Эффекты для гитары сделай сам

Делаем педали эффектов в домашних условиях

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Каждый гитарист хоть раз в жизни хотел спаять себе «теплый ламповый дисторшн», ну или хотя бы просто дисторшн, ну хоть какой-нибудь. Попробуем сделать вместе педаль на примере классического германиевого Fuzz Face?

Для начала разберемся, что такое электрическая схема, как ее понимать и что означают все эти черточки, прямоугольнички и линии

Теперь посмотрим, что же нам понадобится для постройки одной педали

Научимся рационально и правильно использовать место внутри корпуса педали, а также узнаем об обработке корпуса и видах монтажа деталей

Оформим корпус: покрасим или же просто размалюем маркером в минималистском стиле? А затем можно и начинать сборку педали

А теперь сделаем настоящую печатную плату!

Ну и наконец-то заценим, что у нас получилось!

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Схемы для электрогитары

Одной из наиболее часто применяемых приставок к электрогитарам является предлагаемая ‘примочка’. Она вносит характерное изменение звука и увеличивает его продолжительность. Приставка построена на двойном операционном усилителе LM358. Сигнал со звукоснимателей гитары подается на вход усилителя.

Принципиальная схема самодельной тремоло приставки к электрогитаре, создающая эффект тремоло, значительно улучшает звучание электрогитары. Основой приставки является задающий генератор низкой частоты на транзисторе V1 и амплитудный модулятор на транзисторе V2. Частоту генератора изменяют переменным резистором R2. Входной сигнал поступает на.

Дисторшн (distortion) приставки, схемы которых приведены в статье, предназначены для работы в тракте электронной гитары. Сущность дистошн-эффекта состоит в двустороннем ограничении входного сигнала (от звукоснимателей) и поддержании его на постоянном уровне в течение достаточно большого времени. Приставка содержит предварительный усилитель.

Схема простой Вау — приставки к электрогитаре, предназначена для создания одноименного эффекта, заключающегося в подъеме АЧХ в сравнительно узкой (0,5. 1,5 кГц) полосе частот, которую по желанию исполнителя можно смещать по частоте в ту или иную сторону. Приставка выполнена на транзисторах V1 и V2.

Схема приставки к электрогитаре для бустер-эффекта, заключается в резком усилении звука в первоначальный момент после щипка струны (или нажатия на клавишу электронного музыкального инструмента). Затем громкость почти также быстро спадает, после чего следует обычное звучание инструмента. Благодаря этому при исполнении быстрых.

Схема преобразователя спектра для электрогитары позволяет получить органное звучание и ряд других звуковых эффектов, в том числе удвоение частоты. В основу работы устройства положен принцип регистрового синтеза тембров. Сигнал звукоснимателя сначала преобразуется в прямоугольный, затем его.

Приведена принципиальная схема синтезатора, который предназначен для электронных бас-гитар с неразвитой тембровой техникой. Он значительно расширяет их музыкальные возможности и приближает по разнообразию тембров к электронным бас-гитарам высокого класса. Устройство состоит из двух звукоснимателей .

Электрогитара предназначена для исполнения партий соло и ритма в ансамблях электронных музыкальных инструментов. Приведена принципиальная схема электрической части для электрогитары с использованием трех звукоснимателей. Ее электрическая часть состоит из .

G2D — фирма из Новой Зеландии (www.g2d.co.nz) занимается разработками в области гитарной электроники с 1984 года. Педаль G2D Morpheus была выпущена в 2003м году и позволяет получить сверхтяжелый дисторшн-эффект. Педаль имеет 4 ручки управления: Drive, Gate, Tone и Level.

Принципиальная схема гитарной педали Distortus Maximus — первая педаль от Krank, коробочка-монстр с высоким коэффициентом усиления. Она описывается многими пользователями как более чем педаль с богатым гармоническим синтезом. Distortus Maximus оснащен 3-полосным эквалайзером, педаль переключения байпаса и 9В адаптер постоянного тока / батареи.

Источник

Простейшая самодельная гитарная примочка

В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек — дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку — ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей «перегрузить» гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей — он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 — его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды — начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке — поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более «злым». Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм — 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным — т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки — идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон — то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки 🙂

Источник

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Юрий Вершинников
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 октября 2018 г.

Часть III. Практические примеры

Krank Distortus Mod

И дея очень простая – берём пару проверенных схем олдскульных примочек, сделанных для игры в ламповый комбо, и дооснащаем их системой дополнительных повторителей и фильтров. Таким образом, делаем их универсальными и пригодными для игры на любой гитаре, не только в комбо, но и в линию.

