Ступеньки юного пианиста
Пособие для начинающих обучение игре на фортепиано
Сборник песенок и пьесок «Ступеньки юного пианиста» рассчитан на обучение семи-восьмилетних детей игре на фортепиано в первом классе ДМШ, не прошедших предварительной подготовки.
Составитель, редактор и автор ставила перед собой задачу расположить нотный материал в максимально сконцентрированном виде с последовательным и нланомерным усложнением, так, чтобы охватить все знания нотной грамоты и пианистические навыки, которые необходимо усвоить учащемуся в течение первого года обучения. Сборник состоит из десяти разделов.
Содержание
РАЗДЕЛ I | ||
1 | Андрей-воробей. Русская народная песня | 5 |
2 | Два кота. Польская народная песня | 5 |
3 | Фасоль. Детская песенка | 6 |
4 | Василек. Русская народная песня | 6 |
5 | Т. Попатенко. По грибы | 7 |
6 | А. Березняк. Кот-царапка | 7 |
7 | А. Филиппенко. Цыплята | 8 |
8 | Как под горкой. Русская народная песня | 8 |
9 | Г. Эрнесакс. Едет, едет паровоз | 9 |
10 | Петушок. Русская народная песня | 9 |
11 | А. Березняк. Ёжик | 10 |
12 | Н. Потаповский. Охотник и зайка | 10 |
РАЗДЕЛ II | ||
13 | Не летай, соловей. Русская народная песня | 11 |
14 | М. Красев. На льду | 11 |
15 | А. Березняк Я гуляю | 12 |
16 | А. Березняк. Белка | 12 |
17 | А. Березняк. Качи | 13 |
18 | Зайчик. Детская песенка | 13 |
РАЗДЕЛ III | ||
19 | А. Березняк. Самолет | 14 |
20 | А. Березняк. Паровоз | 14 |
21 | А. Березняк. Ручеёк | 15 |
22 | А. Березняк. Едет воз | 15 |
23 | М. Красев. Ёлочка | 16 |
24 | Г. Портной. Ухти-ухти | 16 |
РАЗДЕЛ IV | ||
25 | Совушка. Русская народная песня | 17 |
26 | В. Игнатьев. Ехали медведи | 17 |
27 | Во саду ли. Русская народная песня | 18 |
28 | Гости. Украинская народная песня | 18 |
29 | Две тетери. Русская народная песня | 19 |
30 | Лошадка Детская песенка | 19 |
31 | Дедушка и внучка. Украинская народная песня | 20 |
РАЗДЕЛ V | ||
32 | В. Игнатьев. Тугушки-потугушки | 20 |
33 | Е. Гнесина. Осенняя песенка | 21 |
34 | Маленькая Юлька. Словацкая народная песня | 21 |
35 | За огородом утки плывут. Украинская народная песня | 21 |
36 | Ой. лопнул обруч возле бочечки. Украинская народная песня | 22 |
РАЗДЕЛ VI | ||
37 | Я на горку шла. Русская народная песня | 23 |
38 | Берёза. Русская народная песня | 23 |
39 | И. Филипп. Колыбельная | 24 |
РАЗДЕЛ VII | ||
40 | Полька-янка Белорусский танец | 25 |
41 | М Качурбина. Мишка с куклой | 26 |
42 | К. М. Вебер Танец | 26 |
РАЗДЕЛ VIII | ||
43 | Вальс игрушек | 27 |
44 | Яничек. Чешская народная песня | 28 |
45 | Ой ты, девица. Украинская народная песня | 28 |
46 | Воробей | 29 |
47 | С. Степшина. Цыплята | 29 |
РАЗДЕЛ IX | ||
Гаммы | 30 | |
Этюд № 1 | 31 | |
Этюд № 2 | 31 | |
Этюд № 3 | 32 | |
Этюд № 4 | 32 | |
Этюд № 5 | 33 | |
Этюд № 6 | 33 | |
Этюд № 7 | 34 | |
Этюд № 8 | 34 | |
Этюд № 9 | 35 | |
Этюд № 10 | 35 | |
РАЗДЕЛ X | ||
1 | Вариации па тему русской народной песни «Во саду ли. в огороде» | 36 |
2 | Вариации на тему белорусской народной песни | 37 |
3 | Вариации па тему русской народной песни «Ах вы, сени» | 38 |
4 | Вариации на тему русской народной песни «Как у наших у ворот» | 39 |
5 | Вариации па тему русской народной песни «Я на горку шла» | 40 |
6 | И. Столяревская. Вариации на тему пссенки Львёнка и Черепахи | 42 |
7 | Вариации на тему песни В. Калинникова «Тень-тень» | 44 |
Примечание: в пьесах, где автор не указан, им является составитель.
