Джордж харрисон его гитары

George’s Guitar Gallery

Photos and commentary by George Harrison

As told to Dan Forte

Knowing that the interview for Guitar Player was to take place in Los Angeles, George was thoughtful enough to take the time, before leaving England, to load his camera and take snapshots of some guitars he thought «would be of interest» to other guitarists. Here, then, is a rare glimpse into the Harrison guitar collection—with photos and captions by George himself.

This is a little Hofner, the grooviest little guitar. It’s very strange looking, but I always liked it as a kid, and I had a one-pickup version [a Club 40]. I swapped it for something, but I finally got another one. In the [gig] box inside the case there was a little faded set list with «Sheik Of Araby» and everything its owner played. It really feels like the ’50s, that period.

There’s one of those GTR jobs I had made [by John Greven, circa 1974]. I told them not to put all this fancy pearl work on the fingerboard, because I can’t tell what fret I’m on. So it’s got the greatest pearl inlay, but I’ve got gaffer’s tape over it to know which fret I’m on.

John and I both bought identical early-’60s Strats that were pale blue, and they were used first on «Nowhere Man.» Then later, when we all took certain substances, I decided to paint mine in day-glo colors. And that was then on «I Am The Walrus» and «All You Need Is Love.» Now I’ve got it set up for slide.

Читайте также:  Как правильно спустить пианино с этажа

There’s my Gretsches. That’s my original Duo Jet (L). I gave it away once, but I got it back. One pickup had been changed, but Alan Rogan got it back to original. The red one (C) is like the newer version of the Duo Jet. My wife gave me the orange «Eddie Cochran model» (R)—or Chet Atkins, actually (sorry, Chet).

I’ve got a couple of really nice handmade guitars by Tony Zemaitis. This one’s a 12-string with a heart-shaped soundhole. We had a 6-string version of this made for Carl Perkins.

Eric Clapton gave me this Les Paul (L), and then it got kid-napped and taken to Guadalajara. I had to buy this Mexican guy a Les Paul to get it back. And there’s the original Ricky 12-string (R) I used on «A Hard Day’s Night»—the second 12-string Rickenbacker made.

When you’re going on holiday, they always want you to put the guitar in the hold on the plane. So I wanted one small enough to fit in the rack, and I asked Zemaitis to make me one. He had to make the jigs specially. The only other person I know who spotted the jig and got one made is Dave Gilmour.

There’s the [Coral] Electric Sitar they gave me because of the Ravi thing. It’s supposedly the very first one; it’s got a strip on the back saying «Patent Pending.» Spencer Davis saw it once and said, «Oh, can I borrow that for the night?» And he hijacked it; I never saw it for about two years—by which time everybody had used one. So I never actually used it.

John and I scraped the varnish off our Epiphone Casinos, and they became much better guitars. I think that works on a lot of guitars: If you take the paint and varnish off, and get the bare wood, it seems to sort of breathe.

George’s Guitar Gallery — Photos and commentary by George Harrison

There’s the [Coral] Electric Sitar they gave me because of the Ravi thing.

Источник

Первая гитара Джорджа Харрисона

6 сентября 1956 г.

Джордж: «Я услышал, что у Реймонда Хьюза, с которым я раньше учился в «Давдейле», но не видел его уже год, есть гитара, которую он собирается продавать. Она стоила три фунта десять шиллингов. Огромные деньги по тем временам, но мама дала их мне, я сходил к Реймонду и купил гитару».

Луиза Харрисон: «Однажды он сказал мне: «Тут у од­ного парня, в школе, есть гитара, за которую он заплатил 5 фунтов, но он уступит мне ее за 3. Купишь?». Я сказала: «Ко­нечно, сынок, если ты хочешь». В тот момент у меня была кое-какая работенка, я снова пошла в зеленную лавку, как до замужества».

Джордж: «Моей первой гитарой была маленькая, об­шарпанная, за три фунта и десять шиллингов».

Энди Бабюк: «Первой гитарой Харрисона был инструмент «Эгмонд».

Джон Кроули: «Это была акустическая шестиструнная гитара фирмы «Розетти», выполненная в испанс­ком стиле. Гитара была изготовлена в Голландии».

Энди Бабюк: «В Великобритании эту продукцию поставляла фирма «Розетти». Основная фабрика «Эгмонд» располагалась в голландском Бесте, к северу от Эйндховена, и выпускала дешевые гитары низкого качества для многочисленных европейских музыкантов. В Великобритании они продавались исключительно фирмой «Розетти», которая использовала свое имя на многих продуктах «Эгмонда». Харрисон приобрел этот инструмент в 1955 или 1956 году».

