Джон леннон каверы под гитару

Джон Леннон и его гитары

Песни Джона Леннона (1940–1980) времён хоть The Beatles, хоть его сольной карьеры – это действительно великие песни. Если не по сумме музыкальных достоинств, то хотя бы по одному факту авторства. А раз так, то в разряд «великих» переходят и те инструменты, на которых эти песни были сочинены и записаны – да-да, вспомните, какие рекордные в своём секторе суммы собирали гитары Джона, выставлявшиеся в последние годы на аукционы! И в канун 78-й годовщины со дня рождения Джона просто грех не вспомнить о его гитарах, внесших свою лепту в звук The Beatles и просто в образ Леннона-музыканта.

В представлении обычного меломана гитара рок-героя – этот тот инструмент, с которым он появляется на сцене и, соответственно на фотографиях и на телеэкране. Поэтому даже не самые искушённые люди знают, что основные гитары Джона Леннона – это Rickenbacker 325 (6- и 12-струнные модели) и электроакустическая гитара Gibson J-160E. Кое-кто попродвинутее вспомнит о гитарах Epiphone и Gretsch… И это всё? Конечно, нет! И пусть Джон никогда не был великим гитаристом и не воображал себя таковым, но сам факт того, что один из фронтменов The Beatles держал в руках шестиструнный инструмент и сочинял на нём песни, подвигает нас на то, чтобы составить список «великолепной полудюжины» гитар Джона не без некоторой привязки к их современным аналогам.

Читайте также:  Механизмы дивана аккордеон какие бывают

Самая известная гитара м-ра Леннона – конечно же, упоминавшаяся GibsonJ-160E. Вторая и самая удачная на начало 60-х попытка Gibson создать серийную электроакустическую гитару оказалась просто классической – не в последнюю очередь потому, что Джон и его коллега Джордж Харрисон (George Harrison, 1943–2001) широко пользовались ими в студии и при написании материала. Более того, эту и только эту гитару можно услышать вообще на всех альбомах The Beatles с 1963 по 1970 год! Выбор Джона понятен – гитара с корпусом типа «дредноут» звучала отлично и сама по себе, и в подключённом состоянии: на ней был установлен сам по себе легендарный звукосниматель-сингл Gibson P-90, однако под верхней декой, плюс регуляторы громкости и тембра. В 2010 году Gibson перевыпустил эту гитару, точнее – современную реплику модели 1962 года в трёх различных расцветках и дизайнах корпуса моделей J-160E VS, White и Museum.

Гитара Rickenbacker 325 куда более выигрышно смотрелась на сцене, и образ Джона в рядах The Beatles неразрывно связан с этим инструментом выпуска 1958 года, причем именно эта гитара относилась к самой первой серии со сплошной верхней декой. В дальнейшем Rickenbacker 325 мало что стал неразрывно связан с образом великой группы, но считается, что звук 12-струнной модификации этой гитары на записях The Beatles сильнейшим образом повлиял на формирование звучания американской рок-музыки второй волны середины 60-х годов, в частности на изобретателей кантри-рока The Byrds. А гитара Epiphone Casino стала основным инструментом Джона в 1965 году и оставалась таковой до самого конца карьеры The Beatles, также оказавшись одним из визуальных символов группы – она наверняка знакома вам хотя бы по фильму, запечатлевшему выступление группы на крыше офиса фирмы Apple 30 января 1969 года. Также Джон играл на ней вместе с составом Plastic Ono Band на фестивале “Toronto Rock And Roll Revival” 12 сентября того же года, запись которого была издана как альбом “Live Peace In Toronto” (1969).

Читайте также:  The real hero ноты

Гитара Gretsch 6120 оказалась одним из символов Джона в пост-битловскую эпоху, хотя её первое появление в инструментарии группы следует отнести к записям материала для альбома The Beatles “Revolver” (1966). Не самый стандартный выбор в те годы для музыканта, никогда не позиционировавшего себя как виртуоза или поклонника музыки кантри – а ведь эта модель Gretsch тогда по-иному не воспринималась. Тем не менее, студийный и концертный звук творчества Джона в 70-е в немалой степени определялся этой гитарой и её умеренной приглушённой певучестью, что в некотором смысле предопределило популярность инструмента у ряда исполнителей неорокабилли конца 70-х и хитрого альтернативного рока «не для всех» уже в 80-е.

Еще пару инструментов трудно отнести к символическим для Джона, однако они оба входили в его инструментарий с 1968 и 1965 года соответственно. Первый из них – это Gibson J-45, акустический инструмент, обретший легендарность и без участия Джона. Впервые он использовался на «Белом альбоме» The Beatles (1968). Электрогитаре Fender Stratocaster к моменту приобретения её Джоном тоже никакой промоушн был уже не нужен, но, тем не менее, сейчас имеется мнение, что она сыграла весьма важную роль в создании рок-части звучания финальной работы музыканта, альбома “Double Fantasy” (1980).

