Эдвард григ концерты для фортепиано
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Знаменитые фортепианные концерты — Григ — Первый концерт
Педер Северин Крёйер (1851-1909) — Нина и Эдвард Григ
Первый концерт для фортепиано с оркестром (ля минор), одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году.
Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию.
Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.
Концерт написан в трёх частях:
1.Allegro molto moderato
2.Adagio
3.Allegro moderato molto e marcato
Эдвард Хагеруп Григ родился в 1843 году в Бергене — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Эдвард Григ родился в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин.
Портрет Эдварда Грига
Эйлиф Петерссен (1852-1928)
В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.
В пятнадцать лет Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию. Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине.
Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена.
В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ принял участие в организации музыкального общества «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности.
В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал множество музыкальных произведений.
С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.
Вместе с женой, певицей Ниной Хагеруп, Григ много концертировал в Европе.
В 1872 году Эдвард вернулся в родной Берген. Но от сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз.
В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора.
Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям.
В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу.
Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.
Музыка Эдварда Грига часто звучит в фильмах и, особенно, в мультфильмах.
Легенда о Григе — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1967)
Старый дом — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1977)
Пер Гюнт — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1979)
Гномы и Горный король — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1993)
Корзина с еловыми шишками — мультфильм производства студии «Беларусьфильм» (1989)
По мотивам одноименного рассказа Константина Георгиевича Паустовского
В этом мультфильме очень уж авангардные рисунки и сама постановка, причём до такой степени, что, даже хорошо зная этот рассказ, не поймёшь толком, о чём это они. Поэтому в дополнение привожу замечательную аудиоверсию этого рассказа, прочитанную в лицах.
Константин Георгиевич Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Аудиозапись радиопередачи
Первый концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига
Первый концерт для фортепьяно с оркестром Грига в очень хорошем исполнении:
оркестр под управлением Юрия Темирканова и
партия фортепиано — Николай Луганский.
Запись сделана в Большом зале Петербургской филармонии 10 ноября 2010 года.
Темирканов Юрий Хатуевич, родился в 1938 году в городе Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, — советский и российский дирижёр, народный артист СССР.
Учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классам скрипки и альта, затем в консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования.
В год окончания консерватории (1965) Темирканов дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета с оперой Верди «Травиата».
Год спустя он побеждает на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, и в 1968 возглавляет Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
С 1976 по 1988 Темирканов — художественный руководитель и главный дирижёр театра оперы и балета имени Кирова. С оркестром этого театра в 1987 он выступает в Лондоне с постановками опер «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
В 1988 году Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
С этим коллективом дирижёр работает и сегодня.
Темирканов часто выступает с зарубежными оркестрами: ещё в 1980 году он получил место приглашённого дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне, а с 1992 по 1998 занимал пост главного дирижёра этого оркестра.
Среди других коллективов, с которыми работал Темирканов — Симфонический оркестр Балтимора, Датский симфонический оркестр и другие.
C 2007 Темирканов — главный приглашенный дирижёр Большого театра.
Луганский Николай Львович, родился в 1972 году в Москве — российский пианист.
Сегодня он один из ярчайших современных российских пианистов, лауреат многих международных музыкальных конкурсов, среди которых Вторая премия Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского в Москве, 1994 год.
Николай Луганский родился в семье научных сотрудников.
Играть на фортепиано начал в возрасте 5 лет.
Учился в Центральной музыкальной школе Москвы (1979-1990).
В 1995 году окончил Московскую консерваторию.
В 1997 году окончил ассистентуру-стажировку.
С 1998 года Луганский преподает в Московской консерватории по классу специального фортепиано.
Николай Луганский является солистом Московской филармонии и удостоен звания «Заслуженный артист России».
Ещё одно исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Эдварда Грига.
Эдвард Григ — Первый концерт для фортепиано с оркестром
Дирижёр — Михаил Плетнёв
Партия фортепиано — Лейф Ове Андснес (Норвегия)
Лейф Ове Андснес (Leif Ove Andsnes) родился 7 апреля 1970 года в городе Ставанг — норвежский пианист и дирижёр.
Окончил Музыкальную академию имени Грига в Бергене, ученик Иржи Глинки.
1987 — записал первый альбом записал: сонаты Бетховена, Шопена и Сметаны.
1989 — совершил первую гастрольную поездку в Северную Америку.
1992 — дебютировал в серии концертов Би-Би-Си Промс.
2002 — выступил в заключительном концерте серии концертов Би-Би-Си Промс.
2003 — объявлен главным приглашённым солистом Норвежского камерного оркестра.
Репертуар Андснеса включает произведения композиторов от Моцарта и Гайдна до Яначека и Бартока, но главное место в его репертуаре занимают произведения европейских романтиков, особенно Грига.
