Джазовые стандарты для вокала ноты для

Самые исполняемые джазовые стандарты

Какую мелодию насвистывал каждый школьник в 40-е годы и под какую композицию вальсировали их родители? Узнай историю популярных джазовых песен

Любой вид искусства, насколько творческим он не был бы, строится на канонах. Не стал исключением и джаз. В основу жанра легла импровизация, но и это не стало поводом для хаотичного сочинения музыки. Мы рассказываем вам, какие самые известные джазовые стандарты остаются бессмертными спустя десятилетия и исполняются музыкантами по всему миру.

Известные джазовые стандарты

Fly Me To The Moon

Впервые песня Fly Me To The Moon была исполнена в 1954 году. А через пару лет, когда ее спела знаменитая телеведущая, композиция получила огласку и быстро набрала популярность. Так сильно полюбилась людям простая, но изящная мелодия.

Сложно назвать еще хотя бы пять подобных ей, на вокальное исполнение которой было столько жаждущих: от Фрэнка Синатры до Дайаны Кролл, от Тони Беннетта до Бренды Ли.

Fly Me To The Moon стало жемчужиной карьеры Барта Ховарда

И несмотря на то, что Барт Ховард записал еще множество других произведений, именно «Отправьте меня на луну» стало жемчужиной его карьеры. На авторские отчисления с этой песни он смог прожить до самой старости.

But Not For Me

Для мюзикла 1930 года Girl Crazy знаменитый композитор Джордж Гершвин подготовил что-то особенное. Это было But Not For Me, отличающиеся своей протяжной, безмятежной и при этом лиричной мелодией. Она не о войне, не о жестокости и не имеет горького вкуса.

Кадр из фильма «Манхэттен» (1979)

Скорее, песня олицетворяет ностальгию, меланхолию, которые имеют оттенок печали при спокойном своем проявлении. Позже она появилась в фильме Вуди Аллена «Манхэттен», чем вызвала вторую волну популярности, которая сохранятся до сих пор.

Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/6473622″>But Not for Me</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/8650″>Chet Baker</a> на Яндекс.Музыке

In A Sentimental Mood

Джазовые стандарты не могут не включать в свой список In A Sentimental Mood непревзойденного Дюка Эллингтона. Эта композиция считается одной из самых красивых джазовых баллад.

Луи Армстронг и Дюк Эллингтон

Интересно то, как она была написана. По словам самого композитора, когда он посетил Северную Каролину, он был приглашен на вечеринку. Его друг умудрился быстро обрести проблемы с двумя представительницами прекрасного пола. Так, взяв весь огонь на себя, Дюк сел за пианино и сочинил это произведение. Что только не сделают мужчины, чтобы избежать женского гнева!

Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/28532009″>In a Sentimental Mood</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/776″>Duke Ellington</a> на Яндекс.Музыке

Misty

«Мисти», мелодия, написанная в 1954 году Эрроллом Гарнером, является заглавным треком в фильме Клинта Иствуда Play Misty for Me. Размеренная музыка фортепиано сделала ее популярной и узнаваемой. А слова, написанные Джонни Берком позже, добавили еще большого шарма.

Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/799439″>Misty</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/3800″>Erroll Garner</a> на Яндекс.Музыке

Композиция Summertime стала символом джаза

Summertime

Написанная для оперы Porgy and Bess Джорджем Гершвином Summertime стала символом джаза, а также была удостоена звания самой исполняемой композиции. Она насчитывает более 25 000 каверов, спетых другими авторами.

Постановка оперы «Порги и Бесс» в Harlem Theatre в Нью-Йорке

Размеренная мелодия похожа на сладкий, густой мусс. А прекрасное вокальное исполнение украшает песню, делая из нее роковую и незабываемую. Самое известное исполнение этого произведения принадлежит дуэту Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.

Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/5009535″>Summertime</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/2678″>Ella Fitzgerald</a> на Яндекс.Музыке

Sweet Georgia Brown

Много уже говорилось о балладах, о песнях спокойных, созданных погрузить разум в монотонные раздумья, но пора назвать более ритмичные джазовые стандарты.

Sweet Georgia Brown написана Беном Берни, Макео Пинкардом, автором текста выступил Кеннет Кэйси. Эта песня стала известна многим, так как активно использовалась в качестве гимна американской баскетбольной командой «Гарлем Глобетроттерс» в 1952 году.