Источник оригинальных схем: Guitar-gear.ru

Первым был уже известный Krank Distortus Maximus. Я сделал к нему следующий мод:

Разберём его работу подробнее. Конденсатор С1 является разделительным. Резистор R5 включен в цепь эмиттора транзистора, поэтому для расчёта входного сопротивления схемы его надо увеличить в бета раз. Возьмём бета

300. Получим 117 кОм. R4 и эквивалентный (увеличенный в 300 раз) R5 включены параллельно на «землю». Их общее сопротивление (43х117)/(43+117)=31 кОм. Пусть выходное сопротивление гитары равно 5 кОм. Получаем на входе RC-фильтр высоких частот с сопротивлением R=31k+5k=36k и ёмкостью С=С1=4,7 нФ. Вычислим частоту среза. 1/(2πfС)=941 Гц. Значит, коэффициент усиления будет плавно возрастать примерно до 941 Гц. 941>648, то есть подъём средних (или спад нижних, что одно и тоже) частот будет достаточным, чтобы нормально перегружалась нота «ми» на 12-м ладу.

Далее, в коллекторе транзистора есть R3, после транзистора стоят R6, R7 и микросхема LM386 со входным сопротивлением 50 кОм. Последовательно с ними есть конденсаторы C2, C3. Компонентов много, грубый расчёт даёт нам ещё один ФВЧ первого порядка с частотой среза 150-200Гц и небольшим ослаблением низов (81Гц

3дБ). Так как у акустической гитары на борту уже есть предусилитель, в её спектре мало средних частот, такой «довырез» низов будет очень кстати. R7 просто регулирует коэффициент усиления до микросхемы. Дальше – интереснее. Конденсатор С4 совместно с резистором R6 образуют фильтр низких частот с частотой среза 2,5÷3 кГц, который вырезает «лишние» гармоники и акустические призвуки из спектра ещё до ограничения сигнала по амплитуде. Очень полезная штука. Теперь спектр акустики не будет сильно отличаться от электрогитарного. Оставляем всё как есть.

После рассчитанного фильтра идёт микросхема LM386N-3. Это усилитель класса «Б». Класс «Б» – значит с небольшими (мягкими) нелинейными искажениями. Для нас – самое то.

Эта микросхема выполняет роль нелинейного элемента (лампы): даёт большое усиление, перегружается по питанию и обеспечивает кучу нужных нам нелинейных искажений. Цифру и букву в названии микросхемы можно брать любую, на звук существенно влиять не будет. Корпус лучше DIP-8, так удобнее паять.

Далее идёт старый маршалловский темброблок. По современным меркам он очень примитивен и умеет только одно – ослаблять средние частоты (поднять их или получить линейную АЧХ не получится), но все номиналы подобраны как раз под электрогитару. Изначально темброблок проектировался, чтобы работать с «ламповыми» сигналами напряжением около 500 В, поэтому номиналы резисторов взяты очень большими, а конденсаторов – очень маленькими. Иначе он бы просто перегрелся и сгорел. У нас амплитуда сигнала всего 4,5 В. Для удобства я уменьшил номиналы резисторов в пять раз. Соответственно, в пять раз увеличил номиналы конденсаторов, чтобы частоты среза остались на месте. Обратите внимание на резистор R11, в оригинале он был логарифмическим на 1 МОм, но по логике вещей теперь должен стоять логарифмический резистор на 250 кОм. Однако нам известно, что логарифмический резистор имеет рабочее (среднее положение) в точке 10÷20% от номинала. Смотрим картинку:

Поэтому для простоты можно уменьшить его ещё раза в три-четыре, и взять с линейной характеристикой, как я и поступил.

Итак, пусть R11=47 кОм. Я пересчитывал все частоты среза на листе бумаги и в программе Tonestack Calculator. АЧХ искомого фильтра и моего абсолютно одинаковые, ничего не изменилось.

После темброблока идёт фильтр высоких частот. Я взял за основу AMZ Speakersim и уменьшил номиналы резисторов с 12 до 10 кОм, чтобы подвинуть частоту среза с 3,5 до 3,9 кГц.

Первый операционный усилитель выполняет роль простого повторителя между пассивным темброблоком и фильтром, идущим далее.

С точки зрения схемотехники этот фильтр имеет второй порядок, хоть в нём и три конденсатора (потому что между первой и второй RC-цепочкой нет отдельного повторителя). Поэтому я поставил две дополнительные RC-цепочки.

Смотрим конденсаторы С10 и С12. Теперь фильтр стал иметь четвёртый порядок (как у «маршалла»), а частота среза вернулась на место, примерно на 3,5 кГц. Теперь можно играть даже через домашний музыкальный центр.

Собрал всё на макетной плате. Вот фото оригинального Krank Distortus и того, что получилось у меня.

Это первая педаль, звук которой меня устраивает, и в которой не захотелось ничего переделывать. Записывать звук с домашнего кабинета мне нечем. Можно было бы воспользоваться специальным плагином для записи электрогитары, но нас ведь интересует звук без обработки, в линию; поэтому просто выложу ссылку на звучание оригинала через комбо:

Так как я ничего не изменял, кроме выходного фильтра, то звучит очень похоже, только никаких специальных плагинов и «гитар ригов».

Ibanez Tube Screamer Mod

Пока я баловался вечерами с вышеперечисленными примочками, продалась моя электрогитара. Зато я стал обладателем акустической гитары Morris W20 (как на фото в части III) и звукоснимателя Skysonic T903 к ней, вот такого:

Этот звукосниматель содержит сингл (а точнее humcanceler), микрофон для передачи «живого» акустического звука и встроенный предусилитель, но не имеет регулировок тембра.

