Эфа у гитары что это

Полуакустическая гитара

С момента появления гитара завоевала популярность среди музыкантов, работающих в разных жанрах. Эволюция музыкального инструмента привела к появлению новых видов, а переходным вариантом между акустикой и электрогитарой стала полуакустика. Его одинаково активно используют как исполнители поп-, рок-, металл, фолк-музыки.

Чем отличается полуакустическая гитара от электроакустической

Непосвященные в музыкальные тонкости начинающие исполнители часто путают эти два вида, но на самом деле их отличие принципиально. Электрогитару принимают за полуакустику из-за общих дополнительных элементов: звукоснимателей, регуляторов громкости, тембра, возможности подключения к комбо-усилителю.

Главное отличие электроакустической гитары от полуакустики в строении корпуса. Во втором случае он полый, как у обычной классической гитары, или полуполый.

Для увеличении сустейна вокруг цельной середины создаются пустые полости. В боковых частях вырезаются эфы, ширина корпуса уже, чем у первого варианта, звук яркий, резкий.

Еще одно отличие в том, что на электрогитаре нельзя играть без подключения к звуковому усилителю. Поэтому для бардов и уличных музыкантов она совершенно не подходит. Звучание инструмента происходит за счет преобразования струнных колебаний в колебания электрического тока.

Преимущества полуакустической гитары:

  • возможность подачи чистого звука даже в многоголосом миксе;
  • меньший вес, чем у электрогитары с полым корпусом;
  • разнообразие стилей, эксперименты с внешним видом не портят звучание;
  • допустимость комплектации различными звукоснимателями.

Полуакустическая гитара – это инструмент 2 в 1. То есть она может использоваться, как при подключении к источнику электрического тока, так и без него, как обыкновенная акустика.

История

Большой вклад в появление и популяризацию полуакустических гитар внесла американская компания Gibson – крупнейший бренд, выпускающий музыкальные инструменты. К 30-м года прошлого века музыканты столкнулись с проблемой недостаточной громкости акустики. Особенно это ощущали участники джаз-бэндов и крупных оркестров, в которых гитара «тонула», теряясь в насыщенном звучании других инструментов.

Производитель предпринял попытку усилить звучание, подключив акустику к электрическому громкоговорителю. На корпусе появились f-образные вырезы. Резонаторная коробка с эфами давала более насыщенное звучание, которое можно было усилить при помощи звукоснимателя. Звук стал чистым и громким.

Мало кто знает, что Gibson не ставила цель создать полуакустическую гитару. Эксперименты с ней были лишь проверкой целесообразности производства и серийного выпуска электрогитар с цельным корпусом.

Удобство цельнокорпусных инструментов музыканты оценили, но среди них оставалось и множество поклонников гитар с традиционным видом акустики. В 1958 году компания выпустила серию «semi-hollow body» с полуполым корпусом.

В этом же году другой производитель Rickenbacker внес свои коррективы в набиравшую популярность модель, сгладив вырезы и оформив корпус ламинированным покрытием. Звукосниматели стали универсальными, монтировались в разные модели.

Эксперименты производителей привели к появлению ряда разновидностей полуакустических гитар:

  • с полностью цельным корпусом;
  • с цельным блоком, вокруг которого надстраиваются деревянные пластины, отличительная особенность – яркий звук;
  • полостные с эфами – обладают бархатным тембром и коротким сустейном;
  • archtop-гитары со слабыми акустическими данными;
  • джазовые – полностью полые, предназначенные для игры через усилитель.

Современные производители и сегодня вносят коррективы в строение акустической гитары. Они касаются не только конструктивных элементов, но и внешнего оформления, стиля. Так вместо традиционных f-образных отверстий полуакустика может иметь «кошачьи глаза», а полуполый корпус оформляется в виде причудливых геометрических форм.

Использование

Первыми оценили все преимущества инструмента джазовые исполнители. Им понравилось теплое, чистое звучание. Менее объемный, чем у акустической гитары корпус позволял легко двигаться на сцене, поэтому очень быстро его взяли на вооружение поп-музыканты. В начале 70-х полуакустика уже активно конкурировала с электрическими «сородичами». Она стала любимым инструментом Джона Леннона, Би Би Кинга, ее использовали известные представители гранж-движения Pearl Jam.

