Эдвард григ концерт для фортепиано ля минор история

Фортепианный концерт Грига

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Григ

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Стало своего рода традицией сравнивать этот концерт с концертом Шумана, тоже в a-moll. Действительно, произведение Грига продолжает тип лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана. Однако если стиль Шумана отличается, прежде всего, глубоким психологизмом, то у Грига полнее выражено народно-жанровое начало. Музыка его концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

  • I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);
  • II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает прекрасный мир северной природы (Des-dur);
  • III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).

Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff , охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII – V. Таким образом, национальная самобытность музыки заявляет о себе буквально с первых звуков сочинения. Отмеченный мотив в дальнейшем встретится и в других темах концерта, играя в нем определенную объединяющую роль.

Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll– C-dur). Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью. Он основан на восходящей секвенции. Экспрессия восходящих тритоновых ходов усилена острой гармонией вводного септаккорда (в противовес тонально-гармонической устойчивости первого элемента).

В связующей партии возникает новый контрастный образ в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Второй раздел связующей партии (с обозначения a tempo) представляет собой предыкт к побочной теме: на доминантовом басу звучит мелодичная тема, основанная на опевании S-ты (в результате образуется типичная для Грига бифункциональная гармоническая вертикаль).

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) запевают виолончели, а потом подхватывает солист. В его возвышенном монологе лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (используются красочные гармонические сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится все более восторженной и страстной.

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента главной партии.

Краткая разработка почти целиком строится на развитии главной темы, оба элемента которой получают новое освещение. Особенно сильно меняется I элемент, в нем неожиданно обнаруживается элегическое начало (он звучит в прозрачном и нежном тембре флейт, затем у валторн на фоне арпеджированных пассажей солиста). II-й элемент, напротив, становится более мужественным. Его развитие приводит к энергичным пассажам вступления, подготавливающим репризу. Три волны разработки охватывают тональности e-moll, f-moll, fis-moll.

Изменения в репризе незначительны (более динамично, тонально неустойчиво проводится заключительная тема). Эмоциональным центром всей первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гамнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, с эпическим размахом (торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной).

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие те настроения и образы, которые были впервые представлены в побочной партии I части. Это картина норвежской природы. Adagio написано в динамичной трехчастной форме. Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Несмотря на трехдольность, чувствуется ритм шествия. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

В основе второго раздела – пасторальные наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.

Реприза динамизирована: основная тема Adagio в совместном звучании оркестра и солиста на ff приобретает характер гимна.

В финале концерта господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – главная тема рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз. Она определяет эмоциональную атмосферу экспозиции и репризы.

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur. Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития всего сочинения.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эдвард Григ. » Концерт для фортепиано с оркестром ля минор.»

Вторник, 28 Октября 2014 г. 15:17 + в цитатник

Эдвард Григ.
» Концерт для фортепиано с оркестром ля минор.»
Исполняют:
Эмиль Гилельс и Лондонский симфонический оркестр,
дирижер Колин Дэвис.
Запись в Королевском Альберт-холле, 1979 год.

«В конце марта 1869 года Копенгаген жил ожиданием сенсации. Молодой норвежский
композитор Эдвард Григ наконец закончил свой фортепианный концерт, которого с нетерпением
ждали с Рождества. Самый знаменитый пианист Скандинавии Эдмунд Нойперт приехал, чтобы
сыграть концерт своего друга Грига. За дирижерским пультом должен был стоять главный
дирижер Королевского театра, и сама королева Луиза собиралась на премьеру!
Наконец настал вечер 3 апреля. Самый большой зал города, `Казино`, был переполнен. На
концерте собравшихся ждал новый сюрприз: в ложе для именитых гостей, рядом с самыми
прославленными музыкантами Норвегии и Дании, сидел всемирно известный русский пианист
Антон Рубинштейн. Счастливый случай! Именно в эти дни маршрут его гастрольной поездки
пролегал через Скандинавию. По залу пронесся шепот: еще одна сенсация!
Рубинштейн, всюду возивший с собой для выступлений собственный рояль, великодушно
предложил этот прекрасный концертный инструмент своему коллеге Ной-перту. Многие в зале
увидели в этом нечто символическое: молодой норвежский композитор входил в музыкальный мир
Европы при внимательной дружеской поддержке своих старших, знаменитых коллег.
Исполнение началось. При первых же мощных и выразительных аккордах Рубинштейн весь
превратился в слух, а публика то и дело нарушала правила приличия. Аплодисменты
раздавались не только после каждой части концерта, но и после особенно выразительных
мелодий или пассажей. Даже Рубинштейн и тот не выдержал и зааплодировал, не дожидаясь
конца первой части. » Наталья Энтелис.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16, одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании. Примерная продолжительность 28 минут.
Состоит из 3 частей:
Allegro molto moderato
Adagio
Allegro moderato molto e marcato

Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.

Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене (солист Эдмунд Нейперт, дирижёр Хольгер Симон Паулли); композитор отсутствовал, вынужденный по делам уехать в Норвегию, среди присутствовавших были Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, одолживший для концерта собственный рояль. Пять месяцев спустя концерт впервые прозвучал в Норвегии. В 1872 г. по протекции Юхана Свенсена партитура была опубликована в Лейпциге. Первоначально концерт был посвящён Григом памяти Рикарда Нурдрока, однако при втором издании появилось посвящение Нейперту. На протяжении всей жизни Григ возвращался к партитуре, внося в неё разнообразные поправки. Кроме того, Григ работал над переложением для двух фортепиано — эту работу позднее завершил Карой Терн.

Источник

Фортепианный концерт ля минор

Биография

1. Детство. Ранний период. Берген, Лейпциг, Копенгаген (1843-1866). Родился 15 июня 1843 г. в Бергене. Уже в раннем возрасте пробудился интерес к музыке. Его учительницей по фортепиано была мать, лучшая пианистка Бергена. Позже Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию, что позволило ему соприкоснуться с европейской культурой. В нем воспитывали понимание классики – Моцарта, Бетховена. Познакомился он и с трудами современников – Мендельсона, Шумана, Вагнера. В 1862 г. он окончил консерваторию, получив блестящие оценки.

Григ хотел сочинять именно норвежскую музыку, однако он понял, что должен поехать за границу, чтобы попасть в среду, которая способствовала бы его развитию как композитора. Он отправился в Копенгаген (Дания). Выдающийся датский музыкант Нильс Гаде стал для него примером.

В Дании Григ приобрел множество друзей. Огромное значение имела встреча с норвежским композитором Рикардом Нурдроком, горячий патриотизм и энергичность которого «заразили» Грига. В Копенгагене он встретился с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп. Григ был очарован кузиной, и они тайно обручились в июле 1864 г. Григ посвятил Нине 4 песни на стихи их общего доброго друга Х.К. Андерсена («Мелодии сердца»).

2. Центральный период. Кристиания. 1866-1880. Молодожены отправились из Копенгагена в Кристианию (ныне – столица Норвегии Осло) для того, чтобы внести свой вклад в создание норвежской музыкальной среды. Эдвард обеспечивал семью, работая дирижером и давая частные уроки; для сочинения музыки у него оставалось мало времени. И все же в 1868 г. Григ написал фортепианный концерт ля-минор. Это произведение стало шедевром, настоящим прорывом для Грига-композитора. Именно тогда его стали считать одним из самых выдающихся композиторов, Григ обрел славу и материальную независимость.

В начале 1870-х гг. Григ сотрудничал с писателем Бьёрнсоном. Григ написал музыку к нескольким его сочинениям, напр., произведение для хора «Возвращение на родину». Они планировали написать оперу о норвежском короле Улафе Трюгвассоне. Однако между Григом и Бьёрнсоном возникли противоречия: что должно быть написано в первую очередь – музыка или либретто. Когда работа застопорилась, Григ начал создавать музыку к драматической поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Это привело к окончательному разрыву между Григом и Бьёрнсоном.

24 февраля 1876 г. в Театре Кристиании состоялась премьера драматической поэмы «Пер Гюнт», которая имела большой успех.