Лейф Ове Андснес — четырежды лауреат Премии Грэмми, лауреат премии Хиндемита (1987), премии Грига (1990), премии Академии Киджи (2001), премии фирмы Граммофон (2002) и других наград.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром (Григ) — Piano Concerto (Grieg)
Концерт для фортепиано ля минор , соч. 16, сочиненный Эдвардом Григом в 1868 году, был единственным завершенным концертом Грига. Это одно из самых популярных его произведений и одно из самых популярных фортепианных концертов .
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
Концерт в трех частях:
- Allegro molto moderato ( ля минор ) Первая часть находится в форме сонаты и отличается роллом литавры в первом такте, который приводит к драматическому роялю, который ведет к основной теме. Затем тональность меняется на до мажор для второстепенной темы. Позже второстепенная тема снова появляется в перепросмотре , но на этот раз в тональности ля мажор . Движение завершается виртуозной каденцией и росчерком, аналогичным тому, что было в начале движения.
- Адажио ( D ♭ мажор ) Второе движение лирическое движение в D ♭ мажор, который ведет прямо в третьем движение. Движение имеет троичную форму (A – B – A). Раздел В в D ♭ мажора и мажоре, а затем возвращается к D ♭ основной для повторения пианино.
- Allegro moderato molto e marcato — Quasi presto — Andante maestoso (ля минор → фа мажор → ля минор → ля мажор) Третья часть открывается ля минор 2
4 время с энергичной темой (Тема 1), на которую повлиял норвежский танец Халлинг : Далее следует лирическая тема фа мажор (Тема 2). Движение возвращается к теме 1. После этого повторения 3
4 Основная секция Quasi presto , которая состоит из вариации темы 1. Движение завершается Andante maestoso ля мажор, которая состоит из драматического исполнения темы 2 (в отличие от лирической моды, с которой вводится тема 2).
Продолжительность всего концерта обычно составляет чуть менее 30 минут.
Приборы
Григ забил концерт для фортепьяно соло, 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнетов (в A и B ♭ ), 2 фаготов , 2 рога в Е и Е ♭ , 2 труб в C и B ♭ , 2 тромбонов , туб , литавры и струнные ( скрипки , альты , виолончели и контрабасы ). Позже он добавил 2 рожка и заменил тубу третьим тромбоном.
История и влияние
Эта работа входит в число самых ранних важных произведений Грига, написанных 24-летним композитором в 1868 году в Сёллерёде , Дания , во время одного из его визитов туда, чтобы извлечь выгоду из климата.
Концерт часто сравнивают с Концерт для фортепиано с Робертом Шуманом : это в том же ключе ; открывающийся нисходящий росчерк на фортепиано похож; и общий стиль считается более близким к Шуману, чем к любому другому композитору-одиночке. Кстати, оба композитора написали только один концерт для фортепиано. Григ слышал концерт Шумана, сыгранный Кларой Шуман в Лейпциге в 1858 году, и на него сильно повлиял стиль Шумана в целом, поскольку его научил играть на фортепиано друг Шумана Эрнст Фердинанд Венцель.
Концерт Грига свидетельствует о его интересе к норвежской народной музыке ; вступительный штрих основан на мотиве падающей минорной секунды, за которой следует падающая мажорная треть, что типично для народной музыки родной страны Грига. Этот специфический мотив встречается и в других произведениях Грига, в том числе в Струнном квартете № 1 . В последней части концерта обнаружено сходство с холлингом (норвежский народный танец) и имитацией скрипки Хардангера (норвежская народная скрипка).
Премьера произведения была представлена Эдмундом Нойпертом 3 апреля 1869 года в Копенгагене под дирижером Хольгера Саймона Паулли . Некоторые источники говорят, что сам Григ, отличный пианист, был предполагаемым солистом, но он не смог присутствовать на премьере из-за обязательств с оркестром в Христиании (ныне Осло ). Среди тех, кто присутствовал на премьере, были датский композитор Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн , которые предоставили для этого случая собственное пианино. Нойперт был также посвящен второй редакции концерта ( Рикард Нордраак был первым посвящением), а Джеймс Хюнекер сказал, что он сам написал каденцию первой части.
Норвежская премьера в Христиании последовала 7 августа 1869 года, а позже пьеса была услышана в Германии в 1872 году и в Англии в 1874 году. Во время визита Грига к Ференцу Листу в Риме в 1870 году Лист сыграл ноты a prima vista (визуально) перед аудитория музыкантов и дал очень хорошие комментарии о работе Грига, которые позже повлияли на него. Работа была впервые опубликована в Лейпциге в 1872 году, но только после того, как от имени Грига вмешался Йохан Свендсен .
