- Уроки джаза >О джазовых «хендриксовских» аккордах
- Джазовые «хендриксовские» аккорды
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 1
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 2
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 3
- Джазовые вариации для гитары
- В этом бесплатном уроке игры на гитаре вы выучите:
- Что такое джазовая гамма?
- Major Jazz Scales
- Major Jazz Scales — The Ionian Scale
- Мажорные джазовые гаммы — лидийская гамма
- Доминантные джазовые гаммы — миксолидийская шкала
- Minor Jazz Scales
- Минорные гаммы джаза — Дорианская гамма
- Минорные джазовые гаммы — Эолийская шкала
- Minor Jazz Scales — The Harmonic Minor Scale
- Загрузите нашу шпаргалку по соло-гитаре, чтобы упростить задачу
- Воспроизведение джазовых гамм в других тональностях
- Если вы не играете на гитаре, это немного сложнее!
- Зачем мне нужно знать джазовые гаммы?
- Джазовая импровизация
- Теория джаза
- Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — введение
Уроки джаза >О джазовых «хендриксовских» аккордах
Думаю, среди гитаристов найдется немало поклонников великого Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), творчество которого вдохновляло и до сих пор продолжает вдохновлять музыкантов, играющих во всех стилях. Джазовые гитаристы — не исключение.
Хендрикса по праву называют одним из лучших импровизаторов в роке. Но помимо этого он оставил свой неизгладимый след и в сфере гармоний. Существует даже аккорд, носящий его имя.
Аккорд E7#9, встречающийся в композиции «Purple Haze», — очень важный компонент стиля Хендрикса. Неспроста многие называют его «хендриксовским» аккордом!
Сегодня мы поговорим о том, как этот аккорд можно применять в джазовом контексте. При этом мы будем слегка менять его форму, чтобы сделать его звучание еще более джазовым.
Джазовые «хендриксовские» аккорды
Вот четыре аппликатуры, с которыми вы сегодня познакомитесь.
- Первая — это «хендриксовский» аккорд E7#9 в классическом виде, а остальные три — это его джазовые вариации. Первая джазовая аппликатура характеризуется отсутствием тоники.
- Вторая также не содержит в себе тонику, помимо этого добавляя пятую ступень на первой струне. Таким образом мы получаем аккорд из четырех нот без тоники.
- Третья аппликатура включает в себя ноту b13, поэтому аккорд принимает форму E7#9b13. Тоника здесь также отсутствует.
Сначала потренируйте все эти аппликатуры, пусть ваши пальцы привыкнут к ним. Только после этого есть смысл переходить к практическим упражнениям, описанным ниже.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 1
Вы познакомились с аппликатурами этого аккорда, теперь дело за малым — научиться применять его на практике. Я привел три примера минорной аккордовой прогрессии ii-V-I, в каждом из которых «хендриксовский» аккорд используется для обрисовки аккорда V7alt.
Первый пример — это стандартный аккордовый рифф, основанный на аккордах 7#9 (без тоники) и 7b9. Они построены на базе классической аппликатуры «хендриксовского» аккорда.
На фоне Am7 мы играем аппликатуру аккорда AmMaj7 (ноты G#-C-E). Этот ход очень распространен в джазе.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 2
В следующем примере мы добавляем четырехнотные аппликатуры с пятой ступенью к той же самой прогрессии. При этом мы играем распространенный джазовый ритм, чтобы изменения звучали еще естественнее.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 3
И в заключение предлагаю вам интересный рисунок для аккомпанемента, который объединяет четырехнотный 7#9b13 и аккорд 7#9. Это придает фразе особую гибкость при переходе от V7alt к Im7 в данной прогрессии (ii-V-I минор).
Разобравшись с этими примерами, попробуйте придумать собственные фразы и ходы с использованием «хендриксовского» аккорда и его вариаций.
Также советую вам поиграть аккомпанемент к своей любимой джазовой композиции, вставляя при этом «хендриксовский» аккорд и его вариации каждый раз, когда вам встречается аккорд V7. Так вы научитесь применять его в импровизациях и в студии.
Вам понравились джазовые «хендриксовкие» аккорды? А может, у вас появились вопросы? Тогда оставляйте свои комментарии под статьей! А всем новичкам, кто попал на Гитаршколу впервые, я рекомендую подписаться на ежедневную рассылку уроков гитары.
Источник
Джазовые вариации для гитары
Хотите знать, как играть джазовые гаммы? Мы собираемся показать вам все, что вам нужно знать о джазовых гаммах.
В этом бесплатном уроке игры на гитаре вы выучите:
- 6 основных джазовых гамм, которые заставят вас звучать потрясающе.
- 7 простых и быстрых секретов, которые помогут вам освоить джазовые гаммы.
