Эдмунд шклярский гитара иероглиф

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

ПИКНИК — история альбома «Иероглиф» (1986)

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

Эдмунд Шклярский — вокал, гитара, фортепиано (1,8).
Александр Савельев — гитара, акустическая гитара (2,5,8).
Сергей Воронин — клавишные.
Юрий Ключанцев — клавишные, саксофон (6), скрипка (8).
Виктор Евсеев- бас гитара
.

Информация с официального сайта группы www.piknik.info:

Первоначальный вариант альбома «Иероглиф» был записан в 1986 г. и включал в себя еще произведение И.С.Баха. В 1987 г. с легкой руки М. Садчикова у группы появляется возможность выпустить свои песни на фирме грамзаписи «Мелодия». Альбом «Иероглиф» был перезаписан за четыре дня в студии Дома Композиторов. Спустя несколько месяцев в музыкальных магазинах страны появляется первый виниловый диск ПИКНИКА.

Конверт виниловой пластинки «Иероглиф» («Мелодия», 1987):

***
Интервью на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001.:

А. Плющев — Оля спрашивает: «Какой самый необычный подарок, который вам подарили?»

Э. Шклярский – Необычный?… Не знаю. Ну, самый необычный, извините, за выражение, мне подарили трусы. Я сначала не понял, в чем суть проблемы, а потом оказалось, что там написано слово «иероглиф» тем же шрифтом, что и на пластинке. Т.е. видно, человек настолько проникся, что заставил фабрику, это было, по-моему, в городе Иваново, выпускать продукцию одноименную.

— Ваш магнитоальбом 1986 первоначально назывался «Океан трав», и почему позже магнитоальбом был переименован в «Иероглиф»?

— На магнитоальбом было записано то, что мы на тот момент готовили для концертного исполнения.Там был и Бах и некоторые песни в другой аранжировке (например «Остров»). А на пластинку вошло то, что мы захотели вместить в 40 (примерно) минут. А переименовывали не мы. Наверное те, кто тиражировал пленки дали свое условное название этим записям.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «FUZZ», 2002 г.:

Первый вариант песни «Иероглиф» был записан в 1986 году во Дворце Молодежи — на 80% с помощью компьютера, без наложений, с немножко измененной аранжировкой. И вскорости на этот вариант был отснят, можно сказать, клип, показан в телепрограмме «Кружатся диски»… Там мы все накрашенные-перекрашенные. А потом Садчиков (журналист газеты «Смена» — ред.) сказал, что можно издать на «Мелодии» пластинку. Мы в это совершенно не верили, но, действительно, появилась такая возможность. И мы записали альбом «Иероглиф» и, — поскольку первая наша пластинка, — еще захотели туда поставить песни, которые как нам казалось, должны были туда войти: «Ночь» и «Великан».


ПИКНИК в «боевом раскрасе» (Астрахань 1987 г.).
Слева направо: С. Воронин, В. Евсеев, А. Савельев, Ю. Ключанцев, В. Пономарев, Э. Шелярский.

