Джокер гитара оркестр что их объединяет

Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Оркестр – особым образом собранный музыкальный коллектив для исполнения определенного произведения. Оркестры являются довольно сложной и продуманной системой, которая, если все условия соблюдены, производит неизгладимое впечатление на слушателя. В нашей статье мы разберем инструменты симфонического оркестра — их количество, состав и порядок расположения на сцене. Существует четыре группы инструментов в оркестре, а формировать их начал ещё Бетховен.

История инструментов симфонического оркестра

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, организованный для исполнения симфонической музыки, либо академической западноевропейской музыки в целом.

Музыкальные коллективы, подобные современному оркестру, появились в XVI веке, вместе с развитием струнных инструментов. Увеличив количество музыкантов, композиторы получали возможность сочинять более громкие и впечатляющие композиции. В это время в оркестры, помимо струнных, входили клавесин, лютня, мандолины.

Первые «классические» составы симфонических оркестров сформировались во времена Людвига Ван Бетховена – в XVIII – XIX веках, и в музыковедческой литературе именуются «бетховенскими». В их состав входили струнные смычковые инструменты, парные деревянные духовые и группа медных духовых инструментов. Состав классического симфонического оркестра завершался литаврами – ударным инструментом.

В дальнейшем, Бетховен продолжил увеличивать масштаб оркестра, дополняя классический состав расширенным количеством каждой секции инструментов, а также добавляя новых музыкантов, играющих на малой флейте, контрфаготе, тромбоне, треугольниках, большом барабане и тарелках. Кроме того, некоторые оркестры дополнялись арфой, тубой, колоколами и английским рожком.

Читайте также:  Моя армия самая смелая ноты

Группы инструментов симфонического оркестра

Симфонические оркестры формируются из нескольких групп музыкальных инструментов. Количество этих групп и количество самих инструментов может варьироваться в зависимости от исполняемых произведений. Вообще, на тембральную окраску оркестра, его громкость и экспрессионную составляющую напрямую влияет количество и тип включенных в него инструментов.

Как правило, смычковые и духовые присутствуют в оркестре сразу в нескольких тембрах, что позволяет лучше раскрывать музыкальное произведение во всех диапазонах – от глубокого баса и ударных, до высокочастотных пронзительных мелодий скрипки и флейты-пикколо.

Сколько и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Струнно-смычковые инструменты

В симфоническом оркестре присутствует так называемый струнно-смычковый квинтет. Все эти инструменты призваны дополнять друг друга, покрывая все диапазоны звучания. Такая конфигурация создает богатый, насыщенный звук.

Первая и вторая скрипки. В струнно-смычковый квартет входят скрипки – первая и вторая. Каждая из этих скрипок может играть свою собственную партию. Обладая очень нежным, утонченным тембром, скрипки зачастую исполняют солирующие партии – главные мелодии произведения.

Альты. Эти внешне похожие на скрипку инструменты обладают большим размером, и, соответственно, имеют более низкий, слегка приглушенный звук. Альты хорошо раскрывают средние частоты, звуча подобно человеческому голосу.

Виолончели. Эти достаточно большие струнные, на которых музыканты играют используя напольную подставку. Виолончели еще называют большими скрипками. Большой размер корпуса создает громкий, тягучий, мужественный звук, который отлично дополняет солирующие партии.

Контрабас. Корпус этого инструмента больше роста человека, и играют на нем стоя. За счет массивных струн и большого резонатора, контрабас создает рокочущие, величественные басовые звуки. Как солирующий инструмент он почти не используется, зато без него звучание оркестровых струнных было бы не полным.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

Деревянные духовые симфонического оркестра, как и все остальные составные группы инструментов, также подбираются по их диапазону звучания. Деревянными эти инструменты называются, скорее, не по материалу, из которого они изготовлены, а по способу звукоизвлечения, которое они исторически приобрели – путем закрывания и открывания отверстий в корпусе. В эту группу симфонического оркестра входят следующие инструменты.

Флейты – эти инструменты обладают утонченным, звонким, чистым звучанием. Среди всех деревянных духовых их тембр – самый высокий. В симфоническом оркестре используют несколько флейт – две и больше.

Гобой – инструмент, представляющий собой полую трубку – с раструбом на одном конце и с тростью на другом. Гобой имеет постоянный строй и не требует подстройки, поэтому, помимо чисто исполнительской функции, в оркестре этот инструмент может являться своеобразным камертоном. Тембр гобоя можно охарактеризовать как певучий, слегка гнусавый и громкий. Его используют для выражения романтического, тоскливого, либо элегичного настроения в композиции.