Концерт — первый концерт для фортепиано, когда-либо записанный пианистом Вильгельмом Бакхаусом в 1909 году. Из-за технологий того времени он был сильно сокращен и длился всего шесть минут.
Григ пересматривал произведение по крайней мере семь раз, обычно тонкими способами, но исправления составили более 300 отличий от оригинальной оркестровки. В одной из этих редакций он отменил предложение Листа передать вторую тему первой части (а также первую тему второй) трубе, а не виолончели. Окончательная версия концерта была закончена всего за несколько недель до смерти Грига, и именно эта версия получила мировую популярность. Оригинальная версия 1868 года была записана Лав Дервингер с Симфоническим оркестром Норрчёпинга под управлением Дзюнъити Хироками .
Григ работал над транскрипцией концерта для двух сольных фортепиано, которую завершил Кароли Терн . Премьерная запись этой версии была сделана британским фортепианным дуэтом Энтони Голдстоуном и Кэролайн Клеммоу . 2 апреля 1951 года американский пианист Саймон Барер, родившийся в России, потерял сознание , играя несколько первых тактов концерта в исполнении дирижера Юджина Орманди и Филадельфийского оркестра в Карнеги-холле в Нью-Йорке . Вскоре после этого он умер за кулисами. Это должно было быть первое исполнение Барере работы.
Второй концерт
В 1882 и 1883 годах Григ работал над вторым фортепианным концертом си минор, но он так и не был завершен. Эскизы к концерту записал пианист Эйнар Стин-Нёклеберг . В 1997 году Общество Грига Осло провело свой Третий Международный конкурс композиторов на тему: «Переосмыслить» второй концерт Грига. Один из конкурсантов, бельгийский композитор Лоран Бекманс, разработал по эскизам полный фортепианный концерт, который впервые прозвучал в Лондоне 3 мая 2003 года.
Еще одна доработка эскизов Грига была завершена норвежским композитором Хельге Эвью и записана лейблом Naxos . Среди других конкурсантов румынский Шербан Никифор ( Концерт GRIEGoriano ), россиянин Владимир Беляев ( Второй фортепианный концерт ), шотландский Каллум Кенмюр ( Рапсодия на темы Грига ), американец Дэниел Пауэрс ( Концертный реликварий ), немец Клаус Милинг ( Концерт Фантазия си минор ), новозеландка Элисон Эдгар ( Фантазия си минор ), австралиец Дэвид Морган ( Норвежская фантазия ). Первое место занял итальянец Альберто Колла ( Концерт для фортепиано № 1 ).
В популярной культуре
Непреходящая популярность Фортепианного концерта Грига обеспечила его использование в самых разных контекстах.
- Кода первой части представлена в фильме « Интермеццо» (1939) с Лесли Ховардом и Ингрид Бергман в главных ролях .
- Концерт был показан в фильме «Седьмая вуаль» (1945) как пьеса, сыгранная молодой концертной пианисткой ( Энн Тодд ; незарегистрированной пианисткой была Эйлин Джойс ).
- Это было классно пародируется в Франц Рейзенстейн «s концерт Popolare 1959 (написанный для Gerard Hoffnung » музыкального фестиваля s).
- Открывающая тема первой части была использована Джимми Виснером, записавшимся под названием «Kokomo», в песне « Asia Minor », входившей в десятку лучших поп-хитов США в 1961 году. Название песни также было основано на тональность концерта, ля минор.
- Отрывки из первой части включены в номер «Розмари» в бродвейском мюзикле « Как добиться успеха в бизнесе, не особо стараясь» (1961).
- Концерт был использован в скетче британских комиков Моркамб и Уайз в их рождественском шоу 1971 года. Дирижирует Андре Превен с Эриком Моркамбом в качестве солиста, Моркам утверждает, что он играет «все правильные ноты, но не обязательно в правильном порядке». Фактически, он играл упрощенную версию правильной музыки, но в совершенно неподходящем стиле.
- Джетро Талл исполнили короткий отрывок из второй части вживую в рамках своего тура « Thick as a Brick» 1972 года.
- Комик Билл Бейли — опытный музыкант, он использовал фортепианный концерт Грига для создания комического эффекта; в сериале « Черные книги» его играет его персонаж Мэнни Бьянко , и он приводится в качестве примера в его сольном научном зарисовке на музыку кокни .
- Вступительный мотив открывает «Сделайте большую часть своей музыки» в исправленной версии 1987 года Follies .
- Кубинский руководитель группы Альфредо Вальдес неоднократно упоминает первую часть концерта в Canto a La Vueltabajera.
- Стратегическая видеоигра Civilization V также использует в своем саундтреке вторую часть.
- Тема второй части — в шпионском триллере « Красный воробей» (2018).
Источник