Джазовые стандарты для бас гитары ноты для

С. Ариевич — 24 композиции для бас-гитары — ноты

Нотные сборники, джаз


С. Ариевич
24 композиции для бас-гитары
Джаз и джаз-рок
«Музыка», 1990г.
номер 14465

Предлагаемый сборник предназначен для учащихся класса бас-гитары эстрадных отделений музыкальных школ, училищ и студентов вузов, а также широкого круга исполнителей, обладающих определенными навыками игры на инструменте, и музыкантов-профессионалов, специализирующихся в области эстрадно-джазовой музыки.

Цикл композиций, написанных специально для бас-гитары соло, имеет целью раскрыть художественно-выразительные возможности инструмента. Композиции размещены в хроматическом порядке. Изложение музыкального материала в основном в симметричном размере (4/4) дает возможность легко сочетать его с ритмическим сопровождением ударных инструментов либо согласовать с ритм-блоком, предварительно заложив в него заданную программу. Для этого ритмические формулы композиций в стиле джаз-рок выписаны в начале каждой из них (ритмические формулы джазовых композиций однотипны, поэтому формула выписана один раз). Наличие буквенных обозначений позволяет исполнителю сопоставлять басовую линию с гармонией, а также делает возможным гармоническое сопровождение в виде аккомпанемента гитары, вибрафона, клавишных инструментов — фортепиано, электрооргана, электропиано, синтезатора и др. Композиции в стиле джаз-рок по желанию бас-гитариста могут исполняться с электронными приставками для разнообразной окраски звучания. Их применение целесообразно после тщательной отработки музыкального материала обычным звукоизвлечением. При этом необходимо особое внимание обратить на ритм (см. схемы в конце сборника), координацию обеих рук и качество звука, в том числе на избежание призвуков.

Читайте также:  Правило пяти нот числительные

Существенную помощь в освоении инструмента вам окажут учебно-методические пособия, выпущенные в СССР и за рубежом. Впрочем, невозможно научиться играть свинг и, тем более, импровизировать только с помощью какого-то универсального методического пособия. Упорная самостоятельная практическая работа, участие в различных ансамблях и оркестрах, прослушивание лучших отечественных и зарубежных коллективов поможет исполнителю в практической деятельности.
Автор надеется, что данный цикл композиций будет способствовать расширению художественного кругозора и профессиональному росту исполнителей на бас-гитаре.

Скачать ноты

Источник

Джазовые стандарты для бас гитары ноты для

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

Музыкальные формы в джазовых стандартах

Давайте поговорим о том, как можно ускорить изучение и запоминание джазовых стандартов. В абсолютном своем большинстве музыка, а тем более популярные песни и джазовые стандарты подчиняется определенной форме, которая повторяется в течение песни несколько раз. О таких закономерностях и будет эта статья.

Вы наверняка слышали про такую песенную форму как куплет-припев. Эта форма встречается в таких жанрах как поп, кантри, рок. Куплет и припев постоянно чередуются, причем припев часто короче самого куплета. В джазе, когда музыканты выбирают «тему» или мелодию для импровизации музыкальная форма также имеет важное значение и является скелетом, вокруг которого строится все что играется на сцене. Заметьте, что мы сейчас не говорим фри-джазе, для которого характерен отход всевозможных форм в сторону свободной импровизации.

Зачем нужно изучать джазовые формы?

Во-первых, понимание формы даст вам больше свободы при импровизации и построении линии аккомпанемента. Во-вторых, знание стандартных форм поможет вам лучше запоминать и «категоризировать» новые темы, а также те, которые вы уже знаете.

Некоторые стандарты полностью или частично заимствуют гармонические последовательности из других джазовых стандартов и соответственно имеют одинаковую форму. Если новая мелодия накладывается на гармонию уже существующего джазового стандарта, то это называется контрафактом. В качестве примера можно привести такие стандарты (в скобках указано название оригинальной песни):

  • «Donna Lee» («Back Home Again in Indiana»)
  • «Dear John» («Giant Steps»)
  • «Half Nelson» («Lady Bird») и другие.

