Джазовый самоучитель для гитары

Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре

От автора: За последнее время у профессионалов и любителей музыки в нашей стране существенно возрос интерес к джазу: резко увеличился его»удельный вес» в общем музыкальном потоке, расширилась слушательская аудитория, заметна даже некоторая переоценка взглядов в пользу джаза среди поклонников рока. Все это делает ненужными оправдания актуальности и своевременности изданий всевозможных теоретических трудов по джазу.
Предлагаемая работа посвящена вопросам джазовой импровизации, поскольку именно ей в джазе принадлежит особая роль как одному из структурных компонентов.

Еще для гитаристов и гитаристок на ИнфаНата:
Учись аккомпанировать на гитаре
Аранжировка
Самоучитель игры на гитаре
Руководство по игре на электрогитаре
Техника игры медиатором
Легкие пьесы для гитары
Сборник для бас-гитаристов. Часть 1
Сборник для бас-гитаристов. Часть 2
Слэп-техника
Рок-импровизация
Музыкальный компьютер для гитариста

Источник

Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.

Гитара в джазе. Общая информация

В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.

Читайте также:  Омский завод пианино иртыш

Как играть джаз на гитаре

На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.

Как научиться играть джаз

Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.

Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.

Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?

Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.

Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.

Джазовая последовательность аккордов

В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.

Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.

Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:

Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7

Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:

Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре

Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре

Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады

Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:

Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:

Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:

Помимо синкопы, многие джазисты пользуются задержками – когда даже внутри синкопы аккорды играются только на 2 и 4 удар метронома – также в слабую долю, но уже со смещением:

Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:

Джазовые аккорды на гитаре

В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.

Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.

Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.

Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.

Пример 1

Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:

Пример 2

Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:

Пример 3

Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:

Пример 4

Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:

Пример 5

Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:

Пример 6

Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:

Джазовые обозначения

Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.

Знак Что означает
Δ, maj, ma Большая септима в септаккорде
M, min Минор
°, dim Уменьшенный аккорд
Ø Малый уменьшенный аккорд
Aug Увеличенный аккорд
7 Доминантовый септаккорд
Add Добавление ступени
Sus Замена ступени
Omit Пропуск ступени
-, бемоль Понижение ноты
+, диез Повышение ноты

Таблица джазовых аккордов

Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.

Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)

Советы и заключение

Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.

Источник

Уроки джаза

В этой категории собраны гитарные уроки джаза и интересные публикации на тему джаза. Лучшие джазовые гитаристы поделятся с Вами советами, рекомендациями и гитарными уроками в стиле джаз. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле джаз, подписывайтесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

    Три основных аккордовых линии соло в джаз-гитаре

    Сегодня мы разберем особенности солирования на фоне трех основных джазовых прогрессий. Так вы сможете, наконец, разобраться, как применять теоретические знания об аккордах на практике.

    4 696
    1
    Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов

    Урок для электрогитары. Ноты и табулатура соло на фоне джазово-блюзовых аккордов.

    3 337
    0
    Ральф Таунер и двенадцать нейлоновых струн

    В этом уроке разберем 5 джазовых упражнений для двенадцатиструнной гитары от гитариста Ральфа Таунера.

    1 022
    0
    Соло в стиле СРВ, Беттса и Пейджа – отличное дополнение к классике джаза шестидесятых годов — видео

    В этом уроке представлены несколько первоклассных фраз, которые можно играть на фоне аккордовой последовательности классической джазовой композиции шестидесятых годов “Song for My Father” Хораса Сильвера.

    1 314
    0
    Джазовые трюки: Как играть «Honeysuckle Rose»

    Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды.

    2 073
    3
    О джазовых «хендриксовских» аккордах

    Сегодня мы поговорим о том, как аккорд Хендрикса применить в джазовом контексте. При этом будем менять его форму, чтобы сделать его звучание более джазовым.

    23 915
    3
    Как легко и быстро освоить все семь ладов?

    Сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг.

    85 364
    26
    Как внести разнообразие в джазово-блюзовые соло

    Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять аккорды, построенные на квартах, в блюзовую прогрессию. Это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.

    3 469
    2
    Как победить прогрессию ii-V с помощью гаммы из девяти нот

    Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне – обязательный навык. В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.

