Джордж брака мужчина с гитарой

Жорж Брак — основатель кубизма в мировом искусстве

Жорж Брак (Georges Braque; родился 13 мая 1882 г. — умер 31 августа 1963 г.) — выдающийся французский художник первой половины XX века, сооснователь кубизма и техники коллажа в мировой живописи, создавший новую систему видения мира, заложивший основу современного искусства. Картины Жоржа Брака отличаются особым чувством меры и стиля, эстетической целостностью и гармонией. В его биографии немало славных этапов работы декоратором, гравёром, скульптором. Однако главным направлением творчества великого мастера была живопись.

Содержание статьи о Жорже Браке

Жорж Брак иногда признавался: «Я создал кубизм, сам того не осознавая». Его дерзкие нововведения, спровоцировавшие кризис традиционной живописи, соответствовали масштабу таланта. Но сам мастер в творческих поисках никогда не был безумным импровизатором или фантазийным колористом. Всегда умело ограничивал и умерял эмоции.

Биография Жоржа Брака

Жорж Брак родился 13 мая 1882 года в Аржантей, северо-западном предместье Парижа, в семье местного художника-декоратора. В 1890 году вместе с родителями перебрался на север Франции, в приморский Гавр, где со свойственной молодости беззаботностью активно прогуливал школьные занятия и насыщался волнующей суетой портового города.

В 1897 году, в возрасте 15 лет, Жорж начинает посещать вечерние занятия в Школе изобразительных искусств. В свободное время ходит на набережную, делает первые наброски. Но юное дарование не питает тяги к академическим канонам живописи и спустя два года проваливает экзамен в бакалавриат, нарушив перспективу, неправильно выстроив композицию и светотеневую модель.

Читайте также:  Левая клавиатура баяна или аккордеона

Однако желание стать художником-декоратором не покидает Жоржа. В 1900 году он отправляется в Париж и поступает в Академию Эмбера, а после её окончания в 1902 году — в парижскую Школу изящных искусств. Регулярно посещает выставочные залы Лувра, восторгается картинами Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) и Пуссена (Nicolas Poussin).

Ранние пейзажи Брак пишет в импрессионистической манере. Но уже в 1906 году проникается фовизмом с его безграничной свободой самовыражения, перенимает стиль Анри Матисса (Henri Matisse) и Андре Дерена (Andre Derain), а спустя несколько месяцев выставляется в Салоне Независимых.

Тогда же состоялось судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо (Pablo Picasso), после которого Жорж резко изменил манеру письма. Увлечённые и сплочённые работами Поля Сезанна (Paul Cezanne), молодые люди стремились к лаконичной живописи и геометризации деталей. С 1908 по 1914 гг. они усердно работают над теоретическими и практическими обоснованиями кубизма. Почти одновременно изобретают коллажи, объясняя новую идею как «поиск рельефа без эффекта обмана зрения».

Картины Жоржа Брака приобретают более глухую и сдержанную палитру, а в живописной манере появляются дробления форм на мелкие грани, подобно мозаике, в которых едва угадываются черты предметов. Задача публики усложняется необходимостью собрать целое из множества мелких частей. Кубическая картина становится интерпретацией реальности, открывающей множество способов ведения интеллектуальной игры со зрителем.

Творческий азарт сотрудничества двух талантливых художников прервала Первая мировая война. Жорж Брак был мобилизован, отправлен на фронт и тяжело ранен. Это событие стало критическим рубежом, разделившим жизнь и творчество живописца на два периода: до и после.

Начиная с 1920-х годов, стиль мастера меняется. Брак отказывается от резких угловатых форм в пользу плавных изогнутых линий. Цветовая палитра становится светлее. В композициях появляются фигуры людей в реалистичных очертаниях обстановки. Кубистические формы умело вплетаются в канву экспрессионизма.

Умер великий мастер 31 августа 1963 года в Париже, в возрасте 81 года.

Самые известные картины Жоржа Брака

Выполненные в разных стилях и техниках произведения мастера восхищают ценителей искусства во всем мире. Вот лишь некоторые из наиболее известных картин Жоржа Брака:

  • «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) — пейзаж в стиле фовизма с упрощёнными формами и яркими эмоциональными пятнами.
  • «Замок Ла Рош-Гюйон» (1909) — объёмное архитектурное строение, изображённое в период протокубизма, предшествовавшего кубизму, не имеет элементов фигуративной живописи, но сохраняет эффект осязания.
  • «Скрипка и палитра» (1909) — натюрморт с музыкальным инструментом. Один из любимых сюжетов мастера, который разбит на фрагменты как части пазла.
  • «Круглый стол» (1929) — отражает сложность обычных предметов и парадоксы живописи, погружает в иллюзию, обманчивость кажущегося реалистичным изображения.
  • «Бильярдный стол» (1945) — сложная композиция с габаритным предметом написана без использования традиционной перспективы — входит в серию из семи картин с изображениями бильярдных столов.
  • «Студия» (1949) — картина из эксцентричной живописной серии «Мастерские», которая стала квинтэссенцией поисков и размышлений на тему роли художника в мире искусства.

На сайте Very Important Lot истинные ценители искусства могут принять участие в аукционах, приобрести шедевры антиквариата и работы великих мастеров. А также купить картины талантливых современных художников.