Давайте пройдемся по основным джазовым формам и выясним их особенности. Джазовый стандарт — это музыкальная композиция с достаточно коротким музыкальным периодом, обычно в 12, 16 или 32 такта. Его еще часто называют квадратом. 12 тактов чаще всего ассоциируются с блюзом, о котором мы поговорим подробнее ниже, а подавляющее большинство тем уложены в 32 такта, которые можно разделить на 4 секции по 8 или 2 по 16 тактов. В свою очередь, секция в 8 тактов часто может рассматриваться как две фразы по 4 такта.

Трудно переоценить значение блюзовой формы в формировании джаза и импровизации на всех инструментах. Классическая форма в 12 тактов идеально подходит для начала обучения импровизации — смена аккордов происходит не сильно часто. В простейшем варианте прогрессия состоит всего из трех малых мажорных септаккордов (например F7 , Bb7 , C7 в тональности F и др.), построенных от первой, четвертой и пятой ступеней тональности соотвественно. В более сложном джазовом варианте блюзовая прогрессия включает в себя гармонический ход II-V-I и другие регармонизации. Множество джазовых стандартов ранней эпохи построены на блюзовой форме и ее вариациях. Как правило они имеют движение от тонического аккорда в первом такте к субдоминанте в четвертом. Также важно знать о существовании 8-ми тактового блюза, о котором я уже писал ранее.

  • C Jam Blues
  • Blues In The Closet

Классическая американская песенная форма, из 32 тактов (8+8+8+8). Начинается с 8-тактовой части А, которая потом повторяется в точности или с небольшими вариациями. 8-тактовая часть В (бридж) — это тональный и мелодический контраст части А. Очень часто в этой части происходит отклонение в тональность субдоминанты или другую. Например, стандарт «Take the A Train», написанный в до-мажоре, в B части отклоняется в фа-мажор. Затем снова повторяется A часть уже в исходной тональности. Эта форма стала довольно популярной в 30-х годах прошлого века. Часто встречается в балладах.

  • Somewhere Over the Rainbow
  • Don’t Get Around Much Anymore
  • Blue Moon
  • Satin Doll
  • Killer Joe

Эта форма напоминает по структуре AABA, и отличается лишь порядком чередования секций. Гармонически и мелодически мы имеем два идентичных повтора частей A и B по 8 тактов каждый. Повтор служит скорее для расширения пространства для слов песни. Отличным примером здесь будет стандарт «Fly me to the Moon».

Эта форма часто встречается в Бродвейских шоу и кино. К этому моменту вы уже поняли основной принцип строения музыкальных форм, делении на «участки» по 8 тактов и т.п. У этой формы также нет особых отличий от предыдущих, за исключением третьей секции C. C секция обычно начинается гармонически и мелодически подобно B, но затем уходит в другую сторону. Хорошим примером здесь будет стандарт «Moon River» Энди Уильямса.

  • Someday My Prince Will Come
  • Star Dust
  • There Will Never Be Another You

В этой форме песня делится на две большие секции по 16 тактов каждая. Гармонически и мелодически эти секции могут иметь много общего, но могут быть и более контрастными. Вот несколько примеров стандартов, использующих эту форму:

  • Donna Lee
  • After You’ve Gone
  • Autumn Leaves

Такая форма встречается реже, чем предыдущие, но, тем не менее, можно назвать несколько стандартов, в которых она применяется. Характерной чертой является то, что гармония и мелодия развивается от части к части, что создает ощущение «длинной истории». Обратите внимание на стандарт «No More Blues», чтобы понять эту форму лучше. Вот еще несколько важных примеров:

  • April in Paris
  • Autumn in New York
  • No More Blues
  • You’ll Never Walk Alone

Конечно же, не все популярные джазовые стандарты можно причислить к одной из этих форм. Как всегда, есть и исключения из правил. Некоторые стандарты имеют всего 10 тактов («Solar», «Blue in Green» Miles Davis). Некоторые 26 («Time Remembered» Bill Evans), в некоторых заключительная часть может быть расширена до 12 тактов вместо 8. Но деление на 8-тактовые периоды все же встречается гораздо чаще.