Источник
Слово педагога
Автор: Андреева Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО «Алатырская детская школа искусств»
Населённый пункт: город Алатырь, Чувашия
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Урок сольфеджио с учащимися подготовительной группы
Дата публикации: 13.01.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
«Алатырская детская школа искусств»
По предмету «Сольфеджио» преподавателя МБУДО
«Алатырская детская школа искусств» Андреевой С. Н. с
учащимися подготовительной группы
Открытый урок по итогам 1-ой четверти в подготовительной
группе сольфеджио (учащиеся 5-6 лет) по мотивам сказки
(преп. Андреева Светлана Николаевна)
: Показать различные формы и методы работы с учащимися на начальном
Образовательная: повторение и закрепление материала по ранее изученным темам;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к предмету «сольфеджио»
— словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта
учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.
Обобщение и повторение пройденного
Цветик-семицветик , ритмические карточки, цветные лесенки
-Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Сегодня мы попадём в
сказку. Наверняка вы все слышали сказку «Цветик-семицветик», где старушка-
волшебница дала девочке цветик-семицветик, который исполнял все желания. Вот и на
нашем уроке есть такой цветок, который поможет нам повторить всё, что мы прошли на
На доске размещён цветик-семицветик с цветными лепестками, на которых написаны
формы работы, используемые на уроке сольфеджио:
4.движения под музыку;
6. слушание музыки;
7. пальчиковая гимнастика
— Итак, мы отрываем наш первый лепесток-ритмические упражнения. Сейчас мы
повторим все упражнения, которые делали на предыдущих уроках.
На доске записаны ритмы, которые учащиеся должны прохлопать, называя
ритмослогами: четвертные- ТА, восьмые ТЕ-ТЕ, половинные-ТА-А.
У учащихся на столах лежат карточки с длительностями-четвертными, восьмыми,
половинными. Задание- выложить ритмические рисунки, которые простучал
педагог; выложить ритмические рисунки стихотворений, например:
-Тук, тук молотком, мы построим новый дом;
-Едет воз без колёс, едут, едут сани
3. Ритмический аккомпанемент к песне. Преподаватель поёт песню английскую
народную песню «Новогодняя», учащиеся отстукивают ритм песни- восьмые в
ладоши, четвертные- по коленям
-Молодцы, отлично! Отрываем наш второй лепесток-движения под музыку.
Преподаватель исполняет пьесу «Игра в солдатики» В. Ребикова, учащиеся маршируют
под музыку, но вступают по очереди, тем самым показывая количество фраз в
— Итак, мы немножко размялись и отдохнули, продолжим! Отрываем наш третий
лепесток-пение. Приготовьте ваши цветные лесенки. Вспомним песенки, которые мы
1. Распевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз». Дети поют и показывают на лесенках
направление движения мелодии. Пение песен «Андрей-воробей», «Лиса»,
«Коля и Вовик», «Как под горкой под горой»
Перед пением каждой песни педагог спрашивает сколько разных нот в песенке?
Сколько ступенек понадобится, чтобы показать движение мелодии? При пении всех
песен дети на лесенках показывают направление движения мелодии.
— Наш следующий лепесток пальчиковая гимнастика. Давайте повторим все песенки,
под которые мы делали упражнения для пальчиков. Педагог играет песенки из
сборникаЕ. А. Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры» дети делают
-Вот мы снова немного отдохнули. Продолжаем! Наш следующий лепесток нотная
грамота. На каждом уроке мы свами читали сказку (Л. В. Светличная «Сказка о
музыке»), по которой знакомились с различными музыкальными терминами, а так же
учили ноты. И вот сейчас вы ответите на мои вопросы:
Какое настроение любит мажор?
Как зовут грустного друга мажора?
Как вместе называют друзей и почему?
Как называется дом, в котором живут ноты?
Сколько линеек в нотном стане и откуда они считаются?
Какая нота пишется на добавочной линейке?
На какой линейке пишется нота «МИ»?
Если произнести название этих двух нот вместе получится название овоща.
Как зовут короля, у которого в подчинении находятся все ноты, которые мы
10. Жену короля зовут Фермата. Что она любит делать?
11. сколько дочерей у короля, как их зовут и почему?
-Ну что же! Молодцы! Переходим к вашему любимому лепестку- музыкальные игры.
Сыграем в игру «Телеграмма».
Учащиеся становятся в затылок друг другу. Последнему по плечу педагог простукивает
ритм, этот ритм учащийся должен передать впереди стоящему и так телеграмма должна
дойти до стоящего впереди ребёнка. Он должен прохлопать этот ритм в ладоши.
-Молодцы! Ну и ещё одна форма работы, которую мы используем на уроке- слушание
музыке. Сейчас вы прослушаете одну из пьес, которые мы слушали на предыдущих
уроках. Ваша задача отгадать какая пьеса звучала и назвать композитора, который её
написал. Звучит пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Подведение итогов урока
Сегодня вы просто молодцы! Весь пройденный материал усвоили на отлично. До
Список использованной литературы:
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. Методическое пособие- М.,
«Советский композитор», 1991 г.
