
Удобнее всего будет взять три ноты для рифа и для большей рельефности выстроить их в одном направлении. Далее объясняю степень трансформации. Прибавляем постепенно по одной паузе, равной длине ноты. Думаю до трех пауз будет достаточно. В процессе игры паузы также рекомендуется как вариант дополнять нотой в общем направлении звена рифа. Что будет получаться смотрим.
Восьмые в 4/4: 3, 4, 5, 6, -также полезно играть суммарную длительность звена рифа (последним тактом в упражнениях)
Триольные построения лучше начинать со звена рифа из двух нот
Восьмые в 3/4: 2, 3, 4, 5, 6
Таким образом можно начать изучать полиметрию в джазе. Никакими акцентами вы не добьетесь рифовой наглядности.
Как еще можно извлечь пользу из рифа. Берем любое нисходящее или восходящее звено рифа и начинаем исполнять его для трех функций и шестой ступени с расчетом неисполнения незвучной в вертикали ноты. Незвучную ноту вы услышите сами, но можно об этом также почитать в занятии №4 (ссылка). Как описано в этом 4-м уроке для субдоминант и мажора и минора подойдет полный натуральный звукоряд из семи ступеней. Для минорной тоники лучше не употреблять пока дорийской шестой ступени (сексты), а запомнить, что натуральная секста незвучна в вертикали (в мажоре – чистая кварта). Итак, берем звено рифа и посекундно по восходящей или нисходящей исполняем его в рамках звучащих ступеней. В миноре для натуральной и гармонической доминанты звучащими окажутся разные ступени лада. Пример (исполнять под левую руку). Можно сделать минусовку по метроном – будет ненапряжно.
В чем смысл? – сможете запомнить в пределах простых функций звучащие звуки, которые в джазе могут быть опорными (стройно звучащими в гармонической вертикали).
Подробный урок на эту тему уже находится в базе наших общедоступных занятий.
Источник