Инструмент подходит для начинающих. Для игры не требуется сильного воздействия на струны, даже легкое прикосновение заставляет их откликаться бархатным, мягким звуком. А возможности полуакустики позволяют исполнять импровизации в разных стилях.

Источник

Виды электрогитар

В данной статье речь пойдет о самых известных и часто встречающихся формах и модификациях электрогитар.

1. Stratocaster

Самая популярная, часто встречающаяся и скопированная во множестве реплик форма гитары. Трудно перечислить все страны, в которых производятся Стратокастеры, и ещё труднее было бы перечислить все наименования марок электрогитар данной формы. Классический же, оригинальный Фендер Стратокастер выпускают в Соединенных Штатах, на инструмент ставят три звукоснимателя типа «сингл» и «машинку» Vintage Tremolo. Страт обладает особым, узнаваемым «стеклянным» звучанием. Зачастую эту электрогитару можно увидеть в руках хард-рок-, инди-, поп-рок-гитаристов

2. Telecaster

Не менее легендарная модель от фирмы Fender, даже более «древняя», чем Стратокастер. Дизайн Телекастера нарочито прост, он выглядит словно выпиленный из одного цельного куска древесины – что неудивительно, учитывая, что дека его мастерится именно по такой технологии. Чаще на Телеке стоят два сингла, однако есть и модификации с хамбакерами. Материал деки – ясень или ольха. Звучание, как правило, очень приятное на чистом звуке и несколько «стеклянное» на овердрайве.

3. Les Paul

Gibson Les Paul – ещё одна знаменитая модель электрогитары, задавшая одно из направлений в движении гитарной промышленности. Лес Пол легко узнаваем по своей форме, ассоциирующейся с женской талией, характерным звукоснимателям и корпусу, собранному из дорогого красного дерева. Эта гитара многими признается самой универсальной, и по этой причине часто применяется в студиях звукозаписи. Les Paul широко копируется во всём мире, порой лицензионно, а порой и не очень (последним особенно грешат китайские производители).

4. Superstrat

Суперстраты представляют собой обширное семейство гитар, состоящее из множества моделей разных производителей. На вид они несколько напоминают Стратокастеры, но имеют большое количество конструктивных отличий в «звучках», форме головки грифа, струнодержателе, древесине корпуса, грифа и накладки.

Некоторые производители сделали себе имя на таких инструментах – примером могут служить Ibanez, Kramer, Cort. А первой, кто освоил дизайн Суперстрат, стала фирма Jackson. В первоначальном варианте это были просто копии Stratocaster с усложненной фурнитурой и из более ценной древесины, в дальнейшем изменения коснулись и формы корпуса.

5. SG

Рогатый Gibson SG – тот самый инструмент, на котором запиливает свои сольные партии гитарист AC/DC Ангус Янг. Кроме формы корпуса, отличается от Les Paul ещё и тем, что дека SG производится из одной цельной доски красного дерева, а не склеивается из нескольких отдельных элементов. Собственно, и сами буквы SG расшифровываются как solid guitar (цельная гитара). Пуговица для ремня у этого инструмента располагается не на окончании «рога» корпуса, а с обратной стороны деки в верхней части.

6. Mockinbird

Фирма B.C. Rich прославилась благодаря уникальным формам своих музыкальных инструментов. Одной из них стал Mockinbird – не лучшая в плане удобства игры, но весьма необычная на вид электрогитара. Самый известный гитарист, играющий на таком инструменте – Сол «Слэш» Хадсон из Guns N’ Roses.

7. Warlock

«Дьявольский» дизайн другого детища компании B.C. Rich – гитары Warlock с остроконечной разлапистой декой и демонически рогатой головкой грифа – уж точно ни с чем не спутаешь. Этот инструмент за свой внешний вид крайне любим гитаристами, играющими в жанрах black- и heavy-metal.

8. Explorer

Форма корпуса Gibson Explorer очертаниями несколько напоминает звезду. Внешне угловатые гитары этой формы, тем не менее, вполне удобны в игре, чему способствует довольно легкий гриф. Характерной чертой Эксплорера стал также переключатель «звучков» – у электрогитар этой конструкции он вынесен аж на угол деки.