3. Поздний период. Трольхауген. 1880-1907.Эдвард и Нина много путешествовали по Европе, давая многочисленные концерты. В Европе Григ познакомился и подружился с Чайковским, Брамсом, Листом, Сен-Сансом. В 1875 г. произошли трагические события: умерли отец и мать Грига. У Эдварда и Нины больше не было дома в Бергене. Григ в то время чувствовал недостаток творческих сил и энергии. Все это привело к тому, что в 1883 г. Григ резко изменил свой образ жизни и покинул Нину. Однако его друг Франц Байер убедил Грига помириться с женой. Байер также помог Григу купить участок на мысе Хоп у Бергена, и уже в апреле 1885 г. Нина и Эдвард поселились в Трольхаугене («Дом троллей», — так они назвали свою усадьбу).

Напряженная гастрольная жизнь не могла не отразиться на его здоровье. Одно легкое (туберкулез) не позволило долго вести такой образ жизни. В сентябре 1907 г. Эдвард и Нина собирались отправиться на музыкальный фестиваль в Лидс. Во время ожидания корабля, который должен был доставить их в Осло, Григ почувствовал себя значительно хуже и вынужден был лечь в больницу Бергена. 4 сентября 1907 г. Григ скончался.

Творчество Грига оказало сильное влияние на композиторов других поколений, особенно на венг.композитора Белу Бартока, французов Мориса Равеля и Клода Дебюсси.

3. «Лирические пьесы»

Фортепианная миниатюра – один из любимых жанров Грига, где запечатлены его личные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи», которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана, «Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы.

Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Над «Лирическими пьесами» Григ работал почти всю жизнь: 1-я тетрадь издана в 1867 году, последняя – в 1901.

Круг образов и тем цикла очень широк:

· тема Родины, образы народного быта – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине», «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Тролльхаугене»;

· тема природы – «Птичка», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;

· образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;

· пьесы лирического содержания – «Вальс», «Ноктюрн».

«Лирические пьесы» отличаются большим жанровым разнообразием: встречаются элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, менуэт («Менуэт бабушки») и баллада, ариетта и марш. Особенно часто обращается Григ к национальным норвежским жанрам – спрингдансам, халлингам, гангарам.

Формы«Лирических пьес» чаще всего основаны на принципе контрастной трехчастности (встречаются и З-5-ти-частные, сложные трехчастные). Широко используется вариационное развитие.

Каждая из 10 «Лирических тетрадей» представляет собой самостоятельный сборник пьес – «альбом зарисовок», не связанный общим замыслом. Лишь в редких случаях отдельные тетради приближаются к «программной сюите», объединенной одной темой – таковы 3-я тетрадь («Весенняя сюита») и 5-я тетрадь («Норвежская сюита»).

В 3-ю тетрадь (ор.43), вошли 6 «весенних» пьес: «Бабочка», «Странник», «На Родине», «Птичка», «Эрос», «Весной». Они объединяются не только тематически, но и тонально – преобладают светлые диезные тональности (A-dur, Fis-dur).

В 5-й тетради (ор.54) различные грани григовской музыки – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – раскрывают образ Норвегии. Пьесы расположены по принципу контраста. Пасторальная картинка («Мальчик-пастух») сменяется бодрым норвежским маршем («Гангар»); сказочный мир троллей («Шествие гномов») – поэтическим «Ноктюрном»; фантастическое «Скерцо» – радостным перезвоном колоколов в финальной пьесе («Колокольный звон»). Объединяет всю тетрадь тональность C-dur.

Фортепианный концерт ля минор

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Произведение Грига продолжает тип романтического лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

· I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);

· II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает мир северной природы (Des-dur);

· III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).

Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Часть.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff, охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII# – V ♫

Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: ГП сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных. Она внутренне контрастна. 1-й элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме халлинга и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll – C-dur♫). 2-й элемент – романтически-устремленный, распевный. Он основан на восходящей секвенции ♫.

В связующей партии 2 темы. 1-я — в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Вторая тема СП (с обозначения a tempo) — предыкт к побочной партии: на доминантовом басу звучит мелодичная тема-ноктюрн ♫.

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) начинают виолончели, потом подхватывает солист. Лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится восторженной и страстной ♫

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента ГП. ♫

Эмоциональным центром первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гимнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной.

Часть.

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие образы побочной партии I части. Это картина норвежской природы.Adagio написано в динамичной трехчастной форме.

Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

В основе второго разделапасторально-ноктюрновые наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.

Часть.

В финале господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – ГП рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз ♫

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur (эпизод в разработке). Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития сочинения.

Источник

Оцените статью