Эдвард григ соната для виолончели с фортепиано

Эдвард Григ. Соната для виолончели и фортепиано ля минор

С начала 1880-х гг. Эдвард Григ жил в Бергене – своем родном городе. Став главным дирижером общества «Гармония», он провел два концертных сезона, представляя бергенской публике произведения разных композиторов – от Георга Фридриха Генделя до Рихарда Вагнера, а также норвежских авторов. Делать это было нелегко – исполнительские возможности в небольшом городке были еще более скромными, чем в Кристиании: в распоряжении Грига был весьма слабый оркестр и любительский хор, участники которого считали возможным пропускать репетиции ради вечерних балов. Немало огорчений доставляло композитору и филистерская ограниченность бергенской публики – например, исполнение Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта встретило решительное неприятие, поскольку это было католическое произведение. Занятый дирижерской деятельностью, Григ сочинял не так уж много, но после второго концертного сезона он оставляет пост главного дирижера и полностью отдается композиторскому творчеству. В 1882 г. он начинает работать над новым циклическим сочинением – Сонатой для виолончели и фортепиано. Это произведение предназначалось для талантливого виолончелиста Йона Грига – брата композитора. Виолончельную сонату – одно из последних своих циклических произведений – Эдвард Григ завершил весной 1883 г.

Композитор не особенно высоко оценивал эту сонату: «Она не знаменует собой никакого шага вперед в моем развитии», – говорил он. Почему композитор был так строг к результату своего труда? Возможно, он имел в виду форму – слишком традиционную, с четко выраженными гранями разделов. Впрочем, особого новаторства в области сонатной формы Григ не проявлял никогда, придерживаясь классических традиций в области структуры и тональных планов. Его новаторство заключалось в другом – в ярко национальном характере тематизма, в необычных гармонических красках, в преобладании вариационных преобразований тем над их мотивным развитием в разработочных разделах. Все эти черты в полной мере проявились в Сонате для виолончели и фортепиано ля минор, столь сурово оцененной автором и пользующейся заслуженной любовью исполнителей и публики.

Ля-минорная виолончельная соната Грига – это монументальное сочинение, в котором природа камерного произведения сочетается с чертами концертности. Ее отличает виртуозный размах, раскрытие всех колористических и технических возможностей виолончели. Не меньшее значение имеет и фортепианная партия, которая находится практически на равных с виолончелью: инструменты поочередно излагают темы, представляя их в разном тембровом освещении. Полнозвучная фортепианная фактура приобретает поистине оркестровое звучание.

В сонате появляется тематический материал из предшествующих произведений. Разумеется, это не говорит о том, что творческая фантазия композитора иссякла – эти темы позволяют усматривать в сонате элементы скрытой программности, связанной с воспоминаниями о прошлом.

Первая часть – Allegro – исполнена лирической патетики. Центральную роль играет в ней главная партия, родственная героической, суровой теме «Траурного марша памяти Нурдрока». При первоначальном проведении у виолончели она представляется лирически-взволнованной, но по мере развития – в мощном фортепианном изложении – приобретает энергию и властность. Созерцательная побочная партия одновременно и контрастирует ей, и обнаруживает интонационное родство. В своем развитии лирическая тема приобретает все большую страстность. В разработке развитие обеих тем приводит к драматической кульминации, разрешающейся в эффектной каденции, предшествующей репризе.

Вторая часть – Andante molto tranquillo – покоряет проникновенностью и глубиной чувств. Ее величественно-спокойная основная тема интонационно родственна маршу из музыки к драме Бьёрнстьерне Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», но если в марше тема была героической, то здесь утонченная хроматизированная гармония придает ей элегический и даже скорбный оттенок.

Плясовые ритмы третьей части – Allegro – заставляют вспомнить о ля-минорном фортепианном концерте (в особенности явственно проявляется сходство с этим произведением в фортепианной партии заключительной темы). Главная партия наделена ритмическими чертами халлинга. Побочная не контрастирует ей – она представляет собою вариант той же танцевальной мелодии, изложенной в мажорном ладу и в увеличении.