9. Flying V

На Gibson Flying V едва ли не молятся многие гитаристы, играющие металл. Наименование модели говорит само за себя – это легкая летящая стрела с головкой грифа в виде острого наконечника. Многие знаменитые музыканты с помощью этой электрогитары отыскали свой новый образ – и среди них Джимми Хендрикс, которому принадлежит инструмент, изображенный на фотографии.

10. Firebird

Firebird от Gibson несколько напоминает направленностью очертаний другую гитару этой фирмы – Эксплорер. Но «Огненная птица» (а именно так переводится название этого инструмента) наделена своими особенными чертами: сглаженными углами деки, похожей на птичий клюв головкой грифа, лого в виде птицы, навевающей ассоциации с пламенем желто-черной окраской. На цельнокорпусную электрогитару обычно ставят хамбакеры, обычные или мини (иногда P-90), числом от одного до трех.

11. Jazzmaster

Гитара Fender Jazzmaster была разработана в конце пятидесятых годов XX века преимущественно для музыкантов, играющих джаз. Благодаря округлой форме корпуса с плавной выемкой на инструменте удобно играть сидя, что часто практикуют джазисты. Для своего времени эта электрогитара была начинена весьма современной электроникой, в том числе переключением режима игры с ритма на сольный.

12. Бас-гитары

Дизайн бас-гитар зачастую довольно похож на гитарный, с учетом особенностей инструмента – ведь размер мензуры, а значит, и габариты корпуса и грифа у басов существенно больше. Но есть и у них свои характерные базовые формы. Главные из них – разработанные фирмой Fender инструменты Precision Bass и Jazz Bass, основоположники, положившие начало истории бас-гитары и во многом определившие базовые направления ее развития.

Как особую форму басов можно, пожалуй, выделить безладовый (fretless) бас. По принципу игры этот инструмент чуть ближе к контрабасу. Безлад позволяет получить более мягкое звучание и расширяет технический арсенал за счет возможности басиста брать микротоновые интервалы – но и оплошать на нем гораздо проще из-за отсутствия четко выверяющих каждую ноту ладов.

13. Полуакустические гитары

Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.

Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.

Источник

История гитары. Обзор акустических гитар. Типы и виды акустических гитар.

Поговорим о гитарах. Об акустических гитарах. Если вы приходите в музыкальный магазин и цепенеете перед витриной с гитарами, не зная, какую выбрать – вам совершенно необходимо прочитать нижеприведенный текст.

Разновидностей акустических гитар существует великое множество. Каждая современная модель – продукт длительной эволюции. Для начала посмотрим на «анатомию» гитары, чтобы были понятны все, возможно новые для вас слова, появляющиеся в тексте.

Деталей у гитары, как мы видим, достаточно много. Но основными составляющими, непосредственно влияющими на звук инструмента, являются две: корпус и струны.

СТРУНЫ

Источник звука. Вполне вероятно, вы уже знаете, что они бывают металлические и синтетические (последние повсеместно называют нейлоновыми). Часто музыканты отвергают нейлон из-за глухого, неяркого звука. С другой стороны, во время первоначального освоения инструмента, вы не получите никакого удовольствия от процесса обучения из-за вечных мозолей, которые легко появляются на непривыкших пальцах, соприкасающихся с металлическими струнами. Поэтому в качестве струн начального уровня рекомендуется брать все-таки мягкую синтетику. Особенно девушкам. Не стоит думать, что нейлоновые струны — это очень просто — и у них есть свои ярые сторонники. Все зависит от стиля игры: они хороши для исполнения классики и романсов, легко зажимаются, обладают очень мягким, ласкающим звуком. Кроме того, нейлон не дает знаменитых «шкряб-шкрябов», издаваемых при смене аккордов на металлических струнах, да и скорость игры будет больше, так как на мягком нейлоне лучше удаются сложные пассажи. Среди недостатков нейлона следует отметить быструю изнашиваемость, особенно обмотки трех басовых струн, а еще на них сильнее влияет температура и влажность, вследствие чего их сложнее настроить. Если вы планируете использовать гитару главным образом как аккомпанирующий инструмент для песен, то заметим, что при игре боем нейлоновые струны однозначно пасуют перед металлическими.