Кларнет – очень разноплановый, яркий духовой инструмент, теплое и мягкое звучание которого позволяет использовать его для выражения всего спектра эмоций, но особенно хорошо ему удается выразить мрачное, тоскливое и драматичное настроение в музыке. Этот известный инструмент иногда может исполнять соло-партии.

Фагот – экспрессивный и громкий, тембр этого инструмента лучше всего раскрывается в басовом регистре. Самая низкая по звучанию разновидность фагота называется контрфагот.

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

Эта группа инструментов создает яркое, торжественное звучание оркестра. Медные духовые являются одними из самых громких, и также формируются в музыкальном коллективе по высоте своего звучания.

Труба – звонкий, солирующий медный духовой инструмент. Со своим пронзительным звучанием труба может быть отчетливо слышна даже тогда, когда на полной громкости играют все остальные инструменты оркестра. Для трубы пишут сольные партии, но она также может звучать и в дополнение к другим инструментам.

Тромбон – по своей сути является увеличенной трубой и имеет более басовитый, мужественный, громкий звук. Семейство тромбонов включает в себя инструменты трех голосов хора: тромбон-альт, тромбон-тенор и тромбон-бас. Эти инструменты достаточно сложны для быстрой игры, но при этом они прекрасно дополняют звучание остальной группы духовых своим сильным голосом.

Валторна – являясь родственником охотничьего рожка, валторна издает весьма сильные и протяжные звуки в среднем и нижнем регистрах. Этому инструменту особенно дается исполнение затяжных нот, ведь расход воздуха для него не очень высок.

Туба – является самым низким по звучанию медным духовым инструментом в симфоническом оркестре. Туба массивна, имеет большие размеры, и способна издавать очень громкие, рокочущие басовые звуки.

Ударные инструменты симфонического оркестра

Ударные инструменты в симфоническом оркестре появились не сразу. Сначала в их числе были только литавры, призванные делать акцент в определенные моменты произведения. С течением времени количество ударных расширялось, и сейчас эта группа инструментов играет ключевую роль в создании ритмического рисунка и акцентуации в симфоническом оркестре.

Литавры – главный ударный инструмент, появившийся в составе симфонического оркестра с самого начала. Имеют громкий, ухающий звук, отлично дополняющий все инструменты оркестра и прекрасно подходящий для акцентуации самых драматичных моментов.

Тарелки – большие металлические диски, которые, ударяясь друг об друга, создают невероятно громкий, насыщенный высокими частотами звук.

Большой и малый барабан использовались в основном в военных оркестрах, но и в симфонических коллективах эти ударные нашли свое применение. Создают атмосферу маршевости и стройности.

Ксилофон – виртуозный мелодический инструмент, способный не только создавать перкуссионные звуки, но и исполнять мелодии. Его кристальное, яркое звучание используют для создания загадочного, магического настроения.

Кроме этих ударных в коллективе симфонического оркестра встречаются и колокольчики, бубны, кастаньеты, маракасы и другие перкуссионные инструменты.

Клавишные инструменты и арфа. В некоторых случаях симфонический оркестр расширяется клавишными инструментами, такими как орган, фортепиано (рояль либо пианино) и клавесин. В некоторых случаях к ним добавляют и арфу – струнно-щипковый инструмент, обладающий струящимся, богатым, переливчатым тембром.

Схема расположения инструментов в симфоническом оркестре

Расположение всех групп инструментов симфонического оркестра на сцене является очень важной деталью, обеспечивающей стройное, громкое и хорошо слышимое звучание. Обычно музыканты располагаются веером вокруг дирижера. Дирижер находится как бы на оси этого воображаемого веера, и с этой точки он хорошо заметен всем музыкантам.

Расположение групп инструментов в симфоническом оркестре делится на два типа – немецкий и американский.

Американский тип — в российских симфонических оркестрах чаще всего используют именно этот тип рассадки музыкантов.

Вдоль рампы сцены размещают первые скрипки и виолончели слева и справа. Позади первых рассаживают музыкантов вторых скрипок, а за виолончелями справа находятся альты. За спиной у виолончелистов расположены контрабасы, а посередине сцены находятся духовые инструменты, размещенные в два ряда. Здесь вы увидите флейты, гобои, фаготы и кларнеты. За деревянными духовыми располагают медные духовые — трубы, валторны, тубы и тромбоны. Дальше всего от слушателя размещены самые мощные по звучанию — ударные. Их располагают от левого края к центру сцены. Ближе к центру ставят литавры. Арфы и клавишные ставят слева от дирижера.

В немецкой рассадке всего несколько отличий: виолончелисты находятся на месте вторых скрипок, а вторые скрипки на месте виолончелистов. Контрабасы располагаются слева. Вглубь сцены, справа, удаляются медные духовые инструменты, а валторны оказываются с их левой стороны. Ударные инструменты находятся сзади справа.