***
Полная история: «Иероглиф»:

Во всю идет Горбачевская перестройка. Появляется реальная возможность на базе государственной концертной организации начать собственное дело. Под благовидным предлогом Э.Шклярский бросает без гитарного аккомпанемента очередную певицу в городе Ижевске и едет в Ленинград, где А.Савельев вместе с М.Садчиковым подготавливают почву для прослушивания ПИКНИКа компетентным жюри. Но за день до сего события двое музыкантов по непонятным причинам отказываются от участия. В панике Савельев и Шклярский бегут к Саше Алексееву, а скорее всего к его компьютерам, которые надо сказать не раз выручали ПИКНИК (с помощью этого компьютера записаны «Я почти итальянец» и «Праздник»). В своей комнате А.Савельев, вальяжно расхаживая, рассуждал о том, что скоро все барабанщики и бас-гитаристы останутся без работы и демонстрировал, по его словам, уникальный комплекс представляющий собой музыкальный компьютер СХ-5 с монитором и драм-машиной, заменяющей барабаны.
По правде говоря, звучало все это неважно, тембра – жесткие, как гвозди, но по крайней мере это был электронный «музыкант», не спрашивающий: «а какие у коллектива перспективы?». Единственное, что ему требовалось для полного счастья – это 220 Вт.
Итак, в общежитии кораблестроительного института были спеты четыре песни: «Остров», «Праздник», «Ночь» и еще какая-то песня.
На исполненные песни комиссия дала расплывчатое «добро».
Кроме членов жюри в зале оказались Алексеев и Сокуров, схлестнувшиеся в словесной перепалке на тему, какая музыка с точки зрения матери-истории ценнее: компьютерная или живая.
Но вскоре эйфория сменилась затяжными репетициями, и давшие «добро» уже не знали, что с этим ПИКНИКом делать. Единственный, проявивший чудеса стойкости был В.Воронецкий, который ковал из «пикников» настоящих музыкантов и занимался выстраиванием их программы.
Вскоре к составу ПИКНИКа присоединился С.Воронин с волшебным инструментом ДХ-7, а вот ударником группа так и не обзавелась.
Когда же настал час «Х» — а именно сдача программы, кто-то из доброжелателей, зная. Что у группы в наличии целых 2 компьютера – выключили электричество, в результате чего программа сбилась и ко всему прочему перегорели усилители.
Худсовет устраивает ПИКНИКу полный разнос с требованием все изменить.
В результате Л.Левинсон (режиссер программы) принимает соломоново решение: ничего не менять, а совместить худсовет с концертами в ЛДМ, чтобы жюри мело возможность видеть реакцию публики. На этот раз все прошло удачно.
На радостях, там же (в Ленинградском Дворце Молодежи) записывается магнитоальбом ИЕРОГЛИФ. По сути – это концертная программа, которую ПИКНИК исполнял в то время (сюда вошло и произведение Баха и «Пол и потолок», «Герой», «Осень», «Я почти итальянец»). Все было записано сходу, без всяких наложений на чью-то фирменную деку и потом переписано на 38 скорость (для снобов и эстетов). И вскоре, в январские холода на гребной базе, ленинградским телевидением было отснято видео на песню ИЕРОГЛИФ. Но это чуть позже.

Первый вариант, он был записан на деку. Все включились сыграли, а потом, я говорю, если надо было нести на радио, на телевидение, то мы, значит, вот с этой кассеты переписывали на 38-ю скорость. 🙂 Потому что, ну, редакторам нужна была, значит, вот, обычно 38-я скорость, значит, суперкачество. Это суперкачество мы, значит, достигали тем, что просто приносили пленку большого размера. А переписана она была, значит, с кассеты. Ну то есть то же самое, что, допустим, сейчас взять mp3, записать его на широкую пленку, допустим, и сказать, что это у нас аналоговая запись. То есть, это будет… примерно такой же был поступок…
…Было определенное время, то есть, первое соприкосновение, опять же, там, с компьютером. когда мы первый раз, значит, пришли к человеку — счастливому обладателю, вот, подобных компьютеров, он, значит, разгуливая по комнате, значит, говорил: скоро все барабанщики и бас-гитаристы будут безработными, значит, что, вот, у меня уникальный комплекс. Хотя звучал он жестко, и, кажется, звук-то это был, там, значит, Ямаха, были как гвозди. То есть звуки такие… И когда мы уже получили в свои руки вот этот, значит, агрегат компьютерный, мы, естественно, все звуки под себя видоизменяли. То есть, и с этого, может, пошло еще общение с электрическими музыкальными инструментами, что мы не играем, как правило, родными тембрами, задаваемыми… То есть, мы еще и переделываем.
… Ну, это был вот, основополагающий инструмент, это было компьютер TX пятый. С телевизором, на котором высвечивались ноты. Не монитор был еще, значит… И, значит, клавиатура, и, там, сам компьютер. Потом, значит, была Jamaha DX-7, как игровой уже инструмент, корд Поль-восемьсот… Ну, рояль, там, значит — вот, допустим, в «Великане» звучит. Ну и гитара. Ямаха — это стоило, ну, как пол-квартиры, поэтому человек, делавший такую покупку, он, значит, уже переходил в ранг олигархов каких-то. И они, зная свою значимость, вообще, очень с трудом соглашались, так скажем, знали себе цену все клавишники.

