Джимми хендрикс перевернутая гитара
Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.
Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.
Час Чандлер крайний справа
Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе The Animals, который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы «The Jimi Hendrix Experience» под названием «Are You Experienced?» , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.
Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.
Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.
Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro, красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire — инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender, с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo-Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster.
Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster, который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster, на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst. Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V, Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.
Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона
Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.
Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.
За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat, выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту — The Jimi Hendrix Stratocaster.
Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно — American Vintage‘ 65. Корпус так же как у Voodoo-Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.
Источник
Огонь, иди со мной. Как Джими Хендрикс поджег гитару и стал символом рок-н-ролла
31 марта 1967 года во время выступления в переоборудованном лондонском театре Finsbury Park Astoria Джими Хендрикс достал бензин для зажигалки, облил им гитару и поджег ее. Тот же трюк он провернул спустя два месяца на фестивале в Монтерее — стоящий на коленях перед горящей гитарой Хендрикс стал одним из главных образов рок-н-ролла.
Разбираемся, кто придумал сжечь гитару, как появилась та самая фотография и кому достались сгоревшие гитары Хендрикса.
Джими Хендрикс начинал с копирования The Who
В 1960-е годы главными рок-разрушителями были The Who. Часто их шоу заканчивались тем, что Пит Таунсенд лупил гитарой по сцене, усилителям, тарелкам. В щепки инструменты не разлетались — кроме акустических — но это все равно было эффектно, особенно когда от гитары отлетал гриф, а дека оставалась висеть на струнах.
Вдохновившись Таунсендом, Джими Хендрикс тоже начал крушить гитары. Первый раз это произошло случайно — Хендрикс забирался на сцену и случайно треснул свой Gibson SG. Поднявшись, он решил закончить начатое и стал лупить гитарой по сцене. Во время европейских концертов в начале 1967 года Хендрикс неоднократно повторял этот трюк.
Сжечь гитару придумал не Хендрикс
В марте 1967 года Джими Хендрикс приехал с недельным туром в Британию. Вместе с ним — хедлайнеры The Walker Brothers, фолковый исполнитель Кэт Стивенс и певец Энгельберт Хампердинк. Холлэм Кайт, автор официального сайта Кэта Стивенса, вспоминал, что среди эстрадных артистов Хендрикс был явно лишним, об этом же беспокоился менеджер Чес Чендлер. С гениальной идеей к Чендлеру обратился журналист и PR-менеджер Кит Алтам.
«Мы сидели в одной из гримерок Finsbury Park Astoria — The Jimi Hendrix Experience тогда приехали с Хампердинком, Стивенсом и еще толпой других ребят, которые не умеют одеваться. Чес повернулся ко мне и спросил: „Ну и как мы заткнем всех за пояс?“ Я ответил: „Разбивать гитары как The Who и The Move — это не выход. Нужно придумать что-то оригинальное. Почему бы не поджечь гитару?“» — вспоминал в интервью NME Алтам.
«Десять секунд в раздевалке полная тишина. Затем Чес поворачивается к Тони Гарланду — он был помощником Чеса тогда — и говорит: «Тони, сходи-ка, купи бензин для зажигалок».
Сразу поджечь гитару не удалось — как назло спички то не зажигались, то быстро тухли. Спустя несколько неудачных попыток Джими все-таки поджег Fender Stratocaster, как раз во время песни «Fire». Барабанщик Митч Митчелл и басист Ноэль Реддинг продолжили джемить, а Хендрикс размахивал горящей гитарой над головой. Музыканту на руки попал бензин — он обжег четыре пальца, однако все-таки доиграл концерт на другой гитаре и только потом поехал в больницу.
В 2008 году гитара с того концерта ушла с молотка за 450 тысяч долларов. В карьере Хендрикса были и другие погорельцы — еще один Fender Stratocaster достался Фрэнку Заппе . Он отреставрировал инструмент и записал на нем несколько партий для альбома «Zoot Allures». После смерти Заппы гитара досталась его сыну Двизилу.
Кто сделал легендарное фото , попавшее на обложку Rolling Stone
На протяжении британского тура Джими Хендрикс больше не поджигал гитары. Организаторам — группе The Walker Brothers — номер Хендрикса не понравился, поэтому в дороге они особо не разговаривали. Кэт Стивенс нейтрально отреагировал на выходку Хендрикса, но в интервью Холлэму Кайту признался, что он был бы очень рад, если бы в тот вечер у него под рукой оказался водный пистолет.
Спустя пару месяцев на фестивале в калифорнийском Монтерее Хендрикс повторил трюк. Он облил гитару бензином, поджег и по-таунсендовски попытался разбить. Весь процесс был запечатлен на камеру — культовый кадр сделал 17-летний Эд Караефф. Этот снимок стал ключевым не только для истории рок-н-ролла, но и для самого Караеффа — позже его приглашали поснимать Хендрикс, Марвин Гэй , Долли Партон , Элтон Джон и Игги Поп .
«Подобных Хендриксу личностей не было. Вы никогда ничего подобного не увидите. То есть я, конечно, встречал удивительных людей, но Джими — это что-то. Вообще я должен был быть тогда в школе, но ради фестиваля в Монтерее пропустил пару дней, а может даже и больше», — рассказал Караефф в интервью CNN.
Слушаем огненный плейлист с избранными треками Джими Хендрикса:
А еще почитайте другие наши статьи:
И подписывайтесь на наш Инстаграм , чтобы быть в курсе новых интересных материалов.
Источник