- Век, создавший гитару
- На кого рассчитана книга
- О чем идет речь в книге
- Особенности российского издания
- Участники проекта «Век создавший гитару»
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Уникальная книга-альбом по истории гитары в Европе и России в XIX веке — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Уникальная книга-альбом по истории гитары в Европе и России в XIX веке Оценка:
- #1 early_guitar
- Век, создавший гитару. История гитары. XIX век
- Описание книги
Век, создавший гитару
«16 января 2006 года в Музыкальной комнате Королевского павильона города Брайтон (Великобритания) состоялся уникальный концерт, на котором произведения Сора, Тарреги, Ферандьере, Агуадо и других были исполнены на гитарах XIX века – современниках сочинений». Так начинается одна из глав книги английского исследователя и коллекционера гитар, руководителя британского Музея гитары Джеймса Вестбрука.
Восемь лет спустя, 8 марта 2014 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится не менее уникальный концерт, посвященный уже русскому выпуску книги «Век, создавший гитару». Этот проект – не только перевод, но, скорее, полноценное переиздание исследования Вестбрука, которое также увенчалось концертом-иллюстрацией. Среди зрителей в Рахманиновском был и сам Вестбрук.
На кого рассчитана книга
При первом знакомстве с 240-страничным русским изданием кажется, что это тяжелый, качественно напечатанный художественный альбом. На каждом развороте находится одна или несколько детальных иллюстраций – это могут быть фотографии исторических инструментов, или схема правильного распила бревна для изготовления красивой задней деки, или даже рентгеновские (!) снимки некоторых бесценных гитар. Такую книгу приятно держать на столике в гостиной, где-то рядом с потрепанными альбомами импрессионистов или подшивкой New Yorker. Отметим прекрасную верстку – современную и крайне читабельную; куда бы ни упал взгляд, глаз впивается в текст.
«Век, создавший гитару» должен быть в коллекции любого гитариста – не только потому, что в России давно не выходили книги гитарно-исторической тематики (Вольман, согласитесь, устарел); это и «статусное» издание, и подробное повествование о становлении гитары, и дотошный справочник с указателями имен и терминов и подробными ТТХ исследуемых инструментов. Подписаны не только сами гитары и персонажи; перечислены породы дерева, сканы которых украшают шмуцтитулы (развороты в начале каждого раздела), и даже производители шрифтов, которыми набран текст.
О чем идет речь в книге
Текст повествования по-британски сдержан (то есть, не в стиле «Каравана историй»; напоминает, скорее, Питера Акройда). Английский подзаголовок книги передает краткое содержание: «От рождения шестиструнной гитары до смерти Тарреги». На русский это лаконично переведено как «История гитары. XIX век» (причина станет понятна ниже, в описании особенностей российского издания).
Мы так и не узнаем, какую гитару можно считать действительно первой шестиструнной. Существует несколько инструментов, которые претендуют на это звание, и, наверняка, еще сколько-то пылятся по чердакам или запасникам музеев. Но если эти гитары не востребованы, значит, за две сотни лет их звук не привлек к себе внимания, тогда как действительно исторической ценностью обладают звучащие, «боевые» инструменты. Именно на них делает акцент Джеймс Вестбрук.
Обложка книги «Век, создавший гитару»
За небольшим экскурсом в инструменты XVIII века следует рассказ об итальянской школе гитаростроения. Подробно рассказано о династиях лютьеров Виначчиа и Фабрикаторе. Инструмент развивался (вместе и) во многом благодаря музыке, которую для него писали; мы знакомимся с композиторами и исполнителями – Ферандьере, Моретти. Испания не остается в стороне от восточного соседа: свои шестиструнные гитары там делают братья Пахес, а музыку пишут и исполняют, помимо прочих, Дионисио Агуадо и Фернандо Сор. Благодаря им гитара становится признанным сольным инструментом. Считается, что Агуадо изобрел специальную подставку для гитары, которую назвал триподисон, а вместе с французским гитарным мастером Рене Лакотом они создали конструкцию гитары с двойной декой. (Кстати, именно розетка гитары Лакота украсила обложку и стала логотипом русского издания «Века, создавшего гитару».)
Десятки страниц далее посвящены европейской эволюции гитары, архитектурным экспериментам с деревом, пружинами, механикой и отделкой. Интересен рассказ о том, как гитара попала в Новый свет – ее туда привез испанец Антонио Уэрта, которого из-за этого стали называть «Колумбом гитары». Вскоре и в Америке появляются гитарные мануфактуры: главную из них основал переехавший туда немец Кристиан Фредерик Мартин (C.F. Martin), ученик австрийского мастера Иоганна Георга Штауффера. Последний тесно сотрудничал с итальянским композитором, гитаристом и также гитарным мастером Луиджи Леньяни.
