Джон филд ноктюрны ноты
FIELD John / ФИЛД [ФИЛЬД] Джон
The Complete Nocturnes / Полное собрание ноктюрнов
Джон Филд (Фильд; англ. John Field; 26.VII.1782 [крещен 5.IX], Дублин – 23.I.1837, Москва) – ирландский пианист, композитор и педагог. Учился игре на фортепиано у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани в Дублине; домашние занятия Филда проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 г. жил в Лондоне, служил т.н. демонстратором в магазине музыкальных инструментов Муцио Клементи, который до 1803 г. занимался с Филдом за его игру на инструментах фирмы Клементи для покупателей. Одновременно концертировал (1794-99). Получил известность после исполнения собственного фортепианного концерта (1799). Сопровождая Клементи в его концертных и коммерческих поездке в Европу, в 1802 г. много выступал в Париже (в печати особенно отмечалась тонкость его интерпретаций фуг И.С. Баха и Г.Ф. Генделя). Находясь в Вене, Филд брал уроки фортепианной игры у И. Альбрехтсбергера. В 1802 г. вместе с Клементи приехал в Петербург, где и поселился. Дебют Филда в Петербурге состоялся в 1804 г. в доме князя Голицына. Вскоре Филд завоевал славу лучшего петербургского пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников – А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилёв, А.И. Дюбюк, В.Ф. Одоевский, Ант. Контский, Ш. Майер; брал у него уроки и М.И. Глинка. К петербургскому периоду относится наиболее интенсивная концертная, педагогическая и композиторская деятельность Филда. В 1821-31 гг. работал в Москве. В 1832 г. гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии. Ж.Ф. Фетис (в статье, опубликованной в «Revue musicale») высоко оценил исполнение Филдом собственного фортепианного концерта, «полного очарования», отметив выразительность, точность и законченность его игры. Крупнейший представитель т.н. лондонской школы пианизма, Филд создал новое направление в исполнительском искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М.А. Балакирев) считали Филда одним из первых представителей романтизма в музыкальном исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали (обусловленным новым фактурным изложением), блестяще развитой пальцевой техникой (М.И. Глинка писал, что пальцы Филда как бы сами падали на клавиши «подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату»). С исполнительским стилем Филда тесно связано его композиторское творчество. Филд был создателем нового жанра фортепианной музыки – ноктюрна. Уже первые ноктюрны (написаны и изданы в 1814) принесли Филду огромную известность (в течение нескольких десятилетий ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты, были любимыми произведениями русских музыкантов и публики). Популярны были также его сонаты и рондо.
Сочинения: для фп. – 7 концертов (с орк.), 4 сонаты, 18 ноктюрнов, фантазии, вариации на англ. и рус. («Камаринская») темы, полонезы; камерно-инстр. ансамбли — фп. квинтет, 2 дивертисмента для фп. и струнных; арии на рус. и англ. тексты, романсы.
1. Nocturne No. 1 in E flat major
2. Nocturne No. 2 in C minor
3. Nocturne No. 3 in A flat major
4. Nocturne No. 4 in A major
5. Nocturne No. 5 in B flat major
6. Nocturne No. 6 in F major
7. Nocturne No. 7 in C major
8. Nocturne No. 8 in A major
9. Nocturne No. 9 in E flat major
Длительность: 43 мин. 32 сек.
1. Nocturne No. 10 in E minor
2. Nocturne No. 11 in E flat major
3. Nocturne No. 12 in G major
4. Nocturne No. 13 in D minor
5. Nocturne No. 14 in C major
6. Nocturne No. 15 in C major
7. Nocturne No. 16 in F major
8. Nocturne No. 17 in E major
9. Nocturne No. 18 in E major
Длительность: 46 мин. 29 сек.
Míceál O’Rourke – piano
Запись: 27-28.VI.1988, St. Judes Church, Central Square, London
Источник
Полдень, пастораль и рондо (ноктюрны), Джон Фильд
Le Midi, Pastorale et Rondo [Deux Nocturnes], John Field
Москва, Александр Ланг или К. Мейков, 1842—1850
Антикварные ноты для фортепиано
Le Midi (Полдень), Джон Фильд (Филд), Pastorale et Rondo, [два ноктюрна № 8 и № 18], John Field
Москва, издатель Александр Ланг (или К. Мейков), выпуск между 1842 и 1850 годами.
Редкое, отпечатанное старинным способом (ручная гравировка на металлических пластинах) издание выпустил, вероятно, московский фортепианный фабрикант Александр Ланг, решивший опубликовать свою нотную коллекцию. Интересно, что на страницах нет номера типографской доски, — эта традиция появилась позже (в 1850-е годы); также отсутствуют какие-либо сведения об издательстве или типографии. Надпись на обложке гласит: «Избранные произведения для фортепиано из музыкального собрания Александра Ланга в Москве». Вполне может быть, что этот нотный выпуск предназначался в качестве подарка покупателю рояля или пианино марки «Alexandre Lang».
С другой стороны, внизу виден штамп музыкального магазина Мейкова, поставленный, очевидно, при продаже издания. Возможно, ноты были отпечатаны в какой-либо типографии по заказу К. Мейкова, только лишь приступившего к работе, так как указаны бывшие владельцы Ленгольд и Грессер.
Издание содержит два прекраснейших ноктюрна Фильда, представленных как одно произведение под названием Le Midi (фр. «полдень»). В качестве вступления с указанием Pastorale расположен текст ноктюрна № 8 ля мажор (с виртуозными видоизменениями); далее с указанием Rondo следует ноктюрн № 18 Midi ми мажор, также с добавлением украшений.
Такие «вольности» с авторским оригиналом были в ту эпоху в порядке вещей, — главной фигурой был исполнитель-интерпретатор, а отнюдь не автор. Кроме того, тексты-подлинники часто были недоступны, и эти ноты, возможно, представляют собой чью-то запись собственной интерпретации исполнения.
Интересно, что ноктюрн Фильда (какой именно — неизвестно) упоминает Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир»:
«— Эдуард Карлыч, сыграйте, пожалуйста, мой любимый Nocturne мосье Фильда, — сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал:
— Молодёжь так смирно сидит!
— Да, мы философствуем, — сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шёл теперь о сновидениях».
Источник