Надеюсь статья была для вас полезна и вы узнали для себя что-то новое. А для критики/благодарности/предложений есть секция комментариев ниже. Всем продуктивных занятий!

Источник

BassLife — Все для бас гитариста

Форум бас гитаристов

Сообщение jblover » Пн фев 25, 2013 8:18 pm

Подскажите пожалуйста какой-нибудь хороший сайт с хорошей базой НОТ всевозможных произведений (преимущественно джазовых), типа 911tabs но с нотами)

Если конечно такой ресурс действительно существует. Искал как мог, но кроме захудалых контор ничего не находил.

Re: Ноты.

Сообщение Dark Sun » Пн фев 25, 2013 8:25 pm

Для джазовых стандартов — ищи всяческие Реалбуки
Yfghbvth http://www.realbooksite.com/ или http://www.realbook.us/

Если надо, и это то что ты ищешь, могу что нить из своих pdfников выложить

Re: Ноты.

Сообщение jblover » Пн фев 25, 2013 8:34 pm

Re: Ноты.

Сообщение Newsted » Пн фев 25, 2013 8:40 pm

Re: Ноты.

Сообщение Dark Sun » Пн фев 25, 2013 8:47 pm

В джазовом станарте нотно записывается только основная тема. Чаще всего она играется первым квадратом. А дальше начинается импровизация, и вот её уже точно никто в ноты не пишет ) В этом и есть джаз
Довольно немногие джазисты писали полные партии, или даже оркестровки. Эллингтон и Эванс — скорее исключение чем правило
У меня есть книжка Эванса, но там тоже как стандарты записано

Думаю да, найти чтоб полностью вс> — нереально. Только если какие совсем оголтелые энтузиасты снимали

Re: Ноты.

Сообщение Cmaj » Вт фев 26, 2013 8:56 am

в джазе обычное построение пьесы такое: экспозиция (показать тему) — импровизация от наиболе близких к человекскому голосу инструментов (скрипка, сакс) до барабанов, может весь бэнд участвовать, может только один инструмент несколько квадратов. после чего еще случаются переклички — квадрат за квадратом по кругу импровизируют все по очереди, но по 4 или 8 тактов (т.е. неполный квадрат). после чего реприза, т.е. повтор темы, обычно с вариациями, иногда настолько с недетским лицом, что и тему-то не очень узнать. причем вся эта схема вовсе не строго-обязательная до полного счастья.

соответсно да. записана тема нотно. сверху гармония. и бывает еще чуть сверху в скобочках — или отдельно выноска — гармония на импровизацию.

вобщем нервы нужны крепкие басисту, уравновешеная и устойчивая психика, отличная память. как пишет ЮК Андрееев.

Re: Ноты.

Сообщение Ingvar » Вт фев 26, 2013 9:51 am

Re: Ноты.

Сообщение jblover » Вт фев 26, 2013 12:20 pm

Источник

Джазовые стандарты для бас гитары ноты для

Для многих басистов, воспитанных на роке или фанке, начать играть джаз так же непросто, как подойти к краю крыши небоскреба и посмотреть вниз. Но если Вы твердо решили прыгнуть, нет причин не делать этого, если за плечами отличный парашют. Если вы, имея опыт в роке, подумываете приобщиться к чудесному миру джаза, эта статья поможет Вам не сбиться с дороги и обойти опасные топи. Впрочем, перед тем как совершить прыжок, нужно прояснить для себя несколько моментов. Первое и самое важное: стоит спросить себя, действительно ли вам нравится джаз. Вы изучаете джаз потому, что товарищ сказал: «Настоящий музыкант обязан хорошо знать джаз», или вы действительно получаете удовольствие от этого жанра? Не стоить забывать и о том, что существуют десятки стилей, подпадающих под определение джаза, и вы совершенно не обязаны обожать все. Если же вы ненавидите джаз – вы не одиноки! И если это так, не тратьте свое время, лучше прочтите какую-нибудь другую статью. Во-вторых, приготовьтесь потратить несколько больше времени, чем вам пришлось потратить, изучая рок, фанк или метал, по той причине, что джазовый басист разбираться в палитре аккордов и гармонической структуре так же хорошо, как солист. Частые квинт-аккорды здорово звучат в роке, но в джазе они утомляют. В-третьих, нужно понимать, что басист играет в джазе очень существенную, но не первостепенную роль. Уважение к солистам имеет принципиальное значение, так как они полагаются на ваш темп, на поддержку стабильного и предсказуемого ритма, обозначающего контуры формы. Разобравшись с этими тремя моментами, можете штурмовать джаз самостоятельно. Знание основ джазового баса поможет вам получать удовольствие от обучения.