***
Из интервью с Э. Шклярским на радио «Эхо Москвы», 19.11.2001:

— А кстати, я слышал как бы полулегенду о том, (сейчас вы ее подтвердите или опровергнете), что группа «Пикник», по большому счету, собирается только на концертах. Что касается студийных записей, то делаете все Вы один.

— В этом иногда есть какая-то часть правды. Например, когда записывался альбом «Иероглиф», нам как раз попался компьютер в руки. И мы, как папуасы, у которых появилась некая игрушка, мы с ним делали, наверное, чрезмерное. Там некоторые песни, 80% было записано на том самом компьютер. Потом это нам надоело. То есть какое-то время мы даже ездили на концерты, и там довольно много партий играл просто компьютер. Потом это отошло, мы стали использовать компьютер в качестве помощника, но не более.

***
Из интервью с Э. Шклярским, Звуки.ру, 20.09.2012:

Шклярский: Единственное, что у нас было на кассетах, это программы компьютерные. У нас тогда был CX5, который мы использовали на концертах, и он иногда сбивался. Мы поначалу думали, что компьютер это такой железный человек, а потом играем концерты, слушаем партии и всё расходится! Когда мы поехали в первые гастроли, у нас не было барабанщика.
Альбом «Иероглиф» был на 80 процентов компьютеризированный. На сцене стоял телевизор, CX5, магнитофон кассетный и группа танцевальная, которая брейкданс танцевала – ну надо же было чем-то отсутствие ударника заполнять. И очень много партий звучало с CX5 и когда он нагружался, тут же начинал плавать и самое страшное наступало, когда сбивались дорожки. В первый раз мы как-то проехали, а на второй придумали как с этим быть. У клавишника был тембр «взрыв» и когда всё сбивалось, мы ему говорили «взрывай!» и переходили на «иероглиф», который игрался уже без компьютеров. А в это время человек лез перезагружать эту программу. Было смешно.

— В рамках «РОКктября» на «НАШЕМ Радио» целый день вспоминали альбом вашей группы «Иероглиф». В связи с этим расскажите, что для группы и для Вас лично, Эдмунд, значит альбом «Иероглиф»?

— Для нас это — первая виниловая пластинка. Это реальная реклама, потому что пластинка стояла во всех магазинах, и её было не обязательно слушать, а можно было просто смотреть, как на афишу. Собственно, с песен из этого альбома мы и покатились по стране. И катимся до сих пор.

***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

В середине восьмидесятых в Ленинграде набирает популярность «Новая волна», музыкальное течение, которому трудно дать однозначное определение. В Америке этот термин использовали как синоним течения «Синти-поп» и приписывали к творчеству «Дюран Дюран», «Дево» и певицы Синди Лаупер. В Британии к «Новой волне» причисляли «Полис», «Клэш» или «Блонди». В Советском Союзе с терминами было попроще, в рамки описываемого жанра попадали все группы, коим не чужды эксперименты, в частности с электронным звучанием.
Эдмунд Шклярский увлекся «волной» с подачи Виктора Евсеева. Евсеев был в курсе всех «модных» течений. Совместное прослушивание «Юритмикс», Ховарда Джонса и Ника Кершоу послужило благодатной почвой, на которой взошли ростки совершенно нового звучания «Пикника».