КОРПУС

Безусловно, корпус для гитары чрезвычайно важен, так как именно за счет корпуса-резонатора мы и получаем тот или иной тембр звучания инструмента. Дешевые гитары делают из фанеры, поэтому они не очень прочны и звучат несколько хуже, чем гитары, у которых дека была сделана из определенной породы дерева. Что из чего следует делать — это большая наука! Существует ряд древесных пород, которые чаще всего используются при создании акустических гитар. Для верхней деки чаще всего берут ель или кедр, для грифа – прочный клен, накладку на гриф в основном делают из палисандра. Разумеется, чем качественнее исходный материал (порода дерева, возраст, степень предварительной обработки), тем лучше будет звучать гитара.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

История возникновения гитары в Европе сложна и неоднозначна. По основной версии, инструменты, подобные гитаре, появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Так сказать, высоко развитая культура Арабского Халифата оказала влияние на формирование культуры Европейской. В частности, на музыкальную культуру, в те далекие времена сильно ограниченную строгими рамками церковных канонов. Разнообразная и техничная инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, и затем постепенно распространилась по всей Европе. Естественно, вместе с музыкой на территорию средневековой Европы пришли также инструменты, на которых эта музыка исполнялась. Это были популярные арабские музыкальные инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд, которые и определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.

Аль-уд, который в Европе стали называть Ла-уд (Лютня), стал на много лет излюбленным инструментом аристократии, снискав репутацию «Инструмента Королей». Знаменитый арабский аль-уд овеян легендами о выдающихся восточных виртуозах. Европейские мастера, поменяв его сложный 17-ступенный строй на привычный 12-ступенный, дали жизнь, можно сказать, совершенно новому инструменту.

Появление же гитары в европейской музыке времён Средневековья произошло достаточно незаметно. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к XIII в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская. Эти инструменты слегка отличались друг от друга формой и конструктивными особенностями. Само же происхождение слова «гитара» не до конца ясно. Одни источники указывают на явное этимологическое сходство этого названия со словом «Кифара». Другие утверждают, что слово «Ги-Тара» произошло от названия арабского инструмента Тар (в переводе с персидского – «струна, нить»), внешне похожего на известную нам гитару. Существовали и другие, сходные по звучанию названия инструментов-хордофонов, пришедших в Европу с Востока – китаррон, цитра, ситар.

В 18 веке интерес к лютне постепенно угасает, и внимание мастеров все больше начинает привлекать гитара. В результате разнообразных многочисленных экспериментов возникают шести-, семи-, восьми- и даже 32- струнные инструменты. Французский мастер Обер де Труа конструирует в 1789 году (задолго до Led Zeppelin) даже необычную двух-грифную гитару. Позабавьте себя – сравните старинную гитару и знаменитую гитару Джимми Пейджа.

Целью всех этих экспериментов являлось усовершенствование конструкции и расширение исполнительских возможностей гитары. Важным шагом в преобразовании гитары становится отказ от удваивания струн. Затем последовал еще один революционный ход – звучание гитары становится намного громче, после того как с резонаторного отверстия (розетки) убирается декоративный узор и она становится открытой. К концу 18 века 6-ти струнная гитара с известным нам строем становится общепризнанным победителем над всеми остальными плодами экспериментов. Появляется целая плеяда композиторов-гитаристов, сочиняющих для «новой» гитары музыку в духе эпохи Венского классицизма.

Это – итальянцы Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани, Матео Каркасси и Николо Паганини (да-да! тот самый знаменитый скрипач! не все знают, что он также прекрасно владел и гитарой), испанцы Дионисио Агуадо (Гарсия) и Фернандо Сор. Все эти музыканты в то время активно гастролировали по Европе. Дионисио Агуадо, помимо всех остальных заслуг, приписывают также усовершенствование формы гитарной подставки (в наши дни подставки этого типа используются на «классических» гитарах). Ноты произведений этих композиторов начинают записывать на нотоносце (в скрипичном ключе), в отличие от прежней упрощенной табулатурной записи.

И, наконец, важный этап в развитии гитары связан с именем испанского мастера Антонио Торреса (1817-1892), подытожившего опыт своих предшественников и установившего основные конструктивные особенности этого инструмента. Антонио Торрес отказался от обильной инкрустации, характерной для гитар того времени, увеличил размеры корпуса, экспериментально определил оптимальную длину колеблющейся части струны («мензуру») – 650 мм, использовал накладку на грифе для крепления ладов, переходящую на деку и ограничиваемую резонаторным отверстием. Новая гитара была по достоинству оценена выдающимся испанским гитаристом Франсиско Таррегой, творчество которого сыграло важную роль в популяризации инструмента. Именно гитару конструкции Торреса мы теперь и называем «классической». Практически в таком виде гитара сохранилась и по сей день.