Джаз включает в себя множество стилей и подстилей, например свинг (Эллингтон, Армстронг), биг-бэнд (Эллингтон, Глен Миллер, Гил Эванс), бибоп (Паркер, Майлз, Роллинз, Монк), модальный джаз (Майлз, Колтрейн, Хэнкок), фьюжн (Метени, Weather Report), современный джаз (множество представителей). Важно помнить следующее: изучайте тот стиль, который вам нравится слушать. Не занимайтесь самомучением, изучая квадраты ненавистных вам композиций и считая это горьким, но полезным лекарством. Изучение джаза – это нечто гораздо большее, чем изучение форм. Если вы желаете извлечь максимум пользы из своего обучения, вы должны любить музыку, которую изучаете. К примеру, я успел полюбить и разлюбить джаз не менее дюжины раз за последние десять лет. Далее поговорим о мотивах.

Большинство джазовых ансамблей состоит из ритм-секции (ударные, бас, фортепиано, орган, гитара) и солистов, или мелодической секции (труба, саксофон, тромбон, кларнет, вокал и т.д.). Как правило, многие инструменты время от времени меняются ролями с инструментами другой группы, беря на себя их обязанности: позволяют инструментам ритм-секции солировать или мелодическим инструментам выполнять функцию аккомпанемента, играя аккорды. Для басиста крайне важно сосредоточиться на выполнении своих обязанностей участника ритм-секции, поставив их на первое место, а соло – на второе. Большую часть времени их игра является надстройкой над ударными, поскольку бас – это критическое звено, связывающее мелодию и ритм. Игра фортепиано или органа также строится от ударных и заполняет подготовленную басом основу, добавляя аккордовые оттенки. Теперь, когда у вас есть представление о роли баса в джазовом коллективе, перейдем к изучению мотивов.

Сущность практически всех джазовых мотивов, особенно стандартов, сосредоточена вокруг мелодии (основной темы), называемой в английском джазовом сленге «head», и формы (гармонической схемы), которую рокеры называют «аккордами». Большинство композиций начинается со стилизованного вступления, задающего характер основной темы. Вступление плавно переходит в основную тему. Основная тема играется на основе формы фронтменом или несколькими инструментами в унисон. В течение основной темы мелодическая группа исполняет мелодию, а ритм-секция старается быть как можно более простой, чтобы подчеркнуть и усилить мелодию, на основе которой будут строиться соло. Басисты обычно ограничиваются основными тонами, терциями и квинтами с очень редкими отступлениями к септимам, обеспечивая наилучшее созвучие с мелодической группой. Основная тема обычно охватывает всю форму. По завершении основной темы форма начинается заново, открывая дорогу безумным мелодическим переплетениям соло. Здесь бас, фортепиано и ударные блистают на заднем плане. На ритм-секции лежит задача слушатьсолиста и предлагать подходящую канву для его шедевра. По мере того как роль солиста переходит от одного музыканта к другому, можно услышать небольшие изменения в ритм-секции. Ритм-секция может взбодрить песню, усилившись, или же прерваться, тем самым делая соло похожим на балладу. Как только солисты высказались, основная тема играется еще один раз, и форма движется к стилизованной концовке, часто в чем-то повторяющей вступление.

