Эдвард григ концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Эдвард григ концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана.

Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический «узел» в первой части, лирическая сосредоточенность во второй, народно-жанровая картина в третьей.

Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала — вот образный строй и линия развития образов в первой части.

Начало концерта несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление солиста, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования.

Из четких, как танец, и романтически-порывистых, свободных мелодических фраз слагается главная тема:

Разные образные грани этой ясной и покойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии мелодии подчеркиваются контрастами устойчивости — и напряженного звучания гармоний; аккордовой — и динамичной, подвижной фактуры; законченности мелодических фраз — и их разомкнутости.

Национальный колорит главной темы и вступления проявляется в разных элементах музыки: в интонационном строе (нисходящий ход от I ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной темы), ладовой окраске (переменность в главной партии).

Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг. Это подтверждается непосредственным сходством данного эпизода концерта и халлинга из «Лирических пьес» Грига:

Острота ритма и жесткие секундовые созвучия соответствуют звучанию подобной музыки в практике народных музыкантов.

Этот халлинг играет самостоятельную роль в ряду образов первой части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными гармониями (в их числе любимый Григом большой нонаккорд), является собственно связующим.

Побочная тема принадлежит к числу характерных для Грига светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает мелодии тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций. Так, в мягком плагальном звучании первой фразы особенно выразительна минорная окраска субдоминанты. Но тут же, при повторе последней интонации положена более интенсивная, яркая краска: D7 с секстой — D9. Вторая фраза, повторяющая рисунок первой,— ее минорный вариант, за которым следует активное секвенционное развитие.

Для лирических тем концерта характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие побочной темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре). Интонации вступления и главной темы здесь соединились в энергичном маршевом движении:

Разработка построена преимущественно на главной теме. Григ изменил ее образный строй, углубив лирическую окраску первых фраз (теперь их «поют» поочередно флейты и валторны) и умерив романтический порыв последующих. В ходе разработки интонации главной темы «крепнут», и в конечном итоге композитор приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелю-дирование солиста сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации разработки зазвучали энергичные возгласы вступления.

Разработка проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является каденция. Обычные в каденциях виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная тема:

Торжественность ее подчеркивается вариантом гармонии: мажорная субдоминанта (вместо минорной) ярким лучом освещает всю тему.

Вторая часть концерта — небольшое, но психологически многогранное Adagio, Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа: от сосредоточенной, с нотками драматизма лирики — к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.

Композиция Adagio основана на контрастном звучании партий солиста и оркестра, В оркестровом проведении особую выразительность, теплоту теме сообщают струнные инструменты. Благодаря мелодической насыщенности фактуры, подголоскам, образующим подвижный гармонический фон, ярче выступает в мелодии выразительность каждой интонации. Поэтому в пределах одной мелодии так ясно слышны нюансы лирического чувства, покойного и ясного в начале, драматически насыщенного в развитии.

Тема солиста (середина трехчастной формы) вносит образ, контрастный сосредоточенной и напряженной лирике. Это светлая и возвышенная лирика созерцания. Свободный импровизационный наигрыш народного склада — тот музыкальный образ, за которым слышна тонкая поэзия природы.. Сквозь узор наигрыша «проглядывает» народно-норвежская мелодическая интонация (I—VII—V) и тот мелодический «стержень» (здесь — в мажорном звучании), на котором строились аккорды вступления в первой части.

Будто после соприкосновения с прекрасным миром природы первая тема (реприза трехчастной формы) зазвучала приподнято, романтично, ярко.

В финале написанном в форме рондо-сонаты, господствуют два образа. В первой теме — веселый энергичный халлинг — нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как «жизненный фон», оттенявшие драматическую линию первой части. Упругий ритм и четкие ритмические фигуры, неожиданные акценты, вклинивающиеся в равномерное движение, создают живую картину танца. Жесткие гармонии (с секундными звучаниями), как в соответствующем эпизоде первой части, придают национальную характерность образу. Оркестр лишь слегка поддерживает ритмический остов этой темы, использующей ударные свойства солирующего инструмента.

Побочная тема мало заметна в широком потоке связующих эпизодов, к тому же она не контрастна по отношению к главной теме. В ней нисходящие терцовые интонации, столь характерные для Грига, сообщают музыке национальный колорит.

Лирическая тема (в форме финала она занимает место эпизода) — прекрасный образец возвышенного, гимнического лиризма Грига. Она венчает те лирические кульминации, к которым шло развитие каждой части концерта:

Эта тема является завершающей для всей лирико-драматической концепции концерта. Она звучит и в коде: выразительное изменение начальной интонации, ритмическое дробление долгих звуков, скандирование, придающее «весомость» каждому звуку мелодии, яркость оркестрового tutti — все это придает огромную эмоциональную силу, страстность в утверждении гимнически светлой темы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эдвард Григ. » Концерт для фортепиано с оркестром ля минор.»

Вторник, 28 Октября 2014 г. 15:17 + в цитатник

Эдвард Григ.
» Концерт для фортепиано с оркестром ля минор.»
Исполняют:
Эмиль Гилельс и Лондонский симфонический оркестр,
дирижер Колин Дэвис.
Запись в Королевском Альберт-холле, 1979 год.