В нашем обзоре мы рассмотрим основные разновидности современных акустических гитар, расскажем об истории их возникновения и поясним для каких стилей музыки предназначена та или иная модель.

Для начала расшифруем несколько распространенных терминов, с которыми вы, возможно, уже сталкивались.

ФОЛК-ГИТАРА (FOLK)

Фолк-гитара (Folk) — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Применяется ныне практически во всех музыкальных жанрах. Иметь у себя дома хотя бы одну фолк-гитару – необходимое условие нормального существования для музыканта будь ты хоть пианист, хоть барабанщик. Отцом современной фолк-акустики считается американец Христиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков столкнулся с проблемой усиления звука обычной классической гитары — и решил эту проблему. Решение стало возможным благодаря изобретению стальных струн, в противовес ранее использовавшимся жильным. Натяжение таких струн было куда сильнее, что потребовало более габаритного корпуса и особенного Х-образного крепления пружин верхней деки — именно это новшество сделало американцу имя и принесло ему кучу денег. Следует отметить также, что гриф у фолк-гитары существенно уже, чем у классической и снабжен внутри анкерным болтом (все для той же прочности и успешной борьбы с деформацией от натяжения струн). В результате на фолк-гитаре очень удобно играть медиатором разнообразные ритм-партии. Звук получается не только громким, но и очень четким и легко управляемым. На классике так не сыграть. Мартин назвал своё детище folk-guitar. Это определение существует до сих пор, хотя более употребляемыми в народе все-таки стали термины «вестерн» или «эстрадная гитара» — не иначе, в противовес камерной и консервативной классической гитаре. До сих пор компания Martin & Co производит едва ли не самые пафосные, дорогие и желанные инструменты.

Вестерн-гитара (Western) — то же самое, что и фолк-гитара.

Флэттоп (FlatTop) — фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп (ArcTop) — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson. Зачастую ArcTop-гитары приобретают самые замысловатые очертания.

Следует отметить, что именно эти гитары в 40-50-х годах первыми были электрифицированы, так как были невероятно любимы джазменами (эта любовь сохраняется и по сей день) за свой яркий среднечастотный звук и, как следствие, удобство использования в оркестре. И именно от этих инструментов ведет свой род многочисленное семейство электрогитар, которым мы уделим пристальное внимание в других обзорах. Ну а здесь лишь приводим несколько забавных картинок. Так сказать, результат стремительной эволюции популярнейшего инструмента за последние 50 лет.

Однако вернемся в русло последовательного научного обзора и будем рассматривать только те современные акустические гитары, которые являются, с нашей точки зрения, прямыми наследниками (сохранившими основные черты инструмента-родоначальника) старинной гитары.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА (CLASSIC)

Классическая (Classic) — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). В настоящее время выпускается практически всеми ведущими производителями, что понятно. Модели различаются незначительными деталями. Применяется для исполнения, разумеется, классической гитарной музыки, испанского фламенко или латины. Также невероятно любима бардами. Вероятно, по причине того, что струны мягкие и, следовательно, знаменитые три аккорда можно научиться, с грехом пополам, извлекать за час занятий. Опять же песни исполняются, главным образом, лирические – аккомпанировать надо негромко. На иллюстрации приведена гитара испанского бренда PEREZ 660 Cedar.

Дредноут (Dreadnought) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной, по сравнению с классическим корпусом, громкостью и усиленными низкими частотами в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin. Эту модель фолк-гитары многие и сегодня считают стандартом в производстве гитар. Увеличенный корпус инструмента расширяется внизу, гитара имеет широкую талию. Головка грифа плоская, поперёк головки грифа расположены валы колков. В подставке гитары просверлены отверстия, в которые продеваются струны с «пулями» на конце. Струны не обвязываются вокруг подставки, а зажимаются пробками. Гитара отличается громкостью и хорошими басами. Иногда дредноут называют вестерном, но это, как мы уже знаем, не совсем верно. Скажем так: дредноут-гитары – это разновидность вестерн-гитар. Используются эти гитары практически во всех музыкальных жанрах. Чаще как аккомпанирующий инструмент, создающий прекрасную «подложку» для голоса или солирующих инструментов.