Форма, обычно называемая квадратом, является основой игры басиста. Она состоит из аккордов, написанных для поддержания мелодии. Форма может быть и простой (один аккорд/тональный центр, на основе которого строится импровизация), и настолько сложной, насколько можно вообразить. Знакомясь с песней, посмотрите полную форму в партитуре или реалбуке/фейкбуке. Если у вас хороший слух, вы можете понять аккорды и на слух, но партитура в любом случае остается ценным источником. Изучая квадрат, пытайтесь определиться с интервальным соотношением между всеми аккордами, чтобы вам было проще менять тональность. Играйте основные тона, слушая запись. Некоторое время играйте только их, чтобы хорошо усвоить взаимодействие аккордов. Некоторые ступени, например II, IV и V (особенно блюзовые аккорды) легки для импровизации и несут очевидный музыкальный смысл, в то время как другие кажутся трудными для понимания. Слушайте мелодию и слушайте, как она меняется, когда вы изменяете основные тона аккордов. Вскоре к вам придет понимание причин выбора тех или иных основных тонов. Я недели две постоянно слушал «Донну Ли» Чарли Паркера и Майлза Дэвиса и ничего не мог понять, но постепенно взаимосвязь мелодии и аккордов выкристаллизовалась в моем сознании.

Как только вы почувствовали себя уверенно, обратите внимание на пометки рядом с буквами, обозначающими аккорды. Следующая ответственная задача – найти правильные терции и квинты для каждого основного тона. Мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные – основные тона, терции и квинты составляют примерно 70% любой партии «шагающего баса», создавая ее основу. Мажорные, минорные и доминантовые септимы выходят на сцену, когда основные тона, терции и квинты уже прочно обосновались. Они добавляют восхитительные цвета в палитру вашего замысла. Теперь, когда вы знакомы с аккордами формы, пора взглянуть, как можно изобретательно переходить от одного аккорда к другому.

В переходах от аккорда к аккорду как нигде пригодиться знание основ музыкальной теории, но если вы умеете слушать, слух может ее заменить. Линия «шагающего баса» строится из трех видов движений, обычно играемых четвертными нотами: арпеджированного, поступенного (гаммообразного), хроматического. Три этих понятия в качестве основных приводит Руфус Рейд в книге «Эволюция басиста» (Rufus Reid, “The Evolving Bassist”). Ее экземпляр должен быть у каждого басиста. Арпеджированное движение включает в себя как переходы от аккорда к аккорду, так и движения в пределах одного аккорда по его ступеням (арпеджио). Арпеджированное движение от Cmaj7 к Gm7может содержать C, E, G, или B в любом порядке. Достичь G на нужной доле крайне важно. Не арпеджируйте С, когда вы уже должны быть на Gm7 (если не хотите, чтобы вас выгнали из коллектива). Поступенное движение предполагает использование звукоряда: от аккорда, на котором вы находитесь, до следующего аккорда. Поступенное движение от Cmaj7 к Gm7 может включать C, D, E, F, G, A или B. Хроматическое движение представляет собой восходящую или нисходящую хроматическую последовательность до нужного аккорда. Строго хроматическое движение от Cmaj7 к Gm7: C, E, F, F#, G. Руфус Рейд в «Эволюции басиста» показывает, что сочетания этих трех вариантов движений – это то, что является основой для оригинальной и интересной линии «шаающего баса».