В смысле гитарного усиления Джон отдавал предпочтение традиционным для эпохи биг-бита комбоусилителям, в первую очередь – Vox AC30. Однако в поздний период существования The Beatles ему на смену пришёл Fender ’68 Custom Twin Reverb – как видите, выпускаемый и поныне. Этот усилитель можно услышать на альбоме “Let It Be” (1970) и в записи уже упоминавшегося «концерта на крыше». Но было же и исключение – современный мини-усилитель Vox Mini Superbeatle получил своё имя по усилителю Джона VoxSuperbeatle (голова + кабинет), весьма близким по звуку к Vox AC30 и использовавшийся в концертной работе музыканта.

Читайте также:  Имитатор пианино для клавиатуры

Джон никогда не был музыкантом, злоупотреблявшим гитарными обработками – тем не менее, The Beatles были едва ли не первыми артистами, обогатившими свой инструментарий педалями Maestro Fuzz-Tone как минимум в студии. Причём было это ещё в 1963–1964 годах, однако неизвестно, использовались ли подобные обработки на концертах. Под конец карьеры квартета Джон вместе с Джорджем обратился к обработкам Vox Tonebender и Fuzz Face (современный аналог – TC Electronic Rusty Fuzz), дававшие очень жёсткий и прямолинейный звук. Подобная сумма обработок, усилителей и гитар, собранных согласно вкусам и предпочтений Джона, вряд ли в момент обратит вас в «новых битлов», однако именно такой комплект крайне подходит всем тем музыкантам, кто делает ставку на то, чтобы оседлать не самый последний музыкальный тренд наших дней, а именно ретро-рок.

Источник

15 кавер-версий песен The Beatles, которые звучат лучше оригинала

Конечно, в 1960-х годах никто не мог соревноваться с The Beatles в крутости. Но в наши дни дети записывают первые песни уже в начальной школе, а оставшиеся в живых «битлы» произведены в рыцари и утратили молодой задор. Битломания превратилась в воспоминания далеких дней, но это не помешало многим известным группам и певцам вставить свои скромные «пять копеек» в классические треки Ливерпульской четверки. Classic Rock выбрал пятнадцать героев — от хардкорных отшельников Bad Brains до антифолк-певицы Фионы Эппл, кавер-версии которых делает творчество The Beatles по-прежнему актуальным для вашего айпода.

Bad Brains — Day Tripper

Приятный и стильный кавер в стиле регги на хит 1965 года от хардкорных пионеров панка Bad Brains, которые часто играли эту вещь вживую. Одну из версий можно найти на альбоме Youth Are Getting Restless (Live at Paradiso, Amsterdam, 1987). Птичье щебетанье «битлов» превратилось в музыку расслабленных парней, знающих толк в травке.

B-52s — Paperback Writer

B-52 записали эту песню в 2004 году для рекламного ролика автомобиля Buick. Но она звучит так, как будто сами «битлы» создали за них эту версию еще в 1966 году. Гармонии в стиле нью-вэйв кажутся зеркальным отражением творчества Джона, Пола и Джорджа, а серф-гитара идеально подходит для джангл-бита группы. Кстати, Джон Леннон был большим поклонником B-52. Он даже признавался, что песня Rock Lobster в 1978 году помогла ему преодолеть писательский блок, а также вдохновила на союз с Йоко Оно и запись последних песен в карьере.

Husker Du — Ticket To Ride

Строго говоря, панк-группы стараются держаться подальше от приторно сладкой поп-музыки 60-х. Но только не в случае крушителей устоев из Husker Du, которые не побоялись вцепиться зубами в седьмой подряд хит №1 The Beatles. Они также покушались на Eight Miles High группы The Byrds и Sunshine Superman Донована. Одним словом, Husker Du уж точно не хиппи лохматые!

Nick Cave — Let It Be

Кавер-версия Ника Кейва на один из самых главных хитов The Beatles прозвучала в фильме 2001 года «Я — Сэм» вместе с 19 другими каверами на творчество Ливерпульской четверки в исполнении знаменитостей, вроде Stereophonics, Grandaddy и Шэрил Кроу. Версия Кейва превосходна, потому что сумела сохранить прямоту оригинала и превратить песню в успокаивающий баритональный бальзам для души.