По этой причине следующей задумкой стал предварительный усилитель с двумя раздельными каналами – чистым акустическим (с регулировками ВЧ/НЧ/СЧ)и перегруженным, с регулировкой Tone. Хотелось предварительный усилитель для фингерстайла, как в этом видео:

Кстати, на концерте группы «Воскресенье» Сапунов пилил электроакустическом Takamine отличные тягучие соло через перегруз. Сам видел.

Слушайте Сотворю тебе мир — Воскресение на Яндекс.Музыке

Мне захотелось также.

За основу для чистого канала взял фильтр под названием Tone Mender. Для перегруженного канала за основу взял Ibanez Tube Screamer TS-9, а точнее, его клон. Я оставил саму идею (форму АЧХ), но собрал всё на операционных усилителях и доработал фильтры на входе и выходе.

Вот, что у меня получилось:

Чистый канал – здесь всё просто. Это тот же маршалловский tone stack. Если ставить линейный резистор Bass, лучше взять номинал чуть меньше, на 330 кОм, чтобы рабочая область была на «12 часов». На входе перед темброблоком – неинвертирующий усилитель с большим входным сопротивлением. Это чтобы увеличить амплитуду сигнала и компенсировать его последующее затухание в темброблоке (3÷14дБ). После него – обычный повторитель, чтобы можно было подключаться в любой оконечный усилитель, не заботясь о его входном сопротивлении.

Перегруженный канал – доработанный Ibanez Tube Screamer. На входе повторитель. За ним ФНЧ (смотрим на R16 и конденсатор С12) с частотой среза 2,4 кГц. На втором операционном усилителе собран ФВЧ, дающий подъём АЧХ до 740 Гц. ФНЧ и ФВЧ, включённые последовательно, дают нам полосовой фильтр средних частот. Чуть меньше песка в звуке, возможность подключения акустической гитары. На этом же, втором ОУ происходит ограничение сигнала по амплитуде.

Ограничение происходит за счёт диодов D3, D4, D5. Пробовал разные сочетания. Симметричное и асимметричное ограничение действительно отличаются на слух. При асимметричном появляется больше рычания в звуке. Форма сигнала имеет значение. Можно попробовать в качестве D5 использовать светодиод. У меня наиболее «ламповый» звук получился именно при таком сочетании диодов и конденсаторе 47 пФ. Осциллограмма должна быть вот такой:

Асимметрия отрицательной и положительной полуволн даёт разное количество диодов в верхнем и нижнем плече отрицательной обратной связи. Конденсатор даёт плавно скруглённые углы и небольшой скос основания трапеции (теоретически он имеет форму экспоненты). Да здравствуют чётные гармоники!

После ограничителя идёт выходной темброблок. Он собран на операционном усилителе (IC2b).

По смыслу это тоже ФНЧ первого порядка (кто бы мог подумать?), только его частота среза может перестраиваться потенциометром Tone A20k примерно от 700 Гц, до 3,8 кГц.

У оригинальной схемы есть проблема: если Тоne убавить, звук получается приятный, но мутноватый, неяркий. Если чуть прибавить – становится много песка в звуке, целый песчаный карьер. Фильтра первого порядка не хватает, чтобы в достаточной степени погасить нежелательные верхние частоты. По этой причине я добавил конденсаторы С13, С14, С15 по 33 нФ. Они образуют с соответствующими резисторами 1кОм дополнительные RC-фильтры.

Частота среза чуть уползает вниз. Поэтому R11 уменьшил до 180 Ом. Суммарный фильтр имеет уже третий порядок (не забываем ещё про полосовой фильтр на входе). Этого хватает, чтобы убрать лишний «песок» и создать ламповый звук. Тубскример переводится как «ламповый крикун».

Если будет не хватать «песка и железа» в звуке, номиналы С12 и остальных «синих» конденсаторов на схеме следует уменьшить раза в полтора.

Всё это я тоже собрал на макетной плате. Перегруз собирал на микросхеме TL074 – это четыре ОУ в одном корпусе и никаких отдельных транзисторов. Получилось очень компактно. После многочисленных проб и переделок, упаковал плату в корпус от пульта сварочного автомата. Корпус, правда, огромный, зато винтажно.

При такой схеме у готового предусилителя должно получиться семь потенциометров и две кнопки байпасса (отдельная на каждый канал), но мне стало лень. И так огромное количество крутилок, отверстий и проводов. Решил упростить монтаж. Преамп для чистого канала у меня включен постоянно, поэтому отдельный байпасс для него делать не стал, собрал всё напрямую.

Регулятор громкости Level чистого канала заменил резистором на 100 кОм. Снаружи корпуса остались только крутилки темброблоков и гейн – лень было сверлить корпус.

Получилось вот так:

В завершение хочу сказать: обе описанные примочки можно подключать в комбо, также как и обычные педали. Подобным образом можно доработать любую аналоговую схему гитарных эффектов. Сделанные мной доработки добавляют им универсальности и снижают требования к характеристикам музыкального инструмента, оконечного усилителя и акустической системы.

Источник

Оцените статью