Эффект перегруз для гитары

Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.

Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.

Источник

Самый простой перегруз для электрогитары

Ранее я уже выкладывал статью, как изготовить практически из хлама специализированный переключатель для гитарных педалей. Пришло время сделать из хлама саму педаль! Зачем я вообще потратил своё время на это и написал эту статью. На моей памяти я встречал немало людей, с мнением:»Да вот было бы у меня то, было бы у меня это, да я бы. «. Если бы, да кабы, как говорится в старой пословице. В этой статье я покажу изготовление гитарной педали практически из ничего. Не из «энергии эфира» конечно, но проще и дешевле наверное не получится.

Первым делом я сел и подумал, что такое может быть дома у человека, не увлекающегося электроникой, что может послужить донором деталей. И тут как нельзя к стати на глаза попались платы от энергосберегающих лампочек.Точно, это оно! Эра этих лампочек как раз подходит к концу, их всё больше вытесняют светодиодные, а сгоревшие «экономки» обычно просто выкидывают. Если таковых уже не осталось дома — можно поспрашивать по знакомым, уверен парочку достать получится. А ведь это шикарный донор для наших целей! Внутри этих ламп использованы хорошие пленочные конденсаторы, идеально подходящие для звуковых целей. Так же имеется как правило парочку транзисторов, правда для наших целей они подходят не очень. Помимо этого потребуется один потенциометр, достать который можно там же, где и для кнопки, а так же гнезда для джеков. С гнездами конечно сложнее, их из хлама не сделаешь конечно. К сожалению одной лампочки не хватит, потребуется ещё какой-то донор деталей, плата старого телевизора или магнитофона, радиоприемника, в общем ещё потребуется подходящий транзистор и резисторы.

Далее я распаял лампочки, в итоге получил такие детали.

После чего отсортировал их.

Транзисторы 13003 и 122D

А так же электролиты на 3,3mF и 10mF. Помимо этого целая жменя диодов 1N4007. Конечно же это не все элементы от лампочки, дросселя и трансформатор нам совершенно ненужны, а как я думал «диоды» в стеклянном корпусе оказались динисторами.

Для тех же, кто только начинает — предлагаю воспользоваться вот такой схемкой навесного монтажа.

Так как примочка скорее демонстрационная модель, то ручку громкости ставить попросту не стал. В качестве корпуса удобно использовать любую подходящую консервную банку, я взял банку от какой-то ветчины.

И просверлил. Если нет дрели — жесть у них тонкая, по сути можно ненужными ножницами продырявить нужное отверстие.

Ну и смонтировал всё внутри. Без кнопки правда, но всем желающим снова же повторюсь, изготовление кнопки из хлама я уже описывал в отдельной статье.

Ну и это всё было бы бесполезно, если бы не послушали. Опытным сразу скажу, не стоит ожидать чуда, это же педаль на одном транзисторе! Для Вас у меня в профиле схемы соответствующего уровня!

Вот как-то так жужжит. Но можно получить и ещё более интересное звучание.

Что-же, теперь я думаю показал, что при желании можно творить и из хлама!
Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!

Источник

Изучаем звуковой эффект Дисторшн

Дисторшн (также «дистошн», от англ. distortion — искажение) — разновидность звукового эффекта или используемого для его получения прибора. Достигается distortion за счёт «жёсткой» обрезки амплитуды аудиосигнала. Дисторшн широко востребован в таких музыкальных жанрах как хард-рок, металл и панк-рок, является в них основным гитарным эффектом. Кроме того, с его помощью обрабатывают звучание драм-машины в хардкор-техно (преимущественно это спидкор и брейккор). Нередко под этим определением скрывается целая категория принципиально одинаковых эффектов (типа овердрайва, фузза и других), принцип работы которых основан на возникновении нелинейного искажения аудиосигнала. Они получили название эффектов «перегруза», а позволяющие добиться их устройства — «искажатели», а в музыкальной среде их называют «примочки».

Эффект используется не только в сочетании с электрогитарой — он подходит и к ряду других инструментов (к примеру, бас-гитаре). Но для обработки звучания бас-гитары используется несколько изменённые эффекты, поскольку обычный гитарный дисторшн не способен передать весь спектр низких частот. А их обрезка негативно отражается на качестве звучания. В качестве альтернативы бас-гитару обрабатывают обычным дисторшном с последующим равным смешиванием изначального и искажённого сигнала. Кроме того, distortion используется для обработки звучания смычковых инструментов и вокальных партий.

Синтезаторы, гитарные эффект-процессоры, а также ПО для компьютеров, применяемое для звуковой обработки имеют в своём составе distortion в качестве одного из компонентов.

Как работает distortion

В его основе лежит звуковой эффект, возникающий при перегрузке усилителей. Он схож с клиппингом, являющимся, в сущности, разновидностью дисторшна. Суть дисторшна в том, что в построенных на лампах или транзисторах усилителях появляются нелинейные искажения аудиосигнала, в особенности на пиковых значениях громкости. По сравнению с традиционным клиппингом и схем, в которых используется элементарный ограничитель, «перегруз» (особенно если перегружать ламповое устройство) характеризуется сложной взаимосвязью между спектральными компонентами с амплитудой и спектральным составом выходящего аудиосигнала. Получаемый посредством использования лампового устройства перегруз традиционно ценится гораздо выше «транзисторного» дисторшн-эффекта.