Виолончельная соната была впервые представлена публике в Германии осенью 1883 г.: в Дрездене ее исполнил Людвиг Грюцмахер, а в Лейпциге – Юлиус Кленгель, аккомпанировал обоим виолончелистам сам Эдвард Григ. Отзывы критиков были весьма жесткими, но публика приняла сонату тепло. Произведение прочно заняло место в концертном репертуаре виолончелистов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Виолончельное искусство. Эдвард Григ

Соната для виолончели и фортепиано Ля минор, ор. 36

Даже не знаю, почему до сих пор у меня в дневнике не появилось это замечательнейшее произведение. Одно из любимых, в очень красивой тональности, кстати в той же, что и его знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и владел инструментом весьма достойно. По своей образно-эмоциональной структуре соната сродни 3-й скрипичной. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Финал сонаты, выдержанный в характере неспешного народного танца заканчивается праздничным аккордом.

Исп. Ойстен Биркеланд (Виолончель)

Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах. Музыка Грига узнаётся сразу же. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

Рубрики: Виолончельное искусство

Метки: Григ соната для виолончели и фортепиано камерная музыка

Процитировано 12 раз
Понравилось: 14 пользователям

Источник

Шедевры виолончельной музыки. Эдвард Григ

Это произведение — одно из самых любимых и популярных в репертуаре виолончелистов и у слушателей, в очень красивой тональности, кстати в той же, что и знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром Грига.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и весьма хорошо владел инструментом. Соната полна пафоса и страсти. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Вторая часть — излюбленные Григом образы родной природы, тонкая лирика. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Грандиозный финал сонаты со множеством контрастных образов: то в характере народного танца , то сменяющее его лирическое раздумье, то патетический диалог виолончели и рояля.

В своей музыке Григ всегда много места уделяет народной танцевальной мелодике: в этих танцах — живая красочная действительность, человек с его силой и ловкостью. Норвежская музыка буквально дышит могучей, возрождающей жизнь силой тепла, своим весенним воздухом, бодрит своим отточенным ритмом.

Григ искренне и задушевно рассказывает всему миру про жизнь, думы, радости и скорби Норвегии.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Виолончельное искусство. Эдвард Григ

Соната для виолончели и фортепиано Ля минор, ор. 36

Даже не знаю, почему до сих пор у меня в дневнике не появилось это замечательнейшее произведение. Одно из любимых, в очень красивой тональности, кстати в той же, что и его знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром.

Сонату для виолончели Григ написал в 1883 году для своего брата Йона, виолончелиста, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова и владел инструментом весьма достойно. По своей образно-эмоциональной структуре соната сродни 3-й скрипичной. В драматичной первой части звучат вечные мотивы «Бури и натиска», а в самом конце — знакомая тема из вступления фортепианного концерта. Прекрасную лирическую мелодию, с которой начинается вторая медленная часть, постепенно вновь сменяют драматические мотивы. Финал сонаты, выдержанный в характере неспешного народного танца заканчивается праздничным аккордом.

Исп. Ойстен Биркеланд (Виолончель)

Смысловым центром всего григовского творчества стал образ Норвегии. Его воплощение связано то с героикой норвежского эпоса, то с образами национальной истории и литературы, то с фантастикой скандинавских сказок или картинами суровой северной природы. Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах. Музыка Грига узнаётся сразу же. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

Рубрики: Виолончельное искусство

Метки: Григ соната для виолончели и фортепиано камерная музыка

Процитировано 12 раз
Понравилось: 14 пользователям

Источник

Сонаты для скрипки (Григ) — Violin Sonatas (Grieg)

Норвежский композитор Эдвард Григ написал три скрипичные сонаты . Все они являются примерами его музыкального национализма , поскольку все они содержат отсылки или сходства с норвежскими народными песнями.

