Джимми хендрикс ноты для гитары

Рок импровизация >Сила гитары: «Другой» аккорд Хендрикса

Встречайте! Незаслуженно забытый аккорд типа sus2, который так часто встречается в композициях Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Этот аккорд, именуемый также «хендриксовским аккордом», является, пожалуй, одним из самых важных новшеств, оставленных нам Джими Хендриксом.

Аккорд E7#9, конечно, существовал и до того момента, как Хендрикс вставил его в свою композицию «Purple Haze». Им активно пользовались джазовые и R&B-гитаристы, а Beatles даже снабдили им свою “Taxman”. Но особый подход Хендрикса к его исполнению вдохновил целые поколения гитаристов, играющих в самых разных стилях.

В Примере 1 представлена самая распространенная аппликатура «хендриксовского аккорда», хотя сам Хендрикс и другие гитаристы часто пользовались и другой (см. Пример 2 ).

Обратите внимание на то, что #9 является энгармоническим эквивалентом малой терции, поэтому этот аккорд можно рассматривать, как удобную аппликатуру, включающую в себя тонику, пониженную седьмую ступень, а также малую и большую терции.

Благодаря такой мажорно-минорной двойственности, этот аккорд прекрасно подходит для блюза, а использование его в качестве замены аккорду V в той или иной тональности значительно облегчает жизнь джазовым гитаристам (Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) часто поступал именно так).

Об аккорде 7#9 и о том, что делал с ним Джими, сказано и написано уже очень много, а вот интересную хендриксовскую аппликатуру вида sus2 (см. Пример 3 ) часто незаслуженно обходят вниманием.

Читайте также:  Ноты аллилуйя московский напев

Играть этот аккорд нужно в «хендриксовском» стиле, то есть зажать большим пальцем шестую струну, безымянным пальцем — четвертую струну, указательным пальцем — вторую струну, а мизинцем — первую струну.

Пятую струну следует приглушить кончиками большого и безымянного пальцев, а третью струну — безымянным пальцем и кончиком указательного.

Это аккорд sus, поэтому в его состав не входит терция. Значит, его можно смещать в рамках тональности, сохраняя при этом аппликатуру. Джими часто делал слайд на этом аккорде (например, в композициях “Castles Made of Sand” и “Little Wing”), что еще сильнее подчеркивало его открытое, «воздушное» звучание.

Пример 4 — это фраза в духе Хендрикса, демонстрирующая всю многогранность этого аккорда.

Здорово то, что его аппликатура значительно облегчает глушение третьей струны, а когда вы сдвигаете аккорд, можете дать ей прозвучать.

В Примере 5 показано несколько позиций этого аккорда, в которых он звучит особенно хорошо за счет открытой третьей струны. Попробуйте поискать также и другие выгодные положения.

Как и всегда, советую вам хорошенько отработать то, о чем мы сегодня говорили, и приступать к экспериментам. Удачи! А если Вам понравился урок и Вы до сих пор не подписаны на Гитаршколу, и при этом Вы еще хотите научиться играть на гитаре, то обязательно подписывайтесь на нашу ежедневную рассылку.

Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре.

Источник

Хендрикс-аккорд («Hendrix Chord»)

Есть аккорд, названный в честь Джими Хендрикса. Это «грязный», «блюзовый», «яркий» и «неистовый» E7♯9.

Аккорд 7♯9 — это расширенный доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд) с альтерированной (повышенной) ноной. Эта аккордовая форма получила свое название, будучи фаворитом Хендрикса, который фактически и «популяризовал» его использование в мэйнстриме рок-музыки.

Хендрикс построил свой хит «Purple Haze» 1967 года вокруг этого аккорда, и можно утверждать, что «Purple Haze» во многом обязан своей звуковой индивидуальностью именно этому аккорду. В данном случае автор выбрал более красочный аккорд E7♯9, в отличие от возможных на его месте, но более простых E или E7.

Видео: «The Jimi Hendrix Experience — Purple Haze (Live at the Atlanta Pop Festival)» .

Этот аккорд также присутствует в «Foxey Lady», которая появилась вместе с «Purple Haze» в американской версии знаменитого дебютного альбома Хендрикса 1967 года «Are You Experienced». Позже Хендрикс также использовал этот аккорд в живых версиях «Voodoo Child (Slight Return)».

Примечательность этого аккорда заключается в том, что, как и блюзовая гамма, из которой он получен, он одновременно является мажорным и минорным, то есть включает в себя как мажорную (большую), так и минорную (малую) терцию. Иногда говорят, что это малый мажорный септаккорд с расщеплённой терцией.