Аудиториум или Гранд Аудиториум (000, Auditorium, Grand Auditorium) – несмотря на внушительное название, гитары этой модели имеют более тонкую талию и деку по сравнению с Dreadnought. В результате, многие музыканты находят такую гитару более удобной. В то же время инструмент обладает достаточным уровнем средних и высоких частот, что улучшает читаемость солирующих партий.

Джамбо («Jumbo» переводится с английского как громадина, великан) — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший невероятно популярным среди кантри- и рок-гитаристов. Инструмент со стальными струнами, большим корпусом, узким грифом, плоской верхней декой и округлыми линиями обвода. Джамбо, как и дредноут принадлежит к классу, так называемых, вестерн-гитар. Корпус этого инструмента имеет сходство с корпусом классической гитары, но размеры его более впечатляющи. Гитара имеет яркое и сочное звучание. Используется и как аккомпанирующий, и как солирующий инструмент. Прекрасно слышна в ансамбле. Как и дредноут, отлично звучит практически во всех известных стилях музыки, но особенно любима поклонниками, недавно появившегося и стремительно набирающего популярность благодаря стараниям вундеркиндов, вроде Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel) и Тони МакМануса (Tony McManus), стиля «фингерстайл» (fingerstyle). Стиль интересен тем, что один музыкант на одном инструменте может вести несколько самостоятельных музыкальных партий, что, в некоторой степени, роднит гитару с фортепиано.

ОРКЕСТРОВАЯ ГИТАРА (ORCHESTRA)

Оркестровая (Orchestra) — первоначально эта гитара, разработанная компанией Martin, отличалась от своего прототипа (модели 000) более короткой декой. Позже Martin OM стал Martin 000, так что сегодня OM опирается на свою оригинальную версию. Martin OM – первые (одни из первых) серийно выпускаемые гитары с 14-ю ладами (выше деки). Несмотря на то, что первоначально эти модели разрабатывались для классических гитаристов, они быстро завоевали популярность среди музыкантов, играющих в стилях ковбой (cowboy) и блюграсс (bluegrass).

Электроакустическая гитара (как правило оснащена «вырезом» – cutaway) — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам. В принципе, все рассмотренные выше разновидности гитар могут быть снабжены звукоснимателем, так что электроакустика – это не какой-то особенный инструмент, а характеристика или дополнительная опция.

Разновидностью электроакустической гитары являются так называемые гитары Ovation. Название этой фирмы быстро стало нарицательным, обозначая целый класс гитар, задняя дека которых сделана не из дерева, а из синтетических материалов — углепластика, эпоксидной смолы и так далее. Самостоятельный звук у таких инструментов тихий, но Ovation прекрасно выступают в роли электроакустических концертных инструментов, давая полноценный звук акустической гитары и хорошо уживаясь с пьезодатчиком, лучше справляясь с обратной связью, чем могут похвастаться отнюдь не все деревянные гитары.

Применяются такие гитары весьма широко в блюзе, кантри, рокабилли и в рок-музыке. Зачастую звук такой гитары (в силу его уже практически полностью электрического происхождения) обрабатывают различными гитарными процессорами, эффектами и т. п. Получается красиво.

ЦЫГАНСКАЯ ДЖАЗОВАЯ ГИТАРА (GYPSY)

Цыганская джазовая гитара (Gypsy) — акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки и расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эти гитары рассчитаны на использование металлических струн и имеют характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар, происходящее от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу – Selmer. Gypsy-гитары используются почти исключительно для исполнения музыки в стиле джаз-мануш (jazz-manouche) – европейском направлении джаза, известном также как цыганский джаз (gipsy-jazz) или цыганский свинг (gipsy-swing). Эта музыка, ставшая популярной благодаря легендарному бельгийско-цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), в последнее время приобретает все большее количество поклонников и в Европе и в России. Этот стиль соединяет в себе традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и свинг. Характерными его особенностями являются достаточно незамысловатая гармоническая сетка, но фантастический драйв и изысканная импровизационная техника солистов.