Алексеева Л.Н. «Игровое сольфеджио для детей»
Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ.
Методическое пособие. М., Музыка, 1998 г
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поем». Сольфеджио для
подготовительной группы. Учебное пособие. С.-Пб. «Композитор», 1998 г.
Поддубная Е. А. Музыкальные пальчиковые игры- Ростов н/Д «Феникс», 2011 г.
Светличная Л. В. Сказка о музыке: обучение нотной грамоте в детском саду и
Источник
Занятие 12
Составитель занятия по музыке: ,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 000 г. Екатеринбурга
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать характер музыки.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, танцы.
· Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
· Воспитание нравственных и эстетических чувств.
· Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Освоение музыкального понятия: балет.
· Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении.
· Развитие артикуляции посредством произнесения скороговорок.
· Продолжение знакомства с творчеством .
Оборудование и наглядный материал: аудиозапись и ноты «В лесу родилась ёлочка» ( Сл. Р. Кудашевой, музыка Л. Бекмана), аудиозапись
«Танец маленьких лебедей», аудиозапись танцев «Танец маленьких утят», «Российский Дед Мороз» (Волшебники двора), ноты «Едет воз» (Слова и муз. Березняк), «Новый год» (Польская народная песня. Русский текст М. Кравчука).
2. Введение в тему занятия. Беседа учителя.
Время бежит всё вперёд и вперёд,
Вот на пороге стоит Новый год!
А Новый год встречать, друзья,
Без песни нам никак нельзя.
Про ёлочку сейчас споём.
Вокруг неё мы все пойдём.
3. Разучивание песни «В лесу родилась ёлочка» ( Сл. Р. Кудашевой, музыка Л. Бекмана)
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая
Торопиться, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях мужичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости
Детишкам принесла.
4. Игра «Хорошо ли вы знаете Деда Мороза?»
А сейчас хочу проверить, хорошо ли вы знаете Деда Мороза? Буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте.
– Дед Мороз старик веселый? (Да.)
– Любит шутки и приколы? (Да.)
– Знает песни и загадки? (Да.)
– Съест все ваши шоколадки? (Нет.)
– Он зажжет ребятам елку? (Да.)
– Носит шорты и футболку? (Нет.)
– Он душою не стареет? (Нет.)
– Нас на улице согреет? (Нет.)
– Санта-Клаус – брат Мороза? (Да.)
– Хороша у нас береза? (Нет.)
– Дед Мороз несет подарки? (Да.)
– Ездит он на иномарке? (Нет.)
– Носит тросточку и шляпу? (Нет.)
– Иногда похож на папу? (Да.)
5. Попевка « Едет воз» (Слова и муз. Березняк)
Едет воз без колёс,
Что привёз Дед Мороз,
6. Попевка «Новый год» (Польская народная песня. Русский текст М. Кравчука).
1. Новый год, Новый год,
Он стучит у ворот.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Я ваш друг, я ваш друг.
2. Гости ждут, гости ждут,
Им пирог подадут!
Гости ждут, гости ждут,
А пирог тут как тут.
7. Танец маленьких утят (Французская народная песня, русский текст Ю. Энтина)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
9. Слушание балета «Лебединое озеро»
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
10. Игры на релаксацию.
Наш орешек не простой,
Он волшебный, золотой.
Исполняет все желанья,
Выполняет все заданья.
Мы орешек по-ка-та-ем,
Мы орешек по-сту-чим,
Мы с орешком по-иг-ра-ем,
Никому не от-да-дим!
12. Музыка «Российский Дед Мороз» (игры «Мы весёлые ребята»,
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Очень я люблю играть,
Песни петь и танцевать.
Снеговик я не простой,
Я весёлый озорной.
1. Есть ли поющие обезьяны?
(Обезьяны — гиббоны очень музыкальны. На заре они даже хоровые концерты устраивают. Местным жителям их пение нравится!)
2. Какие ещё музыканты умеют летать?
(Звонарь — птица отряда воробьиных. Органист — птица отряда воробьиных).
3. Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные? (Рог.)
4. Назовите дерево, родившееся в лесу?
(Ёлочка.)
5. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро?» ()
6. Как называется известный балет , посвященный прекраснейшим птицам? («Лебединое озеро».)
7. Что такое балет? (Спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах).
14. Итог занятия.
Музыку какого композитора слушали? Как она называется?
Какие песни выучили? Какой танец выучили? Какие игры понравились?
Старому году оставьте печали,
Забудьте тревоги, обиды, беду.
Только здоровья, успехов и счастья
Мы вам желаем в Новом году!
Источник