Джордж: «Гитара была изготовлена в Голландии фир­мой «Эгмонд» и стоила 3 фунта. Это была дрянная дешевая маленькая гитара, но в то время меня это не смущало».

Джон Кроули: «Эта испанская гитара с металлически­ми струнами, называемая в рекламном листке «самой деше­вой моделью в нашем крае» (цена – 4 фунта 7 шиллингов и 6 пенсов), официально считается первым инструментом Джор­джа Харрисона».

Джордж: «Я начал учиться на гитаре, когда мне было 13 лет, на старой испанской модели, которую мой отец купил за пятьдесят монет (2,50 фунтов-стерлингов). Забавно, как мелочи могут изменить всю вашу жизнь. Не спрашивайте, почему он выбрал гитару, а не губную гармошку или что-то еще. Они, конечно, не были популярны в то время. Во всяком случае, я изучил свои первые основные аккорды на ней».

Джон Кроули: «К сожалению, дебютная гитара Джорджа «Розетти» в нормальном виде не сохранилась. Обезглавленная, т.е. без грифа, она в середине 80-х вынырнула на одном из лондон­ских аукционов. А в 1995 году анонимный владелец гитары одолжил ее для демонстрации в Зале Славы рок-н-ролла в Кливленде».

Джордж: «С нижней стороны грифа я обнаружил винт. Как любознательный маль­чишка, я нашел отвертку, вывинтил его, и гриф отвалился. Поставить его обратно я не смог, поэтому положил на шкаф отдельно гитару и отдельно гриф».

Филипп Норман: «Чтобы отблагодарить свою мать за гитару, Джордж по утрам в воскресенье развозил заказы от местного мясника, Э. Р. Хъюджеса».

Луиза Харрисон: «Джордж хотел научиться играть сам, но не сумел. «У меня никогда ничего не выйдет», – говорил он. «Выйдет, сынок, выйдет, имей терпение». И он не бросал, брался за гитару снова и снова, разбивая в кровь пальцы. «Выйдет, сынок, выйдет», – повторяла я Джорджу. Он занимался до двух или трех часов ночи, а я сидела и слу­шала. И каждый раз, когда он говорил мне: «У меня никогда ничего не выйдет», я ему отвечала: «Ты добьешься, сынок, добьешься».

Честно говоря, даже не понимаю, почему я так его под­держивала. Наверное, потому что он хотел, и этого было для меня достаточно. Должно быть, я крепко запомнила, как много всего хотела в детстве, и как никто никогда не поощрял меня. Поэтому, когда к Джорджу пришло это увлечение, я помогала ему изо всех сил».

Джордж: «Мать действительно поддерживала меня. Главное, никогда ни от чего не отговаривала. Я мог заниматься, чем хочу. И отец тоже. Это было самое ценное в них. Когда детям ставят палки в колеса, они все равно рано или позд­но своего добиваются, так уж лучше не мешать им. Родители позволяли мне поздно приходить и даже выпить, если мне хотелось. В результате я покончил с ночными бдениями и выпив­кой, как раз когда все начали этим заниматься. Наверное, я по­тому и не выношу спиртного, что прошел через это в десять лет.

Когда мой отец служил в торговом флоте, он играл на гитаре. Но когда работы не стало, он покинул флот и продал гитару. Когда я начал учиться играть, отец сказал: «У меня есть друг, который умеет играть», – и созвонился с ним. Его звали Лен Хоутон, ему принадлежал винный магазин, над которым он жил. По четвергам магазин не работал, поэтому отец договорился, что каждую неделю я буду приходить к Хоутону на два-три часа. Лен показывал мне новые аккорды, играл такие песни, как «Дайна» (Dinah), «Милая Сью» (Sweet Sue), мелодии Джанго Райнхардта и Стефана Граппелли. И песни двадцатых-тридцатых годов, такие, как «Шепот» (Whispering). Это было очень любезно с его стороны».

Согласно Бобу Спицу, парень рядом с Джорджем, это его друг Артур Келли (Arthur Kelly), и этот фотоснимок сделан в 1957 году. Хантер Дэвис также датирует его 1957 годом. Также существует мнение, что эта фотография относится к 1956 году, и на ней рядом с Джорджем его первый учитель игре на гитаре, некто Лен Хоутон (Len Houghton).