- 2 джазовых приема, которые превратят вас в мастера джаза.
- 6 обязательных к изучению джазовые фразы, которые выведут вашу игру на новый уровень.
Более 100 000 изучающих игру на гитаре получают наши советы и руководства мирового класса прямо на свой почтовый ящик: Нажмите здесь, чтобы присоединиться их
Что такое джазовая гамма?
Шкала — это группа музыкальных нот, которые работают вместе. Весы используются для создания мелодий и соло.
Джазовая гамма — это просто гамма, которую можно использовать над произведением джазовой музыки. Джазовые гаммы часто сравнивают с «блюзовыми». «Блюзовая» гамма — это особая гамма, которая используется в блюзовой музыке.
Многие гитаристы ошибаются, полагая, что есть специальная «джазовая гамма», которую они могут использовать в любом виде джазовой прогрессии.
Однако джаз немного сложнее блюзовой музыки. На самом деле, чтобы выучить джазовые гаммы, вам нужно выучить более одной гаммы.
Как и любой другой тип гаммы, джазовые гаммы делятся на две категории: мажор и минор.
Let’s learn to play some jazz scales.
Major Jazz Scales
Есть ТАКОЕ много разных джазовых гамм. Тем не менее, мы собираемся выучить 2 из наиболее распространенных мажорных джазовых гамм.
- Ионная гамма, также известная как мажорная гамма.
- лидиановая шкала.
Любая из этих гамм может использоваться для мажорного аккорда или последовательности мажорного аккорда.
Если вы хотите узнать больше о музыкальных тональностях, перейдите сюда: Изучите гитарные гаммы за 8 простых шагов
Для всех этих примеров мы собираемся оставить их в тональности C. Это означает, что вы можете используйте их поверх аккорда до мажор или прогрессии в тональности C.
Major Jazz Scales — The Ionian Scale
Ионическая гамма, также известная как мажорная гамма, является одной из наиболее часто используемые гаммы в джазовой музыке.
Эта гамма использовалась бесчисленным количеством великих музыкантов. Это отличный вариант для начала, если вы новичок в джазе.
Ионный режим состоит из следующих интервалов:
- Корень.
- Основная секунда.
- Основная третья.
- Идеальная четвертая.
- Идеальная пятая.
- Мажорная шестая.
- Мажорная седьмая.
Мажорные джазовые гаммы — лидийская гамма
Лидийская мода очень похожа на ионную шкалу. Только одна нота отличается.
Четвертая нота в этой гамме заострена, что придает гамме восточное ощущение. Это фантастическая альтернатива мажорной гамме, так как у нее уникальный цвет и звук.
The lydian scale is made up of the following intervals:
- Корень.
- Большая секунда.
- Большая третья.
- Sharpened fourth
- Идеальная квинта.
- Мажорная шестая.
- Мажорная седьмая.
Вы видите, как четвертая нота в масштаб увеличивается, а не остается естественным? Это то, что придает лидиевой гамме такой крутой звук.
Доминантные джазовые гаммы — миксолидийская шкала
Другой тип аккорда, который обычно используется в джазовой музыке, — это доминантный аккорд, также известный как аккорд «7». Часто вы видите эти аккорды в блюзе из 12 тактов.
Джаз считается более продвинутой версией блюза. Таким образом, уменьшение масштаба важно, если вы хотите привнести в свою игру звук джазового блюза.
Вот табуляция и обозначения, мы все еще используем тональность C для этого! Таким образом, вы можете использовать эту гамму поверх аккорда C7 или C-блюза.
Миксолидийская шкала очень тесно связана с мажорной шкалой, отличается только одним интервалом. Это 7-й интервал. Вот интервалы для миксолидийской шкалы:
- Корень.
- Большой второй.
- Главный третий.
- Совершенный четвертый.
- Идеальный пятый.
- Мажорная шестая.
- Сглаженная седьмая.
В мажорной гамме у нас есть мажорная седьмая.
В миксолидийской шкале у нас есть сглаженная седьмой. Это то, что придает миксолидийской шкале ее блюзовый звук.
Minor Jazz Scales
Три наиболее распространенных джазовых гаммы:
- Дорийская гамма.
- Эоловая гамма.
- Гармоническая минорная гамма.
Все эти примеры могут использоваться поверх аккорда Cm или любой другой тональности Cm.
Минорные гаммы джаза — Дорианская гамма
Эта гамма — одна из наиболее часто используемых минорных гамм. Великий латинский и джазовый Карлос Сантана, как известно, использовал эту гамму в своей игре.
The dorian scale consists of the following intervals:
- Корень.
- Большая секунда.
- Малая третья.
- Идеальная четвертая.
- Идеальная пятая.