По числу аранжировок Сладкая Джорджия обгоняет даже, известную почти каждому, рождественскую песню Jingle Bells. Ее исполнили и британские Beatles, и сам Гудмен, настолько любима она оказалась публике. Простая и ненавязчивая, как жизнь на улицах города. Милая и веселая – она не могла не завоевать ее.

Footprints

Написанная Уэйном Шортером в 1966 году композиция Footprints входит в самые популярные джазовые стандарты. Это джазовый вальс, подобных которому нет. Ритмичная мелодия и лидирующий саксофон так и манят, чтобы найти себе партера для танца и показать, что такое джаз. Страстный, пламенный.

Сам духовой инструмент представляется как образ женщины строгой, властной, но дико обаятельной. А дополняющие его ударные подобны кавалеру, ухаживающему за своей избранницей.

Мелодия стала «визитной карточкой» для квартета Шортера. Он доказал другим исполнителям, что простая в исполнении музыка – не означает незамысловатый мотив.

My Funny Valentine

У песни «Мой забавный Валентин» два создателя: Ричард Роджерс и Лоренц Харт. Произведение было написано для мюзикла, в котором приняли участие Джуди Гарланд и 19-летний Микки Руни. А 1939 году на свет выходит одноименный фильм. Мелодия «Валентина» нежная и невесомая, как первая любовь. Самое известное вокальное исполнение принадлежит Чету Бейкеру.

Слушайте <a href=”https://music.yandex.ru/track/264647″>My Funny Valentine</a> — <a href=”https://music.yandex.ru/artist/8650″>Chet Baker</a> на Яндекс.Музыке

Autumn Leaves

Изначально это была французская песня 1945 года с буквальным переводом «Мертвые листья» и музыкой венгерско-французского композитора Жозефа Косма на стихи поэта Жака Превера. Ив Монтан (с Ирен Иоахим) представили Les feuilles mortes в фильме Les Portes de la nuit (1946). Далее ее популярность распространяется и за пределы Франции. Американский композитор Джонни Мерсер написал английский текст песни в 1947 году.

«Осенние листья» стала стандартом на обоих языках – как на инструментальном, так и на вокальном. Есть также японская версия под названием Kareha в исполнении Нэта Кинга Коула.

Это один из первых стандартов, который необходимо освоить молодому джазовому музыканту. Благодаря своим гармоничным переходам от большого к малому, оно идеально для исполнения даже неопытным музыкантом. Талант – он в самом простом.

Satin Doll

Эту «Куколку» создавал не один мастер, а целых три. Знаменитый Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн сотворили ей музыкальное тело, а вот душу вложил своими текстами Джонни Мерсер.

Элла Фицджеральд и Мерилин Монро

Их творение стало не просто жить, а направлять других музыкантов, подобно музе, на творческий путь: таких, как Фрэнк Синатра, Нэнси Уилсон и Элла Фицджеральд. Дюк настолько полюбил «свою малышку», что именно ее исполнением заканчивал почти все свои концерты.

Источник

Музыкальные формы в джазовых стандартах

Давайте поговорим о том, как можно ускорить изучение и запоминание джазовых стандартов. В абсолютном своем большинстве музыка, а тем более популярные песни и джазовые стандарты подчиняется определенной форме, которая повторяется в течение песни несколько раз. О таких закономерностях и будет эта статья.

Вы наверняка слышали про такую песенную форму как куплет-припев. Эта форма встречается в таких жанрах как поп, кантри, рок. Куплет и припев постоянно чередуются, причем припев часто короче самого куплета. В джазе, когда музыканты выбирают «тему» или мелодию для импровизации музыкальная форма также имеет важное значение и является скелетом, вокруг которого строится все что играется на сцене. Заметьте, что мы сейчас не говорим фри-джазе, для которого характерен отход всевозможных форм в сторону свободной импровизации.

Зачем нужно изучать джазовые формы?

Во-первых, понимание формы даст вам больше свободы при импровизации и построении линии аккомпанемента. Во-вторых, знание стандартных форм поможет вам лучше запоминать и «категоризировать» новые темы, а также те, которые вы уже знаете.

Некоторые стандарты полностью или частично заимствуют гармонические последовательности из других джазовых стандартов и соответственно имеют одинаковую форму. Если новая мелодия накладывается на гармонию уже существующего джазового стандарта, то это называется контрафактом. В качестве примера можно привести такие стандарты (в скобках указано название оригинальной песни):

  • «Donna Lee» («Back Home Again in Indiana»)
  • «Dear John» («Giant Steps»)
  • «Half Nelson» («Lady Bird») и другие.