Учитывая передаточные свойства любого усилителя, стоит отметить, что выходной аудиосигнал изменяется в них при изменении входного. Обычно усиление слабого входящего аудиосигнала осуществляется без искажений (либо они минимальны), но по мере роста его амплитуды увеличиваются значения нелинейных искажений. Их величина зависит от множества нюансов: типа усилителя, его схемотехники, глубины и значения обратной связи, и пр. Искажения варьируется в большом диапазоне. Наиболее часто линейная характеристика устройств относительна в широком спектре амплитуд выходящего аудиосигнала, но в случае превышения определённого порогового значения происходит выход выходного каскада из линейного режима, что приводит к возрастанию уровня нелинейных искажений. С помощью ручки «Усиление» («Gain») можно увеличить значение усиления устройства, что является аналогом увеличения амплитуды входящего аудиосигнала и приводит к росту искажений. Они называются нелинейными по причине возникновения новых спектральных составляющих в звуковом спектре.

Получается, при подаче на входной каскад усилителя аудиосигнала в форме чистого синуса на выходе образуется искажённая синусоида с присутствием гармоник. Но подобный метод позволяет получить эффект дисторшн только при больших громкостях. Для получения тихого искажённого сигнала требуется использование специальных искажающих каскадов, способных придавать звуку нелинейность в широком спектре амплитуд.

Типовая конфигурация усилителя состоит из предусилителя («преампа») и усилителя мощности («мощника», «оконечника»). Поэтому добиться эффекта дисторшн можно только с помощью перегрузки либо самого усилителя, либо предусилителя.

Широко распространены как аналоговые, так и цифровые приборы, эмулирующие множественные варианты эффекта дисторшн. Отдельные схемы даже позволяют имитировать звучание перегрузки усилителей от популярных брендов.

Аналоговый дисторшн

Принципиальная схема любого дисторшн-эффекта основана на следующих элементах:

  1. Первичном усилителе. Его роль заключается в усилении входного аудиосигнала до 2–5 В. Обычно присутствует возможность регулировки усиления. В отдельных моделях distortion распространено применение обрезных фильтров низкочастотных и высокочастотных составляющих звука, также в нём может применяться сдвиг частотных характеристик в область низких частот с обрезкой высокочастотной составляющей, или присутствовать подъём на частотах около 500 Гц. Нередко усилитель дополняется компрессором, что позволяет получить более плотный дисторшн. Также может использоваться схема с несколькими соединёнными в последовательном порядке первичными усилителями.
  2. Ограничительном каскаде. Он реализован с помощью встречно-параллельного добавления в схему кремниевых диодов. А именно, в соединение между землёй и выходным каналом первичного усилителя. Такая схема позволяет «жёстко» ограничить амплитуду, что непосредственно и является Distortion. Для достижения эффекта овердрайв или получения большего ограничения по амплитуде диодная пара включается в обратную связь первичного усилителя. Немалое число схем основывается на использовании нескольких каскадов.
  3. Цепи вторичной обработки. В ней изменённый аудиосигнал частично фильтруется различимыми способами.

Наибольшую известность среди аналоговых дисторшн-эффектов получил прибор SansAmp.

Цифровой дисторшн

Для цифровой эмуляции эффекта используются специальные программы — обработчики сигналов. Они могут быть встроены в цифровые гитар-процессоры или представлять собой приложение для ПК. С помощью цифровых эмуляторов можно моделировать звук реальных аналоговых дисторшнов и перегруженных ламповых усилителей.

Время атаки

Дисторшн отличает от овердрайва одна важная особенность — достижение эффекта происходит вне зависимости от интенсивности ударов по струнам. У последнего же атака находится в прямой зависимости от уровня и частотного диапазона звука. К примеру, для овердрайва характерен высокий уровень атаки, тогда как у дисторшна она практически незаметна. Distortion-эффект имеет ровный диапазон частот, и при атаке просто возникает больше гармоник, плавно снижающихся в фазе сустейна. Под сустейном следует понимать тянущуюся часть звука.

У дисторшна довольно длинный сустейн, который даже может перейти в самовозбуждение. По окончании фазы сустейна возникает затухание, после которого нередко слышны собственные шумы эффекта, помехи от гитары и кабеля. Нередко с помощью электрогитары с дисторшном можно «поймать» волну радиовещания. Но их может и не быть, если вовремя сработает гейт (шумоподавитель). Стоит отметить, что дисторшн отличается высоким уровнем собственных шумов, обусловленным его чувствительностью.

Область применения эффекта

Distortion значительно повлиял на современную технику игры на ритм и соло-гитаре. Он сделал обязательными такие техники, как palm muting (придерживание струн ладонью), дал старт новым музыкальным направлениям, возникшим на основе рок-музыки 60-х годов: тяжёлому металлу, панк-року, альтернативному року, гранжу и пр.

Для более чёткого и понятного звучания музыкантам пришлось кардинально пересматривать технику игры, максимально исключив посторонние звуки. Ведь при наложении дисторшна отчётливо слышен скрип струн, удары по корпусу (деке) электрогитары, возникает самовозбуждение открытых струн. Зато именно благодаря дисторшну мы можем услышать мелодичные, экспрессивные и продвинутые сольные партии, богатые тянущимися звуками.

Источник

Оцените статью