Верди Джузеппе
ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство — 27 января 1901, Милан), итальянский композитор.
Ноты для фортепиано Верди Джузеппе
Биография
Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).
Детство
Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.
Потрясение тридцатых годов
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я. принял решение никогда больше не сочинять».
Выход из кризиса. Первый триумф
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).
Опера, поставленная в 1842, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини , Беллини , Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора — выдающегося реформатора оперы.
В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.
«Тризвездие». «Дон Карлос»
В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х годах Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).
В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение — «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.
В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».
Источник
Джузеппе верди ноты для фортепиано
Итальянский композитор родился в семье крестьянина – трактирщика. Его преподавателями были церковный органист, Ф. Провези, В. Лавиньи. Уже в период жизни в Бруссето определилась будущая творческая жизнь молодого дарования, его стремления и желания. С ранних лет он проявил себя как оперный композитор.
Первая опера Верди — «Оберто, граф Сан-Бонифачо» была успешно поставлена в Милане. Но наиболее масштабную известность композитору принесла опера « Навуходоносор ». Именно в ней отражались идеи и настроения итальянской публики по поводу национально – освободительных движений за независимость Италии. Его героико – патриотическое творчество продолжили такие оперы как «Ломбардцы. », «Жанна д’Арк», «Аттила». Значительным революционным шедевром стала опера « Битва при Леньяно », которая была с ошеломляющим успехом поставлена в Риме.
Уже в первых сочинениях музыканта можно было разглядеть его интерес к масштабному и много сюжетному содержанию, к ярким и контрастным мелодиям, насыщенными всей силой драматизма. Под такие характеристики попадают его оперы: « Макбет », « Луиза Миллер », « Эрнани ». Особой чувствительностью и выразительностью обладает опера « Макбет », которая стала к тому же важнейшим шагом к созданию психологической драмы. Что касается оперы « Луиза Миллер », то здесь можно наблюдать целый ряд образов абсолютно обыкновенных людей со своими эмоциями, переживаниями, волнениями.
Восхитительную искренность, глубину звучания, простоту, внутренний мир героев можно проследить в операх « Риголетто », « Трубадур », « Травиата ». В своих произведениях музыкант связывал воедино личные драмы героев, национально – освободительные движения, политическую ситуацию страны. В произведениях « Сицилийская вечерня », « Симон Бокканегра », «Бал-маскарад» прослеживается яркость массовых сцен, психологизм, выразительность. Из последних его лучшими операми стали, в частности « Аиде », а также Реквием.
Значительное влияние на мировую культуру оказала драма « Отелло », которая наполнена множеством диалогов, монологов музыкальных мелодий. Подобные идеи наблюдаются и в « Фальстафе ». Именно так Верди удалось реформировать комическую оперу и сделать ее достоянием своей эпохи. Творческое наследие Верди стало вершиной развития оперы 19 века и огромным достоянием мировой музыки.
За свою жизнь Верди удалось создать свой стиль, который был характерен яркостью, остротой, фактурностью в изображении ситуаций и действующих лиц, их поступков. Человечность и демократичность композитора принесла ему значительную популярность. По сей день, его произведения звучат во многих оперных театрах по всему миру. Бесспорно, он оставил значительный след на музыкальной культуре не только своей страны, но и всего мира.
Источник
Ноты — Джузеппе Верди — Популярные оперы для фортепиано в 4 руки
Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf
Мой Верди
Оперы
популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в четыре руки Ж.Л. Металлиди
«Композитор», 1996г.
Только описание.
Фрагменты из оперы «Риголетто»
Баллада Герцога
Менуэт
Ария Джильды
Ариозо Джильды
Песенка Герцога
Квартет (фрагмент)
Фрагменты из оперы «Травиата»
Прелюдия
Застольная песня
Ария Виолетты (I акт)
Ариозо Жермона
Ария Виолетты (III акт)
Дуэт Альфреда и Виолетты
Фрагменты из оперы «Аида»
Романс Радамеса
Ариозо Аиды
Марш (финал II акта)
Дуэт Аиды и Радамеса
Fragments from the Rigoletto
Ballade of Duke
Minuet
AriaofGilda
Arioso of Gilda
Canzonet of Duke
Quartet (fragment)
Fragments from the Traviata
Preludio
Drinking-song
Aria ofVioletta(I act)
Arioso of Germont
Aria of Violetta (III act)
Duet of Alfred and Violetta
Fragments from the Aida
Romance of Radames
Arioso of Aida
March (finale of II act)
Duet of Aida and Radames
Верди Джузеппе (1813—1901)
«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии. Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями; Италии, смелой и пылкой до неистовства». Эти слова были написаны известным русским композитором и музыкальным критиком А. Серовым по поводу приезда Верди в Россию для постановки оперы «Сила судьбы». Было это более ста двадцати лет тому назад.
Характеристика Серова точна и проницательна. Верди действительно певец своей эпохи и своей страны — Италии, героически боровшейся против иноземного ига за свободу и национальное единство, за то, чтобы из географического понятия, как иронически назвал ее один из австрийских министров, превратиться в независимое национальное государство.