Давайте пройдемся по основным джазовым формам и выясним их особенности. Джазовый стандарт — это музыкальная композиция с достаточно коротким музыкальным периодом, обычно в 12, 16 или 32 такта. Его еще часто называют квадратом. 12 тактов чаще всего ассоциируются с блюзом, о котором мы поговорим подробнее ниже, а подавляющее большинство тем уложены в 32 такта, которые можно разделить на 4 секции по 8 или 2 по 16 тактов. В свою очередь, секция в 8 тактов часто может рассматриваться как две фразы по 4 такта.

Трудно переоценить значение блюзовой формы в формировании джаза и импровизации на всех инструментах. Классическая форма в 12 тактов идеально подходит для начала обучения импровизации — смена аккордов происходит не сильно часто. В простейшем варианте прогрессия состоит всего из трех малых мажорных септаккордов (например F7 , Bb7 , C7 в тональности F и др.), построенных от первой, четвертой и пятой ступеней тональности соотвественно. В более сложном джазовом варианте блюзовая прогрессия включает в себя гармонический ход II-V-I и другие регармонизации. Множество джазовых стандартов ранней эпохи построены на блюзовой форме и ее вариациях. Как правило они имеют движение от тонического аккорда в первом такте к субдоминанте в четвертом. Также важно знать о существовании 8-ми тактового блюза, о котором я уже писал ранее.

  • C Jam Blues
  • Blues In The Closet

Классическая американская песенная форма, из 32 тактов (8+8+8+8). Начинается с 8-тактовой части А, которая потом повторяется в точности или с небольшими вариациями. 8-тактовая часть В (бридж) — это тональный и мелодический контраст части А. Очень часто в этой части происходит отклонение в тональность субдоминанты или другую. Например, стандарт «Take the A Train», написанный в до-мажоре, в B части отклоняется в фа-мажор. Затем снова повторяется A часть уже в исходной тональности. Эта форма стала довольно популярной в 30-х годах прошлого века. Часто встречается в балладах.

  • Somewhere Over the Rainbow
  • Don’t Get Around Much Anymore
  • Blue Moon
  • Satin Doll
  • Killer Joe

Эта форма напоминает по структуре AABA, и отличается лишь порядком чередования секций. Гармонически и мелодически мы имеем два идентичных повтора частей A и B по 8 тактов каждый. Повтор служит скорее для расширения пространства для слов песни. Отличным примером здесь будет стандарт «Fly me to the Moon».

Эта форма часто встречается в Бродвейских шоу и кино. К этому моменту вы уже поняли основной принцип строения музыкальных форм, делении на «участки» по 8 тактов и т.п. У этой формы также нет особых отличий от предыдущих, за исключением третьей секции C. C секция обычно начинается гармонически и мелодически подобно B, но затем уходит в другую сторону. Хорошим примером здесь будет стандарт «Moon River» Энди Уильямса.

  • Someday My Prince Will Come
  • Star Dust
  • There Will Never Be Another You

В этой форме песня делится на две большие секции по 16 тактов каждая. Гармонически и мелодически эти секции могут иметь много общего, но могут быть и более контрастными. Вот несколько примеров стандартов, использующих эту форму:

  • Donna Lee
  • After You’ve Gone
  • Autumn Leaves

Такая форма встречается реже, чем предыдущие, но, тем не менее, можно назвать несколько стандартов, в которых она применяется. Характерной чертой является то, что гармония и мелодия развивается от части к части, что создает ощущение «длинной истории». Обратите внимание на стандарт «No More Blues», чтобы понять эту форму лучше. Вот еще несколько важных примеров:

  • April in Paris
  • Autumn in New York
  • No More Blues
  • You’ll Never Walk Alone

Конечно же, не все популярные джазовые стандарты можно причислить к одной из этих форм. Как всегда, есть и исключения из правил. Некоторые стандарты имеют всего 10 тактов («Solar», «Blue in Green» Miles Davis). Некоторые 26 («Time Remembered» Bill Evans), в некоторых заключительная часть может быть расширена до 12 тактов вместо 8. Но деление на 8-тактовые периоды все же встречается гораздо чаще.

Надеюсь статья была для вас полезна и вы узнали для себя что-то новое. А для критики/благодарности/предложений есть секция комментариев ниже. Всем продуктивных занятий!

Источник

Читайте также:  Как прославиться с гитарой
Оцените статью