Пост-боповые ансамбли Майлза Дэвиса – идеальный пример всего того, о чем мы здесь говорим. И этому есть простое объяснение. Майлз – создатель кул-джаза. Он приложил много усилий, стараясь обуздать стремительный темп бибопа, чтобы мелодии могли перевести дух и сосуществовать с его гибкими и поэтичными фразировками. Прекрасный и простой пример сочетания трех основных техник движения увековечил Пол Чемберс в первой композиции альбома «Kind of Blue» Майлза Дэвиса. В безгранично простой и мелодичной композиции «So What» Пол Чемберс непринужденно импровизирует на аккордах Dm7 и Ebm7, используя их свойства для арпеджированного, поступенного и хроматического движений. Оригинальные, но простые линии Чемберса поддерживают импровизацию ритмически интересной, пока мастера духовых (Майлз, Кэннонбол Эддерли, Колтрейн) ведут мелодию. Собственно, весь альбом «Kind of Blue» демонстрирует, как Чемберс держит ритм и упрощает его связь с мелодией. Изящный фортепианный аккомпанемент Билла Эванса редок, но проникновенен. Кобб, Эванс и Чемберс почтительно уступают дорогу духовым. Они как будто знают, что случится что-то особенное.

Как только вы освоите три способа движения для одиночного аккорда, нужно будет обратиться к более сложным формам. Здесь понадобится использовать все, что было изучено на простых примерах, чтобы сделать интересным движение от аккорда к аккорду. Стандарты с четкими мелодиями часто помогают джазовым басистам-новичкам, поскольку в них связь мелодии и аккордов более очевидна. Взгляните на формы этих произведений: «Night and Day», «Autumn Leaves», «My Funny Valentine», и «Question and Answer» Пэта Мэтини. Большинство музыкантов слышало первые три, но последняя может показаться несколько непонятной. Дело в том, что «Question and Answer» – самая мелодичная песня Мэтини. Форма и мелодия обманчиво просты, но их взаимодействие рождает интригующую сложность.

Эта композиция с размером в три четверти такта впервые появилась в альбоме «Question and Answer». Она настолько простая и одновременно сложная, что трио Пэта нередко играет 17-тиминутную версию вживую. Чик Кориа, Гэри Бёртон, Рой Хейнс, Дейв Холланд и Мэтини записали «каноническую» версию для альбома «Like Minds». Я постоянно использую эту песню для настройки своих мозгов, перед тем как приступить к очередному музыкальному свершению. Самое важное, что стоит послушать басисту в версии из “Like Minds” – это Хейнс (ударные) и Холланд (бас). Послушайте, как они будто бы преследуют друг друга. Хейнс постоянно отступает вперед или назад от доли и почти никогда не бьет по тарелке ровно на четвертной ноте. Холланда, похоже, такты волнуют столь же мало, как и Хейнса. Он отказывается от стандартной «шагающей» линии в пользу той, которая подталкивает и ведет за собой мелодию самым затейливым образом.

Еще один аспект, который басисты часто упускают из виду – это изучение мелодии. До этого момента мы обсуждали ритмические обязанности баса в отношении формы.

Изучение мелодии композиции часто дает басисту правильное представление о том, как были выбраны аккорды. В дополнение к этому, мелодия является вдохновительницей соло и «шагающих» партий, естественно сочетающихся с темой композиции. Солисты часто делают парафразы мелодии во время своей партии, чтобы показать себя с лучшей стороны; басисты не исключение. Я обнаружил, что обращение к цитатам из мелодии во время соло – хороший способ перестроиться, когда заходишь в тупик, а я часто оказываюсь в тупике.

Перечислим еще раз некоторые важные вещи, которые стоит помнить, изучая джазовый бас:

  1. Будьте невоспетым героем, поддерживающим усилия мелодической группы. Не наступайте солистам на пятки.
  2. Научитесь чувствовать основные тона и их продолжительность, принимая во внимание мелодию.
  3. Размышляйте над тем, как терции, квинты и септимы подходят к окраске аккорда.
  4. Учитесь играть аккорд арпеджированными, поступенными и хроматическими движениями, используя его свойства.
  5. Учитесь переходить от аккорда к аккорду, используя те же три способа.
  6. Изучайте мелодию и думайте над тем, как ваша партия может ее выгодно дополнить.
  7. Практикуйтесь и не переставайте учиться.

«Самый строгий учитель – это опыт. Сначала он проводит экзамен, а потом урок».

27 января 2013
Автор: Sean Benedik
Источник: Jazz Bassics for Bassists
Перевод: Ася Сорокина

Источник

Оцените статью