Источник

Гитарный оркестр

Все мы знаем о существовании симфонического оркестра, многие из нас слышали об оркестре народных инструментов. Оказывается, в мире очень популярны и гитарные оркестры. К сожалению, в России мало кто знает о существовании подобных объединений гитаристов, тогда как в Японии, или, например, в Швеции таких оркестров достаточно много.

“Гитарный журнал” выяснил, что в России всё-таки существует по крайней мере один подобный коллектив. Мы обязательно расскажем о “российском” чуде в одном из следующих номеров, а сейчас, дорогие читатели, несколько слов об истории гитарного оркестра.

Известно, что вообще первый профессиональный гитарный оркестр был создан в Японии в начале 60-х годов века японским гитаристом Хироки Ниибори (Hiroki Niibori). Однако Япония, согласитесь, находится слишком далеко от нас. Мы попробовали поискать что-то поближе – в Европе, и оказалось, что гитарные оркестры уже много лет существуют в Швеции, мало того, их в этой стране не один десяток.

Ян-Олоф Эрикссон

Мы обратились к создателю одного из таких ансамблей. Его зовут Ян-Олоф Эрикссон (Jan-Olof Eriksson).

Этот человек, начиная с 1974 года, руководит программой гитарного образования в Школе Музыки г. Питео и Университете г. Лулео (Швеция). Выступает соло и с камерными оркестрами как в Скандинавии, так и в Европе. В качестве педагога и лектора принимает участие в международных гитарных фестивалях, включая Фестивали Guitar Foundation of America (GFA). Пишет и перекладывает музыку для гитары соло, гитарных ансамблей, гитарного оркестра. Работы музыканта публикуются в известных музыкальных издательствах: Music Scandinavia, Notfabriken, Doberman Yppan и др.

Ян-Олоф любезно согласился поделиться опытом и предоставил материалы.
Итак:

Гитарный Оркестр Университета города Питео (Швеция)

Почему гитарный оркестр?
Мысль о создании гитарного оркестра пришла после долгих лет преподавательской практики. Я думал о том, как педагоги учат игре на гитаре, и о том, как правильно играть в ансамблях. То что у гитаристов не хватает опыта ансамблевой игры – очевидно. У других музыкантов таких проблем нет – к примеру, флейтисты играют в духовом оркестре, скрипачи – в струнном и т. д. Так почему бы не создать оркестр, состоящий целиком из гитар?

Как все начиналось
Руководство Университета города Питео с вниманием отнеслось к моей идее. Были выделены средства на покупку инструментов а также на поездки в другие страны, где уже существовали гитарные оркестры, в том числе в Японию. Встал вопрос о том, какие гитары должны быть в оркестре. В 1987 году на музыкальной выставке во Франкфурте я познакомился с гитарным мастером Дитером Хопфом (Dieter Hopf), который показал мне свои гитары. Инструменты были превосходны. В конце-концов я купил целый набор: сопрано-гитары, альт-гитары, бас-гитары и два типа контрабас-гитар. Всего получилось 8 инструментов разных производителей: Hopf, Alhambra, Quiles и Yairi.

Оркестр Эрикссона в 1987 году

В этом же, 1987 году, мне удалось организовать сразу два оркестра – детский, в котором было 20 участников (от 9 до 12 лет), и взрослый – с восемью студентами Университета. После того, как организационные моменты были решены, надо было что-то придумать с репертуаром. С этой целью я поехал в Гётеборг (Швеция), где одна из участниц оркестра Ниибори Сатоко Фуджимото (Satoko Fujimoto) рассказала мне о том, какие существуют тонкости в транскрипциях и аранжировках произведений для гитарного оркестра.
Но все же этого было недостаточно, и на следующий год я предпринял поездку в Японию, чтобы, что называется, получить информацию из первых рук и посмотреть, как все организовано у родоначальников гитарного оркестра…