О национальном движении в Италии XIX века мы знаем не только из истории. Оно отражено, например, в прекрасной книге Этель Лилиан Войнич — романе «Овод», которым зачитываются уже многие поколения. Верди — современник и единомышленник молодых героев романа. Но боролся он за свободу Италии особым оружием — музыкой.
Его путь в искусстве не был легок. Сын деревенского трактирщика мог получить в родной деревне только самые начальные музыкальные навыки, его первым учителем был органист местной церкви. Деревенскому мальчику посчастливилось: на него обратил внимание купец из соседнего городка Антонио Барецци, человек просвещенный, доброжелательный, горячо любивший музыку. По его инициативе Джузеппе перебрался в город Буссето, поступил там в музыкальную школу и начал заниматься у местного «музыкального маэстро» Ф. Провези. Под руководством Провези он научился многому: хорошо играть на фортепиано и органе, сочинять музыку для различных инструментов и для духового оркестра, выступавшего по праздникам на городской площади. В масштабах маленького городка молодой музыкант скоро завоевал известность, и местное филармоническое общество, объединявшее любителей музыки, дало юноше стипендию для обучения в Миланской консерватории.
Но в консерваторию Верди не приняли, его игра на фортепиано не понравилась экзаменаторам, а на сочинения они особого внимания не обратили. Что было делать? Возвращаться в Буссето и, значит, обмануть ожидания своих доброжелателей? Нет, никогда!
И Верди остался в Милане, и не только потому, что удалось найти хорошего учителя из числа профессоров консерватории, но и потому, что сам город был своего рода консерваторией: два оперных театра, в том числе знаменитый «Ла Скала», еженедельные концерты — все это мог посещать молодой провинциал благодаря своему учителю В. Лавинья, который уже после года занятий написал покровителю Верди Барецци: «Ваш стипендиат вскоре будет гордостью своего отечества».
И в годы ученья, и в последующие годы работы в Буссето (надо было выполнить долг по отношению к этому городу) Верди писал музыку в самых различных жанрах. Но более всего его влекла опера. Написать оперу для «Ла Скала» было его мечтой.
И она исполнилась: первая опера имела успех столь значительный, что с Верди заключили договор еще на три сочинения. Он мог считать себя счастливцем.
Но судьба обрушила на Верди страшный удар: один за другим умирают двое его детей, а потом и жена — Маргарита Барецци, дочь его старшего друга. Все это на протяжении полутора лет! А он должен был по договору кончать работу над веселой, комической оперой. Неудивительно, что она оказалась самым слабым произведением композитора и была освистана публикой.
Этот новый удар сразил Верди. Казалось, всему конец — и творчеству, и самой жизни. Верди стал избегать людей, стремился быть в одиночестве, даже переехал в дешевую гостиницу — подальше от дома, где он был счастлив. Из этого состояния его удалось вывести директору оперного театра Б. Мерелли, полюбившему Верди и поверившему в его талант, несмотря на неудачу с комической оперой. Он предложил ему почитать новое либретто, написанное талантливым поэтом Т. Солера. Верди неохотно взял рукопись. Принес ее домой, и она случайно раскрылась на словах, чем-то затронувших воображение композитора :
«Лети, моя дума, к далеким родимым холмам.»
Верди увлекся чтением и к утру знал либретто наизусть. Так началась работа над «Набукко» — первой из серии героических опер, принесших ему славу певца итальянского Рисорджименто (национального воссоединения).
Сюжеты опер были самые различные, взятые то из Библии («Набукко»), то из истории («Аттила», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Жанна д’Арк», «Битва при Леньяно»), то из романтических драм Гюго («Эрнани»), Шиллера («Разбойники»). Но везде проходит одна и та же идея — идея борьбы с тиранией, с угнетением народа, и потому самые отдаленные по времени сюжеты воспринимались публикой как остросовременные. Когда в опере «Аттила» римский полководец говорил, обращаясь к вождю гуннов Аттиле: «Возьми себе весь мир, Италию оставь мне», наэлектризованная публика кричала: «Нам, нам Италию!»
Но главная причина была не в сюжетных аналогиях, а в музыке. Лучшее в ранних операх Верди — это подлинно героические хоры, с их яркой мелодикой, мужественным маршевым ритмом. Они легко запоминались, и некоторые из них становились популярными патриотическими песнями. В частности, тот хор из «Набукко», первая строка которого взволновала Верди при чтении либретто. Гимном стал и хор из «Битвы при Леньяно»: «Да здравствует Италия!» И недаром вождь итальянского революционного движения Джузеппе Мадзини писал Верди в 1848 году: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А. Мандзони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке. Теперь, как никогда, Италия нуждается в Вашей музыке».