- Большая шестая.
- Незначительная седьмая.
Минорные джазовые гаммы — Эолийская шкала
Эоловая гамма, также известная как «естественный минор», — еще одна распространенная гамма, используемая музыкантами. Эта шкала идеально подходит, если вы хотите создать мрачный загадочный звук.
The aeolian scale is made up of these intervals:
- Корень.
- Большая секунда.
- Малая треть.
- Совершенная четверть.
- Идеальная пятая.
- Незначительная шестая.
- Незначительная седьмая.
Это очень похоже на дорийскую шкалу, однако на этот раз мы иметь минорную шестую ноту, а не мажорную шестую.
Minor Jazz Scales — The Harmonic Minor Scale
Эта гамма добавляет отличную латинскую / испанскую нотку вашим гитарным соло. Если вы хотите разнообразить свои соло, выучите эту гамму!
Обратите внимание, как изменилась седьмая нота, теперь у нас есть мажорная седьмая, а не минорная седьмая. Этот интервал придает звукоряду испанский звук.
Хотите купить джаз-гитару? Ознакомьтесь с этой статьей от Dawsons, которая покажет вам ВСЕ лучшие джазовые гитары: Пять лучших джазовых гитар | Dawsons Music
Загрузите нашу шпаргалку по соло-гитаре, чтобы упростить задачу
Гитаристы могут дезориентировать, понимая, какие гаммы работают с какими клавишами.
С Имея это в виду, мы создали шпаргалку; тональность и искатель шкалы, которые можно использовать снова и снова.
Воспроизведение джазовых гамм в других тональностях
You don’t have to play these scales in C. You can play them in other keys too.
Если вы гитарист, это так же просто, как изменить корневую ноту на нижней струне E.
Например, чтобы сыграть гамму в тональности A, вам нужно просто начать с 5-го лада нижней струны E (6-я струна).
Или, если вы хотите сыграть любую из этих гамм в тональности Eb, вы переместите формы гаммы на 11-й лад.
Вот список всех нот на нижнем E струны, попробуйте сыграть следующие гаммы во всех 12 тональностях:
- Основная гамма.
- Лидийская гамма.
- Доминантная гамма 7.
- Дорическая шкала.
- Эолова шкала.
- Гармоническая минорная шкала.
Если вы не играете на гитаре, это немного сложнее!
Чтобы выяснить, какие гаммы находятся в других тональностях.
- Вам нужно подумать об отношениях интервалов в гамме.
Например, если вы играете на мажорной гамме, интервалы будут :
- Корень.
- Майор 2-й.
- Major 3rd.
- Идеальная четвертая.
- Идеальная пятая.
- Майор шестой.
- Мажорная седьмая.
Эта формула работает для ВСЕХ мажорных гамм, все, что вам нужно сделать, это изменить основную ноту, затем вы можете играть гамму в любой тональности.
Сложность здесь заключается в том, чтобы подумать о том, каковы другие интервалы в гамме по отношению к основной ноте.
Это действительно работает для других гамм, вам просто нужно знать, в каких интервалах находятся каждая гамма.
Зачем мне нужно знать джазовые гаммы?
Джазовые гаммы невероятно полезны по многим причинам. Основная причина, по которой вы должны изучать джазовые гаммы:
- Станьте лучшим импровизатором.
- Улучшите свои теоретические знания.
Джазовая импровизация
Практически ВСЯ джазовая музыка содержит импровизацию. Невозможно импровизировать, не зная джазовых гамм.
Теория джаза
Еще одна причина, по которой вам нужно знать, — это джазовые гаммы, чтобы помочь в вашей теории. Когда дело доходит до теории, джаз может быть довольно сложным предметом. Однако весы могут быть забавными и практичными.
Если вы узнаете о весах больше, они помогут вам в теоретических знаниях. Это сделает вас лучшим джазовым музыкантом.
Источник
Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — введение
Цель уроков — научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре, основное внимание сконцентрировано на технике левой руки. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, расчленять текст на гармонические комплексы, понимая их взаимодействие, зная типичные формы такого взаимодействия — уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах. Главный акцент сделан на аппликатурных особенностях джазовой гармонии.
Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах
В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.
Таблица септаккордов
Прогрессивная аппликатура аккордов
Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.
Аккорды в открытой позиции
Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние — с тоникой на пятой струне
Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.
Септаккорды на ступенях мажорного ряда
В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой
Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.
Способы игры мажорной гаммы септаккордами
Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития гитариста.
Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка — V лад грифа
Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.
Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности — гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей — 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.
Диатонические модели строятся на основных ступенях лада
Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов — это придает игре осмысленность.
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором — наоборот, вначале происходит на пятой, а потом — на шестой.
Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.
Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.
Источник