Это был золотой век гитары. Еще через пару дюжин имен мы переходим к Антонио де Торресу, инноватору, гитарному мастеру, у которого не было учеников в традиционном смысле. Но его учениками можно считать все последующие поколения лютьеров – ведь именно Торрес первым увеличил корпус и создал классическую, референсную архитектуру шестиструнной гитары, какой мы ее знаем сегодня.
Исторический обзор завершается рассказом о Франсиско Тарреге и его окружении – и тут начинается практически «Караван историй», вот, например: «…[доктор Леки] исполнил всего одну пьесу, марш, и ему аплодировали. Во-первых, потому, что, если английский джентльмен играет на гитаре, это уже достойно аплодисментов. Его темперамент таков, что к концу произведения он порвал все струны и запустил подставкой для ног в слушателей». (– Что вы говорили про Хендрикса. )
Следующая часть книги посвящена девяти историческим гитарам – их описания и портреты занимают по несколько страниц. Мы знакомимся с инструментами авторства Батиста Фабрикаторе 1798 года (это один из самых древних инструментов с шестью одинарными струнами), Хуана Пахеса 1802 года (шестихорный инструмент – то есть, с шестью сдвоенными струнами), Луиса Панормо 1828 года (к слову, зятем Панормо был «Колумб»-Уэрта), Дженнаро Фабрикаторе 1830 года, Рена Лакота – тоже 1830 года (вероятно, этот инструмент принадлежал Агуадо или кому-то из его учеников), а также с гитарами работы Иоганна Георга Штауфера 1830-х годов (которая долгое время хранилась в пыльном лондонском чулане), Кристиана Фредерика Мартина около 1833 года выпуска (то есть, сразу после его переезда в США), Шарля Буланжье около 1880 года выпуска, и, наконец, гитарой Антонио де Торреса 1889 года. Примечательно, что этот «Торрес» изготовлен из очень дешевых материалов, вероятно, из дверцы какого-нибудь старого шкафа, что не мешает ему быть одним из ценнейших инструментов в этой коллекции.
За «каталожной» частью следуют сводные таблицы – для самых любопытных читателей и для гитарных маньяков. Перечисляются и сравниваются все возможные характеристики «великолепной девятки», особенности их конструкции и отделки, несколько страниц посвящены дендрохронологическому анализу, которому подверглась каждая из гитар.
Особенности российского издания
Как известно, шести- и семиструнная гитары в русской традиции развивались параллельно, оставаясь при этом разными и даже конкурирующими инструментами и школами. Поэтому рассказ о золотом веке гитары для российского читателя был бы неполным без главы о происхождении и развитии русской семиструнной гитары, которую специально для проекта «Век, создавший гитару» написал гитарист и музыковед Олег Тимофеев.
Из нее мы узнаем, что «русская гитара» имеет вполне европейские корни. Музыку, определявшую развитие инструмента, писали русский чех Андрей Сихра, а затем его петербургские ученики Аксенов, Морков и Александров, «внучатый» ученик – Михаил Высотский и многие другие. Замечательные инструменты в России XIX века делали мастера Иван Батов, Иван Краснощеков, Михаил Ерошкин, авторство нескольких коллекционных «семиструнок» доподлинно не установлено. Семиструнная гитара развивалась в то время крайне естественно и была и сольным, и ансамблевым, и аккомпанирующим инструментом. Восемнадцать страниц текста Олега Тимофеева погружают нас в «обстоятельства места».
Участники проекта «Век создавший гитару»
Автор перевода и издания книги на русском языке и руководитель проекта концерта в Рахманиновском зале – Елена Яковлева, выпускница Высшей школы экономики и Kingston Business School. Работа над проектом длилась около четырех лет. Книга вышла в издательстве «Классика-XXI» в 2012 году тиражом 1000 экземпляров. В книгу вложен компакт-диск «Звучание исторических инструментов», на котором музыку авторов XIX века исполняют Ульрих Ведемайер, Пол Грегори и Таро Такеучи. В концерте «Век, создавший гитару» в Рахманиновском зале принимали участие гитаристы Артем Дервоед и Татьяна Куренчакова.
Источник
Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Уникальная книга-альбом по истории гитары в Европе и России в XIX веке — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- >Гитарная жизнь
- >Это интересно!
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 2 Страниц
- 1
- 2
- →
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Уникальная книга-альбом по истории гитары в Европе и России в XIX веке Оценка: 



#1
early_guitar
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 17
- Регистрация: 24 Январь 13
Дж. Вестбрук. «Век, создавший гитару: история гитары XIX век».
Первое и единственное на русском языке иллюстрированное издание, посвященное истории гитары, жизни и творчеству мастеров струнных инструментов, композиторов и величайших гитаристов XIX века — Д. Агуадо, Х. Аркаса, Ф. Тарреги, А. Уэрты, Ф. Сора, М. Джулиани, А. де Торреса, Э. Лапревотта, Л. Леньяни, Ф. Пельцера, И. Г. Штауффера, К. Ф. Мартина, мадам Сидней Праттен и многих других.