«В конце марта 1869 года Копенгаген жил ожиданием сенсации. Молодой норвежский
композитор Эдвард Григ наконец закончил свой фортепианный концерт, которого с нетерпением
ждали с Рождества. Самый знаменитый пианист Скандинавии Эдмунд Нойперт приехал, чтобы
сыграть концерт своего друга Грига. За дирижерским пультом должен был стоять главный
дирижер Королевского театра, и сама королева Луиза собиралась на премьеру!
Наконец настал вечер 3 апреля. Самый большой зал города, `Казино`, был переполнен. На
концерте собравшихся ждал новый сюрприз: в ложе для именитых гостей, рядом с самыми
прославленными музыкантами Норвегии и Дании, сидел всемирно известный русский пианист
Антон Рубинштейн. Счастливый случай! Именно в эти дни маршрут его гастрольной поездки
пролегал через Скандинавию. По залу пронесся шепот: еще одна сенсация!
Рубинштейн, всюду возивший с собой для выступлений собственный рояль, великодушно
предложил этот прекрасный концертный инструмент своему коллеге Ной-перту. Многие в зале
увидели в этом нечто символическое: молодой норвежский композитор входил в музыкальный мир
Европы при внимательной дружеской поддержке своих старших, знаменитых коллег.
Исполнение началось. При первых же мощных и выразительных аккордах Рубинштейн весь
превратился в слух, а публика то и дело нарушала правила приличия. Аплодисменты
раздавались не только после каждой части концерта, но и после особенно выразительных
мелодий или пассажей. Даже Рубинштейн и тот не выдержал и зааплодировал, не дожидаясь
конца первой части. » Наталья Энтелис.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16, одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании. Примерная продолжительность 28 минут.
Состоит из 3 частей:
Allegro molto moderato
Adagio
Allegro moderato molto e marcato

Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.

Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене (солист Эдмунд Нейперт, дирижёр Хольгер Симон Паулли); композитор отсутствовал, вынужденный по делам уехать в Норвегию, среди присутствовавших были Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, одолживший для концерта собственный рояль. Пять месяцев спустя концерт впервые прозвучал в Норвегии. В 1872 г. по протекции Юхана Свенсена партитура была опубликована в Лейпциге. Первоначально концерт был посвящён Григом памяти Рикарда Нурдрока, однако при втором издании появилось посвящение Нейперту. На протяжении всей жизни Григ возвращался к партитуре, внося в неё разнообразные поправки. Кроме того, Григ работал над переложением для двух фортепиано — эту работу позднее завершил Карой Терн.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Стена

Рубрики

  • культура, искусство (1635)
  • видео, кино (189)
  • картины (1358)
  • русские достопримечательности (71)
  • театр (7)
  • Животные, природа, человек (861)
  • животные (127)
  • времена года (24)
  • планета земля, природа (64)
  • человек (21)
  • Байкал (393)
  • архитектура (37)
  • гид по моде (744)
  • обувь и все о ней (49)
  • даты (188)
  • праздники (126)
  • для детей (160)
  • для дневника на ЛиРу (89)
  • рамочка (43)
  • ЖКХ (56)
  • Закон (721)
  • здоровье (458)
  • косметика, косметология, (22)
  • ИМЕНА (883)
  • Денис Мацуев (99)
  • интересно (1106)
  • драгунов (294)
  • стрелец 12 (1)
  • история вещей (115)
  • обряды, обычаи, приметы,мифы (239)
  • интерьер, дизайн (211)
  • история (575)
  • Евгений Спицин (7)
  • наследие октября, Канал Красная линия (76)
  • куклы (52)
  • кулинария и все для нее (324)
  • моя библиотека (873)
  • статьи (93)
  • афоризмы, правила жизни, цитаты (478)
  • стихи (152)
  • музыка (1012)
  • видео (75)
  • Адажио (Альбинони-Джизотто) (22)
  • для медитации (10)
  • классическая музыка (103)
  • настроение (598)
  • юмор (342)
  • новостной листок (30)
  • О Сибири (624)
  • Иркутская область (395)
  • город Ангарск (195)
  • образование (293)
  • работа (97)
  • русский язык (77)
  • общение, психология (123)
  • общество (503)
  • политика (535)
  • Соловей, Шевченко и др. (24)
  • Понравилось (49)
  • путешествие (172)
  • Города России (34)
  • РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ, ВИДЕО УРОКИ (122)
  • разное (186)
  • рукоделие (844)
  • вязание (105)
  • пэчворк (148)
  • шитьё (255)
  • сады, парки (104)
  • цветы (84)
  • фотографии (321)
  • ЧИТАТЬ С ПРИЩУРОМ (обо мне) (304)
  • личное (54)
  • тест (67)
  • экономика, финансы (177)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эдвард Григ — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, op. 16

Эдвард Григ — Концерт для фортепиано с оркестром

Эдвард Григ — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, op. 16. (1868)
1. Allegro molto moderato
2. Adagio
3. Allegro moderato molto e marcato

Эмиль Гилельс и Лондонский симфонический оркестр, дирижер Колин Дэвис.
Запись концерта в Королевском Альберт-холле, 1979 год.

Концерт Грига отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.

Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене (солист Эдмунд Нейперт, дирижёр Хольгер Симон Паулли); композитор отсутствовал, вынужденный по делам уехать в Норвегию, среди присутствовавших были Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, одолживший для концерта собственный рояль.
Пять месяцев спустя концерт впервые прозвучал в Норвегии. В 1872 г. по протекции Юхана Свенсена партитура была опубликована в Лейпциге. Первоначально концерт был посвящён Григом памяти Рикарда Нурдрока, однако при втором издании появилось посвящение Нейперту. На протяжении всей жизни Григ возвращался к партитуре, внося в неё разнообразные поправки.
Кроме того, Григ работал над переложением для двух фортепиано — эту работу позднее завершил Карой Терн.

Источник

Оцените статью