Источник

Группы >Акустическая гитара Джорджа Харрисона в творчестве Beatles

Вклад Джорджа Харрисона (George Harrison) в творчество Beatles сложно переоценить. Это и интересные гармонии, и запоминающиеся сольные партии, сыгранные как на акустической, так и на электрогитаре. Источниками вдохновения для Харрисона были многие известные музыканты, как, например, Чет Аткинс (Chet Atkins), Карл Перкинс (Carl Perkins), Боб Дилан (Bob Dylan) и, конечно, The Byrds.

Можно сказать, что Харрисон ввел моду на двенадцатиструнные электрогитары. В таких композициях, как “A Hard Day’s Night” и “Ticket to Ride” он играл на гитаре Rickenbacker 360/12, что открыло новые грани музыки Beatles и наложило отпечаток на рок-музыку шестидесятых годов — вскоре такие коллективы, как The Byrds, Beach Boys и Rolling Stones также стали активно внедрять двенадцатиструнные гитары в свое творчество.

Харрисон всегда отличался особым интересом к индийской культуре и индуизму, и в середине шестидесятых годов это проявилось и в музыке Beatles — в композициях “Norwegian Wood” и “Within You Without You” он играет на ситаре и украшает свои партии весьма экзотическими гаммами. По сути, Харрисон оказал огромное влияние на стилистику музыки Beatles.

Также благодаря ему, появились многие известные композиции группы, львиная доля которых базируется на акустической гитаре (его Gibson J-200). Наш сегодняшний урок мы посвятим интересным ходам и фразам трех популярных композиций, написанных Джорджем Харрисоном для Beatles. Это “Here Comes the Sun,” “While My Guitar Gently Weeps” и “Something”.

На РИС. 1 мы видим аккорды к “While My Guitar Gently Weeps”. Они играются боем. Главный источник эмоциональной мощи этой композиции — линия баса, основанная на нисходящей хроматической гамме A-G-F#-F (интервал между нотами составляет полтона, то есть один лад). Также интересен тот факт, что соло для этой песни, впоследствии ставшее «классикой жанра», было сыграно самим Эриком Клэптоном (Eric Clapton).

Движение по хроматической гамме характерно для многих композиций Beatles, написанных Харрисоном, среди них и “Something” (см. РИС. 2 ). На альбоме Abbey Road мы слышим версию, сыгранную на электрогитарах (в тональности С), но на оригинальной демо-записи (тональность А) на альбоме The Beatles: Anthology 3 Харрисон играл исключительно на полуакустической гитаре, поэтому эта песня очень подходит к нашей сегодняшней теме. Для аккордов А, Аmaj7 и A7 используйте аппликатуры, указанные в первой строке табулатуры. Также обратите внимание на нисходящую хроматическую линию на третьей струне. Хроматизм четко прослеживается также и при смене аккордов F#m-F#m(maj7)-F#m7.

Без сомнения, самый популярный акустический рифф Beatles — это вступление к “Here Comes the Sun”. Его необычность также и в том, что он играется с каподастром на седьмом ладу. На РИС. 3 показан пассаж, сыгранный «по мотивам» основного риффа песни. Это, главным образом, аккорды D, A7 и G (играть переменным штрихом, начиная с даунстрока).

На РИС. 4 мы видим вариацию аккордов бриджа этой композиции.

Не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобу получать уроки гитары. Так Вы без проблем сможете научиться играть на гитаре.

Один из лучших музыкантов — Харрисон, Битлз благодаря нему записали много успешных треков.

Учу битлз на гитаре, опубликуйте еще пожалуйста уроков с табами и желательно с видео.

Источник

Звук Харрисона: величие The Beatles

Чтобы знать многое о характере звучания гитар Джорджа Харрисона (George Harrison, 1943–2001) не нужно быть специалистом ни в области гитарного мастерства, ни даже знатоком рок-музыки вообще. Ведь Джордж был лидер-гитаристом The Beatles с момента обретения величайшей рок-группой всех времён и народов своего имени и до самого официального распада. А раз так – ну кто ж не слышал гитар Джорджа!

По существу, Джордж был первым абсолютно публично известным музыкантом с электрогитарой, который ставил во главу угла не верность определённой марке инструмента и иного оборудования, но собственное умение подбирать нужную модель гитары под настроение, которое требовалось создать в определённой пьесе, в том числе и авторской. Поздний период существования The Beatles доказал это с лёгкостью – и гитарное оборудование усложнилось, и собственные песенные номера у Джорджа стали получаться, как на подбор. Но такова уж была общественная истерика вокруг ливерпульской четвёрки, что и после роспуска группы «самому тихому битлу» приходилось раз за разом, как бы не до середины 70-х, постоянно указывать в интервью: «Нет, я не являюсь лучшим гитаристом мира. И за виртуоза себя тоже не считаю».