Основные этапы развития гитарного искусства — от рождения шестиструнной гитары до начала XX века — на примерах работ мастеров английской, испанской, итальянской, немецкой (венской) и французской школ.
Каталог гитар работы Дж. Б. Фабрикаторе, Х. Пахеса, Л. Панормо, Дж. Фабрикаторе, Р. Лакота, И. Г. Штауффера, К. Ф. Мартина, Ш. Буланжье, А. де Торреса. Каждому инструменту посвящен раздел, детально описывающий:
• приемы работы мастера;
• в нешнюю отделку и технологии создания ее элементов;
• материалы, выбранные мастером для изготовления гитары;
• конструкцию гитары, в т. ч. с использованием уникальных фотографии, сделанных с помощью рентгеновского излучения;
• процесс реставрации гитары.
Традиции нотных изданий Европы в XIX веке. Возможности применения дендрохронологического анализа для определения возраста дерева и подлинности инструмента.
История русской семиструнной гитары в XIX веке и репертуаре для нее, в главе, специально подготовленной гитаристом и музыковедом О. Тимофеевым для издания на русском языке.
Книга дополнена компакт-диском: произведения Ф. Сора, Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Ферандьере, Л. Леньяни, Дж.А. Нюске и других композиторов XIX века исполняются на гитарах, представленных в каталоге книги.
Это уникальная возможность услышать подлинный звук оригинальных исторических гитар в исполнении П. Грегори, У. Ведемайера, Т. Такеучи, а также самостоятельно установить взаимосвязь между конструктивно- стилистическими и тембровыми характеристиками инструментов основных европейских школ.
240 страниц, 75 минут звучания компакт- диска, более 200 цветных и черно-белых иллюстраций, обширный справочный аппарат.
Фотографии книги-альбома, отзывы о книге и дополнительная информация: http://www.facebook. riaGitaryXixVek
Буду рада любым вопросам, пишите в личку!
Источник
Век, создавший гитару. История гитары. XIX век
Описание книги
Первое и единственное на русском языке иллюстрированное издание, посвященное истории гитары, жизни и творчеству мастеров струнных инструментов, композиторов и величайших гитаристов XIX века — Д.Агуадо, X.Аркаса, Ф.Тарреги, А.Уэрты, Ф.Сора, М.Джулиани, А. де Торреса, Э.Лапревотта, Л.Леньяни, Ф.Пельцера, И.Г.Штауффера, К.Ф.Мартина, мадам Сидней Праттен и многих других. Историческая глава рассказывает об основных этапах развития гитарного искусства — от рождения шестиструнной гитары до начала XX.
Первое и единственное на русском языке иллюстрированное издание, посвященное истории гитары, жизни и творчеству мастеров струнных инструментов, композиторов и величайших гитаристов XIX века — Д.Агуадо, X.Аркаса, Ф.Тарреги, А.Уэрты, Ф.Сора, М.Джулиани, А. де Торреса, Э.Лапревотта, Л.Леньяни, Ф.Пельцера, И.Г.Штауффера, К.Ф.Мартина, мадам Сидней Праттен и многих других.
Историческая глава рассказывает об основных этапах развития гитарного искусства — от рождения шестиструнной гитары до начала XX века — на примерах работ мастеров английской, испанской, итальянской, немецкой (венской) и французской школ. Кроме того, приводятся сведения о традиции нотных изданий Европы в XIX веке, а также о возможностях применения дендрохронологического анализа для определения возраста дерева и подлинности инструмента.
Каталожному описанию гитар работы Дж.Б.Фабрикаторе, X.Пахеса, Л.Панормо, Дж.Фабрикаторе, Р.Лакота, И.Г.Штауффера, К.Ф.Мартина, Ш.Буланжье, А. де Торреса посвящена глава «Выдающиеся примеры гитарного искусства и мастерства XIX века». Описание каждого инструмента содержит сведения о конструкции и использованных материалах, внешней отделке, приемах работы мастера, а также о процессе реставрации. Среди фотографий гитар — уникальные снимки, сделанные с помощью рентгеновского излучения, позволившие ответить на вопросы о скрытых конструктивных особенностях инструментов.
Глава, написанная гитаристом и музыковедом О.Тимофеевым специально для русского издания, рассказывает об истории русской семиструнной гитары в XIX веке и репертуаре для нее.
Книга содержит более 200 цветных и черно-белых иллюстраций, обширный справочный аппарат и уникальное дополнение — компакт-диск, на котором произведения Ф.Сора, Д.Агуадо, М.Джулиани, Ф.Ферандьере, Л.Леньяни, Дж.А.Нюске и других композиторов XIX века исполняются на гитарах, представленных в книге. Книга «Век, создавший гитару. История гитары. XIX век» автора Джеймс Вестбрук оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
Источник