С каждым новым сочинением талант Верди становится все более зрелым и глубоким, многогранно отражающим действительность во всей ее сложности и противоречиях. В центре внимания оказывается личность человека, его внутренний мир. Это особенно выпукло проявилось в операх 1850-х годов: «Риголетто» (по драме Гюго) и «Травиате» (по драме А. Дюма-сына). Главные персонажи не совершают никаких исключительных поступков, возвышающих их над толпой, это, наоборот, люди униженные, стоящие вне общества.
Придворный шут Риголетто на всю жизнь обречен смешить и забавлять, отношение общества к Виолетте отражено в самом названии оперы: «травиата» по-итальянски — падшая женщина. И Верди показывает, как в душе этих презираемых людей живут большие и чистые чувства, как самозабвенно любит Риголетто свою дочь Джильду, как перерождается Виолетта, узнав настоящую любовь, и как она отказывается от счастья, чтобы ее прошлое не легло тенью на семью любимого человека. И когда еще до поднятия занавеса на спектакле «Травиаты» звучит проникновенная, чистая и грустная музыка вступления (только у струнных инструментов), перед слушателями возникает портрет души героини оперы.
Синтезом лучших черт творчества Верди стала его опера «Аида», написанная к открытию оперного театра в Каире. Сюжет должен был отражать какую-либо страницу из истории Египта. И снова Верди удивил неожиданностью трактовки. Опера, рассказывающая о победах и завоеваниях древнеегипетского царства, оказалась проникнутой симпатиями к побежденному египтянами народу — эфиопам, а самые чарующие краски отданы Аиде — дочери эфиопского царя, пленнице и рабыне. Великий мастер вокальной музыки, Верди здесь обнаружил и великолепное знание оркестра: ночная сцена у Нила — это прекраснейший музыкальный пейзаж, образ той «звучащей тишины», полной таинственных шорохов и шепотов, которая свойственна природе.
Ко времени создания «Аиды» Верди находился на вершине славы, его оперы ставились во всех театрах от Петербурга до Каира. В вестибюле оперного театра была поставлена его статуя — этого потребовали жители Милана. Мог ли когда-то мечтать о чем-либо подобном деревенский мальчик из Ронколе?
А сам Верди не был удовлетворен. Да, его оперы охотно ставили во всех театрах, но сколько труда стоило ему преодолевать рутину и косность театральных деятелей! А главное, потом опять все шло по-старому.
А что стало с самой Италией, за единство и независимость которой боролся Верди оружием своей музыки? Италия едина. Казалось бы, исполнились все мечты его молодости. И сам Верди — сенатор в парламенте. Но при слове «политика» он в ужасе восклицает: «Спаси нас, господи!» Не такой рисовалась Италия революционным демократам 1840-х годов.
И наступили годы молчания. А друзья не могли поверить: неужели «Аида» — это последний шедевр? Ведь композитор, несмотря на возраст, вполне здоров и бодр. И друзья организуют настоящий заговор. Они знакомят Верди с молодым драматургом и композитором Арриго Бойто. А тот показывает композитору сценарий, сделанный им по трагедии Шекспира «Отелло». И шестидесятивосьмилетний маэстро, как в юности, увлекся работой, хотя поначалу уверял всех и даже либреттиста, что пишет не для театра, а для себя.
И он написал оперу, совсем не похожую на прежние, очень трудную для певцов, не привыкших быть еще и драматическими актерами. Музыка раскрывает не только ситуации и текст либретто, но и подтекст. Очень показателен в этом отношении образ Яго. Вот в первом действии он запевает свою «Застольную». И кажется, что перед нами весельчак, добродушно-беспутный малый, искренне радующийся вместе с солдатами победе Отелло. Песню перебивают возгласы, пьяный хохот, солдаты нестройно подхватывают припев. А в оркестре мелькают неожиданно колючие, насмешливые мотивы, заставляющие насторожиться: не к добру это веселье! И эти-то колючие, жесткие интонации и раскрывают истинную сущность Яго — себялюбца, клеветника, злодея. Он губит доверчивую Дездемону, мужественного и простодушного Отелло. Зло торжествует. Но перед смертью Отелло в оркестре возникает дивной красоты мелодия — символ великой, бессмертной, незапятнанной любви.
Премьера «Отелло» (5 февраля 1887 г.) принесла Верди огромный успех. Но она принесла и нечто большее: веру в свои силы, жажду творчества. Написав великолепное произведение после многих лет молчания, Верди задумывает еще одну оперу, снова на шекспировский сюжет, но на сей раз — комическую. Это опера «Фальстаф» — блистательное завершение творческого пути Верди. И, начав этот труд, Верди пишет другу: «Какая радость! Иметь возможность сказать публике: «Мы еще здесь! Вперед!!»
Основные сочинения. Оперы (даты первых постановок): «Оберто, граф Сан-Бонифачьо» (1839), «Набукко» (1842), «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843), «Эрнани» (1844), «Аттила» (1845), «Макбет» (1847), «Разбойники» (1847), «Битва при Леньяно» (1849), «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), «Сицилийская вечерня» (1855), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (1862), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1871), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1893). Для хора, солистов и оркестра: «Реквием» (1874).
Источник