Как правило, эти две ноты, звучащие одновременно, создают естественный неприятный диссонанс, но аппликатура именно этого аккорда располагает эти две ноты достаточно далеко друг от друга, а также включает в себя достаточно много основных тонов (и септиму), чтобы создать в результате весьма интересное и не такое уж неприятное звучание. Как ни странно, этот аккорд вполне может послужить тоническим аккордом , например, в акустическом блюзе.

Рассмотрим аппликатуру этого аккорда на иллюстрации выше, от низких струн к высоким:

  • Открытый низкий E (основной тон).
  • Средний палец на седьмом ладу пятой струны (Е на октаву выше).
  • Указательный палец на шестом ладу четвёртой струны (G♯, который является большой терцией).
  • Безымянный палец на седьмом ладу третьей струны (D, который является малой септимой).
  • Мизинец на восьмом ладу второй струны («ключевой» звук G, который является малой терцией).
  • Открытый высокий E (основной тон).

Неважно, проводите ли вы по струнам сверху или снизу, звучание сработает в любом случае, и это совсем несложно сыграть.

Хендрикс ни в коем случае не был первым гитаристом, который использовал аккорд 7♯9, поскольку усложнённые доминантсептаккорды использовались в джазе в течение многих лет.

Этот аккорд появляется в 1945 году в популярном стандарте «All the Things You Are» в аранжировке Dizzy Gillespie и Charlie Parker, в конце 1950-х годов — в хард-бопе у John Coltrane («Blue Train», 1957), а также в хитах R&B, таких как «Hold It» Bill Doggett 1958 года. Великий Wes Montgomery использовал его в «Four on Six» на «The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery» (1960).

Даже в рок- и поп-музыке аккорд 7♯9 появился на нескольких записях ещё до того, как «Purple Haze» вызвал стремительный взлёт Хендрикса. Это включает The Beatles, которые использовали его в 1966 году в заглавной композиции альбома «Revolver» — «Taxman» (в форме D7♯9), а также Cream, которые использовали его в 1966 году в песне «I Feel Free» (в форме E7♯9) на альбоме «Fresh Cream».

Впоследствии Хендрикс-аккорд стал довольно повсеместным в рок- и поп-музыке, вплоть до сегодняшнего дня. Его можно услышать сквозь десятилетия, например, в песнях таких артистов, как Steely Dan («Kid Charlemagne», 1976), Pixies («Here Comes Your Man», 1989) или Muse («Hyper Music», 2001).

Независимо от того, кто это играет или что это за песня, доминантовый аккорд 7♯9 обязательно вызывает одну и ту же реакцию: «О, круто! Хендрикс-аккорд…»

Источник

Джими Хендрикс и его гитары

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) является легендарным гитаристом-виртуозом 20 века. Родился он в штате Вашингтон в городе Сиэтл 27 ноября 1942 года.
Благодаря этому человеку гитарное мастерство было возведено в ранг высочайшего искусства. Овладевать гитарой Джими начал достаточно рано, причем обучался он самостоятельно. Будучи школьником Хендрикс играл с местными R&B группами. Высшего образования у него не было, вместо этого он служил в армии, неся парашютно-десантную службу. Там гитарист познакомился с басистом Билли Кокс. Вместе они основали группу King Kasuals. В 1962 году в июле Хендрикс был демобилизован из-за травмы в правой лодыжке.

На этом этапе музыка стала главным смыслом жизни. Он начал сопровождать различные популярные на тот момент группы в качестве концертного гитариста. В связи с этим было приобретено немалое количество опыта, который пригодился во время сольной карьеры. Джими Хендрикс в 1965 основался в Нью-Йорке. Там он создал группу под названием Rainflowers (позже ее переименовали в Jimmy James and the Blue Flames). Позже он познакомился с бас-гитаристом Чэс Чендлером. Он повлиял на то, чтобы Джими уехал жить в Лондон и начал собственную сольную карьеру. Бас-гитарист нашел ему музыкантов, так образовалась группа The Jimi Hendrix Experience. Уже с первыми выступлениями группа приобрела большую популярность.

The Jimi Hendrix Experience

Стилем группы был блюз-рок, но благодаря многочисленным экспериментам Джимми Хендрикса стиль трансформировался в хард-рок с элементами психоделик-рок. Но больше всего поклонники восхищались виртуозной игре гитариста, поскольку он творил немыслимые вещи. Огромное мастерство Джими было доказано в его первом альбоме ‘Are You Experienced’. Этот альбом стал поистине хитом.

Во время гастролей с музыкантом нередко случались неприятные истории (он оказывался в больнице с ожогами рук после поджога гитары, попадал в тюрьму из-за погромов). Этому содействовало злоупотребление наркотиками и алкоголем. После гастролей по Европе группа поехала в США, где был записан самый великий рок-альбом всех времен ‘Electric Ladyland’. В альбоме все песни отличаются жанром, там присутствует блюз, эпическая баллада, рок-н-ролл, психоделик, хард-рок.