    9 754
    1
    Знакомство с джазовой гитарой

    Урок джазовой гитары от Джона Хьюзенстамма. Он предлагает нам построение различных вариаций мелодий на основе С мажора.

    7 863
    0
    Уроки джаза: как играть аккорды 7#11

    Один из наиболее распространенных аккордов в джазе, который встречается новичкам – это аккорд 7#11. В этом уроке мы рассмотрим основные примеры его использования.

    2 117
    1
    Импровизация и соло

    Несколько важных моментов для тех, кто хочет научиться импровизировать при исполнении соло-партий.

    1 912
    0
    Тритоновая замена

    Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента.

    10 525
    1
    Играем «Grace Under Pressure»

    «You Bet» — это первая композиция с альбома «Grace Under Pressure», который Джон Скофилд записал вместе с гитаристом Биллом Фризеллом, басистом Чарли Хейденом и барабанщиком Джои Бэроном. В Ех.1 представлена тема композиции.

    849
    0
    Хроматическое сумасшествие Скофилда

    Хочу познакомить Вас со Скофилдом. Скофилд сочинил эту тему на гиперфанковый ритм композиции «What It Is». Она повторяется 6 раз, причем в большинстве случаев дублируется флейтой.

    2 517
    0
    Урок Майка Стерна

    С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием «Блюз-роковый Бибоп». В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.

    1 307
    0
    Блюз-роковый бибоп

    Участие Майкла Стерна в триумфальном возвращении на сцену состава Майлса Дэвиса в начале 80-х вызвало восторг музыкантов и полное непонимание джазовых критиков.

    1 656
    1
    Боп-энд-ролл

    В сегодняшнем уроке хотелось бы поговорить о таком малоизвестном направлении как боп-энд-ролл. Основоположником этого стиля по праву можно считать Майка Стерна. Элементы фанка, рока и блюза свидетельствуют о том, что Хендрикс, Бек и Стиви Рэй Воэн оказали на Стерна не меньшее влияние, чем Колтрейн и Монтгомери.

    782
    0
    Уроки от Эла Ди Меолы

    Мы продолжаем изучение уроков Эла Ди Меолы. Чик Кориа дал старт карьере Ди Меолы, когда пригласил совсем молодого гитариста в свой состав «Return To Forever».

    1 049
    0
    Уроки Эла Ди Меолы

    Гитарист-виртуоз Эл Ди Меола и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке.

    1 538
    2
    Путешествие по струне

    Основные аспекты музыкальности. Развитие музыкального, а не сухого и пресного исполнения произведений. Советы и рекомендации.

    1 180
    3
    Импровизация Пэта Метини

    Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини. Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством.

    2 255
    0
    Уроки Джона Маклафлина

    В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством.

    2 371
    0
    Мир вдохновения Джона Маклафлина

    Уроки и упражнения Джона Маклафлина. Он одинаково уверенно чувствует себя как в акустической, так и в электрической музыкальной обстановке.

    1 514
    2
    Легенды Джаз-рока

    Мы продолжаем знакомиться с джазом и вспомним еще несколько легенд Джаз-рока. А именно такого гитариста, как Джефф Бек.

    1 269
    3
    Про джаз-рок

    Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. О появлении нового стиля в музыки мы и поговорим в данной статье.

    1 686
    3
    Музыка ночи

    Интересная статья на тему появления, становления и нынешнего состояния джаза.

    814
    3
    По ноткам джаза

    Джаз — это уникальное музыкальное направление. Если Вы только знакомитесь с джазом, почитайте эту статью.

    1 219
    3
    Электрогитара в джазе

    Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью.

    3 048
    2
    В ритме босанова

    Босанова – наиболее сложная и рафинированная интерпретация самбы, бальзам для ушей и ритм, который каждого заставить поднять свой зад с удобного кресла и выбежать на танцпол.

    3 042
    3
    Acid Jazz

    Впервые слышите про Acid Jazz? Тогда эта статья для Вас. Это особая разновидность джаза, более подробно читайте в этом уроке.

    1 056
    2
    Введение в джаз

    В этом разделе представлены уроки Джаза. Вступительный урок для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре в стиле джаз.

    Источник

    Оцените статью