The Chameleons — Tomorrow Never Knows

Дурманящие кружева The Chameleons в стиле пост-панк – достойный вариант для классического трека с альбома Revolver, который был вдохновлен опытами Леннона с ЛСД. Эта композиция стала бонус-треком к изумительно мрачному третьему альбому Strange Times , выпущенному на Geffen Records незадолго до распада оригинального состава The Chameleons в 1987 году.

Breeders — Happiness Is A Warm Gun

Breeders взяли эту причудливую песню из «Белого альбома» и превратили ее в гимн альтернативного рока. Жесткий грув куплета переходит в мягкий припев: «Меня нужно починить / потому что я падаю» // ‘I need a fix / cause I’m going down’, прежде чем все заканчивается настоящим панк-отрывом. Мастерски сделанная головоломка, которая построена на принципе «тихо-громко».

Фиона Эппл — Across The Universe

Певица-композитор Фиона Эппл дает анти-фолковую трактовку этому треку из альбома 1970 года Let It Be . Версия Эппл отличается недосказанностью и недосахаренностью, а сверху покрыта тонким слоем самоанализа. История гласит, что на строку «слова текут, как бесконечный дождь в бумажный стаканчик» // ‘words are flowing out like endless rain into a paper cup’ Джона Леннона вдохновила манера его жены бесконечно долго говорить о чем-то, в то время как он на самом деле ее не слушал. Мы надеемся, она смогла напомнить ему, что надо успеть отменить подписку Amazon Prime до очередного автоплатежа.

Алекс Чилтон — I Wanna Hold Your Hand

Даже как-то странно осознавать, что первая группа Алекса Чилтона Box Tops в 60-х годах была современником The Beatles. Он, конечно, более известен тем, что играл в Big Star, мощной группе с чисто битловским звуком, пропущенным через сердце панк-рока. Можно только представить, как бы зазвучал «сержант Пеппер», будь Чилтон пятым «битлом».

Эллиотт Смит — Because

Удивительно красивая версия песни с пластинки Abbey Road записана Эллиоттом Смитом для саундтрека к фильму «Красота по-американски». Трек открывается сочным вокалом а-капелла, несколько раз меняет курс, опасно приближается к запретной грани, но искренность Смита спасает песню от падения в смертельно сладкую пучину.

Cheap Trick — Magical Mystery Tour

Взрывом популярности на радио в конце 70-х и начале 80-х годов пауэр-поп во многом обязан именно The Beatles. Музыкантам Cheap Trick каким-то образом удается взять и превратить эту слегка раздражающую цирковую песнь в нечто, что украсило бы саундтрек к сериалу «Спасатели Малибу». Сладкие ностальгические летние флюиды летят во все стороны.

Melvins — I Want To Hold Your Hand

Насыщенный до предела зафузованной гитарой и рычащим шершавым вокалом, это довольно честный кавер … на версию в исполнении группы Moving Sidewalks. Так что? Это кавер на кавер?! Не надо паники! Американская психоделическая блюзовая рок-группа The Moving Sidewalks наиболее известна тем, что породила Билли Гиббонса из ZZ Top. Их неприлично грязная версия тоже безусловно заслуживает внимания.

St. Vincent — Dig A Pony

Раньше это был главный номер живых выступлениях St.Vincent. Можно найти практически любую концертную запись этой песни, и гарантировано получить удовольствие. Одинокая блюзовая гитара и вокал заставляют шевелиться волосы на затылке. Возвышенно!

Даниэль Джонстон — I Saw Her Standing There

Нет 100-процентной уверенности, что песни The Beatles всегда звучат лучше в исполнении одухотворенных и слегка трагических персонажей (см. Эллиотт Смит, Ник Кейв), или что их сладкие песни в первую очередь притягивают таких парней. Но в данном случае это именно так. Джонстон берет эту культовую, но слегка плоскую поп-песню и придает ей почти бездонную глубину.

Патти Смит — Within You Without You

Единственный вклад Джорджа Харрисона в альбом «имени сержанта Пеппера». В оригинальной записи табла, ситар и танпура сплелись воедино среди других традиционных индийских инструментов. В своей версии Патти Смит отказалась от аранжировки Харрисона, но не растеряла гипнотическую магию песни. Получилась мощная штука.

Sonic Youth — Within You Without You

Та же самая песня в другом исполнении. Sonic Youth подошли к сочинению кавера с умом и отразили в фирменном слое гудящих гитар традиционные инструменты, которые использовались в оригинальной записи. На заднем плане грохочут барабаны, а звуки гитар как брызги шампанского шумно разлетаются во все стороны. Но группа ни на секунду не теряет музыку из-под контроля, и композиция как будто катится на волне, которая никогда не разобьется об берег.

Перевод с английского: Алексей Демин. Автор текста: Пенни Бразье
Оригинал: Louder (30/09/2019)

Источник

Оцените статью