Шклярский обращается за помощью к музыканту Александру Алексееву, работающему в ресторане «Нева». В отличие от любительской рок-сцены, игра в кабаке приносила приличный доход. Это позволяло кабацким музыкантам покупать себе дорогие инструменты и всякие модные приборы типа драммашины «Алесис» или синтезатора «Поли 800». У Алексеева в арсенале числилась невероятная вещица – Yamaha CX5M, музыкальная станция на базе компьютера MSX. Устройство обладало восьмиголосым синтезаторным модулем, четырехоктавной миди-клавиатурой и что самое главное, возможностью запрограммировать многоканальный миди-сиквенсор.

Звучала «Ямаха» не сказать, чтобы очень благозвучно, что с лихвой компенсировалось покладистым характером «электронного музыканта». С компьютером не надо было договариваться о репетициях, он всегда был трезвым и никогда ничего не забывал. В результате синтеза музыкальных идей Эдмунда Шклярского и новых технологий на студии Малого Драматического театра материализовались «Праздник», «Я почти итальянец», «Герой» и «Осень».

…В ноябре 1986 года «Пикник» предпринимает первую попытку утвердить на худсовете свою концертную программу и получить право с этой программой выступать перед зрителем. Музыканты получают в свое распоряжение площадку во Дворце Молодежи, где за время подготовки к прослушиванию записывают отрепетированные песни на компакт-кассету. Так появился на свет еще один магнитоальбом – «Иероглиф».

На магнитоальбом вошло 45 минут музыкального материала, в том числе увертюра Баха в качестве интродукции новой концертной программы. С компакт-кассеты запись перенесли на большую профессиональную ленту. С подачи радиостанций в музыкальной индустрии стандартом являлся носитель – широкая магнитная лента, записанная на скорости 38 сантиметров в секунду. Надо сказать, что современные компакт-диски и близко не подошли к этому стандарту по частотным характеристикам, тем не менее современные фм-радиостанции не брезгуют порой и звуком, пережатым в формат mp3. Видимо предчувствуя, что индустрия рано или поздно девальвирует все стандарты, мастер-тейп «Иероглифа» переписали на большую катушку и в таком виде пустили гулять по свету.

…О возможности записать настоящую виниловую пластинку «пикники» узнали от Михаила Садчикова. Запись прошла в студии Дома композиторов, где музыкантам выделили четыре дня. На 12 дюймовый диск вошли 8 композиций, две из которых, перекочевали из предыдущих альбомов.

Эдмунд Шклярский: «Мы вначале не поверили, но такая возможность действительно появилась. И мы записали альбом «Иероглиф» и, — поскольку это была первая наша пластинка, — включили в нее уже известные песни, которые, как нам казалось, должны были туда войти: «Ночь» и «Великан».

Готовый альбом был напечатан «Мелодией» в рекордно быстрые сроки. Через пару месяцев «Иероглиф» появился во всех музыкальных магазинах Советского Союза от Владивостока до Калиниграда. Точных данных о тираже выпускающая фирма не сочла нужным предоставить, но по слухам речь шла о сотнях тысяч проданных экземпляров. Таким образом, альбом «Иероглиф» можно считать первым золотым, платиновым, мультиплатиновым и даже бриллиантовым диском группы «Пикник».

***
Первый вариант «Иероглифа», выходивший в виде магнитоальбома, имел следующий трэк-лист:

1. Прелюдия (Бах)
2. Остров
3. Ты вся из огня
4. Пикник
5. Весна
6. Праздник
7. Великан
8. Телефон
9. Иероглиф
10. Пол и потолок
11. Итальянец
12. Осень

Песня «Пол и потолок» будет перезаписана для альбома «Немного Огня» (1994).
Еве песни позже войдут в альбом «Чужой» (2002 г.) — «Осень» и «Весна» (под измененным названием «Герой» и отредактированным текстом).
И еще одна песня «Итальянец» будет перезаписана на альбоме «Говорит и показывает» (2003) под названием «Я почти итальянец».

Источник

Оцените статью