Из-за конфронтации со звукозаписывающими студиями Джими создает свою студию. Спустя некоторое время группа распадается. Так как музыкант мечтал принять участие в фестивале на Вудстоке, он образовал новую группу ‘Gypsy Sun and Rainbows’. Их существование длилось недолго, вместо этой команды появилось трио ‘Band of Gypsys’.

Band of Gypsys

Последнее выступление гитариста было в 1970 году 6 сентября на немецком фестивале. Выступление не было удачным, поскольку он играл новые песни, а не старые. Через 12 дней Джими нашли мертвым в лондонском отеле. Похоронен виртуоз был в штате Вашингтон. Хоть его жизнь и была непродолжительной, он сделал очень многое для развития музыки в 20 веке. Его творческое наследие является бесценным. Записи постоянно переиздаются, количество тиражей не поддается подсчетам. Хендрикс был не только талантливым музыкантом, но и настоящим шоуменом. Своими зрелищами он каждый раз поражал своих фанатов – Джими разбивал гитары, топтал их, поджигал.

Гитары Джими Хендрикса

Самой любимой гитарой данного виртуоза, на которой он играл на многих концертах, является Fender Stratocaster Sunburst.

Также музыкантом использовались гитары Gibson SG и Gibson Flying V (для медленных блюзов), как на концертах, так и во время записи альбомов.

Джимми Хендрикс с гитарой Gibson SG

Но для студии в основном он брал гитару Stratocaster белого цвета с палисандровой накладкой.

Иногда виртуоз играл на Gibson Les Paul Custom Black Beuty. А вот первыми гитарами Джимми Хендрикса были Silvertone U1, Silvertone Shorthorn, Epiphone, Martin D-45.

Источник

Ритм-гитара >Джо Сатриани о подходе Джими Хендрикса к ритм-партиям в стиле R&B

Если вы хотите стать хорошим гитаристом, вам нужно много работать над техникой игры ритм-партий.

В процессе обучения игре на гитаре этому аспекту обычно уделяется недостаточно внимания. Возможно, просто потому что играть ритм значительно сложнее, чем играть соло.

Все гитаристы любят тренировать фразы, соло и гаммы днями напролет, а вот ритм часто страдает.

Мой подход к ритм-партиям во многом определила музыка Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Джими в свою очередь учился у R&B- и соул-гитаристов, таких как Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield), Айк Тернер (Ike Turner) и Стив Кроппер (Steve Cropper). Послушайте, например, его “Castles Made of Sand”, “Little Wing” или “Bold As Love”, и вы поймете, насколько высок был его уровень как ритм-гитариста.

Рассмотрим конкретный пример. Пусть это будет прогрессия E — C — A, которую мы хотим украсить небольшими связующими пассажами. Хороший вариант — взять за основу мажорную пентатонику и применить ее элементы к каждому аккорду.

Посмотрите на РИС. 1 . Указательным пальцем берем баррэ на девятом ладу третьей, четвертой и пятой струн, а безымянным пальцем делаем хаммер-он на одиннадцатый лад четвертой и пятой струн, что дает нам звучание E/G# с небольшим отступлением к A/C#.

Акцентируемые ноты в данном случае — это секунда, терция, квинта и секста аккорда Е, и все эти интервалы входят в пентатоническую гамму Е мажор, как показано на РИС. 2 . Именно этими нотами я и пользуюсь, импровизируя на фоне аккорда Е.

Перейдя к аккорду С, я переключаюсь на ноты пентатоники С мажор (C D E G A), чтобы создать двухнотные гармонии, подчеркивающие звучание С мажора. Тот же подход можно применить и к аккорду А: играть ноты пентатоники А мажор в виде гармонизованных пар (см. такты 1 и 2 на РИС. 4 ). В такте 3 я вновь перехожу к Е и смещаюсь в сторону нижней части грифа. Затем я возвращаюсь в девятую позицию (см. РИС. 1).

Такт 5 предполагает возвращение к С и более аккордовый подход к обыгрыванию аккорда С на основе пентатоники С мажор. Переходя к аккорду А в такте 6, я играю мелодическую линию из одиночных нот пентатоники А мажор, а в тактах 7 и 8 я обыгрываю аккорд Е гармонизованными парами нот пентатоники Е мажор.

А что, если аккорды прогрессии меняются еще чаще? Посмотрите на РИС. 5 . Здесь на аккорд Е приходятся две доли, на аккорд С тоже две доли, а на аккорд А целый такт (четыре доли). Хорошо отработав эти фигуры, начинайте экспериментировать. Этот подход откроет вам огромное количество новых путей создания интересных ритм-партий!

Источник

Оцените статью