Двенадцатиструнная гитара – инструмент, который собирается на основе усиленных корпусов дредноута и джамбо, также может быть с синтетической задней декой или вовсе с цельным корпусом. Для таких гитар характерен более широкий гриф и парные струны, внутри пар, как правило, настраивающиеся в унисон или в октаву. Звук, следовательно, еще более богатый и громкий, но сам инструмент требует особенного подхода. Играть на нем непросто, а настраивать и вовсе целая история. Используется, как правило, исключительно для аккомпанемента. Но играя на одной гитаре, вы получаете звучание, как будто, сразу нескольких инструментов. Весьма любима певцами, исполняющими свои песни без поддержки ансамбля, под одну гитару (например А. Розенбаум или А. Градский). Также очень активно используется в так называемом «русском роке». К примеру, на гитаре, приведенной на иллюстрации, играет знаменитый лидер группы «Крематорий» Армен Григорян. Кстати, помимо того, что это двенадцатиструнная гитара, она еще и цельнокорпусная. То есть у нее отсутствует привычный для нас резонатор. Без подключения к усилителю звук практически неслышен, но это позволяет такую гитару «разгонять» до большой громкости, не боясь обратной связи (feedback). В то же время звук благодаря качественному звукоснимателю остается прозрачным и вполне акустическим.

РЕЗОНАТОРНАЯ ГИТАРА

Резонаторная – грубо говоря, помесь гитары и граммофона. Резонаторная гитара была придумана в 1925 году для получения более громкого гитарного звука: в ту пору были распространены биг-бэнды, в которых гитара, к тому времени еще не усиливаемая электричеством и оттого довольно сдержанная в плане громкости, соседствовала с медными духовыми типа саксофона, которые, разумеется, делали ее абсолютно не слышимой публике. Первым, кто озадачился данной проблемой, был Джон Бушамп, музыкант и промоутер очень модных в ту пору водевилей, после чего поручил ее создание Джорджу Допийра, скрипачу и лютье словацкого происхождения. Тот достаточно оперативно справился с поставленной задачей и, спустя пару месяцев, представил Бушампу весьма своеобразную модель, резонатор которой был выполнен в форме крупного литого диска с отверстиями. Конструкция и вправду значительно усиливала звук и спустя два года гитара начала массово выпускаться под знаменами фирмы National String Instrument Corporation, основанной Бушампом и Допийра после получения последним патента на изобретение. Резонаторной гитарой заинтересовались музыканты практически всех популярных жанров – она полюбилась в блюграссе, кантри, джазе и, конечно же, в блюзе. Интересно, что в 20-30-х годах (напоминаем, в эпоху биг-бэндов) почти все тихие струнные инструменты примеряли на себя металлический резонатор. Были сконструированы не только резонаторные гитары, но и резонаторные мандолины и даже резонаторные скрипки. Но после изобретения и повсеместного внедрения различных электрических звукоусиливающих устройств, все эти странные инструменты моментально сошли со сцены. Осталась только резонаторная гитара. Дело в том, что этот инструмент обладает какой-то необъяснимой магией. Фактически, с добавлением резонатора, гитара приобрела столь необычную тембральную окраску, что превратилась в некий совершенно новый инструмент.

Уменьшенная – чаще всего классическая гитара, но выполненная в размере 3/4 или еще меньше. Разработана специально для обучения юных музыкантов. Ее компактный корпус обеспечивает отменный комфорт во время игры. Звук чуть-чуть тише, чем у «взрослой» модели, но во всех остальных качествах (тембр, атака, сустейн и т. п.) она ничуть не уступает старшей сестре. Наоборот, юный музыкант, начав заниматься сразу на большой гитаре рискует в лучшем случае разочароваться, а в худшем — получить проблемы с суставами.

ТРЭВЕЛ (TRAVEL)

Трэвел (Travel) – это маленькие с точки зрения формы деки гитары, предназначены либо для «маленьких» гитаристов, либо для тех, кто любит жить налегке. Одни модели являются уменьшенной версией своих прототипов, другие имеют свой собственный уникальный дизайн. Комбинация таких факторов, как относительно низкая цена, компактные размеры и хорошее звучание, делает эти гитары отличным решением для тех, кто привык к быстрым сборам и легкому багажу.

Ну а напоследок еще несколько забавных картинок. Теперь уже посмотрите — что может сделать причудливая фантазия мастеров с самой обыкновенной, знакомой нам всем с детства, гитарой.

Источник

Оцените статью