Три сонаты для скрипки и фортепиано Эдварда Грига были написаны между 1865 и 1887 годами.

  • Соната для скрипки № 1 фа мажор, соч. 8 была написана в Копенгагене в 1865 году.
  • Соната для скрипки № 2 соль мажор, соч. 13 было написано в Осло (тогда Христиания) в 1867 году.
  • Соната для скрипки № 3 до минор, соч. 45 был построен, когда Григ жил в Трольдхаугене в 1887 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Соната для скрипки № 1 фа мажор, соч. 8

Григ сочинил эту сонату летом 1865 года во время отпуска с Бенджамином Феддерсеном в Рунгстеде, Дания , недалеко от Копенгагена. Пьеса была написана вскоре после того, как тем же летом была закончена его единственная фортепианная соната.

Что касается пьесы, норвежский композитор Герхард Шельдеруп так прокомментировал: «Это работа юноши, увидевшего только солнечную сторону жизни». Несмотря на это, многие разделы работы довольно мрачные и бурные.

Соната состоит из трех частей:

  1. Аллегро кон брио
  2. Аллегретто квазиандантино
  3. Allegro molto vivace

Вступительная тема скрипки в первой части звучит так:

: 1-й микс, скрипка, основная тема

Соната для скрипки № 2 соль мажор, соч. 13

Эта соната была посвящена норвежскому композитору и скрипачу Йохану Свендсену .

По поводу второй сонаты Шельдеруп заметил: это «дар миру человека, который тоже дрожал в холодных ночных туманах». Кроме того, из-за трагических качеств сонаты он считал пьесу более норвежской, чем первая соната, и «Норвегия без трагедии — это не полная Норвегия».

Когда Григ представил сонату своему учителю Нильсу Гаде , он назвал произведение «слишком норвежским» и заявил, что его следующая соната должна быть менее норвежской. Как сообщается, Григ с вызовом заявил, что его следующая соната будет еще более норвежской.

Первая часть

Вторая часть

\ times 2/3 \ times 2/3 | \ acciaccatura a4-. g2— | > «>

Третье движение

1-я тема (от соль мажор до ре мажор)

Соната для скрипки № 3 до минор, соч. 45

Григ начал сочинять свою третью и последнюю сонату для скрипки осенью 1886 года. В то время как первые две сонаты были написаны за считанные недели, эта соната заняла у него несколько месяцев.

Соната остается самой популярной из трех произведений и зарекомендовала себя в стандартном репертуаре. Работа была также личным фаворитом Грига. Премьера сонаты состоялась с участием самого Грига за фортепиано с известным скрипачом Адольфом Бродским в Лейпциге . В определенной степени Григ построил эту трехчастную сонату на норвежских народных мелодиях и ритмах. Однако Григ считал вторую сонату «норвежской» сонатой, а третья соната — «сонатой с более широким кругозором».

Это было последнее сочинение Грига в сонатной форме.

Первая часть

Первая часть отличается смелым и героическим вступлением. Волнующая вступительная тема противопоставляется лирической второй теме.

Введение (до минор)

q8 \ oneVoice \ change Staff = «up» r8 r16 | q4 .-> 8 rr | > \ new Dynamics \ new Staff = «down» \ relative c, <\ key c \ minor \ clef bass \ voiceTwo 2.

Вторая часть

Вторая часть открывается безмятежным фортепианным соло ми мажор с лирической мелодической линией. В средней части Григ использует веселую танцевальную мелодию. Вторая часть существует также в версии для виолончели и фортепиано, которую Григ сочинил в то же время, что и версия для скрипки. Версия для виолончели была подарена его брату на день рождения в мае 1887 года, но появилась в печати только в 2005 году (Генле).

1-я тема (ми мажор)

Третье движение

Финал написан в форме сонаты с кодой, но в нем отсутствует развивающая часть.

Источник

Оцените статью