А гитары Джорджа – это отдельная легенда, живущая и после безвременной кончины музыканта. Буквально три недели назад на выставке NAMM Show ‘2020 бренд Fender представил в кастомной серии инструмент George Harrison Rocky Stratocaster Custom Shop , являющейся дотошной геометрической копией (вплоть до редкого асимметричного профиля “C” грифа) знаменитой гитары Fender Stratocaster с серийным номером 83840 (1961 год выпуска) со светло-фиолетовой (sonic blue) расцветкой корпуса, приобретённой для Джорджа и Джона Леннона весной 1963 года и в 1967–1969 годах радикально перекрашенной её владельцем, как то можно увидеть в фильме “Magical Mystery Tour”. Считается, что художественное рукоприкладство Джорджа стало руководством к подобным действиям для многих иных звёзд-гитаристов, и в первую очередь – для Эрика Клэптона (Eric Clapton). Эту гитару можно услышать в таких пьесах The Beatles, как “Nowhere Man” (1965) и “All You Need Is Love” (1967), в том числе в её телеверсии в программе “Our World”. Джордж уверял, что очень хотел заиметь Fender Stratocaster в качестве своей первой электрогитары, узрев такой инструмент на обложке дебютного альбома американской группы The Crickets “The ‘Chirping’ Crickets” (1957). Но в Ливерпуле в то время таких инструментов не водилось, и ему пришлось приобрести гитару Resonet Futurama (1958) чехословацкого (!) производства, чрезвычайно неудобную в игре, но верно служившую своему хозяину до 1964 года.

Своей же «первой хорошей американской гитарой» музыкант называл чёрный Gretsch Duo Jet (1957, №21179) с корпусом из красного дерева и установленным предыдущим владельцем тремоло Bigsby, приобретённый в подержанном состоянии летом 1961 года. На ней записывались почти все партии Джорджа на дебютном альбоме The Beatles “Please Please Me” (1963), и в том же году инструмент оказался в руках Клауса Вормана (Klaus Voormann), будущего бас-гитариста Plastic Ono Band, но известного всем как дизайнера битловского альбома “Revolver” (1966). В середине 80-х Джордж забрал гитару назад и вернул инструмент к конфигурации лета-1961 – Клаус успел поменять в ней звукосниматели и электронику. Эту гитару можно увидеть на обложке сольного альбома Джорджа “Cloud Nine” (1987), и на её основе разработан именной инструмент Gretsch G6128T-GH George Harrison Signature Duo Jet.

Говоря о гитарах Джорджа, невозможно не вспомнить 12-струнную Rickenbacker 360/12 (1963, №CM107 – физически второй экземпляр этой модели!), врученную музыканту фактически лично тогдашним владельцем бренда Rickenbacker Фрэнсисом Холлом (Francis C. Hall) в феврале 1964 года, когда The Beatles прибыли в Нью-Йорк для выступления на телешоу The Ed Sullivan Show. Мало того, что эти гитары Джорджа и Джона Леннона (John Lennon) фактически стали секретным звуковым оружием группы – Джордж утверждал, что играл на этом инструменте во все периоды своей карьеры, и никогда не имел с ним никаких проблем. Немаловажно, что звук Rickenbacker 360/12 до сих пор ассоциируется со звучанием ранних The Beatles как единой группы и уж тем более её важнейших хитов 1964–1965 годов. Плюс эта гитара стала настоящей прародительницей всего явления американского кантри-рока: группа The Byrds сочиняла и аранжировала свои ранние хиты с оглядкой на звонкие призвучия 360/12, а там и иные заокеанские поклонники «струнного звона» подтянулись.

Известнейшая акустическая гитара м-ра Харрисона – это Gibson J-160E (1962, №73161), заслужившая славу инструмента, которым музыкант пользовался абсолютно на всех альбомах The Beatles, и даже несколько ранее. Две подобных гитары были приобретены Джорджем и Джоном в сентябре 1962 года по почте, и буквально на следующий день на них записывался материал дебютного сингла группы “Love Me Do”. Годом позже музыканты поменялись гитарами, потом инструмент Джона оказался украден, так что данная гитара переходила из рук в руки. В состоянии поставки она была оснащена звукоснимателем-синглом P-90, установленным у основания грифа из розового дерева. Вскоре Джордж перенёс звукосниматель к бриджу, но к моменту записи альбома “Rubber Soul” (1965) вернул его назад, и на корпусе гитары сохранились следы этой перестановки.