Источник

Жорж Брак, галерея картин, биография. Georges Braque

Автор:
Павел Ин

Картины, биография Жоржа Брака

Жорж Брак (1882—1963)

Жорж Брак (Braque, Georges. 1882-1963) — французский художник, живописец и график, скульптор, сценограф и декоратор. Совместно с Пабло Пикассо стал основателем кубизма ( 1908 г .).

Жорж Брак является автором многих декоративно-изящных композиций, составленных из элементарных геометрических объёмов и отличающихся разнообразием фактуры живописной поверхности. В своих работах Брак стремится к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: порой включает в картины куски бумаги, дерева, примешивает песок. После 1917 Жорж Брак постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (пейзажи, натюрморты, картины с человеческими фигурами), где линия словно обретает орнаментальную выразительность и гибкость.

Биография Жоржа Брака

Жорж Брак родился в пригороде Парижа — прославленном импрессионистами Аржантейле; здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров. Спустя восемь лет семья переехала в Гавр, где мальчик посещал местную художественную школу и одновременно обучался ремеслу декоратора. В 1900 году Брак переселился в Париж. Некоторое время он учится в Школе изящных искусств и впитывает новейшие художественные веяния. Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. В этих пейзажах сохраняется традиционное изображение натурного мотива, но ликующая взрывчатая сила цвета и пластическая экспрессия придают образам почти космический характер. Отличительной чертой работ Брака этого периода являлась при этом не только особая декоративная красота, но также большая, чем у других фовистов, конструктивность композиции. Уже тогда он, по словам современного критика, смотрел больше на Сезанна, чем на Ван Гога. Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака. Одно из самых известных его произведений этого периода — картина «Дома в Эстаке». Конкретный мотив здесь еще более решительно превращен в некую модель универсума — перед нами не столько вид города, сколько образ творения мира. Но вместо прежних текучих форм появляются мощные геометризованные объемы, буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной «сезанновской» гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, а динамизм сочетается теперь с непоколебимой статикой. Именно по поводу «Домов в Эстаке» Матисс, а вслед за ним один из критиков употребили выражение «кубы», породившее название нового направления, которому суждено было сыграть столь значительную роль в искусстве XX века.


В 1910 году Брак начинает работать в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма» (1910—1912). Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными; мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами. Из абстрактных форм возникают детали предметов, но, в соответствии с доктриной кубизма, художник не изображает объект, а стремится передать сумму пластических ощущений и представлений о нем. Утверждалось — впервые с эпохи Возрождения — право живописи показывать то, что нельзя увидеть с одной точки зрения и что нельзя увидеть вообще. Однако отказ от конкретной изобразительности с неизбежностью приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции.
В период «синтетического кубизма» Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой». Картина теперь не «аналог» предмета, а некая «новая реальность». На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры — в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами — а иногда и некое подобие музыкальных образов («Ария Баха»).
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые элементы и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений.
Ведущим жанром в творчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Он создает по большей части многопредметные композиции (серии «каминов», «круглых столиков» и т. д.), где в пределах визуально целостного образа совмещаются разные грани и аспекты действительности и используются разнообразные выразительные средства. В результате, через локальный образ передается ощущение почти барочного изобилия жизни, а также взаимосвязанности и взаимопревращений вещей. Для натюрмортов 20-х годов характерны особая «джазовая» синкопированность ритмов и острота линий, которые сочетаются у Брака с пластичностью целого. Но, пожалуй, главная отличительная черта его работ — изысканный и строгий колорит, неповторимая гармония глубоких и богатых оттенками желто-коричневых, черных и зеленых .тонов, дополненных белым, красным или синим.
Наряду с натюрмортами Брак пишет в 20-е годы портреты и серию обнаженных, захватывающих своей мощной пластикой, широтой ритма и красотой колорита. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью. Мифологизированные персонажи свободно живут в пространстве картин художника; само их появление не случайно, оно обусловлено всей поэтикой Брака. В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д.). В самой стилистике живописи Брака с ее гаммой золотистых, коричневых и черных тонов и изысканной линеарностью есть общее с архаической вазописью.
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В дальнейшем его живопись обретает новую поэтическую и пространственную широту, а также особую колористическую и линейную утонченность; наполняется светом. В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Ряд работ посвящен теме «художник и его модель». Ее трактовка лишена у Брака драматизма и богатства аспектов, присущих подобным работам Пикассо,— в соответствии со всем своим складом Брак подчеркивает, прежде всего, таинственное и созерцательно-лирическое начало творчества. К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949—1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица — лейтмотив всего позднего творчества художника. Он расписывает в 50-х годах лапидарными изображениями птиц плафон этрусского зала в Лувре и создает множество подобных графических изображений. Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества. Не менее известны также его изображения рыб (среди них особенно впечатляют «Черные рыбы», 1942). Творчество Брака не ограничивалось живописью и графикой. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором (в числе наиболее известных его работ в театре — оформление «дягилевских» балетов в 20-е годы), а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.

Картины Жоржа Брака

The Port of Antwerp. 1906

View from the Hotel Mistral, L’Estaque. 1907.

Still Life with Musical Instruments. 1908.

Источник

Оцените статью