Гитарный оркестр в Японии
Япония – страна наиболее опытная в этом отношении. Ведь Хироки Ниибори организовал свой ансамбль еще в начале 1960-х. И оркестровое образование гитаристов и дирижеров началось в это же время. Сейчас в стране существует несколько профессиональных гитарных оркестров, которые выпускают альбомы, видеозаписи и дают сотни концертов в год! Такая активная деятельность подталкивает композиторов и музыкантов к созданию репертуара и переложений, а гитарных мастеров увлекает возможность освоить создание необычных гитар. Так что опыта у Японии действительно много.
В октябре 1988 года я прилетел в Токио. Издатель журнала “Guitar music” Такиши Огуро (Takishi Oguro) познакомил меня с маэстро Ниибори. Мне посчастливилось присутствовать на репетициях оркестра и услышать несколько фантастических концертов.
В одной из специальных музыкальных школ, где меня поселили, удалось выяснить практически всё, что было необходимо, хотя, думаю, я наверняка был досадной помехой для учеников и педагогов, приставая к ним с расспросами. Японцы – надо отдать им должное – не только удовлетворили моё любопытство, но даже больше! Однажды утром, когда я пришел на очередную репетицию, то увидел оркестр в полном составе, пустовало только место солиста, которое оказалось предназначенным для меня. Мне дали гитару Рамиреса и ноты Концерта Вивальди ре-мажор. Это было очень неожиданно и захватывающе! После Вивальди мы исполнили Concerto Grosso Генделя, причем я играл на альт-чембало-гитаре.
Кроме того, в один из дней довелось поиграть на гитарроне. Это инструмент без ладов, напоминающий виолончель. Однако в отличие от виолончели на гитарроне играют специальной техникой пиццикато.

Гитарный оркестр в Швеции
С учетом опыта, полученного в Японии, в г. Питео были организованы целых три гитарных оркестра, рассчитанные на разный уровень исполнителей. Оркестр Университета расширился до 16 участников. После долгих репетиций пошли гастроли. Успех у слушателей был невероятным! Мы сделали две записи на Национальном радио Швеции. В репертуаре оркестра были следующие произведения: “Бранденбургские концерты” Баха, концерты Вивальди, а также Concerto Grosso Генделя. Кроме того, мы исполняли музыку Доуленда, Морли, переложения шведской народной музыки, переложения джазовой и латиноамериканской музыки, а также транскрипции оригинальной японской музыки для гитарного оркестра.

“Фестиваль гитарного оркестра”

Проанализировав информацию, полученную в Японии, я стал развивать свой, скандинавский вариант оркестра. Было сделано много новых аранжировок и переложений, которые сейчас опубликованы в 15 сборниках под названием “Музыка для гитарного оркестра”. Чтобы привлечь внимание гитаристов, педагогов да и просто слушателей, я читал лекции, посвященные гитарному ансамблю.

В 1994 году впервые в Скандинавии был проведен “Фестиваль гитарного оркестра”, второй фестиваль с успехом прошел в 1996 году.

Ян-Олоф Эрикссон также ответил на несколько вопросов “Гитарного журнала”:

Сергей Бойко: – Как часто выступает сейчас оркестр Университета музыки г. Питео?
Ян-Олоф Эрикссон: – Сейчас оркестр дает 3-5 концертов в год. Это, на первый взгляд, мало, однако не стоит забывать, что хотя число участников оркестра остается неизменным, каждый год состав обновляется, ведь приходят новые студенты, которые, прежде чем выступать, должны научиться играть в оркестре. В последний год помимо стандартной программы (материал берется из вышеупомянутых 15 сборников) мы играли еще и произведения Пьяццоллы, Родригеса, Пернамбуко, Вивальди.

С.Б.: – Есть ли официальные аудио- видеозаписи ваших выступлений?
Я.-О.Э.: – Нет, что касается именно нашего оркестра, есть только неофициальные записи. Наш оркестр образовательный, а не профессионально гастролирующий. Единственным исключением был цикл записей на Шведском радио, о котором я уже говорил ранее. Что касается других оркестров, то они записывают CD и в достаточно больших количествах.

С.Б.: – Сколько всего гитарных оркестров в Швеции?
Я.-О.Э.: – Затрудняюсь назвать точное число, но очень много! В большинстве музыкальных школ, а также высших музыкальных школ – институтов, университетов – есть свой гитарный оркестр. Поэтому наверняка можно сказать, что на страну их более ста пятидесяти.

С.Б.: – Сто пятьдесят оркестров. В это трудно поверить!
Я.-О.Э.: – Ничего удивительного, в Швеции игра в гитарном оркестре, а также дирижирование являются обязательными дисциплинами для всех гитаристов.

Обложка диска “Plink-Plonk”
GISLAVEDS GITARRORKESTER, 1999

От редакции: В Швеции живёт не так много людей – всего 9 миллионов человек. Это меньше, чем в Москве, и уровень жизни там один из самых высоких в мире, может, поэтому шведы могут позволить себе иметь оркестр практически при каждой музыкальной школе.

Однако в Японии с населением в 130 миллионов человек гитарных оркестров тоже немало. В России с её многомиллионным населением нет даже тех же 150 оркестров. Таким образом, в нашем, российском, музыкальном образовании налицо досадный пробел, который, надеемся, со временем исчезнет.

Чтобы читатели могли наглядно представить себе, что такое гитарный оркестр, мы выложили три произведения, исполненных оркестром Яна-Олофа Эрикссона.

Источник

Оцените статью