Воистину удивительным инструментом у Джорджа была гитара Fender Telecaster (1968, №235594) с корпусом из розового дерева, оказавшаяся продуктом странного коммерческого замысла Fender по запуску в серию моделей Telecaster и Stratocaster с подобными корпусами. Собственно, в рамках рекламы будущей модели музыкант и получил прототип подобного Telecaster – и успел поработать с ним над материалом альбомов “Let It Be” (1970) и “Abbey Road” (1969). Считается, что практически все партии Джорджа на альбоме “Let It Be” записаны на этой гитаре; её также можно увидеть в «концерте на крыше» “Let It Be”. В декабре 1969 года этот Telecaster был подарен Делани Брэмлету (Delaney Bramlett, 1939–2008), который сошлифовал краску с корпуса и отлакировал его. Также были заменены колки и модифицирована электроника – но сейчас этот у гитары восстановлена исходная комплектация, и она находится во владении фонда Джорджа Харрисона. По словам сына Джорджа, Дани (Dhani Harrison) «это фантастически звучащий инструмент, только он весит раз в семь больше, чем обычный Telecaster».

Несколько менее известны широкой музыкантской общественности и, так сказать, подвергнуты историческим исследованиям иные гитары Джорджа, которыми он начал пользоваться во времена триумфа The Beatles с 1963 по 1968 год. Это, в первую очередь, две гитары Gretsch 6122 Country Gentleman (1962 и 1963) с отделкой корпуса под орех, оснащённые звукоснимателями Filter’Tron и тремоло Gretsch Bigsby – первая из них была разбита в автомобильной аварии в Британии в декабре 1965 года, зато вторая дожила до наших времён и хранится дома у Ринго Старра (Ringo Starr). Как минимум с 1963 по 1967 год музыкант в студии и на сцене много играл на гитаре Gretsch 6119 Tennessean Type 2 (1962 или 1963), которую можно увидеть и в начале фильма “Help!” (1965), но в настоящее время данный инструмент считается утраченным. В числе иных славных гитар Мастера, вошедших в историю рок-н-ролла – Rickenbacker 425 (1962), Epiphone Casino E230TD(V), Gibson SG Standard (1964) вишнёвой расцветки и, наконец, Gibson Les Paul Standard (1957), полученный им от Эрика Клэптона в 1968 году – это тот самый инструмент, на котором Эрик записывал своё соло в номере Джорджа “While My Guitar Gently Weeps” (1968). Из постбитловских гитар музыканта наибольшую известность получил, пожалуй, Fender Stratocaster выпуска 50-х годов с отшлифованным до дерева корпусом, на котором Джордж играл во время благотворительного концерта “Concert for Bangladesh” (1971).

Казалось бы, разнообразие гитар Джорджа требовало и разнообразия усилителей – однако музыкант хранил верность простым решениям своей юности, а именно усилителям брендов Fender и Vox. Усилители Fender – это Double Reverb, Champion и 6G6A/B Bassman , причём последний использовался в ходе мемориального концерта Джорджа “Concert for George” (2002). О роли усилителей Vox в эволюции звука The Beatles и гитариста лично (и наоборот) написано уже много, но отметим ещё раз, что классический усилитель Vox AC30 использовался гитаристом постоянно, так же как и система Vox Super Beatle, то есть комбинация головы и кабинета одной марки AC100, с набором динамиков кабинета 2×15″ + 4×12″. При записи альбомов “Let It Be” и “Abbey Road” музыкант отдал должное моде и работал со специальным гитарным кабинетом Leslie 145 с вращающейся конфигурацией динамиков, что придавало гитаре несколько электроорганное звучание, так хорошо слышимое в сингловой версии номера “Let It Be”. Гитарные обработки всегда были сведены у Джорджа к возможному минимуму, но при этом он стал, вероятно, пионером работы с фузом в Великобритании – в пьесе “Think For Yourself” (1965) он исполнил партии бас-гитары с фузом Maestro Fuzz-Tone. К концу 60-х в арсенале Джорджа также имелись обработки Vox Tonebender и Fuzz Face, а также «квакушка» Vox Wah-Wah с металлическим корпусом. Просто? Очень просто, но к такому набору инструментов и обработок прилагалась вся мощь композиторского гения Джорджа и умения экономичными соло сказать очень многое.

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник

Оцените статью