- Уроки джаза >Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов
- Джаз-блюзовое соло на гитаре
- Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
- Гитара в джазе. Общая информация
- Как играть джаз на гитаре
- Как научиться играть джаз
- Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
- Джазовая последовательность аккордов
- Джазовые аккорды на гитаре
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Пример 4
- Пример 5
- Пример 6
- Джазовые обозначения
- Таблица джазовых аккордов
- Советы и заключение
Уроки джаза >Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов
Джазово-блюзовые аккордовые прогрессии — классная вещь, ведь они дают музыкантам так много интересных возможностей!
Сегодня мы поговорим о создании мелодий из одиночных нот на фоне прогрессии в классическом джазовом стиле, известном как бибоп. В его развитие внесли вклад такие музыканты, как саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и гитаристы Чарли Кристиан (Charlie Christian), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) и Грант Грин (Grant Green). Играть мы будем в тональности G, на фоне моей любимой последовательности джазово-блюзовых аккордов.
Джаз-блюзовое соло на гитаре
На РИС. 1 вы видите два варианта свингового соло на 12 тактов в умеренно быстром темпе. Ритмическая фразировка подразумевает восьмые ноты, но чтобы несколько разнообразить ее, я добавляю простые четвертные ритмы (см. такты 1, 5, 9, 21) и четверти с точкой (такт 23).
Двигаясь в обратном направлении — то есть как бы «ускоряя» соло — я также вставляю несколько восьмых триолей (такты 9 и 22), шестнадцатые ноты (такт 4) и быструю шестнадцатую триоль (такт 18). Все это очень характерно для бибопа, а в тактах 1, 2, 5, 14, 19 и 21 — наряду с паузами — это служит для уплотнения грува и делает результат значительно интереснее. Именно такие ритмические вариации и придают мелодии музыкальность и плавность.
Важно также то, как мелодия идет вверх или вниз, то есть меняет направление. Это создает так называемый «ритм в рамках ритма». Цель — звучать по-новому и избежать предсказуемости фраз.
Что касается техники, здесь в основном используется прием игры переменным штрихом с небольшой оговоркой: на сильные доли я играю апстроками, а на слабые — даунстроками. Большинство гитаристов играют наоборот, а я вот выработал для себя такой подход и считаю его более интересным и джазовым. (Прошу прощения, если это покажется вам странным!) В соло вы встретите несколько примеров техники легато (хаммер-оны, пулл-оффы и слайды), которые тоже вносят разнообразие в фразировку и смягчают атаку. Я также делаю бенды и вибрато, считая их декоративными элементами, придающими соло блюзовый характер.
Вы заметите, что большинство фраз построены на арпеджио, причем смена аккордов подчеркивается аккордовыми нотами: тоникой, терцией, квинтой, септимой, ноной или ундецимой (подробнее об интервалах читайте здесь). Также здесь есть место как хроматическим, так и диатоническим (основанным на гамме) проходящим тонам. Они служат переходами между целевыми аккордовыми нотами.
Источник
Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
Гитара в джазе. Общая информация
В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.
Как играть джаз на гитаре
На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.
Как научиться играть джаз
Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.
Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.
Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.
Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.
Джазовая последовательность аккордов
В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.
Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.
Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:
Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7
Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:
Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре
Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре
Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады
Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:
Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:
Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:
Помимо синкопы, многие джазисты пользуются задержками – когда даже внутри синкопы аккорды играются только на 2 и 4 удар метронома – также в слабую долю, но уже со смещением:
Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:
Джазовые аккорды на гитаре
В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.
Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.
Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.
Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.
Пример 1
Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:
Пример 2
Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:
Пример 3
Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:
Пример 4
Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:
Пример 5
Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:
Пример 6
Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:
Джазовые обозначения
Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.
Знак | Что означает |
Δ, maj, ma | Большая септима в септаккорде |
M, min | Минор |
°, dim | Уменьшенный аккорд |
Ø | Малый уменьшенный аккорд |
Aug | Увеличенный аккорд |
7 | Доминантовый септаккорд |
Add | Добавление ступени |
Sus | Замена ступени |
Omit | Пропуск ступени |
-, бемоль | Понижение ноты |
+, диез | Повышение ноты |
Таблица джазовых аккордов
Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.
Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)
Советы и заключение
Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.
Источник